Визитная карточка портфолио проекта «Его величество ЖЕЛЕЗО»
Автор проекта |
| Фамилия, имя, отчество | Каширина Любовь Ивановна |
| Город, область | Тамбовская область, Петровский район, с.Кочетовка |
| Наименование образовательного учреждения | Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Избердеевской сош в с. Кочетовка |
| Описание проекта |
| Название темы учебного проекта | «Железо и его свойства» |
|
Краткое содержание проекта
|
| Учебно-исследовательский проект «Его величество железо» может быть реализован по химии в рамках изучения темы «Металлы». Значимость данной темы подтверждается словами академика А.С.Ферсмана «Железо не только основа всего мира, самый распространенный металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Д.И.Менделеева найти другой такой элемент, который был бы связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества». Также железо играет огромную роль в жизни животных, растений и человека. Например, недостаток железа в организме человека приводит к развитию анемии, которая влияет на здоровье человека. Поэтому данная тема очень актуальна. Данный проект содержит экскурсии, эксперимент, практические и теоретические исследования, которые помогут углубить и актуализировать знания обучающихся. Проект активизирует познавательную деятельность обучающихся, повышает интерес к познанию химии и биологии, ориентирует их на профессии, связанных с медициной. Проект позволит обучающимся не только оглянуться в прошлое или осмыслить настоящее, но заглянуть в будущее, которое и представить даже сложно, учитывая развитие современных технологий. |
Предмет(ы)
| Химия, биология |
| Возраст обучающихся (воспитанников) | 13-15 лет |
| Приблизительная продолжительность реализации проекта | 6 недель |
|
Основа проекта
|
| Образовательные стандарты |
| В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В Пояснительной записке Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения отмечается, что «содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся». Центральной линией развития школьника должно стать формирование его интеллектуальной деятельности. В указанном контексте следует отметить особую значимость проектной деятельности как компетентностно-ориентированной педагогической технологии. В свою очередь, как отмечается в ФГОСе по естествознанию, предмет призван не только развивать навыки наблюдения и исследования явлений окружающего мира, состояния своего здоровья но и быть активным участником в проектах по защите окружающей среды и своего здоровья. В ходе изучения курса школьники должны научиться оценивать свое место в окружающем мире, развивать желание участвовать в его созидании во имя родной страны и планеты Земля.
| Планируемые результаты обучения : |
| Личностные |
| После завершения проекта обучающие смогут: повысить степень ответственности к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; повысить степень толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи; организовать свою деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами поведения в группах и сообществах; получить навыки в учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; осознать себя членом социума в самом широком смысле этого слова – жителем планеты Земля, ответственным за ее будущее, за будущее своей Родины.
|
Метапредметные
|
| К ним можно отнести: способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника; освоение обучающимися межпредметных понятия и универсальных учебных действий, умение структурировать найденную информацию; проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов; способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и возможностей человеческого разума; навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных действий. осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
| Предметные |
| Знать / понимать: Основные понятия и термины, связанные с данной темой; Двойственную роль железа в природе; Физические и химические свойства железа; Роль металлов в живых организмах; Причины, источники и основные способы предупреждения загрязнения окружающей среды Уметь: Выделять, описывать и объяснять свойства, строение и применение железа и его соединений; Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения, приводить примеры. Проводить качественные реакции на ионы железа. Применять: полученные знания и умения на практике.
|
Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос | Может ли человек обойтись без ЖЕЛЕЗА?
|
| Проблемные вопросы учебной темы | Каким образом связано железо и здоровье человека? Железо внутри нас. Биологическая роль железа. Железо - друг или враг? Влияет ли железо на процессы дыхания в живых организмах? Что такое «обезжелезивание» воды? Железо на службе человека. Чемпионы по содержанию железа. Коррозия железа как источник антропогенного загрязнения окружающей среды. |
| Учебные вопросы | Нахождение железа в природе. Каковы физические свойства железа? Каковы специфические свойства железа?(Могут ли соли железа быть восстановлены железом?) Содержание железа в питьевой воде. Применение железа и ее соединений.
|
|
График оценивания |
| До работы над проектом | В ходе работы над проектом и выполнения заданий | После завершения работы над проектом |
| Стратегия оценивания потребности обучающихся Стратегия развития самостоятельности и взаимо-действия; Совместное обсуждение плана выполнения проекта. (Листы оценивания) | Стратегия наблюдения за экспериментом, поиском, процессом; Ведение блога проекта; Ведение дневника проекта; Построение личностного роста. Создание творческих работ. | Стратегия проверки понимания и поддержания метопознания; Коллективная рефлексия; Методика оценивания коллективного вклада; Графические техники видуализации Информационные продукты (листы оценивания) |
| Описание методов оценивания |
| Перед началом проекта проводилось анкетирование обучающихся для выявления их уровня знаний. Особое внимание было уделено технике безопасности при работе с хим. реактивами, на компьютере(проведен инструктаж по ТБ) При оценивании исследовательского проекта были использованы следующие критерии: степень самостоятельности, практическое использование УУД, количество новой информации, используемой для выполнения проекта, уровень сложности и степень владения использованными методиками, оригинальность идеи, осмысление проблемы проекта и формирования цели проекта, владение рефлексией, социальное и прикладное значение полученных результатов. Если коротко, то оценивание в учебных проектах было спланировано таким образом, чтобы: использовались различные методы и средства оценивания; оценивание использовалось в процессе всего периода проекта (формирующего, промежуточного и итогового); описаны критерии оценивания продуктов исследовательской деятельности учащихся; наличие материалов по формирующему и итоговому оцениванию;(дневник проведения проекта, хим. эксперимент, экскурсия, встречи, защита своего продукта- презентация, буклет. реферат); оценивались важные задачи учебной темы учащиеся вовлекались в процессы оценивания. Выбранные технологии предполагают активное участие обучающихся, их наставников в процедуре оценивания . | Сведения о проекте |
| Необходимые начальные знания, умения, навыки |
| Учащиеся должны обладать навыками: организации универсальных учебных действий в проведении поисково- исследовательской работы; организации работы в группе: организации взаимодействия, распределения обязанностей с целью оптимизации деятельности; поиска информации в книгах, журналах.
| Концептуальные знания и технические навыки, необходимые обучающимся (воспитанникам), чтобы начать выполнение этого проекта |
| поиска информации в сети Интернет, ее систематизации; совместного редактирования документов, использования социальных сервисов для совместного хранения закладок, размещения текстовых документов, презентаций и др. организовывать оптимальное размещение информации на компьютере, переносить информацию |
| Мероприятия |
| Проанализировали необходимую литературу; сайты Интернет; CD – диски. Совершили экскурсию в лабораторию ЦРБ и аптеку. Получили информацию, побеседовав с медицинскими работниками. Провели эксперимент по обнаружению железа в продуктах питания (Проведен инструктаж по ТБ при работе в хим. кабинете и на компьютере). Детально изучили инструкции по применению препаратов железа. Проанализировали полученные результаты. Сделали выводы, оформили результаты.
| Материалы для дифференцированного обучения обучающихся (воспитанников) |
| с проблемами усвоения учебного материала |
| Работая с учениками с проблемами освоения новых сервисов, поиске и анализе информации, общения в сети, рекомендуется проводить дополнительные разъяснительные индивидуальные переговоры. Можно также предложить энциклопедии, интернет-ресурсы, которые уже содержат материал по теме. Задача ученика - ознакомиться с материалом, структурировать его. Приводить примеры качественных сообщений на форумах.
| для которых язык преподавания не родной |
| Такой ученик может испытывать определенные сложности в подготовке текстовой информации и общении в сети. Ему следует рекомендовать работу по изучению новых терминов со словарем. Будет полезным составление таблиц, схем, поиск определенных картинок.
| одаренных |
| Что касается одаренных школьников, то следует сделать акцент на более углубленном изучении сервисов и активном общении в сети Интернет. Например, войти в какое-то сообщество, поддерживать обсуждение по определённой теме на форуме. Материалы и ресурсы, необходимые для проекта, они готовят самостоятельно. На итоговом уроке такие школьники защищают презентацию.
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта |
| Технологии — оборудование |
| набор лабораторного оборудования; химические реактивы; компьютер(-ы); фотоаппарат; сканер; принтер. |
| Технологии — программное обеспечение |
| Сайты Интернета( Веб-браузер; (веб-сервис http://www.flash-gear.com/puzzle/); CD диски; Программы обработки изображений; Текстовый редактор; Программы электронной почты; Программы подготовки мультимедийной презентации; |
Материалы на печатной основе |
| Бастракова Ю.А., Воложанина Л.Е., Элективные курсы предпрофильной подготовки (Экология) - Тамбов,ТОИПКРО,2005 Волынова Л.Г., Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий- Волгоград,Учитель,2005. Дендебер С.В., Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии - М.: 5 за знания,2008 Журин А.А., Лабораторные опытыи практические работы по химии- Москва, «Аквариум», 2007 Макаров К.А., Химия и медицина- М.:Просвещение,1981 Петров В.Н., Физиология и патология обмена железа - Л.,1982 Научно-популярный и методический журнал «Химия в школе» № 6,5 - 2005, №3 -1997, №3 -1998 Ширшина Н.В., Химия. Проектная деятельность учащихся- Волгоград, учитель,2007.
| Другие принадлежности |
| Интернет-ресурсы |
| Энциклопедии, словари и научные журналы; Интернет-ресурсы: WWW. wikipedia. ru
Элементы большой науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elementy.ru/ Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ 4 . В мире науки и техники [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.evritech.ru/index.html | Другие ресурсы |
|
Весьма полезным было бы интервьюирование родителей, родственников и знакомых.
|
План проведения проекта
Мероприятия | Ответственные | Сроки выполнения | Подготовительный этап | «Мозговой штурм» (формирование тем исследования) | Руководитель проекта | 1 урок -15 мин | Формирование групп, выдвижение гипотезы | Руководитель проекта | 1урок 20 мин. | Выбор творческого названия проекта | Руководитель проекта | 1урок 10мин | Подбор необходимой литературы, выход в сети Интернет
| Руководитель проекта, библиотекарь, зав. Кабинетом информатики | 2 урок
| Основной этап | | Руководитель проекта | 3 урок
| Анализ источников информации | Руководитель проекта, | 4урок | Самостоятельная работа по проведению исследовательской деятельности. (Экскурсии, химический эксперимент,встречи) | Руководитель проекта,зав. аптекой, лаборант ЦРБ, | 5 -6 урок | Подготовка презентаций о проделанной работе | Руководитель проекта, обучающиеся | 7 урок | Заключительный этап | (подведение итогов, анализ результатов) | Руководитель проекта, обучающиеся | Заключительный урок | Защита презентаций, создание газеты, рефератов. | Руководитель проекта, обучающиеся | Заключительный урок | Информационные продукты (Листы оценивания) | Руководитель проекта, обучающиеся | Заключительный урок | Награждение наиболее отличившихся | Администрация школы, руководитель проекта, | Заключительный урок | |