Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101




Скачать 314.9 Kb.
НазваниеРабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101
страница1/4
Дата03.12.2012
Размер314.9 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»


«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель ЦКМС,

Проректор

по учебно-методической работе,

доцент Биккинеев Ф.Г.

7 сентября 2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
Для специальности - социальная работа, 040101
Факультет ФСР

Кафедра истории, философии, социологии и политологии


Дневное отделение Заочное отделение


Курс 1 1

Семестр 1 1

Лекции 28 6

Практич. (сем.)
занятия 26 8

Самост.

работа 135 175

Всего: 189 189

Контрольная - 1 семестр

работа:

Форма

контроля экз. экз.


2010 г.


Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.


Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

истории, философии,

социологии и политологии ____________Мухарямова Л.М.


Старший преподаватель

кафедры истории, философии,

социологии и политологии _____________Соловьянова М.Е.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории, философии, социологии и политологии 03.07.2010 г.


Заведующий кафедрой _________________________ Мухарямова Л.М.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин 06.09.2010 г.


Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин __________________ Мухарямова Л.М.


Содержание


1. Организационно-методический раздел………………………………..4


2. Учебно-тематический план…………………………………………….5


3. Программа курса………………………………………………………. 5


4. Планы семинарских занятий……………………………………………8


5.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………14


6. Примерные тестовые задания для самоконтроля……………………..18


7. Вопросы к экзамену……………………………………………………...20


8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………23


1. Организационно-методический раздел


Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 - Социальная работа.

Цель курса – дать представление об общих элементах, мировоззренческих и методологических установках современной естественно-научной картины мира.

Основные задачи курса:

- показать специфику и взаимосвязь гуманитарной и естественно-научной культур;

- проанализировать основные исторические периоды развития естествознания, показать историческую необходимость в смене научных картин мира;

- дать представление об основных концепциях в области естественных наук, раскрыть содержание современной физической, химической и биологической картины мира;

- сформировать навыки естественно-научного способа мышления на основе понимания основных принципов и закономерностей развития природы, методов, используемых в современном естествознании.

- способствовать формированию целостного мировоззрения на основе синтеза принципов и ценностей естественно-научной и гуманитарной культур.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные модели научных картин мира и уметь обосновывать выбор теоретико-методологических средств при исследовании явлений и процессов в сфере социального обслуживания в контексте принципов естественно-научной картины мира.


2.Учебно-тематический план




п/п

Тема занятия

Количество часов

очное

заочное

Лек-

ции

Семи-нары

Лек-ции

Семи-нары







Ауд. Сам.

Ауд. Сам.







1

Естественно-научная культура, ее особенности

4

2

1

1

2

Исторические этапы развития естествознания

6

4 2

1

-

3

Материя, пространство и время в современной научной картине мире

2

2

1

1

4

Фундаментальные физические взаимодействия и концепции элементарных частиц

4

2

1

1

5

Космологические модели Вселенной

2 1

2 1

-

1

6

Концептуальные уровни познания в химии

2

1 1

-

1

7

Особенности биологического уровня организации материи

2 1

2 2

1

1

8

Концепция биосферы и экология

2

1 1

-

1

9

Теория самоорганизации

2

2 1

1

1




Самостоятельная работа

2

8










ИТОГО:

28

26

6

8


3. Программа курса


Тема 1. Естественно-научная культура, ее особенности

Наука как компонент духовной культуры. Отличие научного знания от донаучного и вненаучного. Классификация наук. Точные, естественные и гуманитарные науки. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь. Научное объяснение. Объяснение и понимание.

Структура естественно-научного познания. Основные элементы научного знания: факты, законы, теории, научные картины мира.

Методология естественно-научного познания. Критерии и нормы научности. Границы научного метода.


Тема 2. Исторические этапы развития естествознания

Генезис и развитие естественно-научных воззрений в древних цивилизациях. Накопление донаучных рациональных знаний о природе в первобытную эпоху. Предпосылки становления науки: систематизация мифов, накопление и обобщение рациональных знаний, формирование всеобщих понятий.

Становление естественно-научных воззрений в древнегреческой культуре. Идея рационального обоснования знания. Возникновение натурфилософии. Формирование первых естественно-научных программ (концепция атомизма, пифагореизм, физика Аристотеля). Ограниченность античной науки.

Особенности мировоззренческих и познавательных установок Средневековья. Отношение к природе. Схоластический стиль мышления. Отрицательное отношение к экспериментам.

Естествознание в эпоху Возрождения. Мировоззренческий переворот. Коперниканская революция. Мировоззренческое значение теории Коперника.

Научная революция XVII в. Становление механистической картины мира. Математизация естествознания. Формирование непосредственных предпосылок классической механики: открытия Кеплера и Галилея, физика Декарта. Ньютонианская революция. Создание теории тяготения.

Особенности естествознания XVIII – первой половины XIX в. Особенности методологических установок классической физики. Электромагнитная картина мира.

Открытия в физике в конце XIX в. Создание специальной и общей теории относительности. Становление и развитие квантовой физики.


Тема 3. Материя, пространство и время в современной

научной картине мира

Структурные уровни организации материи. Особенности микро-, макро- и мегамира. Основные уровни организации неживой и живой природы.

Пространственно-временные свойства материи. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки. Принцип относительности в классической механике. Понятия пространства и времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности. Мировоззренческие и теоретико-методологические следствия теории относительности. Свойства пространства и времени.


Тема 4. Фундаментальные физические взаимодействия и концепции элементарных частиц

Развитие представлений о квантах. Дуализм волны и частицы в микрообъектах. Теория атома Н. Бора. Принцип дополнительности. Принцип неопределенности Гейзенберга. Проблема интерпретации в квантовой механике. Вероятностный характер предсказаний в квантовой механике.

Понятие фундаментальных физических взаимодействий. Типы фундаментальных физических взаимодействий: гравитационное, слабое, электромагнитное, сильное. Проблема единства физики. Понятие физического вакуума. Принцип симметрии.

Мир элементарных частиц. Классификация элементарных частиц. Характеристики субатомных частиц. Кварковая модель адронов.


Тема 5. Космологические модели Вселенной

Развитие представлений о космосе. Модель космоса Аристотеля. Открытия Коперника и Кеплера. Космология Ньютона, ее постулаты. Возникновение нестационарной релятивистской космологии. Расширяющаяся Вселенная. Эволюция Вселенной. Теория Большого взрыва. Антропный принцип в космологии. Сценарии будущего Вселенной.

Структура Вселенной. Галактики, их структура, типология. Звезды. Стадии звездной эволюции. Солнечная система. Происхождение Солнечной системы.


Тема 6. Концептуальные уровни познания в химии

Предмет познания и проблемы химической науки. Концептуальные уровни познания в химии.

Состав вещества и химические системы. Проблема химического элемента и химического соединения. Открытие Лавуазье. Развитие атомно-молекулярного учения. Периодическая система химических элементов. Значение открытия Д.И. Менделеева. Решение проблемы химического соединения. Понятие химической связи.

Структура вещества. Возникновение и развитие структурной химии. Теория строения А.М. Бутлерова.

Учение о химических процессах. Условия протекания химических процессов. Эволюционная химия. Самоорганизация в химических системах.


Тема 7. Особенности биологического уровня организации материи

Развитие представлений о происхождении жизни. Витализм. Идея самозарождения жизни. Основные этапы биогенеза.

Особенности живых систем. Механизмы саморегуляции в биологических системах.

Уровни организации живого. Молекулярно-генетический, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический уровни, их особенности.

Идея развития в биологии. Дарвиновская теория эволюции, ее основные принципы. Создание синтетической теории эволюции. Эволюционная биология как синтез дарвинизма, генетики, экологии. Микроэволюция и макроэволюция.


Тема 8. Концепция биосферы и экология

Развитие представлений о биосфере. Концепция Вернадского о биосфере. Биосфера и ноосфера.

Современная концепция экологии. Экологические системы и их структура. Особенности функционирования экосистем. Взаимодействие экосистемы и окружающей ее среды.

Влияние человека на природу. Техносфера. Противоречия в системе «природа-биосфера-человек». Экологический кризис и пути его разрешения. Экология и здоровье человека. Формирование экологического сознания.


Тема 9. Теория самоорганизации

Особенности современной естественно-научной картины мира. Формирование идей самоорганизации. Характеристики самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, диссипативность. Хаос как фактор самоорганизации.

Самоорганизация как источник и основа эволюции систем. Самоорганизация в различных видах эволюции.

Принцип глобального эволюционизма в современном естествознании. Смещение интересов естественных наук к междисциплинарным проблемам. Формирование нового интердисциплинарного образа науки.


4. Планы семинарских занятий


Тема 1. Естественно-научная культура, ее особенности

  1. Место и роль науки в системе культуры.

  2. Естественно-научная и гуманитарная культуры, их специфика и взаимосвязь.

  3. Структура естественно-научного познания. Основные элементы научного знания (факты, законы, теории).

  4. Методы научного познания. Критерии и нормы научности.

Литература

Основная:

  1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. Гл. 1, с. 10-30.

  2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – М.: ЮНИТИ, 1997. Гл.1, с. 11-21, гл. 2, с. 26-38.

Дополнительная:

  1. Ивин А.А. Современная философия науки. – М.: «Высшая школа», 2005.

  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов.- М., 2003.

  3. Лекторский В.А. Возможна ли интеграция естественных наук и наук о человеке? // Вопросы философии, №3, 2004, с. 44-49.

  4. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2005.

  5. Основы философии науки. Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.


  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconРабочая программа По дисциплине электив «Уровень и качество жизни» Для специальности социальная работа, 040101
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconРабочая программа по дисциплине “теория социальной работы” для специальности 040101 социальная работа
Рабочая программа составлена на основании гос впо для специальности 040101 “социальная работа” утвержденного 10 марта 2000 г., рассмотрена...
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconРабочая программа По дисциплине Концепции современного естествознания
Рабочая программа по дисциплине “Концепции современного естествознания” составлена в соответствии с “Государственным образовательным...
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconРабочая программа По дисциплине «Основы социальной медицины» Для специальности 040101 «Социальная работа»
...
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 Социальная работа
Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101 – «Социальная работа» составлена в соответствии с требованиями...
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconРабочая программа по дисциплине «Концепции современного естествознания»
Учебно-методическая комиссия физического факультета Тюменского государственного университета приняла решение рекомендовать использовать...
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconУчебно-методические материалы по дисциплине проблемы социальной работы с молодежью для студентов специальности 040101 "Социальная работа"
Кабардино-Балкарского университета имени Х. М. Бербекова Чемаевым Н. А. в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconПрограмма дисциплины Концепции современного естествознания
Социальная работа и 350500 Социальная работа / Социальная работа с семьями и детьми
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconРабочая учебная программа по дисциплине «Концепции современного естествознания» разработана в соответствии с Федеральным государственным образователь- ным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом, рекомендациями и Прооп.
Концепции современного естествознания [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с
Рабочая программа По дисциплине «концепции современного естествознания» Для специальности социальная работа, 040101 iconРабочая программа по дисциплине «Предпринимательская деятельность на этапе реализации проекта»
Рабочая программа составлена для специальности 040101 – социальная работа в рамках группового проектного обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница