ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Кафедра гуманитарных и социальных наук
«Утверждаю» Проректор по учебной работе ________Вологдин А.А. «__»__________2011г.
ПРОГРАММА дисциплины КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности «Финансы и кредит» Факультета финансов
Обсужден и рекомендован к утверждению на заседании кафедры Протокол от 15 июня 2011г
Москва · 2011
Разработчик: Князев Виктор Николаевич, доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук ВАВТ
Рецензент Грифцова И.Н., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии МПГУ
Оглавление
-
Организационно-методический раздел | 4 | Распределение учебных часов | 5 | Оценка успеваемости студентов | 5 | Содержание дисциплины | 6 | Планы семинарских занятий | 7 | Рекомендуемые темы домашних заданий | 8 | Вопросы к зачету | 10 | Рекомендуемая литература | 10 | Избранная библиография | 12 |
1. Организационно-методический раздел
Цели и задачи дисциплины. Концепция высшего образования предполагает подготовку специалистов, которые наряду с глубокими знаниями в избранной отрасли обладают и широким кругозором во всех областях науки и человеческой деятельности. Поэтому дисциплина «Концепции современного естествознания» является важным звеном в обучении студентов. Главной целью дисциплины, охватывающей все стороны современного естествознания, является формирование естественнонаучного мировоззрения, расширение кругозора и воспитание естественнонаучной культуры. Особое внимание придается пониманию общих принципов научного мышления, методов современного естествознания, истории естествознания, тесной взаимосвязи различных областей естественных наук, роли естествознания в развитии культуры и общества. Важной целью дисциплины является представление естествознания в непрерывном развитии и преодолении неопределенностей и противоречий, создание у студентов заинтересованности в непрерывном углублении своих знаний и в расширении кругозора. В результате изучения дисциплины студент должен получить представление об основной естественно - научной терминологии, об основных этапах развития естествознания, об общности и особенностях действия основных законов, управляющих мирозданием во всех формах его проявления. Изучение дисциплины базируется на знаниях, приобретенных студентами в школе, которые закрепляются, углубляются и расширяются с формированием у студентов активного стиля мышления и устойчивой направленности на постоянное самообучение и самовоспитание. Полученные знания и навыки реализуются и получают развитие в процессе дальнейшего обучения и последующей трудовой деятельности. Овладение дисциплиной создаст надежную базу для дальнейшего самообразования, расширения круга интересов и лучшего понимания того набора естественнонаучной информации, с которым приходится сталкиваться каждому.
Требования к уровню освоения дисциплины
Студент изучающий данную учебную дисциплину должен: - знать базовые концепции и парадигмы современного естествознания; - уметь творчески использовать представления об основных принципах, закономерностях и подходах, присущих современному естествознанию, в ситуациях, связанных с необходимостью решения мировоззренчески значимых проблем; - владеть навыком использования основных видов научных методов с учетом их специфики и дополнительности к художественному методу освоения действительности, понимать единство принципов описания естественнонаучной и гуманитарной сфер единой культуры. Дисциплина изучается в течение одного семестра и рассчитана на 18 аудиторных часов, из них 12 часов лекций и 6 часов семинаров. В качестве текущего контроля знаний студент должен выполнить 1 домашнее задание. Форма итогового контроля — зачет.
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ и ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Наименование тем и разделов | ВСЕГО | Аудиторные занятия | Самост. работа | Лекции | Семинары | 1. | Характерные черты науки. История развития естествознания и его место в науке. Структура и методы естественно-научного познания. | 17 | 2 | 1 | 14 | 2. | Современная астрономия. | 17 | 2 | 1 | 14 | 3. | Современные науки о Земле. | 15 | 2 | 1 | 12 | 4. | Релятивистская физика, квантовая механика. Синергетика. | 17 | 2 | 1 | 14 | 5. | Эволюционная биология. Генетика. | 17 | 2 | 1 | 14 | 6. | Экология и учение о биосфере. Этология и социобиология. Современная антропология. | 17 | 2 | 1 | 14 | ИТОГО: | 100 | 12 | 6 | 82 |
Текущий контроль – одно домашнее задание Итоговый контроль - зачет
3. Оценка успеваемости студентов
Максимальная сумма баллов за итоговый и текущий контроль в семестре | 100 баллов | 1. Текущий контроль | максимум 50 баллов | в т.ч.: | | - посещаемость | максимум 6 баллов | - выполнение дом. задания | максимум 20 баллов | - подготовка докладов и выступлений на семинарах | максимум 7 баллов | - выполнение текущих тестов | максимум 7 баллов | - экспресс-опрос | максимум 10 баллов | 2. Итоговый контроль (зачет) | максимум 50 баллов |
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Характерные черты науки. История развития естествознания и его место в науке. Структура и методы естественно-научного познания.
Цель и задачи дисциплины, понятийный аппарат. Связь науки и техники в современном мире. Естественно-научная и гуманитарная культура. Становление науки. Эволюция науки. Естествознание в системе наук. Внутренняя логика и динамика развития естествознания. Естественно-научная картина мира. Уровни естественно-научного познания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования. Методы научного познания. Применение математических методов в естествознании.
Тема 2. Современная астрономия. Происхождение Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Эволюция и строение галактик. Астрономия и космонавтика. Строение и эволюция звезд. Солнечная система и ее происхождение.
Тема 3. Современные науки о Земле. Эволюция и строение Земли. Тектоника литосферных плит. Геофизика, геохимия, литография. Эволюция климата. Гея-гипотеза.
Тема 4. Релятивистская физика, квантовая механика. Синергетика. Физика и редукционизм. Физика и наглядность. Специальная теория относительности. Общая теория относительности. Механика микромира. Уровни организации неживой материи. Физические взаимодействия. Понятие сложной системы. Неравновесные системы. Эволюция и ее особенности. От термодинамики закрытых систем к синергетике. Гипотеза рождения материи.
Тема 5. Эволюционная биология. Генетика. Отличие живого от неживого. Концепции возникновения жизни. Вещественная основа жизни. Земля в период возникновения жизни. Начало жизни на Земле. Эволюция форм жизни. Значение клетки. Воспроизводство жизни. Эволюция генетики. Синтетическая теория эволюции.
Тема 6. Экология и учение о биосфере. Этология и социобиология. Современная антропология. Отличия животных от растений. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Эмпирические обобщения В.И. Вернадского. Основные понятия экологии. Закономерности развития экосистем. Концепция коэволюции. Раздражимость и нервная система. Типы поведения. Рефлексы и бихевиоризм. Инстинкт и научение. Формы сообществ. Этология и человек. Поведение и гены. Вклад социобиологии в изучение человека. Человек как предмет естественно-научного познания. Проблема появления человека на Земле. Сходства и различия человека и животных. Развития антропологии в 20-м веке. Эволюция культуры. Этнология. Социальная экология. Ноосфера. Биология и социум.
5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 1. Вопросы к обсуждению: Что такое концепции современного естествознания, почему их надо изучать? Что означает утверждение «мир познаваем»? Чем отличается наука от других отраслей культуры? В каком смысле можно говорить о совместимости и несовместимости науки и религии? Что такое верующий ученый? Наука – благо или зло? Почему первой наукой была астрономия, а второй – физика? Чем отличается наблюдение от эксперимента? В чем отличие закона природы от нормативного закона? Что значит стационарность и нестационарность Вселенной? Что такое галактика, звезда, планета?
Темы докладов: Классификация естественных наук. Специфика научных революций. Научные революции в 20 веке. Экологическое значение естествознания. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. Проблема множественности разумных миров и изучение НЛО.
ЗАНЯТИЕ 2. Вопросы к обсуждению: Что такое радиоактивный распад и как он влияет на эволюцию Земли? Что является причиной горообразования и вулканической деятельности? Каково эмпирическое подтверждение расхождения континентов? Чем отличается климат от погоды? Что такое карпускулярно-волновой дуализм? Что такое вакуум и что значит «возбужденный вакуум»? Каково значение вероятностных методов в квантовой механике? Чем вещество отличается от поля? Что такое «стрела времени»? Что такое точка бифуркации? В чем сходство и различия эволюции неживых и живых тел? Темы докладов: Основные положения глобальной тектоники. Главные выводы специальной и общей теории относительности. Современные проблемы квантовой механики. Значение синергетики для современного естественно-научного познания. Общенаучное значение понятия «энтропия».
ЗАНЯТИЕ 3. Вопросы к обсуждению: Почему проблема происхождения жизни – одна из самых трудных и интересных в науке? Каковы современные представления о происхождении жизни? Почему деятельность живых систем сравнивают с работой фабрики и одновременно со звучанием симфонии? Что такое ген, ДНК, РНК, хромосома? Почему именно русский ученый создал учение о биосфере? Что такое популяция, сообщество, экосистема, экологическая ниша? Каковы законы экологии? Зачем на Земле необходимо существование столь большого количества видов жизни? Как происходила эволюция с точки зрения коэволюции? Каковы главные инстинкты, определяющие поведение животных? Что такое психика? Каково соотношение инстинкта и интеллекта? Что изучает антропология? Что внесла социобиология в изучение человека? Темы докладов: Основные проблемы генетики и роль воспроизводства в развитии живого. Закономерности развития экологических систем. Иерархическое строение биосферы и трофические уровни. Гипотеза Геи-Земли как единого организма и ее естественно-научное обоснование. Человек как предмет естествознания.
6. Рекомендуемые темы домашних заданий
Астрономическая картина мира. Развитие идеи атомизма от Демокрита до наших дней. Великие географические открытия и их роль в построении научной картины мира. Механическая картина мира: триумф и упадок. Планеты Солнечной системы. Солнечная активность и ее влияние на происходящие на Земле процессы. Научный метод познания окружающего мира. Что и как мы видим? Великие загадки Земли. Как увидеть невидимое?. Религиозная картина мира. Фантастика как метод интеллектуального научного поиска. Наука и псевдонаука. Искусство как метод формирования картины мира. Возможности компьютерного моделирования. Виртуальная реальность и ее роль в научном познании. Память человека и ее возможности. Мозг, разум и поведение. Особенности переработки информации человеком. Происхождение человека: эволюционизм и креационизм. Пространство и время: их основные свойства и возможность описания. Связь геометрии и физики. Четырехмерный мир Минковского. Научная деятельность А.Эйнштейна. Роль «Математических начал натуральной философии» И.Ньютона в науке. Электродинамическая картина мира. Динамическая Вселенная. Дао физики. Квантовофизическая картина мира: успехи и проблемы. Природа «аномальных» явлений. Пси-явления и окружающая среда. Биоинформационные контакты. Биополе как канал восприятия. Проблема НЛО. Жизнь, смерть и бессмертие. Перспективы научно-технической эволюции человечества. Жизнь как космическое явление. Антропный принцип в современной науке. Концепция Большого взрыва в космологии. Наука и телеология. Инерция парадигмального сознания. Самоорганизация как механизм творческого мышления. Порядок и динамический хаос в сложных системах. Синергетика на перекрестке культур. Самоорганизация как источник и основа эволюции систем. Кибернетика и синергетика. Современная химическая картина мира. Концепция химической эволюции и биогенезис. Формирование биологической картины мира. Концепция Вернадского о биосфере и феномен человека. Особенности синтетической теории эволюции. Человек в научной картине мира. Исторические типы научной рациональности. Человеческие измерения постнеклассической науки. Формирование единой науки в техногенной цивилизации.
7. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры. Предмет естествознания, отличие естествознания от других областей науки. Структура естественно-научного познания. Общенаучные и конкретно-научные методы исследования. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. Происхождение и развитие Галактик и звезд. Происхождение Солнечной системы и развитие Земли. Главные результаты общей и специальной теории относительности. Особенности квантовой механики. Значение синергетики для современной науки. Происхождение, развитие и виды физической материи. Отличие живого от неживого и модели происхождения жизни. Результаты генетики и механизм воспроизводства жизни. Понятия и законы экологии. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Основные положения общей теории эволюции и концепции коэволюции. Развитие нервной системы и основные выводы этологии. Основные понятия и результаты социобиологии. Происхождение и эволюция человека; его отличия от животных.
8. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для ВУЗ0в. - М., 2000. Дополнительная: Аскин Я.Ф. Философский детерминизм и научное познание. - М., 1977. Барбур И. Религия и наука: история и современность. - М., 2000. Бернал Д. Наука в истории общества. - М., 1956. Браун М.А., Яппа Ю.А., Козырев А.Н. и др. Физика на пороге новых открытий. - М., 1990. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.- М., 1991. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине.- М., 1968. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. - М., 2000. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. - М., 2000. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.).- М., 1987. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое.- М., 1989. Гинзбург В.Л. О физике и астрофизике. - М., 1980. Глобальный эволюционизм. - М., 1994. Гриненко Г.В. История философии. - М., 2005. Капра Ф. Дао физики. - СПб., 1994. Кедров Б.М. Классификация наук: В 2 т. - М., 1989. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. – М., 1994. Коперник Н. Об обращении небесных сфер. - М., 1964. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. Лакатос И. Доказательство и опровержение. - М., 1967. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки - М., 1978. Льоцци М. История физики.- М., 1972. Микешина Л.А. Философия науки. - М., 2005. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. - М., 1990. Нидем Д. Общество и наука на востоке и на западе // Наука о науке: В 2 ч. - М., 1966. Пригожин И., Стангерс И. Время, хаос и квант. - М., 1994. Пригожин И., Стангерс И. Порядок из Хаоса. - М., 1986. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1980. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М., 1979. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. - М., 1988. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. - М., 1976. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986. Фундаментальная структура материи. - М., 1984. Эйнштейн А. Физика и реальность.- М., 1965. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. - М., 1965.
9. ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Буданов В.Г., Мелехова О.П. Концепции современного естествознания. - М., 1999. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - Калуга, 2002. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания.- М., 2004. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. - М., 2001. Биология в познании человека. - М., 1989. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М., 1990. Естествознание: системность и динамика. - М., 1990. История биологии. С древнейших времен до начала ХХ века. - М., 1972. История биологии. С начала ХХ века до наших дней. - М., 1976. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. - М., 1991. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М., 1994. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - М., 2005. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. - М., 2006 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М., 2007. Климонтович Л.Ю. Без формул о синергетике. - Минск. 1986. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М., 1994. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. - М., 1996. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Синергетика – новые направления. - М., 1989. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1990. Моисеев Н.Н. Быть или не быть… человечеству? - М., 1999. Мэрион Дж.Б. Физика и физический мир. - М., 1975. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. - М., 1979. Пригожин И. Конец определенности. - М., 2000. Проблема поиска жизни во Вселенной. - М., 1986. Розенталь И.Л. Элементарные частицы и структура Вселенной.- М., 1984. Русский космизм.- М., 1993. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления.- М., 1994. Силк Дж. Большой взрыв. - М., 1982. Синергетика и образование. - М., 1996. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов.- М., 2000. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве.- М., 2002. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности.- М., 2003. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. - М., 2004 Сноу Ч.П. Две культуры. - М., 1973. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. Спасский Б.И. Физика для философов. - М., 1989. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. - М., 1992. Фейнман Р. Характер физических законов.- М., 1987. Физика в системе культуры. - М., 1996. Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. - М., 1990.
Тираж__________ экз. Заказ № _________
Отпечатано в ГОУВПО Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. 119285, г. Москва, ул. Пудовкина, 4а
|