Программа дополнительного образования детей




Скачать 182.32 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования детей
Дата02.12.2012
Размер182.32 Kb.
ТипПрограмма
Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Детский оздоровительно-образовательный

центр «Былина»



Рассмотрена на

педагогическом совете МАУ

ДОД ДООЦ «Былина»

15.09.2009

Протокол № 2


Утверждена

Приказом № 41

от 15.09.2009

Директор МАУ ДОД

ДООЦ «Былина»

_______________ Д.И. Текунов





ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


«ДРУЗЬЯ НАШЕГО ДОМА»


Возраст обучающихся 7 – 15 лет


Срок реализации - 1 месяц


Автор программы:

педагог дополнительного образования Полунина Елена Владимировна


Великий Новгород

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная дополнительная образовательная программа имеет эколого-краеведческое направление, разработана на основе программы «Друзья нашего дома» муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 3», адаптирована к условиям летней оздоровительной смены, реализуется в рамках воспитательной программы детского оздоровительно-образовательного центра. Автор Полунина Елена Владимировна – педагог дополнительного образования Центра экологии, краеведения, детско-юношеского туризма и отдыха при гимназии № 3 Великого Новгорода.

Срок реализации программы «Друзья нашего дома» 40 часов (1 смена).


Новизна программы:


  1. Данная программа позволяет раскрыть понятие среды, экологических факторов и их взаимодействия, позволяет продолжить понимание детьми взаимосвязей между отдельными компонентами природы в полевых условиях на определенной территории;

  2. Важное значение имеет воспитание в подростках понятия, что человек - часть природы, который должен познавать ее законы и правильно уметь ими пользоваться. Изучая окружающую природы, дети усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы;

  3. Выполнение практических исследований природы, изучение отдельных объектов на постоянных пробных площадках и учебной экологической тропе;

  4. Немаловажное значение имеет овладение прикладными знаниями и практическими умениями и навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду, рациональное использование данной территории в рекреационных, хозяйственных целях.


Педагогическая целесообразность подтверждена следующими документами:

- Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 233), в котором прописано, что одним из предназначений учреждений дополнительного образования детей является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности (общества, государства).

- учебными типовыми программами по биологии, их методическое обеспечение направлено на получение учащимися общебиологических знаний, умений и навыков, но не учитываются потребности детей в общении с природой ближайшего окружения, в получении конкретных знаний по биологии.


Цель программы:


Реализация дополнительных образовательных экологических программ, эколого-краеведческое воспитание и развитие детей. Сбор первичных данных об экологическом состоянии территории ДООЦ «Былина», и на основе полученной информации создание учебной экологической тропы.


Общие задачи:


  • Изучение природы и истории родного края;

  • Освоение навыков исследовательской работы;

  • Организация экологического просвещения для всех участников лагеря;

  • Развитие потребности в самообразовании и укреплении своего здоровья;

  • Формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира;

  • Изучение природно-рекреационных возможностей территории лагеря;

  • Приобретение навыков экологически грамотного поведения и природоохранной деятельности;

  • создание условий для развития и раскрытия индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, самореализация и самоопределение воспитанников в дальнейшей профессиональной деятельности.

- Создать план-схему объекта исследования с нанесением на него основных точек;

- Оценить действие абиотических факторов в окрестностях ДООЦ «Былина»;

- Определить наиболее характерный для дан территории видовой состав растительного и животного мира;

- Исследовать воздействие антропогенного фактора;

- Разработать природоохранные рекомендации для данной территории;

  • Выделить примерные точки маршрута экологической тропы.


Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих:

В настоящее время существуют эколого-биологические образовательные программы «Исследователи природы» («Юный натуралист», «Юные зоологи», «Юные экологи», «Юные кролиководы» и т.д.). Большинство программ уделяют значительное внимание ознакомлению с природой (в лесу, в поле, на реке), но это не всегда возможно в городе, иногда нет средств и возможности выехать из него. Недостаточно разработаны занятия, непосредственно проводимые в уголках живой природы. Большинство программ уделяют внимание ознакомлению учащихся с отдельными отраслями сельского хозяйства с целью производства мяса, молока, яиц, овощей, фруктов, т.е. практическое ознакомление с этими отраслями.

Существующие программы не удовлетворяют особые потребности детей, что и вызвало необходимость в создании программы, способствующей формированию у детей экологической компетентности. Данная программа реализуется в рамках детского оздоровительно-образовательного центра, что имеет свои неоценимые преимущества.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: начальное звено с 7 до 15 лет.

Сроки реализации

Предлагаемая образовательная программа «Друзья нашего дома» рассчитана на 1 месяца обучения: изучение общего материала, индивидуальную или групповую творческую и исследовательскую работу детей.


Формы и режим занятий: Содержание программы ориентировано на разновозрастную группу детей (до 30 человек),

Состав группы остается постоянным, т.к. работа строится в рамках одной оздоровительной смены.

Занятия построены на организации взаимодействия детей с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и находится рядом с ребенком и в его доме.

В процессе работы имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента. Наблюдение всегда оставляет в сознании детей более глубокий след, чем самый подробный рассказ или беседа об этом, даже с использованием коллекций, таблиц, кинофильмов. Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы, а затем рассказать об этом - все это способствует развитию мышления, внимания учащихся, развиваются исследовательские наклонности. Виды занятий: обучающие, обобщающие, закрепляющие; исходя из этого и разнообразные методы и формы преподавания: рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, работа и наблюдения в уголке живой природы и т.д.

Для привлечения внимания, развития интереса воспитанников проводятся диспуты, беседы, игры, состязания, викторины, экологические спектакли. Принцип работы: от интереса - к получению определенных знаний, развитию способностей, развитию личности. В работе осуществляется применение дифференцированного подхода. Групповая работа, массовая работа удовлетворяют запросам как группы в целом, так и отдельных воспитанников, позволяет объединить учащихся разных возрастов, интересов и способностей, что способствует развитию умений и навыков работать в коллективе, в группе, развитию инициативы, ответственности за порученное дело.

Формы занятий:

- теоретические и практические занятия;

- экскурсии и путешествия;

- игры и викторины.


Ожидаемые результаты


Данная программа предусматривает познавательное расширение знаний, умений, навыков, полученных детьми на уроках биологии. Помогает воспитанникам углубить школьные знания о многообразии видов и жизни животных, растений, о взаимосвязи организма с окружающей средой. Способствует формированию интереса к познанию окружающего мира, необходимости охраны природы, элементарных исследовательских умений (умение наблюдать, исследовать, анализировать и т.д.).

По окончании учащийся должен знать и уметь:

  • многообразие природы и необходимость ее охраны;

  • редкие и охраняемые виды растений и животных Новгородской области и их места обитания. Приобрести практические экологические и природоохранительные навыки;

  • самостоятельно проводить исследовательскую деятельность по выбранной теме и оформлять работу, выполнять простейшие экологические исследования в полевых условиях;

  • эстетически осмысливать образы природы, передавать и представлять их красоту и колоритность в различных видах деятельности;

  • показывать пример бережного и гуманного отношения к природе, быть инструктором – пропагандистом;

  • понимать что такое объект живой природы в общем биологическом комплексе;

  • приобрести основы здорового образа жизни.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Подготовка воспитанниками докладов, исследовательских работ, тематических выступлений, экопроектов, а также создание макетов, поделок.

Содержание работы
Срок реализации программы – 40 часов.

Возраст детей 7-15 лет.

Образовательный процесс будет организован по следующим направлениям:

  • Совершенствование знаний и методов натуралистической и исследовательской деятельности;

  • Приобретение навыков экологической грамотности;

  • Организация экологического просвещения для всех участников лагеря через работу экскурсоводов – инструкторов на экологической тропе;


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Занятие

Программа

Колич. часов

1.

Теоретическое занятие

Вводная беседа. Ознакомительная экскурсия по карте ДООЦ «Былина»

1

2.

Практическое занятие

Ознакомительная экскурсия по территории лагеря «Познакомься – это мы»

1

3.

Теоретическое занятие

Задачи Экоотряда.

1

4.

Практическое занятие

Название, эмблема, значки-смволы

1

5.

Теоретическое занятие

Легенда древних индейцев

«7 тайн жизни»

1

6.

Практическое занятие

Познавательная экологическая игра «7 тайн жизни»

1

7.

Теоретическое занятие

Фенокалендарь

1

8.

Практическое занятие

Викторина «Загадочное лето».


1

9.

Теоретическое занятие

Экологическая игра

«Тропою следопыта»

1

10.

Практическое занятие

Выставка рисунков «Край волшебной красоты»

1

11.

Теоретическое занятие

Подземные тайны. Экологическая сказка «О чем шептались камешки?».

1

12.

Практическое занятие

Сбор коллекции минералов территории лагеря

1

13.

Теоретическое занятие

Мир воды.

Изучение свойств воды.

1

14.

Практическое занятие

Экскурсия на реку

1

15.

Теоретическое занятие

Методики взятия проб воды.


1

16.

Практическое занятие

Исследование водных и околоводных животных и растений.

1

17.

Теоретическое занятие

Исследование видового состава леса.

1

18.

Практическое занятие

Игра «В гостях у старичка-Лесовичка».

1

19.

Теоретическое занятие

Эко проект

«Живая природа одного дерева».

1

20.

Практическое занятие

Эко проект

«Живая природа одного дерева».

1

21.

Теоретическое занятие

Маленькие тайны большой природы.

1

22.

Практическое занятие

Игра-викторина «Кто в лесу живет?»

1

23.

Теоретическое занятие

Освоение методики маршрутных учетов птиц в лесу.


1

24.

Практическое занятие

Игра «Пернатые друзья»

1

25.

Теоретическое занятие

Лесные тайны: барометры, часы, лесные ориентиры

1

26.

Практическое занятие

«Мастера без топора»-Мастерская поделок из глины

1

27.

Теоретическое занятие

Эти забавные животные.


1

28.

Практическое занятие

Лесные обитатели – герои сказок, басен, пословиц

1

29.

Теоретическое занятие

Экологическая игра

«Лесное ассорти».

1

30.

Практическое занятие

«Природа и фантазия» - мастерская оригами.

1

31.

Теоретическое занятие

Исследование болота.


1

32.

Практическое занятие

Экологическая игра «По грибы, по ягоды».

1

33.

Теоретическое занятие

Исследования луга.


1

34.

Практическое занятие

«Как медведь пень потерял» Экологическая сказка

1

35.

Теоретическое занятие

Исследования культурных растительных сообществ.

1

36.

Практическое занятие

Игра «Бабочки-живые цветы»

1

37.

Теоретическое занятие

Путешествие по книгам Виталия Бианки.

1

38.

Практическое занятие

«Природный вернисаж» - рисуем природными красками

1

39.

Теоретическое занятие

Экологический десант «Человек, какой ты след оставишь на Земле?!!

Защита каждым учеником результатов, полученных в ходе исследований.

1

40.

Практическое занятие

Экологический десант «Человек, какой ты след оставишь на Земле?!!

Подведение итогов, награждение победителей, отъезд.

1

Итого:

Теоретические занятия - 20

Практические занятия - 20

40


1 день. Прибытие на место, проведение ознакомительной экскурсии.

2-19 день. Ведение полевых исследований, сбор статистических материалов, ведение наблюдений, постановка экспериментов. В этот период ведется интенсивная полевая деятельность, характер которой может быть самым разнообразным: от лабораторных опытов до суточных наблюдений за поведением различных живых объектов.

Кроме этого, в течение смены каждый день проходят теоретические занятия по тематикам, связанным с основами полевой исследовательской деятельности, основам общебиологических знаний. Обработка полученных результатов и оформление работ:

1. Природные объекты ближайшего окружения.

2. Натуралистические знания и культура общения с природой.

3. Исследовательская и проектная деятельность.

4. Игровая экология.

5. Экологическое просвещение.

В дополнении к учебному процессу во время смены будут проводиться культурно-развлекательные мероприятия, направленные на социализацию детей, применение природоохранных знаний, развитие чувства сопричастности и личной ответственности ко всему живому на планете. В том числе:

  1. Экологический проект «Живая природа одного дерева».

  2. Литературно-экологическая викторина «Путешествие по книгам писателя- натуралиста Виталия Бианки».

  3. Конкурс знатоков родной природы «Знать, беречь, преумножать».

  4. Выставка рисунков «Край волшебной красоты».

  5. Игры-открытия «Семь тайн жизни», «Чувство удивления».

  6. Конкурс экологических плакатов «Возьми под защиту дерево, речку, цветок…»

  7. Игра-путешествие «Войди в природу другом!».

  8. Мастерская оригами «Природа и фантазия».

  9. Фенологические прогулки «Тайны лета».

  10. Путешествия по экологической тропинке «О чем шептались камешки?», «В гостях у Лесовичка», «Лесные тайны и ориентиры».

  11. Экологическая игра «Тропою следопыта».

  12. Ролевая игра «Наш экологический след».

  13. Общелагерные мероприятия.


20-21 день. Защита каждым учеником результатов, полученных в ходе исследований, подведение итогов, награждение победителей, отъезд.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Обеспечение программы методическими видами продукции

  1. Планы экскурсий по территории ДООЦ «Былина»;

  2. Орнитологическая экскурсия;

  3. Экскурсия «Тайны живой природы»;

  4. Беседа о фенологических изменениях в природе: фенокалендарь.

  5. Разработки экологических сказок:

«Как медведь пень потерял», «О чем шептались камешки?»,

  1. Разработки экологических игр:

«7 тайн жизни», «Тропою следопыта», «В гостях у старичка–лесовичка», игра «Лесное ассорти», «По грибы, по ягоды».

  1. Разработки викторин:

«Загадочное лето», «Кто в лесу живет?».

Дидактический материал представлен:

  • Таблица «охрана природы»

  • Тематические раскладушки

  • Подборка специальной литературы (словари, журналы, детская литература писателей В. Бианки, И. Акимушкина)

  • Тексты и диагностические задания по теории

  • Варианты творческих заданий

  • Лекало для выполнения анималистических рисунков

  • Лучшие детские работы из методического фонда

  • Образцы гербария

  • Образцы камней и минералов

  • Образцы поделок из природного материала


Лекционный материал представлен:

  • Беседа об ассортименте изучаемых растений

  • Беседа о зоотерапии домашних животных

  • Беседа о видовом разнообразии животного мира

Материально-техническое оснащение занятий: Кабинет для обучения:

  • Доска - 1 штука;

  • Столы - 6 штук;

  • Стулья - 30 штук;

  • Бинокль - 1 штуки;

  • Лупа - 1 штук;

  • Компас - 1 штуки;

  • Натуральные объекты:

  • Коллекция насекомых

  • Коллекция полезных ископаемых

  • Спилы деревьев

  • Инструменты и приспособления: ножницы, кнопки, указка, магниты, лейка, ведра.

Материалы: ватман, цветная бумага, мел, скотч, клей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Полунина Е.В. Методическое пособие «Зоологический калейдоскоп», 2006 г. Великий Новгород.

  2. Методическое пособие «Планета - наш дом» Великий Новгород, 2008 г.

  3. Франсуа Арди «Мир живой природы:растения и животные» М. 2000 «Планета детства», «Астрель».

  4. Акимушкин И.И., Мир животных.- М.,: Просвещение, 1971-1975.- 465 с.

  5. Богатеева З.А., Чудесные поделки из бумаги. - М.,: Просвещение, 1992. - 208 с.

  6. Жукова Т.И., Часы занимательной зоологии. - М.,: Просвещение, 1968. - 84с.

  1. Лавренова Л.Е., Детские праздники в школе и дома. - С-П.Б.,: Паритет, 2002. -160с.

  1. Нога Г.С., Наблюдения и опыты по зоологии. - М,: Детгиз, 1972.- 46 с.

  2. Программы «Исследователи природы». - М,: Просвещение, 1983. - 287с.

  3. Скрябина А.В., Моя работа с юннатами. - М,: Молодая гвардия, 1960. - 46с.

  4. Формозов А.Н., Спутник следопыта, М,: Детская литература, 1974.- 318 с.

  5. Яхонтов А.А., Зоология для учителей: В 2 т. - М,: Просвещение,1970.-97с.

  1. Володин В. И. и др. Энциклопедия для детей. -М,: Аванта+, 2003. - 456 с.

  2. МодестоваТ.В., Животные: Справочник школьника. - С-П.Б: Литера, 2005. - 96с.

  3. Молис С.А, Книга для чтения по зоологии. - М, Просвещение, 1986. - 224с.

  4. Хэрриот Д.О., «О всех созданиях - больших и малых». - М,: 1987.- 77 с.

  5. Журналы «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник» - 2004-2006 гг.







Похожие:

Программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Ровесник"
Программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа центра дополнительного образования детей «Малая академия»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Малая академия»...
Программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом творчества детей и юношества» Урмарского района
Программа дополнительного образования детей iconПрограмма дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы
Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Депертамента...
Программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы с детьми и подростками
Программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества»
Программа дополнительного образования детей iconПрограмма дополнительного образования детей «Знакомство c компьютерной график ой и анимаци ей»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа дополнительного образования детей iconПрограмма дополнительного образования детей «Основы современного танца»
...
Программа дополнительного образования детей iconОбразовательная программа дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр внешкольной работы
Программа дополнительного образования детей iconМуниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Уникум» городского округа город Буй
Программа предназначена для изучения растительности участка центра дополнительного образования «Уникум». Для лучшего усвоения программного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница