Первый. Немного истории




Скачать 362.27 Kb.
НазваниеПервый. Немного истории
страница1/2
Дата02.12.2012
Размер362.27 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Тезаурус




Цвета основные 125

— дополнительные 125

— метамерные 127

Цвета характеристика количествен­ная 128 Цветовая температура 127 Цветовой тон 126

— насыщенность 128

— светлота 126

— теплый 126

— холодный 126

— яркость 124, 125, 153 Цветопередача 98—102

— влияние экспозиции 102

— градационные искажения 102

— спектральная чувствительность 99

— цветоделение 98

Экспозиция 125, 161

— область недодержек 94

— область нормальных экспозиций 94

— по общей освещенности 162

— по общей яркости 164

— по яркости отдельных участков 164

Экспонометрия 161

Экспонометры 161, 165—166

— практика пользования экспоно­метрами 167

Экспонометры, входящие в конструкцию фотоаппаратов 55

— однопрограммные автоматы 59

— пятипрограммные автоматы 59

— система TTL 61-62 Электроглянцеватель

89 Эмульсионный слой 91

Чернение 238

Яркость 35, 124 — интервал яркостей 129, 130, 153

Штативы 88


Раздел первый. НЕМНОГО ИСТОРИИ


(Фомин А. А., Морозов С. А.)

ПРЕДПОСЫЛКИ'ДЛЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ФОТОГРАФИИ g

1. Камера-обскура . 5

2. Основной закон фотохимии 7

I. ПЕРВЫЕ В МИРЕ СНИМКИ 8

1. Снимок Ньепса 8

Снимок Тальбота 8

Снимок Дагера 10

4. Снимки Фрицше 11

III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФОТОГРАФИИ 3

1. Фотография в науке и технике 14

2. Фотография в общественной жизни 14

3. Фотография как искусство 16

IV. ИЗ ИСТОРИИ СВЕ10ПИСИ В РОССИИ 17

V. ОСНОВНЫЕ ДАТЫ СОВЕТСКОЙ ФОТОГРАФИИ 22

Раздел второй. СОВРЕМЕННЫЕ ФОТОАППАРАТЫ

(Щепанский Г. В )

I ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ФОТОАППАРАТА 33

1. Корпус 33

2. Объектив 33

Затвор 46

Экспонометры, входящие в конструкцию фотоаппа­рата 55

Видоискатели и фокусировочные устройства

62 6. Система зарядки

68КЛАССИФИКАЦИЯ ФОТОАППАРАТОВ

Фотоаппараты с жестковстроеннымн объективами

  1. 2. Шкальные фотоаппараты

  2. . Далыюмерные фотоаппараты

  3. . Зеркальные фотоаппараты

  4. 5. Фотоаппараты с наводкой объектива на резкость по съемному матовому стеклу .

  5. II. ФОТОПРИНАДЛЕЖНОСТИ

  6. Видоискатели сменные

  7. Дальномеры

  8. Приставка для макросъемок ПЗФ

  9. . Диарепродукционная установка ДРУ-2

  10. . Кольца удлинительные

  11. . Светофильтры съемочные

  12. . Тросики фотографические

8. Светозащитные бленды

9. Наглазник

10. Штативы

11. Переходная гайка-винт

12. Кронштейн КТЗ

13. РезаюГдля фотобумаги

14. Фотобачок

15. Реле времени

16. Электроглянцеватель

Раздел третий. ФОТОМАТЕРИАЛЫ

(И офис Е. А., Фомин А. В.)

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Ассортимент

2. Форматы, упаковка, маркировка

3. Строение черно-белых фотоматериалов

4. Строение цветных фотоматериалов

5. Хранение фотоматериалов

II. ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ СЛОЕВ

1. Характеристическая кривая

2. Светочувствительность

3. Фотографическая широта

4. Контраст и контрастность изображения

5. Цветопередача

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОТОМАТЕРИАЛОВ

1. Черно-белые негативные фотопленка

2. 'Черно-белые негативные кинопленки

3. Черно-белые негативные фотопластинки

4. Черно-белые фотобумаги

5. Черно-белые позитивные фотопленки

6. Черно-белые позитивные фотопластинки

7. Цветные негативные фотопленки


8. Цветные фотобумаги

9. Цветные обращаемые фотоматериалы

10. Цветные позитивные фотопленки

11. Импортные черно-белые и цветные фотоматериалы

Раздел четвертый. СВЕТ И ЦВЕТ

(Панфилов Н. Д., Неткачев Л. Б.)

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. Лучистая энергия

2. Спектральный состав света

3. Основные световые величины и единицы

4. Основные и дополнительные цвета

5. Цветовой тон, насыщенность, светлота

6. Монохроматические излучения и спектральные цве­та

7. Излучения сложного спектрального состава и метамерные цвета

8. Цветовая температура

9. Количественная характеристика цвета

10. Избирательное отражение, пропускание и погло­щение света

11. Стандарты источников света

II. ИСТОЧНИКИ СВЕТА

  1. Солнце

  2. 2. Электрические осветительные приборы

  3. Электронные импульсные фотовспышки

  4. V. ВОЗМОЖНЫЕ ДЕФЕКТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ

  5. . На негативе

  6. 2. На позитиве

  7. 3. На диапозитиве

  8. 4. Дополнительная обработка черно т. негативов

  9. I. РЕТУШЬ

  10. . Материалы и инструменты

  11. 2. Ретушь негатива

  12. 3 Ретушь позитива

  13. 4. Надписи на изображении

  14. УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

  15. 1. Дореволюционные издания

  16. 2. Советские издания.

  17. Раздел пятый. ФОТОСЪЕМКА

  18. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ .

  19. 1. Композиция

  20. 2. Сюжетно-тематический (смысловой) центр

  21. 3. Светотень

  22. 4. Колорит

  23. 5. Перспектива

  24. 6. Точка и момент съемки

  25. 7. Планы и ракурс

  26. 8. Контрасты

  27. 1. ОСВЕЩЕНИЕ

  28. 1. Элементы светотени

  29. 2. Виды освещения

  30. 3. Практика освещения

  31. 14. ОПРЕДЕЛЕНИ1 ЭКСПОЗИЦИИ

  32. . Общие сведения

  33. 3. Экспозиция по результатам измерения общей ярко­сти объекта

  34. 4. Экспозиция по результатам измерения яркостей от­дельных участков объекта

б. Практика пользования фотоэкспонометрами

IV. РБПОРТАЖНАЯ СЪЕМКА

1. Общие рекомендации

2. Требования к аппаратуре»и фотоматериалам

3. Фотоотпечатки для публикации в прессе

V. СЪЕМКА ПЕЙЗАЖА И АРХИТЕКТУРЫ

1. Общие рекомендации

2. Летний пейзаж

3. Съемка осенью в пасмурную погоду

4. Зимний пейзаж

5. Съемка воды

6. Горный пейзаж

7. Виды ночные

8. В кадре — радуга, молния, салют

9. Архитектурные сооружения, интерьеры

VI. СЪЕМКА ПОРТРЕТА

1. Общие рекомендации

2. Портрет в комнате

3. Портрет на открытом воздухе

4. Групповой портрет

5. Трюковой портрет

VII. СПОРТИВНАЯ СЪЕМКА

1. Общие рекомендации

2. Бег и ходьба

3. Прыжки

4. Коньки и лыжный спорт

5. Метание копья, диска, молота, толкание ядра

6. Футбол и хоккей

7. Водный спорт

8. Вело- и мотогонки

9. Тяжелая атлетика, бокс, борьба, гимнастика

VIII. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ СЪЕМОК

1. Репродукционная съемка

2. Микрофильмирование

3. Макрофотосъемка

4. Телескопическая фотосъемка

5. Панорамная фотосъемка

6. Стереоскопическая фотосъемка

7. Диапозитивы (слайды)

Раздел шестой. ОБРАБОТКА ФОТОМАТЕРИАЛОВ


(Журба Ю. И., Иофис Е. А., Нейман Ю. С., Геодаков А. И.)

I. ПРОЦЕССЫ ОБРАБОТКИ

  1. Проявление

  2. 2. Остановка проявления

  3. Фиксирование

  4. Ослабление

  5. 5. Усиление

  6. 6. Тонирование

  7. 7. Отбеливание

  8. 8. Осветление

  9. 9. Чернение

  10. 10. Дубление

  11. 11. Промывка

  12. 12. Сушка

  13. 13. Глянцевание

  14. 14. Лакировка

  15. 15. Обращение

  16. 6. Печать фотографического изображения


II. РАСТВОРЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ

  1. Растворы для черно-белых фотоматериалов

  2. 2. Растворы для цветных фотоматериалов

  3. 3. Специальные растворы

  4. III. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ РАСТВОРОВ

  5. . Метоловый проявляющий раствор

  6. 2. Метол-гидрохиноновый проявляющий раствор

  7. 3. Фенидон-гидрохиноновый проявляющий раствор

  8. 4. Амидоловый проявляющий раствор

  9. . Цветной проявляющий раствор

  10. 6. Кислый фиксирующий раствор

  11. 7. Кислый дубящий фиксирующий раствор

  12. 8. Быстрый фиксирующий раствор

  13. 9. Отбеливающий раствор

  14. 10. Техника работы с растворами

  15. 11. Извлечение серебра из отработанных фиксирую­щих растворов

  16. V. ОСОБЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ

  1. Голокопия

  2. 2. Способ ВД (выделение деталей)

  3. 3. Позитив в светлой тональности

  4. 4. Монохромия

  5. 5. Крупнозернистое изображение

  6. 6. Негатив — позитив

  7. 7. Изогелия

  8. 8. Псевдосоляризация

  9. 9. Структурное изображение

  10. 10. Фотограмма

  11. 11. Люминография

  12. Раздел пятый ФОТОСЪЕМКА

  13. Фотосъемка сложный технический и творческий процесс, в результате которого в светочувствительном слое образуется скрытое изображение.

  14. Качество будущего снимка, его технические и эсте­тические достоинства зависят от целого ряда специаль­ных выразительных средств, которые будут рассмотрены дальше.

  15. I. ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ

  16. 1. КОМПОЗИЦИЯ

  17. Композиция (сочинение, составление, расположе­ние — лат.) объединение отдельных элементов произ­ведения в единое художественное целое, в котором в кон­кретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

  18. Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значитель­ных элементов построения.

  19. Предметно-смысловым элементам композиции неиз­менно содействуют специальные выразительные средства:

  20. освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.

  21. Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выра­жения авторской мысли.

  22. 2. СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ (СМЫСЛОВОЙ) ЦЕНТР

  23. Выделение в кадре главного сюжетно-тематического центра называется изобразительным акцентом. В любых условиях съемки — в спокойной обстановке ателье или в жестком временном режиме событийной съемки — необходимо оценивать и общую ситуацию и компози­ционную и смысловую значимость каждого элемента сю­жета. Элементов может быть много, но они далеко не равнозначны. Одни годятся для выделения смыслового центра. Другие — для характеристики обстановки. Тре­тьи имеют изобразительное значение. А четвертые — помеха, они должны оставаться за пределами кадра.

  24. Сюжетно-тематический центр кадра можно сформи­ровать укрупнением главных элементов композиции, тональным контрастом.

  25. 3. СВЕТОТЕНЬ

  26. Светотень строго закономерные градации светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съемки.

  27. Оттенки светотени точно соответствуют характеру ос­вещенности, объемной форме предметов, состоянию ат­мосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений (см. «Освещение»).Через эффекты светотеневого контраста фотограф должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он Должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения уви­денного.

  28. 4. КОЛОРИТ

Колорит (краска, цвет — лат.) характер взаимо-Мязи всех цветовых элементов, цветовой строй как

Дно из средств правдивого и выразительного изображения действительности.

Главное, исходное свойство колорита — богатство согласованность цветовых оттенков, соответствующим цветовым оттенкам предметов действительности.

Правдивость колорита никогда не достигается механически точным «списыванием» с натуры. Отдельный световой тон не бывает колористически верен сам по себе, а только обязательно в строго определенной взаимо­связи с другими тонами.

Взаимодействием цветов фотограф должен стремиться, подчеркнуть характерное и существенное в сюжете.

5. ПЕРСПЕКТИВА

Перспектива.закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием.

Видимые предметные очертания, форма, окраска сильно изменяются в зависимости от расположения предмета в пространстве относительно глаза наблюдаю­щего человека. Причем именно через эти изменения вос­принимаются устойчивые, действительные свойства са­мого предмета. заномерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Ее свойства: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся;

параллельные линии, уходящие вдаль, обнаруживают стремление сойтись в одной точке; грани предметов, направленные по лучу зрения глаза, кажутся короче, чем в действительности.

Изменение цветов и тонов предметов, также обуслов­ленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздушного слоя), называется тональной перспективой. Ее свойства: четкость v ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаза; одно­временно уменьшается насыщенность цветов, которые в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно угасают блики и рефлексы; глубина, дали кажутся более светлыми, чем передний план.

В соответствии с этими закономерностями мы оцени­ваем расстояния на снимке: фигуры и предметы, о кото­рых известно, что они имеют одинаковую контурную

и объемную форму и одинаковые цвета, кажутся находя­щимися тем дальше, чем больше расплываются их кон­туры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщенны их цвета. Фигуры — контрастные, чет­кие, темные выступают на передний план.


6. ТОЧКА И МОМЕНТ СЪЕМКИ

Точка съемки место, где находится фотограф по отношению к видимым или изображаемым предметам.

Перемены точки съемки играют решающую роль в построении перспективы. От точки, с которой произ­водится съемка, зависит характеристика образа. Доста­точно сфотографировать лицо даже хорошо знакомого человека с непривычной точки, как заметно изменяются наши представления о нем. Мы не сразу узнаем е.-о.

Каждая съемочная точка определяется тремя прост­ранственными координатами: -направлением, расстоя­нием и высотой. Изменение любой из координат оказы­вает существенное влияние на все изображение. Точка съемки может быть фронтальной, под углом, боковой;

в портрете — анфас, труакар, профиль.

Искусство современной фотографии заключено в ско­рости видения, в зоркости наблюдения, в быстроте от­бора кадра. Вот почему выбор точки съемки важно умело сочетать с выбором момента съемки.

Трудно, например, передать живое выражение лица, если фотограф долго готовится к съемке, а фотографи­руемый напряженно ждет — когда же сработает зат­вор? Тут необходимы быстрота реакции и чувство мо­мента, особенно в спортивной съемке.

7. ПЛАНЫ И РАКУРС Планы (плоскость — лат.) пространственные зоны различной отдаленности, обычно соответствующие наи­более существенным или заметным частям изображения и имеющие значение основных опорных пунктов при передаче впечатления глубины пространства (особенно в пейзаже).

^Различают первый (передний), второй и задний (даль­ний) планы. В практике количество планов может быть значительно больше. Это целиком зависит от композиционного замысла фотографа, в частности от выбора точки съемки. В фотографии планы передают в основном через про­порции предметов и их перспективных сокращений а также различиями в градациях светотени и в оттенках цветов.Ракурс (укорачивать, сокращать — фр.) перспективное сокращение формы предмета, приводящее к из -''Ц менению его привычных очертаний. Ракурсами называют обычно резко выраженные сокращения на снимках, выполненных под острым углом сверху или снизу, осо­бенно вблизи.Ракурс обостряет композицию, помогает выделить главное, гиперболизует объект съемки.

8. КОНТРАСТЫ Контраст (резкое различие, противоположность фр.)одно из важных художественных средств, на­правленное на противопоставление, и взаимное усиление двух соотносимых свойств, качеств, особенностей пред­мета» объекта.Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрас­тах. На деле разновидности контраста по его природе и назначению столь же многообразны, как и свойства Ц воплощаемой фотографом действительности. Изобразительный контраст служит средством выяв­ления существенного, подчеркивает характерные свой-' ства и особенности объекта съемки. Среди контрастов различают масштабные противо­поставления, противопоставления светлого и темного, яркого и блеклого, резкого и нерезкого, симметрии и асимметрии, ритма и аритмии, статики и динамики. От умелого применения таких противопоставлений зависит сила выразительности произведения фотоискусства.

II. ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение распределение света в предметном пространстве по величине, направлению и характеру све­тового потока. С одной стороны, освещение — техниче­ское средство, необходимое для осуществления съемки, с другой,— оно одно из главных изобразительных

средств, основа светотени, характера фотографического рисунка.

При распределении светотени необходимо правильно выбрать интервал яркостей (контраст) объекта, согласо­вать его с фотографической широтой пленки.

Интервал яркостей отношение яркостей самого светлого и самого темного участков снимаемого объек­та. Чем выше интервал яркостей, тем больше контраст освещения.

Чем выше освещенность и отражательная способность объекта, тем больше его яркость. Яркость цветового тона зависит от длины волны лу­чей, отражаемых поверхностью объекта. Наиболее яр­ким является желтый цвет, наиболее темным — фиоле­товый. Когда интервал яркостей равен фотографической широте пленки, выдержка должна быть определена абсо­лютно точно. Она имеет тогда только одно значение. Когда интервал яркостей намного меньше фотогра­фической широты пленки, возможны несколько выдержек. В этом случае некоторая неточность выдерж­ки не сказывается на качестве негатива. Однако наилуч­шей из возможных выдержек будет минимальная, так как она обеспечивает получение негатива небольшой оптической плотности с максимальным разрешением мелких деталей в светах и тенях (подробно об экспони­ровании см. «Определение экспозиции»).

  1. ЭЛЕМЕНТЫ СВЕТОТЕНИ

  2. Различают следующие элементы светотени (рис. V.I):

  3. с в е т а — ярко освещенные поверхности;

  4. блики — световые пятна на ярко освещенной вы­пуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется еще и зеркальное отражение;

  5. тени — неосвещенные или слабо освещенные участ­ки поверхности. Тени на неосвещенной стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом — падающими;

  6. полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещен несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращенной к источ­нику света под небольшим углом;

  7. рефлекс — слабое светлое (иногда цветное) пятно на стороне тени, образованное лучами, отраженными от близко лежащих объектов.

  8. Рис. V.I. Распределение света на предметах съемки; / м S света; 2 — блик;

  9. 4 — полутень; S — собственная тень; б падающая тень; 7 — рефлекс. Элементы светотени образуют целую гамму светото-нальных переходов, богатый световой рисунок, как бы состоящий из множества тонов. Из них: блики пред­ставляют собой наиболее яркие тона, а тени — наименее яркие.

  10. 2. ВИДЫ ОСВЕЩЕНИЯ

  11. По роду источников света различают естественное, искусственное и смешанное освещения.

  12. По характеру освещение бывает направленным, рас­сеянным и комбинированным (рассеянно-направленным).

  13. Направленное освещение создают пря­мой солнечный свет в ясный, безоблачный день, воль­това дуга, электролампа без арматуры и в рефлекторе с зеркальной поверхностью. Такое освещение создает на объекте съемки резко выраженные света, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только по­верхности объекта, обращенные к источнику света, ос­тальные поверхности оставляет в тени.

  14. На снимке поверхности объекта имеют тона, соот­ветствующие их цвету. Фактура воспроизводится доста­точно дючно. Затененные участки получаются глубоко­

  15. черными. На них тона и фактура объекта все воспро­изводятся.Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать,.' применив отражательные подсветки или несколько источников света. Рассеянное освещение создают солнеч­ный свет сквозь облака или туман, электролампа из молочного стекла или в рефлекторе с матированной по­верхностью, светильник, перед которым установлен рассеивающий экран. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на ней отсутствуют тени, блики и реф­лексы. Соответствующими тонами передается только форма и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полуте­ней объект на снимке кажется почти плоским.

Рассеянный свет создает слишком мягкое освещение. Снимки получаются малоконтрастными.

Комбинированное освещение — со­четание направленного и рассеянного света. Оно обла­дает значительными преимуществами по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полу­тени, создающие впечатление объема объекта.

Комбинированное освещение благоприятно изменяет отношение яркостей: яркость светов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст объекта съемки.

Освещение может, быть также:

простым — свет имеет одно направление;

сложным — свет идет от нескольких источников в разных направлениях;

прямым — лучи падают на поверхность объекта под углом больше 45°;

косым — лучи падают на поверхность объекта под углом меньше 45°.

Снимки для газет не должны иметь большого количества мелких деталей, так как газетное клише изготонляют с растром с крупной сеткой, которая, разбивай изображение на точки, делает мелкие детали плохо различимыми. Для газет подходят фотографии с укрупненным передним планом. Снимки для журналов, которые печатаются на улучшейных сортах бумаги, могут быть с большим количеством подробностей в фоторисунке, так как клише для журналов делают с мелкой сеткой.

Рекомендуется один и тот же сюжет снимать с вертикальным и горизонтальным расположением кадра, так как это позволяет более свободно использовать форма» при макетировании полосы. На каждую тему рекомендуется высылать основной снимок и его варианты.

Обычный размер отпечатков для прессы— 13х18 rt 18х24 см. Фотобумага глянцевая. Изображение должно быть сочным» нормального контраста, с хорошей про­работкой всех деталей.

Подпись к снимку делают на отдельном листе. В ней, надо рассказать, что сфотографировано, указать фами­лии, имена и отчества лиц, изображенных на снимке, и их должности или род работы. И

Посылая фотографию в редакцию, необходимо coooбщить свои фамилию, имя, отчество и адрес, а также место:

съемки (полностью, без каких-либо сокращений), дату1,, съемки.

Если снимков несколько, то отпечатки и подписи:

к ним необходимо пронумеровать.

V. СЪЕМКА ПЕЙЗАЖА И АРХИТЕКТУРЫ

1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Пейзаж—жанр искусства, посвященный воспроиз­ведению естественной пли измененной человеком природы. Сюжеты этого жанра включают и городской и ин­дустриальный пейзажи. Элементами пейзажных компо-, зиций часто бывают люди, животные, архитектурные сооружения, машины промышленные комплексы.

Фотоаппараты можно применять любье. Однако предпочтительнее крупноформатные.

фотообъективы также можно применять любые, даже монокль, который дает размытое изображение (это его свойство можно использовать для решения конкретных художественных задач).

При съемке ландшафтов положение солнца следует выбирать"под углом 45—60° к оптической оси объектива, т. е. оно должно находиться сбоку и несколько позади фотоаппарата. Съемку лучше производить утром и ве­чером. В полуденные часы фотографировать не реко­мендуется, так как изображение получается недоста­точно рельефным из-за коротких теней. Снимать, когда солнце находится позади фотоаппарата, также не реко­мендуется,— фотографии будут плоскими, без контрас­тов, однотонными. Контровой свет выразительно под­черкивает силуэт объекта. Но необходимо следить, чтобы лучи не попали прямо в объектив.

2. ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ

Когда в пейзаже много зелени, следует фотографиро­вать на ичоортохроматических и изохроматических мате­риалах, обязательно со светло-желтым светофильтром.

Чем больше интервал яркостей пейзажа, тем точнее должна быть определена экспозиция (допустим, когда фотографируют пейзаж с очень темным передним планом на фоне белых облаков — интервал яркостей до 1 : 500). Если на переднем плане расположены светлые детали композиции (допустим, стволы берез), то экспозиция может быть менее точной. Воздушная дымка, пасмурная погода еще больше снижают контраст изображения, облегчая тем самым экспозицию.

Восходящее и заходящее солнце надо снимать на плен­ке «1ФОТО-32». Чтобы получить большой диск солнца, следует фотографировать длиннофокусным объективом. Светофильтр применяется голубой.

При фотографировании лесного пейзажа выбирают место, где деревья растут не очень густо, например на опушке. Много деревьев, стоящих рядом, внесут пестро­ту в рисунок. Лучше, если между передним планом (два-три дерева) и задним (масса леса) будет разрыв — напри­мер, небольшая поляна. На таком кадре хорошо переда­ется пространство, особенно, когда будет применен длин­нофокусный объектив.

Фотографируя в лесу, надо учитывать, что блики от солнца, пробивающиеся сквозь листву, весьма осложняют 1 съемку, так как интервал яркостей у такого сюжета край­не велик и в некоторых случаях доходит до 1 : 100 000. Почти всегда подобные снимки невыразительны: тени на них выходят черными, а блики — белыми пятнами, совершенно без деталей. Съемку в лесу лучше делать в мрмент, когда солнце закрыто легким облачком, что силь­но снизит контраст сюжета и позволит сделать снимок с деталями в тенях и светах. Выдержку надо определять по теням. В пасмурную погоду снимать в лесу не рекомен­дуется —фотографии получаются серыми, крайне невы-, разительными.

При съемке в лесу, когда небо не входит в кадр, реко­мендуется для уменьшения контраста сюжета применять голубой светофильтр. Желтый и желто-зеленый свето фильтры в этом случае использовать не следует, так как они почти не улучшают передачу зелени, а только удли­няют выдержку. Но если в кадр включено небо, их при-' менение совершенно обязательно.

При съемке пейзажей с облаками применяют желтые светофильтры средней плотности. Очень плотные свето­фильтры значительно увеличивают контраст между об­лаками и небом.

Если надо устранить воздушную дымку, применяют плотные светофильтры. Фотографируя на изопанхроматических материалах с красным светофильтром, можно совершенно устранить дымку и получить на снимке детали очень удаленных объектов.

3. СЪЕМКА ОСЕНЬЮ В ПАСМУРНУЮ ПОГОДУ

При съемке осенних пейзажей светочувствительность пленки должна быть выше. Используют, например, «Фо­то-130». Светофильтры в этом случае применять не обя­зательно.

Фотографируя дождь, необходимо сильно диафрагми­ровать объектив, чтобы снимать с большой выдержкой. В этом случае дождевые капли получатся в виде полос, которые создадут на снимке впечатление дождливой пого­ды. Надо только следить, чтобы на объектив не попали капли дождя. Капли приведут к нерезкости изображения,

Эффектные пейзажи можно снять в туманную погоду.

фотографировать надо на пленках «Фото-65» и «Фото-130» без светофильтра. Впечатление тумана можно усилить, поместив перед объективом сетку из редкой шелковой ткани. Чтобы передать глубину пространства, в кадре на переднем плане надо поместить какой-нибудь темный предмет.

4. ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ

Зимний пейзаж при пасмурной погоде фотографируют, соблюдая условия, указанные для осенних съемок.

В яркие, солнечные дни контраст пейзажа очень боль­шой, что вызывается сочетанием ослепительно ярких бликов на снегу и, скажем, темных деревьев, особенно хвойных. Поэтому солнечный зимний пейзаж снимать надо обязательно со светофильтром.

Чтобы на негативе избежать рефлексов в виде пятен неправильной формы, на объектив надевают бленду.

Изоортохроматические материалы с желтым свето­фильтром дают мягкие серые тени; фотоматериалы других сортов — темные тени, которые при съемке с оранже­вым светофильтром получаются черными.

Зимний пейзаж лучше фотографировать в утренние или в вечерние часы, когда косые лучи солнца создают удлиненные тени,— это оживляет композицию и хорошо подчеркивает фактуру снега.

Снег на зимнем снимке должен быть хорошо прорабо­тан. Поэтому, когда фотографируют пейзаж, на котором снег занимает большую часть кадра, экспозицию опре­деляют по измерениям яркости снега.

Если снег и темные объекты сюжета равноценны с изо­бразительной точки зрения, экспозицию определяют по их средней яркости, но с учетом большей проработки деталей на снегу по сравнению с темными объектами.

Для более полной проработки деталей в светах и те­нях проявление фотопленок рекомендуется вести в раст­ворах, разбавленных водой 1 : 100.

5. СЪЕМКА ВОДЫ

Фотографирование небольших участков спокойной воды производят на пленке «Фото-65» с зеленым свето­фильтром, отчего вода получается светлой.

Если надо сфотографировать воду, подернутую рябью или небольшой волной, то ее снимают при встречно-боко­вом освещении под углом 35—45° к оптической оси объек­тива.

J I

Воду против света 4)отoгpaфиpyют, когда лучи от солнца, скрьпого облаком, падают на вод), создавая выразительные блссявди.е полосы. Но надо слг,ипь за тем, ч-юбы солнце не попало в поле зрения оОчлктнва и не засветило фотоматериал.

Море лучше снимать с высокой точки Тогда водное просранство занимает значительною часть кадра, и' фоюграфия получается бо^ес выразительной,

Прибой обычно фотографирую с низкой точки с вы держкои не менее '/ц.оп

Текущую воду лучше снимать с небольшой выдерж­кой С/ц—1/^ с) В этом ел) чае происходит легкое смазывание изображения, кочорое и создает впечатление движения воды.

6. ГОРНЫЙ ПЕЙЗАЖ

В горах лучше снимать рано утром. В эти часы воздушная среда передается наиболее эффектно. Облачная погода также способствует получению более выразительных снимков.

В солнечные дни сюжет надо выбирать с темным передним планом, по яркости которого и определять экспозицию. В этом случае дали будут несколько передержа­ны и выйдут на отпечатке светлее, чем передний план, что и подчеркнет глубину Пространства, наполнит пей­заж ощущением воздуха, простора.

Наилучшим считается боковое освещение, так как оно подчеркивает форму гор, а просвеченная косыми лучами дымка создает впечатление 1л\бины

Когда солнце находится позади фотоаппарата, изо­бражение становится плоским Когда — спереди, снимок получается очень конграсчиым, детали, особенно на пе­реднем плане, пропадпот

Фотографирование горного пейзажа при высоком положении солнца выявляет детс-лп изображения, но без достаточною i.oi.'pacTa

При определен! и Это точно необходимо учитывать, что с высотой в гор х ;Еелп liiBM'TCti интенсивность солнечного освещения, и оно приобретает иной характер, чем на равнине. С высотой происходит уменьшение яркостей теней и увеличение яркостей светлых участков пейзажа. Поэтому, когда снимают даль без переднего плана, выдержку по сравнению со съемкой на равнинной местности уменьшают: на высоте 500 м на 1/,, 1000 м — на Уг. 2000 м — на '/4, 3000 м — вдвое.

Если при съемке важно получить детали на переднем темном плане, выдержки увеличивают с высотой на величины, указанные выше.

До 1500 м применяют слабо-желтый светофильтр, выше — темно-желтый, он обеспечит раздельную пере­дачу облаков. Выше 1500 м можно фотографировать без светофильтра, когда нет облаков.

Темные изображения на фоне снега или льда в горах часто имеют ореол. Его можно избежать, снимая с не­большого расстояния с сильно задиафрагмированным объективом, на который надета бленда.

Чтобы получить блики на поверхности ледника, сле­дует фотографировать при контровом свете.

В яркий, солнечный день лучше снимать на мало­контрастных материалах, в пасмурный — на материалах нормальной контрастности.

7. ВИДЫ НОЧНЫЕ

При лунном освещении требуется длительная выдерж­ка. Например, для фотоматериалов чувствительностью 130 ед. ГОСТ — 2—3 мин. Такие снимки часто не похожи на ночные, а выглядят как фотографии пасмурного дня. Это происходит потому, что во время выдержки луна движется по небосводу, отчего тени на снимке теряют резкие очертания. Небо на ночном снимке не должно за­нимать много места, так как оно всегда выходит светлым, а потому кажется дневным.

Когда в поле зрения объектива попадает луна, то она, в силу быстрого передвижения по небосводу, при дли­тельной выдержке получается в виде светлой полосы.

Изображение луны лучше впечатывать. Для этого снимают ночью отдельно с выдержкой не больше

с. Полученный негатив складывают слой к слою с не­гативом пейзажа и печатают на контрастной бумаге. «Лунный пейзаж» проще бывает получить при съемке

днем против света, когда солнце закрыто облаками. Экс­позицию определяют по светам, чтобы тени получили большую недодержку. Контрастно напечатанные с такого негатива дают полное впечатление ночного J снимка.

Лучшие результаты получаются при съемке днем безоблачного неба на пленке «Фото-65» с оранжевым светотофильтром. Позитив делают на контрастной бумаге, слегка перепечатывая.

Ночные виды хорошо снимать после дождя или поливки улицы — отражения огней на мостовой украшают пейзаж,

При фотографировании города общим и средним планами рекомендуется разделять выдержку на две части. Сначала (большую часть выдержки) осуществлять при максимально резкой фокусировке объектива, потом (меньшую часть выдержки),— сместив объектив на 0,5—1 мм вперед или назад, сбив фокус. В этом случае изображение светящихся окон и огней уличных фонарей, рекламы мало отличается от непосредственного зрительного восприятия.

Для уменьшения ореолов, образуемых источниками:

света, пленки рекомендуется проявлять в двухраствор­ном проявителе.

8. В КАДРЕ — РАДУГА, МОЛНИЯ, САЛЮТ

Съемку радуги производят на пленке «Фото-250» со светло-желтым светофильтром. Экспозицию определя­ют по яркости самой радуги.

Молнию лучше фотографировать ночью, наводя объектив на бесконечность и сильно его диафрагмируя. Затвор должен быть установлен на постоянную выдержку. После первой вспышки молний затвор закрывают. Если надо сфотографировать несколько зигзагов молнии, то, не меняя положения фотоаппарата, надо держать затвор открытым до второй и третьей вспышек.

Снять молнию днем почти невозможно Изредка это удается сделать в сильную грозу, при задиафрагмиро-ванном объективе.

Эффекты изображения молний получают комбини­рованным способом Днем фотографируют пейзаж с гро­зовыми облаками, а ночью — только молнию и с таким:

расчетом, чтобы на изображении не получалась окружаю­щая местность. Негатив с молнией должен быть макси­мально прозрачным. Два негатива складывают слой к слою так, чтобы изображение молнии ложилось на обла­ка, и печатают такой монтаж.

Салют фотографируют на малочувствительных фотоматериалах с длительной выдержкой при диафрагме 5,6—6,3. На снимках бывают хорошо видны следы от взлетающих ракет. Чтобы охватить весь путь их подъема, фейерверк снимают издали. Если в поле зрения объектива попадает вода, хорошо выбрать такую точку, чтобы летя­щие ракеты еще отражались и в воде.

Наличие светосильных объективов и высокочувстви­тельной пленки позволяет производить и моментальные фотографии фейерверков. Спуск затвора объектива надо осуществлять в момент наибольшей яркости ракет, чтобы запечатлеть и окружающий пейзаж. Оживляют снимок люди на переднем плане. Их можно подсветить электрон­ной фотовспышкой.

  1   2

Похожие:

Первый. Немного истории iconИстория убеждает, что мировоззрение уже вступило на новый путь и поэтому “моему” принадлежит победа, которая будет достигнута и без меня, так что мое личное
Немного раньше, немного позже, немного так, немного иначе – но волновавшие меня ощущения будут выражены и определят собою характер...
Первый. Немного истории iconЗадачки по географии и истории родного края
Задачи по истории Танаевской средней школы, минеральных богатствах Татарстана и немного о его лесах
Первый. Немного истории iconРабочая программа по дисциплине История международных отношений на Западе в первый период новой истории для специальности международные отношения
Содержание и структура курса истории международных отношений в первый период Новой истории ориентированы на эволюцию Вестфальской...
Первый. Немного истории iconМоральное животное
Эта книга, с её применимостью к вопросам повседневной жизни, будет немного похожа на книгу о самопомощи. Но именно немного
Первый. Немного истории iconМаксимова Ольга Владимировна Научно исследовательский проект «Мультфильмы в жизни детей»
Сначала немного истории Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов …7-10
Первый. Немного истории iconВ 1975 году многолетнее соперничество за первенство в космосе между США и СССР впервые обернулось сотрудничеством. В июле был осуществлен первый в истории
Сша и СССР впервые обернулось сотрудничеством. В июле был осуществлен первый в истории советско-американский эксперимент по программе...
Первый. Немного истории iconНемного истории: почему вообще летают самолёты?
Устойчивость полета, центр тяжести, значение центровки модели для установки прямолинейного движения (смещение центра тяжести)
Первый. Немного истории iconКурсовая работа «Профессиональные журналистские союзы в Италии. Орден журналистов»
Орден журналистов – на пути к 50-летию или к вымиранию? Немного истории с. 6-7
Первый. Немного истории iconВозрастные особенности младших школьников. Анатомо-физиологические особенности возраста
Обычно в 6 лет девочки немного ниже мальчиков, догоняя их к 9-ти годам и немного обгоняя к 10-ти. Вес в этом возрасте увеличивается...
Первый. Немного истории iconПредмета истории и обществознания на современном этапе
В школьном историческом образовании в настоящее время развивается весьма перспективное направление – использование информационно-компьютерных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница