Урок по теме: «Красная книга Тюменской области»




Скачать 110.3 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Красная книга Тюменской области»
Дата02.12.2012
Размер110.3 Kb.
ТипУрок
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области»
природоведение, 5 класс


Тема: КРАСНАЯ КНИГА

ТДЦ: 1. Образовательная: Изучить понятие «Красная книга», статус вида в Красной книге, научить определять его через анализ текста и выявить отличительные черты понятий «заповедник», «заказник», «национальный парк».

2. Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе через самоопределение экологической ответственности перед потомками; формировать социальную компетенцию (навыки работы в паре, умение выслушивать мнение других, предлагать свой вариант и отстаивать свою точку зрения).

3. Развивающая: Развивать коммуникативную компетенцию (развитие культуры речи, развитие культуры общения, обсуждение проблем и поиск решения); мышление, интеллект.

Общедидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала по теме «Красная книга» и получение новой учебной информации;
способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.


Уровневые цели: 1. Репродуктивный уровень: усвоить понятия «Красная книга», статус вида в Красной книге, «заповедник», «заказник», «национальный парк».

2. Конструктивный уровень: выявить причинно-следственные связи между динамикой численности вида и его статусом в Красной книге.

3. Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи умение объяснять причины исчезновения организмов в историческое время и в результате деятельности человека.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы работы: проблемный, диалогический (беседа), частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, парная.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал, карта Тюменской области, выставка книг по теме «Красная книга».

Учащиеся должны знать: 1. Цель организации Красной книги;

2. Понятие «статус вида» занесенного в Красную книгу;

3. Причины формирования охраняемых территорий и их типы;

Учащиеся должны уметь: 1. Различать типы охраняемых территорий.

2. Использовать различные источники информации при подготовке к уроку;

3. Грамотно отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою точку зрения;

4. Уметь взаимодействовать с одноклассниками для достижения цели.

Формируемые компетентции:

Ключевая компетенция

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Ценностно-смысловая

Предметная компетенция

Получение знаний из реальной действительности (использование карт, других источников географической информации, личностного опыта учащихся)

Способность самооценки навыков познавательных процессов собственного мышления в процессе работы с разными источниками информации

Владение коммуникативными навыками работы.
Моделирование ситуаций из реальной жизни.

Формирование способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.

Круг реальных объектов действительности, по отношению к которым формируется данная компетенция

тематические данные, учебник, другие источники географических знаний

Действия учащихся 

пара, класс, общество. 

Страна, область

Для чего компетенция необходима социуму

Для овладения способами передачи информации.

Для овладения креативными навыками продуктивной деятельности, для развития рефлексивных навыков.

Для овладения навыками общения.

Для формирования гражданского самосознания;  для воспитания чувства патриотизма, любви к «малой Родине», для консолидации общества на основе ценностного отношения к природе, к окружающей среде формирование чувства экологической ответственности перед потомками.

Личностная значимость компетенции

Интерес к предмету, саморазвитие, формирование умения ориентироваться в информационной среде, выступать устно и письменно о результатах своей работы

Получение практического опыта, развитие мотивации к изучению предмета

Социализация в обществе

Для формирования способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.

Перечень знаний, составляющих компетенцию

Красная книга, статус вида в Красной книге, заповедник, заказник, национальный парк.




Правила демократического типа общения.

Истинное богатство области, истинное богатство человека.

Умения и навыки, относящиеся к компетенции

Умение анализировать, сопоставлять полученную информацию;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
умение делать выводы.



Анализ, установление причинно-следственных связей

Умение общаться в паре, в классе, умение представлять собственные результаты работы

Умение принимать решения, брать на себя ответственность за последствия своих действий, выбор целевых и смысловых установок - ориентация своего поведения в окружающей действительности (самоопределение личности).

Способы деятельности по отношению к выбранному кругу реальных объектов

Анализ и оценка видов организмов, занесенных в Красную книгу, выделение проблем исчезновения видов на территории области

Выражение собственной точки зрения по проблеме экологической ответственности перед потомками

Обсуждение собственных точек зрения по проблеме экологической ответственности перед потомками с другими учащимися, корректировка знаний

Рефлексия способности самооценки
собственных мировоззренческих  приоритетов, своей гражданской позиции.


Урок с использованием метода проекта: краеведческий, межпредметный, мини-проект, коллективный, классический, текущий, внутришкольный, познавательный и практико-ориентированный.

Продукт проектной деятельности: стенд «Красная книга Тюменской области»

Подготовительный этап: подготовка сообщений о заповедниках и заказниках Тюменской области, подготовка библиотечной выставки по теме.


Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес,

Ты полон свежести и все в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Р. Рождественский.

Учитель: Ребята, о чем это стихотворение?

Ученики: (предполагаемые ответы) О красоте природы, о лесе и его обитателях, обо всем интересном и загадочном, что происходит в природе.

Учитель: Ученые предполагают, что жизнь зародилась на Земле примерно 3,5 млрд. лет тому назад. Сейчас на Земле обитает около 2 млн. видов организмов.

Проблемный вопрос. До появления человека на Земле – около 1,5 млн. лет назад исчезал 1 вид живых организмов за 1000 лет. Почему?

Ученики: (предполагаемые ответы) Изменения условий на Земле.

Учитель: Проблемный вопрос. С появлением человека скорость исчезновения живых организмов резко возросла. Почему?

Ученики: (предполагаемые ответы) Человеку нужно было питание. Для изготовления жилья он использовал крупные деревья.

Учитель: К 1600 году эта скорость возросла до 1 вида в 100 лет, с 1850 года – 1 вид в 10 лет. (Обращаю внимание учащихся на таблицу «Количество видов живых организмов находящихся под угрозой уничтожения»)

Виды организмов

Исчезли с 1600 г.

Под угрозой исчезновения с 1600 г.

Высшие растения

384 вида

18699

Рыбы

23

320

Амфибии

2

48

Рептилии

21

1355

Птицы

113

926

Млекопитающие

83

414

Ребята, а где мы можем узнать какие животные и растения нуждаются в охране?

  1. Целеполагание.

Ученики: (предполагаемые ответы) В Красной книге – куда вносят всех редких и нуждающихся в охране животных и растения.

Учитель: Правильно. Сегодня мы с вами и подробнее познакомимся с Красной книгой.

(Записываем число и тему в тетради, формулируем цели урока «Что нового вы можете узнать о Красной книге?»)

  1. Изучение нового материала.

Красная книга была основана Международным союзом охраны природы и природных ресурсов. В 1949 году была создана Комиссия по выживанию видов, целью которой и было определить виды, нуждающиеся в охране. А в 1963 году был издан первый вариант Красной книги.

Проведя такую трудную и серьезную работу ученые обнаружили, что совсем недавно (к концу 19 века) уже исчезли такие животные как стеллерова корова, птица дронт, лошадь Пржевальского и другие. Встает проблемный вопрос: К концу 19 века люди уже умели разводить скот, научились изготавливать в достаточных количествах необходимые предметы быта. Почему же эти животные исчезли, и на сегодняшний день еще многие находятся под угрозой уничтожения?

Ученики: (предполагаемые ответы)

  • Варварские виды охоты

  • Уничтожение среды обитания

  • Погоня за прибылью

Учитель: Поэтому на сегодняшний день принято и действует законодательство, предусматривающее не только административную, но и уголовную ответственность за истребление животных занесенных в Красную книгу.

Существуют международные, национальные и местный варианты Красной книги. Каждое государство издает свой вариант Красной книги, куда включены животные и растения, нуждающиеся в охране обитающие на территории этого государства

В нашей стране тоже издается Красная книга России. Редкие и нуждающиеся в охране животные и растения нашей Тюменской области внесены в Красную книгу Тюменской области.

Каждый вид живых организмов занесенных в Красную книгу имеет свой статус по категории редкости. Поэтому в Красной книге есть не только красные, но оранжевые, желтые, зеленые, белые и черные страницы.

Ваша задача, посовещавшись в паре предложить по какому принципу живые организмы приобретают свой статус, и может ли статус меняться?

Задание 1: заполнить таблицу в тетради (в ходе работы (слайд 9))

цвет

статус

организмы




вероятно исчезнувшие.

 




находящиеся под угрозой исчезновения.

 




сокращающиеся в численности







редкие







неопределённые по статусу







восстанавливаемые и восстанавливающиеся.





Задание 2. Сейчас, мы выступаем в роли ученых, которые определяют статус вида помещаемого в Красную книгу. Работа с раздаточным материалом по инструктивной карте (слайд 10).

Учитель: Задание 3. Дополни таблицу примерами (проверка работы с раздаточным материалом) (слайды 11 – 22)

Какие меры предпринимает каждое государство, для охраны живых организмов занесенных в Красную книгу?

Ученики: (предполагаемые ответы) Государство охраняет и создает заповедники.

Задание 4. Сравнить определения разных охраняемых территорий, выявить черты отличия. (слайд 24)

Учитель: В России первый заповедник – Аскания-Нова – был основан в 1898 году в южно-украинской степи энтузиастом Ф.Э. Фальц-Фейном и носит его имя с 1994 года. В 2000 году в России насчитывалось 100 заповедников с общей площадью 33 млн. га. На территории Тюменской области тоже есть охраняемые зоны.

Задание 5 (работа с дополнительной литературой) Сообщения учащихся о заповедниках Тюменской области и нанесение на карту места расположения заповедников (слайды 26-31)

  1. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы создали стенд «Красная книга Тюменской области» (на карту Тюменской области нанесены рисунки животных и растений, нуждающихся в охране).

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. В. Берестов

Проблемный вопрос. Почему же опасно человеку остаться одному на планете?

Ученики: (предполагаемые ответы) Человеку нечем будет питаться, если не будет животных и растений. Растения обеспечивают нас кислородом, а если их не будет – нам нечем будет дышать. Не из чего будет изготавливать одежду и жилье.

Учитель: Посмотрите на плакате в детских руках земной шар. Почему именно в детских? (слайд 32)

Ученики: (предполагаемые ответы) Потому что жизнь планеты зависит от того как дети научатся ее охранять. Став взрослыми мы не должны забыть об этом, и стремиться сохранить родную природу. Поэтому мы несем большую ответственность за то, чтобы сохранить природу в целости и сохранности для наших потомков. Нам досталась сильно обедненная природа, а если мы будем к ней плохо относиться, то нашим потомкам возможно уже ничего не достанется. Это может привести к гибели всего человечества на Земле.

  1. Подведение итогов, заключение.

Учитель: (Обращаю внимание на книжную выставку по теме) Если вы желаете узнать, что-то еще об экологических проблемах Земли, о Красной книге и живых организмах которые в нее внесены, вы всегда можете обратиться в школьную библиотеку или любую библиотеку нашего города. Любая из предложенных книг поможет вам узнать что-то новое и полезное.

Не забывайте: мы в ответе за нашу планету перед нашими потомками!

  1. Домашнее задание.

Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о понравившемся виде организмов, занесенного в Красную книгу.


Используемая литература:

  1. Азаров В.И. Редкие животные Тюменской области и их охрана. Амфибии, рептилии, птицы и млекопитающие. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 1995. 272с., илл.

  2. Арбатов А.А. В защиту природных ресурсов планеты. – М.: Знание, 1985. – 64с.

  3. Вахромеева М.Г., Павлова В.Н. Растения Красной книги СССР: Береги природу! – М.: Педагогика. 1990. – 240с., илл.

  4. Голубев В.С., Шаповалова Н.С. Человек в биосфере. – М.:1995.

  5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 191с., илл.

  6. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003. – 320с.

  7. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: что должен знать и уметь школьник. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 64с. («Биология в школе. Библиотека журнала». Вып.2)

  8. Никитский Н.Б. Свиридов А.В. Береги природу!: Насекомые Красной книги СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 176с.: ил.

  9. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной книги СССР. – М.: Лесн. пром-сть, 1987. – 367 с., ил.

  10. www.biodat.ru

Похожие:

Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconСписок научных работ по теме диссертации монографии Красная
Красная книга Пензенской области. Т. Растения и грибы / Науч ред проф. А. И. Иванов. – Пенза, 2002. – 160 с. (9 видовых очерков)....
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconУрок по окружающему миру во 2 классе, «Красная книга»
Красной книгой; расширить и углубить знания о животных и растениях, встречающихся в Челябинской области
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconУрока по природоведению по теме: «красная книга». Автор учебника А. А. Плешаков «Мир вокруг нас. 2 класс» Технология урок с использованием икт
Расширить и углубить знания детей о растениях и животных, встречающихся в нашей местности и нуждающихся в охране
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconСписок видов лишайников, занесенных в красную книгу мурманской области, и видов, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде мурманской области
Положение о Красной книге мо; бионадзор — виды, нуждающиеся в особом внимании к их состоянию; кр — Красная книга Российской Федерации;...
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconСписок видов сосудистых
Положение о Красной книге мо; бионадзор — виды, нуждающиеся в особом внимании к их состоянию; кр — Красная книга Российской Федерации;...
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconО реализации программы «Красная книга культуры Смоленщины» Макаренкова Ирина Николаевна, заместитель начальника Главного управления информационных технологий и связи Смоленской области
Презентация Программа «Красная книга культуры Смоленщины» состоялась 20-22 июня 2005 года в г. Смоленске на Международной конференции...
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconПередачи в Арбитражный суд Тюменской области подарков, полученных председателем Арбитражного суда Тюменской области
Арбитражного суда Тюменской области, его заместителями, судьям и государственными гражданскими служащими Арбитражного суда Тюменской...
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия для 2 класса
Оборудование: «Красная книга», «Красная книга Угловского района» (несколько экземпляров), компьютер, презентация «Природные ресурсы...
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconКрасная книга. (2 класс)
Цели урока: образовательно-развивающие — знакомство с понятием «Красная книга», её структурой, с животными и растениями, занесёнными...
Урок по теме: «Красная книга Тюменской области» iconКнига тверской области
Кр. 78 Красная книга Тверской области/ Ред. А. С. Сорокин. — Тверь: ООО “ Вече
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница