Бабушкина Л.А., учитель биологии, МОУ Долгодеревенская СОШ, Сосновский район, Челябинская область Урок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии» Презентация к уроку на сайте http://www.proshkolu.ru/user/lilisekrist/file/1746319/ Методические рекомендации к уроку: ПредметТема (раздел)Тема урока по учебно-тематическому плануНомер урока по темеМетодыФормы организации урокаТип урокаЦельЗадачиОсновные терминыОборудование и наглядные пособияДемонстрацияЛитература для учащихсяЛитература для учителяЭтапы урока и их продолжи- тельность1.Организа- ционный момент-1 минутаII. Актуализация знаний учащихся -8 минут III. Изучение нового материала –23 минутIV.Этап закрепления изученного материала - 5 минут V. Итоги работы на уроке – 2 минутыVI. Домашнее задание - 1 минуты | биологияПопуляционно-видовой уровень жизни «Вид и его критерии»2Объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практическиеФронтальная беседа, практическая работа, комбинированныйИзучить особенности видов и их критерииОбучающие – изучить понятие вид и его критерии Развивающие. Развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с текстом, ориентироваться в биологической терминологии; Воспитывающие. Продолжить формирование представлений о единстве происхождения жизни, развивая эволюционную точку зрения. Вид, критерии вида, виды-двойники, ареал1. компьютер; 2. мультимедийный проектор; 3. карточки с тестовыми заданиями; 4. открытки животных и растений; 5. таблица «Критерии вида»комнатные растения одного рода, но разных видов; комнатные растения одного вида; презентация1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс - М.: Дрофа, 2005 1. 1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс - М.: Дрофа, 2005 2. Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Общая биология: 10-11 классы» -:Издательство «Экзамен», 2006 3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006 4.Рувинский А.О. и др. Общая биология – М. Просвещение, 1993Содержание этапов урокаПриветствие. Вопросы учащихся по домашнему заданиюРабота на доске (написать на доске) - Таксономические группы в классификации растений ( 1 ученик): -Таксономические группы в классификации животных (1 ученик): 2.Беседа с учащимися по вопросам (4 ученика): - Что вы знаете о классификации организмов? - Для чего используется классификация? - Приведите примеры классификации растений и животных1)Формулировка темы, цели и задач урока (слайд №1, 2 в презентации) 2). Используя слайды №3,4,5 презентации, перейти к определениям: «Вид» и «Критерии вида», которые дети записывают в тетрадь; 3) Постановка проблемы – слайды презентации №8,9, вопрос, на который нужно дать ответ в течение урока: «Относятся ли данные организмы к одному виду?» 4) Знакомство с различными критериями вида – рассказ учителя о морфологическом, генетическом и физиологическом критериях с использованием слайдов презентации №10-14 и демонстрируемых комнатных растений 5) Самостоятельная работа с текстом учебника по изучению географического, экологического и исторического критериев. Беседа по прочитанному материалу с демонстрацией слайдов презентации №15-18 6) Ответ на вопрос, поставленный в начале изучения темы, слайды № 19,20 7). Практическая работа (учитель знакомит с практической работой, используя слайды презентации, затем задания раздаются на инструктивных картах). Тема. Изучение морфологического критерия Цель. Научиться описывать внешние признаки организма, сравнивать и делать выводы Объекты для изучения: открытки пород собак и кошек, комнатные растения Ход работы: 1. Используя открытки и живые комнатные растения, заполните таблицу в тетрадях: описание Название организма №1 Название Организма№2
1. размеры
2. окраска
3. Покровы тела
4.Особенности органов
2. Дайте письменный ответ на вопрос: «Каковы причины сходств и отличий?» 3. Сделайте вывод о причинах сходств и отличий этих организмов? Можно ли их отнести к одному виду?Выполнение теста – слайды презентации № 23-27
Выводы по уроку – слайды № 28, 29. Кроме изученных критериев существуют и другие: слайд № 30§ 4.1; закончить практическую работу; привести примеры видов растений и животных нашей местности
| |