Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых»




НазваниеУрок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых»
страница1/4
Дата07.09.2012
Размер0.92 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4

Интегрированный урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых»



Цели урока:

  1. Показать, что углерод в природе встречается в тысячах углеродсодержащих соединениях в разных агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом.

  2. Уметь записывать термохимические уравнения, решать задачи на тепловой эффект, записывать уравнения реакции окисления.

  3. Уметь находить на карте месторождения углерода и углеродсодержащих по­лезных ископаемых.

  4. Ознакомить с понятиями «баррель» и «карат».

  5. Развивать творческие способности ребят и умение самостоятельно работать с источниками знаний.

Оборудование: карта полезных иско­паемых мира и тектоническая карта мира, геологическая карта; коллекции: «Топливо», «Нефть», «Карбонаты»; геохро­нологическая таблица; наборы открыток «Алмазный фонд», «По залам Эрмитажа», «Новоафонская пещера» и др.; спиртов­ка, спички, раствор соляной кислоты, пробирки; модели кристаллических ре­шетоккубическая и гексагональная, макет «Сталактиты».

Ход урока

На доске записаны две таблицы:




Природный газ




Та блица 1


С

Нефть, асфальт, битум

Торф, бурый уголь, каменный уголь, антрацит

графит



Таблица 2.

Карбонаты



СаСО3

Мел, известняк, ракушечник, мрамор, кальцит, арагонит (жемчуг)

Си2СО3(ОН)2

малахит

МgСО3

доломит

FeCO3

Сидерит и т.д.



Учитель географии обращает внима­ние учащихся на первую таблицу. Он гово­рит, что сегодня на уроке мы познакомим­ся с углеродом и с теми полезными иско­паемыми, которые имеют его в своем со­ставе. Если нефть, газ и уголь в своем со­ставе, кроме углерода, содержат различные примеси, то алмаз и графитэто чистые формы углерода. Они как братья-близне­цы, которые имеют разный характер.

Учитель предлагает более подробно ознакомиться с перечисленными в табли­цах полезными ископаемыми и просит начать с рассмотрения нефти.

1-й ученик:

Нефть часто называют «черное золото». В глубокой древности славяне называли ее ропанкой, грекипетролеумом. Но смысл перевода одингорное масло. Считают, что название «нефть» родилось от арабского слова «нафта»вытекать.

Нефтьэто маслянистая темно-корич­невая жидкость с красноватым или зеле­новатым оттенком, иногда черная, крас­ная, синяя или светлая и даже прозрачная с характерным резким запахом. Бывает нефть белая или бесцветная как вода (на­пример, в Суруханском месторождении в Азербайджане, в некоторых месторожде­ниях в Алжире). В более редких случаях нефть очень плотная, полутвердая, содер­жащая парафин.


Различают легкую и тяжелую нефть. Легкую нефть извлекают из недр насоса­ми или фонтанным способом. Из такой нефти, в основном, делают бензин и ке­росин. Тяжелые сорта нефти иногда до­бывают даже шахтным способом (напри­мер, на Яремском месторождении в Коми), и готовят из нее битум, мазут, раз­личные масла.

Как же образовалась нефть? Мельчай­шие живые организмы, обитавшие в мор­ской воде миллионы лет назад, отмирая, оседали на дно, а там под воздействием бактерий, высокого давления и темпера­тур разлагались на легкие углеводороды, которые просачивались сквозь породы и, накапливаясь, формировали залежи неф­ти. Поэтому нефть и газ не образуют са­мостоятельных пластов. Их залежи при­нимают форму вмещающих отложений.

В состав нефти входят: смесь углеводо­родов (парафины, нафтены, ароматичес­кие углеводороды), углерод (С)80-87%, водород (Н)10-14%, серы (5)до 5%, кислорода 2)до 3%, азота (14)до 2%.

Нефтьуникальное топливо, ее тепло­та сгорания 37-49 МДж/кг. Так. 10т неф­ти дают столько же тепла, сколько 13 т ан­трацита, 31т дров. Онаоснова энерге­тики многих отраслей хозяйства, химиче­ской промышленности. Известна и лечеб­ная нефть, богатая нафтеновыми и аро­матическими углеводородами.

Нефть человеку известна давно. Пер­вые сведения о ней пришли с Ближнего Востока. Археологические раскопки сви­детельствуют о том, что еще в долине реки Евфрат нефть и продукты ее окис­ления (асфальты) люди добывали 8-6 тыс. лет назад. Древние шумеры использова­ли битум вместо связующего раствора в кладке; асфальтдля бальзамирования мумий. В древнем Вавилоне нефтью ос­вещали улицы.

Людям давно были известны «смоляные ямы»асфальтные озера, которые «пода­рили» нам сотни хорошо сохранившихся скелетов гигантских ленивцев, саблезубых тигров и других животных.

В раннее Средневековье нефть сначала добывали из колодцев, а затем начали бу­рить первые скважины глубиной до 200-300 м.

Позднее из нефти стали получать керо­син, основным потребителем которого были керосиновые лампы.

Затем нефть понадобилась для двигате­лей внутреннего сгорания и дизеля. После изобретения инженером В.Г.Шуховым метода перегонки нефти она стала уни­версальным топливом. Первая нефтяная скважина глубокого бурения появилась в 1848 г. в Баку. Именно этой скважиной, как принято считать, и начинается промыш­ленная добыча нефти в мире.

Нефть меряют баррелями. Один бар­рельоколо 136 кг. Цена за 1 баррель нефти постоянно колеблется.

Уникальные месторождения нефти есть в Кувейте, Саудовской Аравии, Иране, Рос­сии, Казахстане и т.д.

Учитель химии предлагает ученикам внимательно рассмотреть пробирки с нефтью из коллекции «Нефть» и отметить ее характерные признаки.

Учитель географии просит следующе­го ученика рассказать о природном газе.

  1   2   3   4

Похожие:

Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру обогащение полезных ископаемых по специальности 25. 00. 13 «Обогащение полезных ископаемых»
«Обогащение полезных ископаемых» для специалистов и утверждена на заседании кафедры Обогащения полезных ископаемых (протокол №15...
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconФедеральное агентство по образованию
Тема Принципы изучения неоднородности полезных ископаемых: системный анализ как методологический подход в изучении месторождений...
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых по научной специальности 25. 00. 10 «Геофизика, геофизические методы поисков полезных ископаемых»
«Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых» и специализации №4 «Сейсморазведка» для специалистов...
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения по специальности 25. 00. 11 «Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения»
«Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения» для специалистов и утверждена на заседании кафедры геологии...
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconПрограмма дисциплины по кафедре «Строительные и дорожные машины» Обогащение полезных ископаемых
Курс «Обогащение полезных ископаемых» базируется на цикле дисциплин, включающем основы горного дела (с разделом переработка и обогащение...
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconЗаключение рабочей группы по вопросам оценки запасов полезных ископаемых и повышения публичности данных о балансовых запасах месторождений, осваиваемых компаниями недропользователями
Российской Федерации от 17. 05. 07 №34-р создана рабочая группа, в задачу которой входит проверка фактов существенных расхождений...
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconОсновы учения о полезных ископаемых
Семинский Ж. В. Геология полезных ископаемых (Учебное пособие для геологических специальностей вузов) Иркутск: Изд-во Иргту, 2009....
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconРабочая программа учебной дисциплины основы учения о полезных ископаемых специальность: 130101 «прикладная геология»
Специализации: Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений твёрдых полезных ископаемых
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconДобыча полезных ископаемых
Задачи: воспитывать чувство гордости за свою большую и малую родину, развивать коммуникативную и познавательную компетентность, формировать...
Урок по географии и химии «Углерод в полезных ископаемых» iconУчебное пособие для студентов специальности «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых»
Кафедра «Технологии и комплексной механизации разработки месторождений полезных ископаемых»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница