I. Общие принципы современных систем менеджмента




Скачать 222.27 Kb.
НазваниеI. Общие принципы современных систем менеджмента
Дата02.12.2012
Размер222.27 Kb.
ТипДокументы
I. Общие принципы современных систем менеджмента.


Управлять можно только тем, что возможно измерить.
Из аксиом менеджмента



Исторически создание и развитие современных систем управления организационными процессами на предприятиях (далее – систем менеджмента или СМ) связано с появлением и всеобщим признанием систем менеджмента качества (далее – СМК). Принципиальной особенностью СМК, в отличие от традиционных систем управления качеством, является реализация двух фундаментальных идей:

Управлять можно только тем, что возможно измерить;

Управление параметрами процесса эффективнее, чем контроль качества результата процесса.

В кратком изложении сущность идеи менеджмента качества в современном представлении заключается в том, чтобы найти такое множество измеримых параметров процесса, поддержание которых в заданных пределах гарантирует требуемое качество результата процесса на выходе.

Безусловным преимуществом такого подхода является возможность прогнозирования результата процесса при изменении параметров входов процесса, возмущающих и управляющих воздействий и внедрение необходимых мер управления до появления брака.

С точки зрения теории управления собственно “управлением” в широком смысле этого понятия можно считать процесс, в обязательном порядке включающий некоторую эвристическую деятельность, например, синтез алгоритма формирования управляющих воздействий. Этот синтез может быть осуществлен заблаговременно (до начала функционирования системы – программное управление), частично до начала функционирования, частично – в процессе (управление по возмущениям) или полностью в процессе функционирования системы (терминальное управление). В любом из перечисленных случаев то, что обычно кажется "управлением", на самом деле является одним из его этапов – "внедрением" (вводом управляющих воздействий, рис.1).





Для большей наглядности дальнейшего анализа целесообразно провести небольшой экскурс в прошлое систем управления. С позиции процессного подхода к анализу систем возможно с равным успехом в одних и тех же понятиях описывать любую систему управления: велосипедом, космическим кораблем, технологическим процессом, группой людей, обществом и государством.

Исторически можно выделить три основных типа структур систем управления:

1. Программное управление: выполнение последовательности действий (операций) в строгом соответствии с предписанной программой (правилами, распоряжениями, законами и т.п.). Такой тип управления не предполагает знания объектом управления цели управления, цели функционирования (существования) объекта управления, пути к цели и промежуточных этапов продвижения к намеченной цели, состояния объекта управления в каждой точке пути. Аналог такой системы – программа стирки в автоматической стиральной машине. Если, положив в барабан шерстяное изделие хозяйка ошибочно запустит программу “лён”, то машина строго выполнит программу “лён”, ни в малейшей мере не отвечая за результат.

2. Управление по отклонениям от намеченного пути с обратной связью: предполагает знание объектом управления своего состояния в каждый момент времени и пути следования к намеченной цели. Конечная цель маршрута объекту управления неизвестна. Предполагается, что строгое следование намеченному пути приведет к назначенной цели. Объект управления определяет свое действительное положение на пути продвижения к цели по соответствию его реальных контролируемых параметров программным. При отклонении текущих параметров от требуемых в данный момент включается программа коррекции пути, направляющая объект управления на “верный путь”.

Такой тип системы управления позволяет компенсировать некоторые ошибки при запуске программы, а также учесть и компенсировать небольшие случайные внешние возмущения. Аналог такой системы управления – современные стиральные машины, корректирующие программу стирки с учетом реальной загрузки.

3. Терминальное управление: предполагает знание объектом управления конечной цели его функционирования и наличие у него достаточных интеллектуальных, энергетических и других ресурсов для достижения поставленной цели. Аналог такой системы управления – стиральная машина будущего: загрузили белье и нажали единственную кнопку. Машина сама должна определить состав и вес белья, режим стирки.

Система управления охраной труда в России в настоящее время соответствует программному типу систем управления. Вся ответственность за правильность выбранной программы, касающейся всех без исключения деталей деятельности всех организаций в области охраны труда, возлагается на “федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда”. Исполнительная часть Системы управления – на уровне организаций – отвечает только за полноту и правильность исполнения обязательных предписаний.

В противоположность этому современные системы менеджмента реализуют терминальный метод управления:

предоставляет системе управления широкую свободу в выборе путей достижения желаемого результата процесса (при соблюдении необходимых ограничений);

позволяет достигнуть оптимального (квазиоптимального) результата функционирования системы в условиях случайных возмущений (рисков);

предъявляет более высокие требования к возможностям системы управления (прежде всего, к интеллектуальным ресурсам).

Другой общей чертой современных систем менеджмента является стремление к непрерывному улучшению как результата процесса (например, качества продукции или безопасности труда), так и схемы управления этим процессом. Это требование происходит из экономического закона постоянного роста потребностей. Рыночная экономика не терпит застоя ни в чем: ни в ассортименте товара, ни в его качестве, ни в его функциональных возможностях. Таким образом, атмосфера рынка неявным образом присутствует в структуре системы менеджмента.

В составе любой СМ следует рассматривать следующие основные элементы (табл.1):

объект управления – организационная система (например, система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

управляющий субъект – элемент СМ, устанавливающий цель ее создания, внедрения и функционирования, – высшее руководство организации;

управляемые параметры – измеримые величины (индикаторы) характеризующие состояние процесса, существенное для целей функционирования системы.


Таблица 1.

Основные элементы систем менеджмента


Система менеджмента

Объект управления

Управляемые параметры

Субъект управления

Система менеджмента качества

Производственный (технологический) процесс изготовления продукта труда (товар или услуга)

Параметры процесса, определяющие качество (совокупность свойств) результата процесса

Высшее руководство организации

Система экологического менеджмента

Условия осуществления производственного процесса, оказывающие воздействие на окружающую среду

Экологические аспекты – элементы деятельности организации, ее продукции или услуг, которые могут взаимодействовать с окружающей средой

Система менеджмента производственной безопасности и здоровья

Условия осуществления производственного процесса, влияющие на состояние здоровья и безопасность работников и других лиц

Риски, связанные с возможностью нанесения ущерба здоровью или жизни работников, имуществу организации

 

Таким образом, можно указать на характерные отличительные черты всех современных систем менеджмента:

Принятие решений на основе установленных фактов (т.е. объективной информации, полученной в результате измерения параметров управляемых процессов), а не на основе предшествующего опыта, интуиции или руководящих указаний.

Проактивное управление (т.е. управление параметрами процесса с целью недопущения нежелательного результата процесса), а не реактивное (т.е. принятие мер по устранению последствий неадекватного процесса).

Терминальное управление (планирование цели процесса и реализация управления по отклонениям от цели), а не программное (реализация установленных извне требований к содержанию процессов, не связанных с определенной целью каждого процесса).

Непрерывное совершенствование процессов и системы управления процессами (т.е. хороший результат процесса важен, но еще важнее его непрерывное улучшение, так как постоянное улучшение процесса неизбежно приведет и к постоянному улучшению результата).


II. Современные стандарты систем менеджмента производственной безопасности и здоровья.


Стандарт – документ, в котором в целях многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации… или оказания услуг.

Федеральный закон "О техническом регулировании"


Общие положения

Система управления организацией (общая система менеджмента) независимо от размера организации и сложности видов ее деятельности представляет собой сложный механизм, предназначенный, прежде всего, для передачи управляющих воздействий от высшего руководства организации (воли руководства) до каждого конечного исполнителя.

Система управления базируется на системе административного менеджмента, представляющей собой своего рода нервную систему организации. Здесь уместно вспомнить слова известного советского военачальника генерала Д. М. Карбышева: "Приказ – это воля. Промедление в передаче воли – есть паралич. Парализованный организм нежизнеспособен". Если в организации не поддерживается система неукоснительного и своевременного исполнения решений вышестоящих органов управления нижестоящими, то ни о какой современной СМи речи быть не может. И это при том, что исполнительные звенья наделены полной самостоятельностью (и ответственностью) принятия решений в рамках предоставленных полномочий!

В отличие от традиционных систем управления организационными процессами, отражающих взгляд на управление одного человека или группы лиц, современные системы менеджмента строятся на основе анализа так называемой ”лучшей практики”. Содержанием СМ, например, является повторение приемов обеспечения качества, используемых ведущими мировыми компаниями, добившимися наилучших показателей в этой области. Или, иными словами, современные системы менеджмента реализуют принцип: "Если желаешь достичь такого же результата как у меня, – делай так, как делаю я".

Строгое соблюдение требований общепризнанных стандартов СМ:

позволяет с наименьшими затратами (без проведения производственных экспериментов и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) добиться решения основных проблем в области качества, охраны окружающей среды и обеспечении производственной безопасности;

обеспечивает взаимную совместимость различных систем менеджмента как внутри самой организации, так и с СМ партнеров по бизнесу;

не является препятствием для последующего совершенствования СМ при условии соблюдения всех требований действующего стандарта СМ.


Спецификация OHSAS 18001:1999

Документ [1] был разработан на основе британского национального стандарта BS 8800:1996 “Руководство к системам управления профессиональной безопасностью и здоровьем”.

Спецификация разработана в соответствии с техническим заданием на разработку стандарта системы менеджмента производственной безопасности и здоровья (далее – СМ ПБЗ). В разработке документа принимали участие национальные органы по стандартизации и сертификации ряда стран и ведущие органы по сертификации (Lloyd Register, BVQI, DNV и др.).

Поскольку основными разработчиками документа выступали специалисты по сертификации систем менеджмента, то документ получился достаточно строгим, понятным и однозначным.

Спецификация OHSAS 18001:1999 устанавливает требования к готовой системе - результату, продукту внедрения, - т.е. предназначена для целей сертификации собственно СМ ПБЗ, а не деятельности по ее разработке и внедрению. Таким образом, документ фактически становится стандартом (хотя формально на это и не претендует, поэтому и назван «спецификацией»). В документе не устанавливаются требования к способам, методам, приемам, которыми организация достигнет требуемого результата.

Область применения настоящего документа охватывает все стороны деятельности организации, которые прямо или косвенно могли бы нанести вред жизни и здоровью людей, поэтому определение OHSAS 18001:1999 как стандарта системы управления охраной труда является неполным.

Сфера применения документа существенно шире. В область действия стандарта попадают следующие вопросы деятельности организации:

Охрана труда и гигиена труда (выполнение требований трудового законодательства и санитарных норм).

Сохранение здоровья работников в процессе трудовой деятельности (в том числе, сокращение производственно обусловленной общей заболеваемости).

Обеспечение безопасности и сохранение здоровья “других заинтересованных сторон” (тех же подрядчиков, поставщиков, заказчиков, посетителей и др.).

Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Обеспечение пожарной безопасности.

Сохранение имущества организации.

Основные элементы системы управления промышленной безопасностью в соответствии с OHSAS 18001:1999 представлены на рисунке 2.



Спецификация OHSAS 18001:1999 разработана с учетом возможности интеграции с более распространенными системами менеджмента (СМК, СЭМ).

Мировая статистика внедрения систем менеджмента организационных процессов (качества, экологии и безопасности) свидетельствует, что соотношение между сертифицированными системами менеджмента примерно 100:100:1, и, соответственно, внедрение СМ ПБЗ, как правило, осуществляется на основе существующих СМ и завершает создание в организации интегрированной системы менеджмента.

В связи с этим в спецификации многие принципиальные вопросы СМ не раскрыты с достаточной полнотой. Например, OHSAS 18001:1999 не требует документирования основных процедур СМ (которые в обязательном порядке документируются в СМК): процедур управления документацией, процедур проведения корректирующих и предупреждающих действий, процедур аудитов и др. Поэтому, если организация решит приступить к внедрению современных СМ, начиная с СМ ПБГТ, то специалистам в любом случае придется обратиться к содержанию и требованиям стандартов серий ISO 9000, ISO 14000, а также ISO 19011:2002 или их национальных аналогов. В любом случае, к разработке СМ ПБГТ следует привлекать специалистов в области СМК.

С другой стороны, содержание OHSAS 18001:1999 свободно от понятийных нагромождений, характерных, например, для стандарта ISO 9001:2000, что делает этот документ очень удобным для первоначального ознакомления с принципами построения современных систем менеджмента. В практике проведения семинаров по системам менеджмента производственной безопасности и здоровья, которые проводятся в “Институте безопасности труда”, известны случаи, когда участники семинара – специалисты в области СМК – “окончательно прозревали” в отношении системы менеджмента качества, только детально ознакомившись со спецификацией OHSAS 18001:1999.

Таким образом, очень заблуждаются те специалисты в области охраны труда, которые полагают, что, взяв в руки спецификацию OHSAS 18001:1999 или, например, вооружившись стандартом ГОСТ Р 12.0.006-2002, в организации можно создать современную СМ ПБЗ без привлечения знаний и опыта по внедрению СМК и по организации аудитов СМ.

Кроме того, следует относиться очень внимательно к самому содержанию (тексту) современных стандартов СМ. В тексте имеется ряд оговорок вроде: “там, где это возможно”, “по возможности” и т.п. В соответствии с российским менталитетом подобные оговорки воспринимаются таким образом, что при создании СМ эти требования можно легко обойти (не обращать внимания).

На самом деле, если организация желает создать действительно работоспособную СМ, то предлагаемую стандартом возможность исключения требования следует убедительно обосновать как невозможность (или нецелесообразность) выполнения требования в конкретных условиях.

На примере п. 4.3.1 OHSAS 18001:1999 (“Планирование для идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками

”) рассмотрим вариант анализа требования стандарта для его практического применения. (Рис.3).



В результате внимательного анализа содержания п. 4.3.1. можно сделать вывод, что организация, планируя деятельность в области управления рисками, должна (иначе организация не получит желаемой результативности СМ):

составить реестр всех вводов деятельности (процессов) организации, связанных с возможными опасностями в области ПБЗ;

в реестре должны быть учтены (явно определены) как обычные (рутинные, повседневные, штатные) виды деятельности, так и разовые (нештатные, несвойственные, “нерутинные”) виды деятельности.

Организации также следует учесть:

производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы как принадлежащие и используемые самой организацией, так и не принадлежащее организации (арендуемое оборудование, подручные средства), а также оборудование, используемое подрядчиками, заказчиками и др.;

риски, связанные не только с работниками организации, но привносимые подрядчиками, заказчиками, поставщиками, а также учесть подверженность “сторонних” для организации лиц ее собственным рискам.

На основании тщательного анализа видов деятельности организации следует:

разработать (уточнить) процедуры идентификации опасностей и оценки рисков;

составить ерестр опасностей и идентифицированных рисков;

провести оценку и классификацию рисков;

разработать меры (процедуры) управления существенными рисками.

В ходе анализа и внедрения мер управления рисками следует:

предусмотреть документирование результатов оценки рисков и результатов мероприятий по управлению рисками;

предусмотреть меры по своевременной актуализации этой информации.

Результаты анализа рисков и результативности принимаемых мер управления рисками, проводимого высшим руководством организации должны приводить к корректировке политики и целей в области ПБЗ.

В связи с последним требованием, не будет лишним напомнить, что в соответствии с требованиями OHSAS 18001:1999 планируемые мероприятия СМ ПБЗ должны направляться на достижение конкретной цели, а цели в области ПБЗ должны быть "по возможности" (!) измеримыми.

Таким образом, результат мероприятия должен быть измеримым, а потому пригодным для оценки степени результативности этого мероприятия.

Результаты оценки рисков и результаты мероприятий по управлению рисками в документированном виде представляются на анализ высшим руководством.

В результате такого анализа содержания пункта становится более прозрачным как порядок действий по разработке соответствующего раздела СМ ПБГТ, так и содержание программы аудита этого элемента.

Таким образом, спецификация OHSAS 18001:1999 задумана в качестве завершающего элемента в создании интегрированной системы менеджмента организации. Это не означает, что внедрение современной СМ в организации следует начинать в обязательном порядке с СМК. Можно начинать и с создания СМ ПБЗ, но при этом следует:

детально описать виды деятельности (процессы) организации;

разработать документированные процедуры, требуемые стандартом ISO 9001:2000 (использование “лучшей практики”);

при планировании и организации аудитов СМ ПБЗ ориентироваться на требования и рекомендации стандарта ISO 19011:2002 “Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или охраны окружающей среды”;

при необходимости обращаться к рекомендациям по разработке и внедрению СМ ПБЗ (OHSAS 18002:2000 и/или ILO OSH -2001).

Несмотря на то, что документ OHSAS 18001:1999 формально не является стандартом, фактически он используется в целях сертификации (добровольного подтверждения соответствия). В настоящее время несколько тысяч организаций в мире и более 30 – в России получили сертификат соответствия СМ ПБЗ требованиям OHSAS 18001:1999.

Спецификация OHSAS 18001:1999 содержит только требования к результату процесса внедрения современной СМ ПБЗ. В целях оказания помощи организациям во Британским институтом стандартов (BSI) разработано руководство OHSAS 18002:2000 [2], которое раскрывает содержание требований OHSAS 18001:1999 и предлагает варианты их практической реализации.

Таким образом, британские специалисты разделили понятия “стандарт” и “руководство” в двух различных документах OHSAS 18001 и OHSAS 18002, первый из которых является основой для оценки соответствия (сертификации) СМ ПБЗ, а второй – lрекомендациями по внедрению СМ.

Руководство ILO OSH-2001

Руководство по системам управления охраной труда (Международная организация труда – СУ ОТ 2001 / ILO-OSH 2001) [3] разработано на основе OHSAS 18001:1999 и во многих случаях повторяет содержание требований OHSAS дословно (однако явной ссылки на использование OHSAS 18001:1999 Руководство не содержит). Тем не менее, направленность этого документа принципиально отличается от направленности OHSAS 18001:1999.

В отличие от спецификации OHSAS 18001:1999, разработанной ведущими организациями по сертификации, Руководство ILO OSH-2001 было разработано под руководством МОТ представителями трех сторон трудовых отношений – экспертами по согласованию с правительствами, объединениями работодателей и объединениями работников).

МОТ разработала данное Руководство как практический инструмент содействия организациям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда. Документ не является юридически обязательным и не направлен на то, чтобы заменить национальные законы, правила или принятые стандарты. С одной стороны, “его применение не требует сертификации”, а с другой – сертификация СУОТ на соответствие ILO OSH-2001 не представляется возможной ввиду рекомендательного характера этого документа и обусловленной этим расплывчатости ряда рекомендаций (требований), что недопустимо для стандарта.

Поэтому, хотя на первый взгляд структура, терминология и содержание Руководства мало чем отличаются от соответствующих элементов OHSAS 18001:1999, но на самом деле между этими документами имеются существенные отличия. Эти отличия прежде всего относятся к целям практического применения документов OHSAS 18001:1999 и ILO OSH-2001 организациями.

Основные отличительные особенности OHSAS 18001:1999 и ILO OSH-2001 представлены в таблице 2.

Таблица 2

Принципиальные отличия OHSAS и ILO OSH


OHSAS 18001:1999

ILO OSH - 2001

Цель внедрения СМ ПБЗ: создание в организации единой (интегрированной) СМ, включающей в том числе и управление рисками в области ПБЗ.

Цель внедрения СУОТ: улучшение деятельности в области охраны труда.

Важнейшим элементом СМ ПБЗ является “анализ со стороны руководства”. Управление СМ ПБЗ осуществляется путем постановки целей и их корректировки по результатам анализа. По мнению основоположника современных СМ Э. Деминга, 94% ответственности за функционирование СМ лежит на руководстве и только 6% – на работниках.

“Наиважнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (СУОТ) является участие работников”. Анализ эффективности СУОТ высшим руководством рассматривается в одном ряду с мониторингом СУОТ, расследованием несчастных случаев и аудитом СУОТ.

Риск – основной измеряемый, оцениваемый и управляемый параметр СМ ПБЗ. Оценка риска предназначена для выявления существенных рисков, в отношении которых следует применить меры управления, а также для оценки результативности мер по управлению рисками.

Понятия “опасность” и “риск” с точки зрения СУОТ фактически являются синонимами. Роль процесса оценки “опасностей” и “рисков” в СУОТ явным образом не установлена.Оценка рисков рассматривается как один из элементов СУОТ.

Основное содержание СМ ПБЗ – управление рисками организации в области ПБЗ в соответствии с принципами современных систем менеджмента.

Основное содержание СУОТ – совместная деятельность работодателя (высшего руководства) и работников (их представительных органов) по улучшению условий труда.

 

Несмотря на то что Руководство ILO OSH-2001 по существу не может служить стандартом СМ ПБЗ и не предназначено для сертификации, практически все его положения могут применяться в процессе создания СМ ПБЗ наряду с рекомендациями OHSAS 18002:2000.

Государственный стандарт ГОСТ Р 12.006-2002 “Общие требования к системе управления охраной труда в организации” [4] разработан на основе OHSAS 18001:1999 с учетом национальной специфики в области охраны труда. Кроме того, стандарт содержит ряд положений (рекомендаций) ILO OSH-2001.

В соответствии с названием и определением понятия “стандарт” ГОСТ Р 12.0.006-2002 теоретически может использоваться для целей сертификации. Однако, практическое его применение для этих целей (так же как и применение ILO OSH-2001) едва ли возможно.

В отличие от специалистов BSI, разработчики ГОСТ Р 12.0.006-2002 пошли по пути объединения в одном документе и требований к СМ ПБЗ, и рекомендаций по ее внедрению.

В связи с этим при сертификации в обязательном порядке будут возникать вопросы о целесообразности и возможности проведения оценки соответствия сертифицируемой СУОТ некоторым положениям стандарта. А если при подтверждении соответствия возникает проблема выбора: учитывать при сертификации то или иное требование руководящего документа или не учитывать, то такой документ стандартом не является. Все стандарты основаны на принципе: если заявитель добровольно принимает на себя обязательство соответствовать некоторому стандарту, то все требования последнего являются для него обязательными, а вынужденные отступления от требований тщательно обосновываются.

Тем не менее, задача разработки национального стандарта СМ ПБЗ, в полной мере соответствующего международным требованиям (так же как ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 14001:2005), но устраняющего неясности неофициальных переводов OHSAS 18001:1999, сегодня является крайне актуальной.


III. Основные понятия OHSAS 18001:1999


Истинное знание может быть выражено только в точных понятиях.

Платон


Occupational health and safety (OH&S) – производственная безопасность и здоровье.

Слово occupational переводится с английского языка как профессиональный (т.е. связанный с профессией, например, заболевание), производственный (т.е. связанный с производственной деятельностью, например: травма, авария) или трудовой (т.е. связанный с трудовой деятельностью, например: стаж, воспитание).

В большинстве переводов OH&S встречается: “профессиональное здоровье и безопасность”, что, во-первых, не вполне адекватно смыслу понятия, а во-вторых, не в полной мере охватывает область применения OHSAS. В публикациях МОТ используется понятие OSH (occupational safety and health), которое полностью адекватно предлагаемому в настоящей статье.

В качестве синонима понятия “производственная безопасность и здоровье” теоретически возможно использование понятия “охрана труда”.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 209): “охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия”. Это определение в полной мере охватывает область понятия “система менеджмента производственной безопасности и здоровья”, но поскольку методологические и идеологические основы построения и функционирования государственной системы управления “охраной труда” и соответствующие основы современной СМ ПБЗ принципиально различны, смешивать понятия “охрана труда” и СМ ПБЗ не целесообразно. Ещё более нелогичным кажется понятие “Система управления охраной труда” (дословно: “Система управления системой сохранения жизни и здоровья …”).

Performance – результативность функционирования СМ ПБЗ

Стандарты СМ требуют непрерывного совершенствования (улучшения показателей деятельности в области ПБЗ). Это улучшение необходимо периодически оценивать и демонстрировать (подтверждать). Для этого надо что-то с чем-то сравнивать и, следовательно, измерять. С этой целью в СМ вводится понятие performance (результативность).

В OHSAS 18001:1999 это, похоже, самый неоднозначный термин, поскольку само слово performance имеет в оригинале несколько десятков значений. Самые характерные из них: показатели деятельности, степень эффективности функционирования, рабочие параметры, результативность работы, КПД и множество других. Общий смысл сводится к понятию “степень выполнения системой своих функций”. Иногда встречаются варианты переводов: “исполнение, реализация”, которые, на наш взгляд, не несут в данном контексте адекватной смысловой нагрузки. В контексте рассматриваемой проблемы наиболее соответствующим является именно “результативность”.

В этой связи в качестве наглядного примера (рис.4) следует привести так называемый "треугольник 3E" – Effectiveness (эффективность), Efficiency (результативность), Economy (экономичность).



Для реализации целей функционирования СМ ПБЗ необходимо осуществление некоторых затрат. Понятие "эффективность" чаще всего связывают с самим мероприятием (т.е. с затратами на проведение мероприятия, направленного на достижение планируемого результата).

Целесообразно использование понятия “экономичность” для оценки затрат на достижение конкретного результата, который в общем случае может не совпадать с целью мероприятия.

Таким образом, "результативность" есть своего рода разность между “экономичностью” и “эффективностью” мероприятия. Эта разность может быть как положительной, так и отрицательной. Для создания реально функционирующей СМ эту разность необходимо научиться “измерять”

Риск – сочетание (произведение) вероятности наступления неблагоприятного события и величины связанного с ним потенциального ущерба.

Риск всегда связан с ещё не случившимся, но потенциально возможным небезопасным случаем. Риск (в данном контексте) всегда связывается с точно установленной (идентифицированной) опасностью, а однозначная идентификация опасности является неотъемлемым начальным этапом процесса оценки риска.

Очень часто можно встретить определение “риск – это вероятность пострадать от несчастного случая”. Это определение принципиально неверно, поскольку не учитывает тяжести возможного несчастного случая. Во многих случаях риск падения работника с высоты нескольких метров сопоставим с риском незначительного пореза рук. Такая ситуация возможна в том случае, если вероятность падения работника достаточно мала, а порезы рук – типичное явление для предприятия.

Риск – это потенциальный ущерб, а в общем случае – возможные экономические потери. Даже гибель человека в конечном итоге приводит к существенным экономическим потерям для государства, общества и семьи пострадавшего.

Оценка риска – фундаментальная методологическая основа СМ ПБЗ. Основные определения, относящиеся к вопросам анализа и оценивания рисков, даны в национальном стандарте ГОСТ Р 51898-02 “Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты”:

"анализ риска" – систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и количественной оценки риска;

"оценивание риска" – основанная на результатах анализа риска процедура проверки, не превышен ли допустимый риск;

"допустимый риск" – риск, который в данном контексте считается допустимым при существующих общественных ценностях.

Риск является основным измеримым (оцениваемым) и управляемым параметром СМ ПБЗ, характеризующим ее состояние. Весь процесс ее создания и функционирования связан с управлением рисками (рис. 5).


Рис. 5. Управление рисками

ВЫВОДЫ

1. Общим фундаментальным принципом построения всех современных систем менеджмента является: управление измеримыми параметрами процесса с целью получения запланированного результата.

2. Современная СМ производственной безопасности и здоровья является частью общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

3. В понятии “cистема менеджмента производственной безопасности и здоровья” по аналогии с известным утверждением Э. Деминга 94% сущности понятия приходится на первые два слова и только 4% – на остальные, т.е. СМ ПБЗ – это прежде всего принципиально новая система управления обычными процессами. На первом плане в системе – менеджер, специалист по охране труда – на втором плане (консультант), третий план – внутренние аудиторы.

4. Главным управляющим элементом СМ ПБЗ является высшее руководство организации, устанавливающее на основе регулярного анализа результативности СМ ПБЗ новые цели, способствующие непрерывному совершенствованию СМ ПБЗ и условий труда.

 

Литература:

1. Occupational health and safety management systems – Specification. Occupational Health and Safety Assessment Series (OHSAS 18001:1999), BSI, 1999 (Системы менеджмента производственной безопасности и здоровья – Спецификация. Система оценки профессиональной безопасности и здоровья (OHSAS 18001:1999).

2. Occupational health and safety management systems: Guidelines for the implementation of OHSAS 18001 (OHSAS 18002:2000) BSI, 2000 (Системы менеджмента производственной безопасности и здоровья. Руководящие указания по применению OHSAS 18001).

3. Guidelines on occupational safety and health management systems, ILO-OSH 2001. Geneva , International Labour Office, 2001 (Руководство по системам управления охраной труда. МОТ – СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Женева: Международное бюро труда, 2003).

4. ГОСТ Р 12.006-02. ССБТ. Общие требования к системе управления охраной труда в организации.

Федорец Александр Григорьевич, директор АНО “Институт безопасности труда”, кандидат технических наук, доцент (Москва).


«Безопасность и охрана труда» №1, 2007

Похожие:

I. Общие принципы современных систем менеджмента iconВопросы к экзамену по курсу «Космическая навигация» для студентов группы кг-41
Принципы построения систем космической навигации. Спутниковые навигационные системы. Общие принципы функционирования глобальных спутниковых...
I. Общие принципы современных систем менеджмента iconРабочая программа по дисциплине «Основы менеджмента»
В этих условиях остро стоит задача в подготовке руководителей нового типа, а именно, научить будущих специалистов новым методам ведения...
I. Общие принципы современных систем менеджмента iconТема Сущность и характерные особенности современного менеджмента
Сущность, задачи и роль менеджмента. Организация как базовое понятие менеджмента. Роль менеджера в организации. Особенности управленческого...
I. Общие принципы современных систем менеджмента iconПример рабочей программы дисциплины ооп основы построения современных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать основные принципы построения и работы современных компьютерных систем сбора...
I. Общие принципы современных систем менеджмента icon2002-10-01 международный исо стандарт 19011
Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента
I. Общие принципы современных систем менеджмента iconРгп «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» концепци я развития систем менеджмента
Оценка состояния работ по внедрению систем менеджмента качества в Республике Казахстан
I. Общие принципы современных систем менеджмента iconКафедра менеджмента и маркетинга
Понятие и элементы системы управления. Предмет, истоки, эволюция, принципы и функции менеджмента
I. Общие принципы современных систем менеджмента iconВопросы для подготовки к тестированию при поступлении в магистратуру
Исторические основы менеджмента. Возникновение научного управления. Школа научного менеджмента Ф. У. Тейлора. История формирования...
I. Общие принципы современных систем менеджмента iconОбщие сведения об информационных технологиях. Основные принципы, методы и свойства современных информационных технологий, их эффективность
Составить текст объявления (рекламы) и спроектировать презентацию, состоящую из нескольких слайдов
I. Общие принципы современных систем менеджмента iconМетодические указания по проведению практических занятий
Сущность, цели и задачи инновационного менеджмента. Принципы инновационного менеджмента
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница