Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист»




НазваниеРабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
страница1/8
Дата01.12.2012
Размер1.35 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор_______В.Б.Мандриков

«____»______________2012 г.


Рабочая программа дисциплины


Гигиена


Для специальности: 060101 Лечебное дело


Квалификация (степень) выпускника: «специалист»


Специальное звание: Врач


Факультет: лечебный


Кафедра: общей гигиены и экологии


Курс: 2-3


Семестр: 4-5

Форма обучения: очная


Лекции: 43 часа


Практические занятия: 101 час


Самостоятельная внеаудиторная работа: 72 часа


Экзамен: 5 семестр, 36 часов


Всего: 252 часа


Волгоград, 2012


Разработчики программы:


доцент кафедры общей гигиены и экологии, к.м.н. Герусова Г.П.

профессор кафедры общей гигиены и экологии, д.м.н. Давыденко Л.А.

доцент кафедры общей гигиены и экологии, к.м.н Яцышена Т.Л.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общей гигиены и экологии

Протокол № от «___»__________2012 года


Заведующая кафедрой общей гигиены и экологии,

профессор ________Латышевская Н.И.


Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией

По специальности «Лечебное дело»

Протокол № от «___»________________2012 года


Председатель УМК,

Декан лечебного

факультета ___________ Клаучек С.В.


Внешняя рецензия дана

Зам. председателя Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области Вахрушев О.П. «__»______2012 г.

(прилагается)


Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой


Заведующая библиотекой _____________Долгова В.В.


Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

Протокол №____от «_____»______________2012 года


Председатель ЦМС,

профессор _____________Мандриков В.Б.


Список сокращений:


ВПО - высшее профессиональное образование


ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования

ЛПО - лечебно-профилактические организации

ОК - общекультурные компетенции

ПК - профессиональные компетенции

ЛВ - лекция-визуализация

РД - регламентированная дискуссия

ВЭ - видео-экскурсия

Р - подготовка и защита рефератов

Т - тестирование

ЗС - решение ситуационных профессионально ориентированных

задач

КР - контрольная работа

С - собеседование по контрольным вопросам

РИ - ролевая игра


I. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело, с учетом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) Лечебное дело и примерной (типовой) учебной программы дисциплины.

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: приобретение студентами знаний и умений по гигиене для осуществления профессиональной профилактической, психолого-педагогической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности специалиста по направлению подготовки «Лечебное дело»; освоение методологии профилактической медицины, оценки влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.

Задачи дисциплины:

- формирование у студентов системы профилактического мышления и действий в лечебно-диагностическом процессе, направленных на доказательное установление связей обнаруженных изменений в состоянии здоровья человека с действием факторов среды обитания;

- приобретение студентами знаний о мероприятиях по формированию мотивированного отношения взрослого населения и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, выполнению рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

- приобретение студентами знаний по гигиеническому воспитанию и профилактике заболеваний среди взрослого населения и подростков;

- приобретение студентами знаний по созданию в медицинских организациях благоприятных условий для пребывания больных и трудовой деятельности медицинского персонала;

- приобретение студентами знаний по формированию у взрослого населения и подростков позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья, профилактику заболеваний;

- приобретение студентами знаний по формированию у взрослого населения, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни;

- приобретение студентами умения по обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;

- приобретение студентами умения по обучению младшего и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических организаций элементам здорового образа жизни;

- формирование у студентов способности проводить мероприятия по охране труда и технике безопасности, профилактике профессиональных заболеваний, контролю соблюдения и обеспечения экологической безопасности;

- формирование у студентов способности анализа научной литературы, использования нормативных документов в области гигиены, подготовки рефератов по современным научным проблемам.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Гигиена» относится к циклу С.3 «Профессиональный цикл»;

дисциплина из базовой части, № дисциплины в цикле - 1. С 3.1.

Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний, умений и компетенций, полученных при изучении дисциплин математического, естественнонаучного цикла: биология; химия; анатомия; нормальная физиология; микробиология, вирусология.

Дисциплина «Гигиена» является предшествующей для изучения дисциплин профессионального цикла (базовая часть): общественное здоровье и здравоохранение; эпидемиология; педиатрия; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф; факультетская терапия, профессиональные болезни.


3. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единицы, 252 академических часа.


4. Результаты обучения


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:


ОК-1 способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-5 способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

ПК-1 способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-11 способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;

ПК-12 способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными;

ПК-25 способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях, элементам здорового образа жизни;

ПК-26 способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек;

ПК-27 способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности медицинских организаций;

ПК-31 способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.


В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения;

- основы взаимодействия организма и окружающей среды, роль гигиены в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности;

- факторы, формирующие здоровье человека (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, генетические);

- гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне;

- основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей изменений состояния здоровья населения и действием факторов среды обитания;

- заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;

- гигиенические аспекты питания;

- гигиену медицинских организаций;

- гигиенические проблемы медико-санитарной помощи работающему населению;

- гигиенические основы здорового образа жизни;

- методы санитарно-просветительной работы.


Уметь:

- планировать, анализировать и оценивать состояние здоровья населения и влияние на него факторов окружающей и производственной среды;

- оценивать вероятность неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных, антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности;

- участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической населению с учетом его социально-профессиональной и возрастно-половой структуры;

- выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия;

- проводить экологическую экспертизу и экологическое прогнозирование деятельности человека;

- проводить гигиеническое воспитание и обучение населения по вопросам здорового образа жизни и личной гигиены;

- ориентироваться в системе законодательных и нормативных документов, регламентирующих сферу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.


Владеть:

- базовыми технологиями приобретения информации: самостоятельной работой с учебной, справочной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсами по гигиене и экологии;

- интерпретацией результатов лабораторного исследования параметров аэрации, микроклимата, освещения жилых помещений, образовательных учреждений, ЛПО;

- интерпретацией результатов лабораторного исследования воды, продуктов питания, оценкой их пригодности к использованию;

- методами оценки питания взрослых и подростков, пищевого статуса человека;

- методами оценки физического развития и определения группы здоровья детей и подростков;

- методами профилактики пищевых отравлений;

- методами профилактики профессиональных заболеваний;

- методами профилактики внутрибольничных инфекций.

5. Образовательные технологии

При проведении лекционных занятий используется:

- лекция-визуализация, мультимедийное сопровождение всего лекционного материала.

При проведении практических занятий используются:

- собеседование (по вопросам, которые представлены в разделе «Задание для самоподготовки» в методических рекомендациях к проведению практического занятия)

- метод регламентированной дискуссии – при обсуждении материала, представленного в учебных видеофильмах;

- метод разбора конкретных ситуаций (разбор конкретных ситуаций проводится на примерах решения ситуационных профессионально-ориентированных задач, каждая ситуационная задача моделирует конкретную ситуацию по теме);

- метод подготовки и защиты рефератов;

- метод ролевых игр (при проведении занятия по гигиене труда студенты моделируют ситуацию изучения влияния тяжелого физического труда на функциональное состояние организма работника, выполняя роли представителей исследовательских групп; действия участников игры определены и прописаны в учебном пособии);

- метод видео-экскурсии (на занятиях по гигиене труда в радиологических отделениях медицинских организаций; гигиене пищевых блоков больниц; гигиене обучения детей и подростков в образовательных учреждениях).

Элементы, входящие в самостоятельную работу студента:

- подготовка к практическим занятиям, освоение разделов теоретического материала;

- работа с учебной, научной, нормативной и справочной литературой;

- ведение информационного поиска для подготовки реферата;

- написание и защита реферата.


6. Формы промежуточной аттестации

- собеседование по вопросам самоподготовки;

- решение ситуационных профессионально ориентированных задач;

- контроль выполнение практических работ и написания протоколов на занятиях;

- письменные контрольные работы;

- тестирование;

- написание и защита реферата;

- экзамен;

-балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студента по дисциплине с использованием 2 модели: Рдис = (Рдс+ балл за ответ на экзамене) /2


II. Учебная программа дисциплины

1. Содержание дисциплины

1.1. Содержание модулей дисциплины


№ модуля

Наименование модуля

Содержание модуля

1.

Гигиена окружающей среды




1.1.



Гигиена как наука. Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Значение гигиены для формирования

профилактического мышления врача. Современные проблемы гигиены.



Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий в деятельности лечащего врача. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Связь и взаимодействие профилактической и лечебной медицины.

Социально-гигиенический мониторинг как государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

Основы законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

1.2.

Окружающая среда и ее гигиеническое значение. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье населения. Оценка риска для здоровья

От загрязнения окружающей среды.

Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Понятие о биосфере и ее компонентах. Понятие об экологии человека. Факторы среды обитания и здоровье населения. Значение биологических цепей в переносе вредных веществ из окружающей среды к человеку. Отдаленные эффекты действия вредных веществ на организм. Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Основные элементы методологии оценки риска для здоровье населения. Элементы гигиенической диагностики в практической работе врача лечебного профиля.

1.3.

Гигиена воздушной среды. Влияние атмосферных загрязнений на санитарные условия жизни и здоровье населения. Охрана атмосферного воздуха.

Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема. Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Состав выбросов в атмосферу по основным отраслям промышленности. Степень опасности промышленных выбросов для окружающей среды и состояния здоровья населения. Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха и их гигиеническая эффективность. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха.

1.4.



Климат и погода, гигиеническое значение. Физические свойства воздуха, микроклимат помещений и его гигиеническое значение. Гигиенические аспекты акклиматизации.



Физические свойства воздуха и их значение для организма. Виды микроклимата и влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека.

Природо-географические условия среды обитания и здоровье человека. Погода, определение и медицинская классификация типов погоды. Биоритмы и здоровье.

Климат, определение понятия. Строительно-климатическое районирование территории России. Влияние климата на здоровье и работоспособность. Использование климата в лечебно-оздоровительных целях. Акклиматизация и ее гигиеническое значение.


1.5.

Солнечная радиация, гигиеническое значение.

Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Гигиеническая характеристика инфракрасной, ультрафиолетовой и видимой частей солнечного спектра. Биологическое действие ультрафиолетовой части солнечного спектра в зависимости от длины волны. Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявление и профилактика. Искусственные источники УФ радиации, их гигиеническая характеристика.

1.6.

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.


Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления для населения. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников. Основные методы очистки питьевой воды. Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.

1.7.

Гигиенические проблемы населенных мест. Условия жизни в современных городах и их влияние на здоровье населения.

Понятие об урбанизации, агломерации, мегаполисах. Градообразующие факторы и структура современного города. Экологические проблемы крупного города. Состояние здоровье населения в современных городах. Мероприятия по благоустройству городов. Роль зеленых насаждений, водоемов, рекреационных зон.

1.8.



Гигиеническая оценка

химического и микробного загрязнения воздушной среды жилых, учебных, медицинских помещений.



Гигиена жилых и общественных зданий. Гигиеническая характеристика строительных и отделочных материалов. Требования к вентиляции помещений. Основные источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Антропотоксины. Роль полимерных материалов. «Синдром больного здания». Шум как фактор среды обитания человека.

Определение параметров воздухообмена, освещения учебной комнаты, гигиеническая оценка.


1.9.

Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения жилых, учебных, медицинских помещений.

Гигиенические требования к инсоляции помещений различного назначения. Факторы, влияюшие на уровень естественного освещения помещений. Показатели естественного освещения, методы определения и нормирование. Гигиенические требования к искусственному освещению помещений. Характеристика источников света, типов светильников. Определение и оценка параметров естественного и искусственного освещения учебной комнаты.

1.10.

Гигиеническая оценка микроклимата помещений, влияние на теплообмен и состояние здоровья человека.


Физические свойства воздуха и их значение для организма. Микроклимат и его гигиеническое значение, виды микроклимата. Влияние дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье человека. Нормирование параметров микроклимата различных помещений.

Определение параметров микроклимата в учебной комнате, гигиеническая оценка; влияние на тепловое состояние студента

1.11.



Гигиеническая оценка качества питьевой воды и источников водоснабжения.



Гигиенические требования качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения. Сравнительная характеристика источников водоснабжения. Зоны санитарной охраны водоисточников.

1.12.

Методы улучшения качества воды.


Основные методы очистки питьевой воды. Определение пригодности хлорсодержащего препарата для обеззараживания воды, определение хлорпотребности воды, контроль обеззараживания водопроводной воды по остаточному хлору.

1.13.

Рубежные контрольные работы по модулю «Гигиена окружающей среды»

2.

Гигиена питания




2.1.

Питание и здоровье человека. Научные основы здорового питания. Характеристика физиологических норм питания. Пищевой статус как показатель здоровья, критерии оценки


Значение питания для здоровья, физического развития и работоспособности населения. Концепция и принципы рационального питания. Количественная и качественная полноценность питания, сбалансированность рациона. Режим питания. Характеристика физиологических норм питания. Анализ различных теорий питания. Методы оценки адекватности питания. Профилактика заболеваний, связанных с недостаточным и избыточным питанием.

2.2.



Белки, жиры, углеводы; их значение, нормирование и источники в питании.



Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Жиры животного и растительного происхождения, их источники, роль в питании человека. Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Понятие о рафинированных продуктах и «защищенных» углеводах. Пищевые волокна, их роль в питании и пищеварении.


2.3.


Витамины, минеральные соли, микроэлементы; их значение, нормирование и источники в питании

Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика. Минеральные соли, их источники, гигиеническое значение. Макро- и микроэлементы.

2.4.

Качество и безопасность продуктов питания. Ксенобиотики в продуктах питания. Профилактика пищевых отравлений.

Ксенобиотики в продуктах питания. Источники и пути поступления. Влияние на здоровье населения. Оценка безопасности продуктов питания животного и растительного происхождения. Классификация пищевых отравлений. Этиология, патогенез и профилактика пищевых отравлений микробного и немикробного происхождения.

2.5.

Пищевая и биологическая ценность продуктов питания животного и растительного происхождения.


Пищевая и биологическая ценность основных групп пищевых продуктов зерновых, молочных, мясо-рыбных, овощей и фруктов.



2.6.

Гигиеническая оценка доброкачественности продуктов питания.

Качество и безопасность пищевых продуктов. Болезни, передаваемые человеку через продукты питания. Гигиеническая оценка органолептических и физико-химических свойств молока, хлеба.

2.7.



Гигиеническая оценка полноценности питания. Алиментарно-зависимые заболевания, причины, профилактика.

Гигиенические требования к рациональному питанию человек. Физиологические нормы питания различных групп населения. Причины и профилактика алиментарно-зависимых заболеваний: белково-энергетическая недостаточность, ожирение, сахарный диабет и др.

2.8.



Оценка адекватности индивидуального питания по макронутриентному составу и энергии.


Особенности рационального питания различных групп населения: дети и подростки, пожилые люди, люди умственного труда и др. Расчет расхода энергии хронометражным способом. Составление меню-раскладки, расчет суточного потребления белков, жиров, углеводов и энергии. Оценка режима питания.

2.9.


Оценка адекватности индивидуального питания по микронутриентам: витаминам, минеральным веществами и пищевым волокнам.


Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.

Приготовление витаминных настоев. Определение содержания витамина С в овощах. Значение и источники минеральных веществ и пищевых волокон в питании.

2.10.

Оценка пищевого статуса, характеристика риска для здоровья, Гигиенические рекомендации по коррекции фактического питания.


Оценка пищевого статуса студента-медика по соматометрическим, клиническим и др. показателям. Составление рекомендаций по коррекции фактического питания студента.

2.11.

Профилактика пищевых отравлений.


Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции различной этиологии. Ботулизм, стафилококковый токсикоз. Микотоксикозы. Пищевые отравления немикробной природы: продуктами, ядовитыми по своей природе; продуктами, временно ядовитыми; продуктами, содержащими химические вещества в количествах, превышающих ПДК. Профилактика пищевых отравлений и инфекций. Роль лечащего врача в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.

2.12

Медицинский контроль за организацией питания в лечебных учреждениях. Гигиенические требования к режиму работы пищевого блока больницы.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию, режиму эксплуатации пищеблоков ЛПО. Личная гигиена персонала. Функциональные обязанности медицинских работников по организации питания в ЛПО, обязанности дежурного врача

2.13.

Рубежные контрольные работы по модулю «Гигиена питания»

3.

Гигиена лечебно-профилактических организаций




3.1.

Гигиена лечебно-профилактических организаций.


Основные задачи больничной гигиены. Гигиенические требования к размещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц. Гигиенические требования к планировке, оборудованию приемного отделения, палатной секции, лечебно-диагностических отделений. Воздухообмен, микроклимат, освещение, акустический режим, отделка, цветовой интерьер помещений ЛПО. Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций.

3.2.

Гигиенические основы организации лечебного питания Лечебно-профилактическое питание рабочих.


Варианты питания. Принципы построения диет лечебного питания. Номерная система диет, режимы лечебного питания. Специальные виды продуктов для лечебного питания. Особенности лечебного питания при лекарственной терапии. ЛПП рабочих.

3.3.

Гигиеническая оценка размещения, планировки, внутренней среды лечебно-профилактических организаций.

Гигиеническая оценка систем строительства больниц, размещения больничного участка, процента озеленения, зонирования участка, внутренней планировки отделений, воздухообмена, микроклимата, освещения, акустического комфорта в больнице, профилактики внутрибольничных инфекций.

3.4.

Рубежная контрольная работа по модулю «Гигиена лечебно-профилактических организаций»

4.

Гигиена труда.




4.1.

Гигиена труда и охрана здоровья работающих. Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классифи-кация условий труда. Профессиональные и производственно-обуслов-ленные заболевания, профилактика.



Влияние условий труда на состояние здоровья работающих. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды. Профессиональные вредности, профессиональные и производственно-обусловленные заболевания. Профессиональный риск нарушений здоровья. Производственный микроклимат, шум, вибрация, промышленная пыль, промышленные химические вещества; нормирование в производственной среде, влияние на здоровье работающих, профилактика профессиональных заболеваний.

4.2.

Основы физиологии труда. Тяжесть и напряженность трудового процесса; гигиенические критерии оценки. Профилактика переутомления. Гигиена труда медицинских работников.

Тяжесть и напряженность труда, критерии оценки. Труд умственный и физический. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика. Гигиена труда медицинских работников. Медико-санитарное обес-печение работающих промышленных предприятий. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.

4.3.

Актуальные вопросы радиационной гигиены. Гигиенические требова-ния к организации радиационной защиты в рентгенологических и радиологических отделениях медицинских организаций.

Актуальные проблемы радиационной гигиены. Ионизирующее излучение, биологическое действие. Характеристика основных видов излучения. Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность. Нормы радиационной безопасности. Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом видах. Принципы защиты от внешнего и внутреннего ионизирующего облучения. Дозиметрический контроль. Гигиенические требования к планировке и оборудованию рентгенологических и радиологических отделений ЛПО.

4.4.

Факторы производст-венной среды; прогноз влияния на состояние здоровья работающих; профилактические мероприятия.

Производственный микроклимат, шум, вибрация, пыль, токсические вещества; нормирование в производственных условиях, воздействие на организм работающих, профилактика профессиональных заболеваний. Оценка условий труда студента в учебной комнате.

4.5.

Тяжесть и напряженность трудового процесса; влияние на функциональное состояние и здоровье работающих.

Труд умственный и физический. Критерии оценки тяжести и напряженности трудового процесса. Утомление и переутомление, профилактика. Определение способности студента к работе в быстром вынужденном темпе. Ролевая игра по оценке функционального состояния человека при тяжелом физическом труде.

4.6.

Медико-санитарное обеспечение работающих промышленных предприятий. Гигиена и физиология военного труда.

Организация и порядок проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работающих во вредных и опасных условиях труда.

Гигиена труда воен4.нослужащих в ракетных, бронетанковых войсках, на радиолокационных станциях.

4.7.

Гигиенические аспекты работы операторов на персональных компьютерах.

Обеспечение радиацион-ной безопасности медицинского персонала.

Основные неблагоприятные факторы, воздействующие на работающих при использовании персональных компьютеров.

Профилактика профессионально-обусловленной патологии органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы.

Видео-экскурсия в радиологическое и рентгенологическое отделение ЛПО, регламентированная дискуссия по материалу экскурсии.

4.8.

Гигиеническая оценка условий труда медицинских работников физиотерапевтической поликлиники.

Изучение условий труда медицинского персонала на модели медицинского персонала ФТП. Оценка условий труда и характера трудового процесса медицинских сестер, работающих в различных кабинетах и отделениях ФТП. Составление профессиограмм, разработка мероприятий по улучшению условий труда медицинского персонала.

4.9.

Рубежная контрольная работа по модулю «Гигиена труда».

5.

Гигиена детей и подростков




5.1.

Основные проблемы гигиены детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье детей, влияющие на рост и развитие. Показатели и группы здоровья.

Предмет, цели, задачи, основные проблемы гигиены детей и подростков. Закономерности роста и развития детского организма как основа нормирования среды обитания детей и подростков. Состояние здоровья детей и подростков, факторы формирующие и деформирующие здоровье. Школьные болезни, причины, профилактика. Критерии и группы здоровья.


5.2.

Физическое развитие как показатель здоровья детей и подростков, методы исследования и оценки. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация.

Физическое развитие детей и подростков, методы изучения и оценки. Акселерация, децелерация.

Влияние труда на физическое развитие и состояние здоровья подростков. Нормирование видов труда в зависимости от пола и возраста. Гигиенические требования к организации учебно-производственного процесса. Профессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация для подростков. Медицинские показания и противопоказания к различным видам трудовой деятельности подростков.

5.3.

Физическое развитие детей и подростков как показатель здоровья; методы исследований и оценки.


Физическое развитие как показатель здоровья ребенка. Методы изучение и оценки физического развития детей и подростков. Оценка уровня биологического развития. Проведение плантографии, оценка осанки. Оценка физического развития по региональным стандартам.

5.4.

Комплексная оценка сос-тояния здоровья детей и подростков; критерии и группы здоровья.


Показатели индивидуального здоровья, медицинская классификация здоровья детского населения, группы здоровья детей и подростков. Технология определения групп здоровья. Генеалогический анамнез, составление листа родословной, расчет индекса отягощенности наследственного анамнеза. Определение групп здоровья детей.

5.5.

Школьная зрелость Определение готовности ребенка к обучению в школе. Гигиена учебных занятий в школе.

Школьная зрелость как комплексная медико-психологическая проблема. Функциональная зрелость. Ведущие критерии риска школьной незрелости. Психофизиологические и медицинские критерии школьной зрелости. Этапы обследования ребенка. Оценка результатов теста Керна-Ирасека. Определение школьной зрелости детей. Гигиенические требования к проведению учебных занятий в школе.

5.6.

Формирования здорового образа жизни человека. Гигиенические основы закаливания.

Здоровье, здоровый образ жизни: понятия, содержание. Факторы, детерминирующие здоровье. Блоки здорового образа жизни. Роль врача в формировании ЗОЖ. Модели формирования ЗОЖ. Закаливание, принципы, показания и противопоказания; методы закаливания.

5.7.

Рубежные контрольные работы по модулю «Гигиена детей и подростков»

6.

Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф.




6.1.

Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф. Гигиенические проблемы обеспечения жизнедея-тельности населения при чрезвычайных ситуациях. Гигиена полевого размещения.

Санитарно-гигиенические и экологические проблемы обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного происхождения в мирное время. Военная гигиена, санитарно-гигиенический надзор в войсках. Гигиена полевого размещения организованных групп населения в полевых условиях. Опасные и вредные факторы среды обитания, их влияние на жизнедеятельность, сохранение работоспособности и боеготовности.

6.2.

Гигиена питания и водоснабжения органи-зованных групп населения в экстремальных ситуа-циях. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием и водоснабжением в полевых условиях.

Организация питания в полевых условиях, задачи медицинской службы. Характеристика суточных рационов пайков. Оценка пищевого статуса военнослужащих. Организация водоснабжения в полевых условиях, задачи медицинской службы. Пункт водообеспечения. Минимальные нормы водоснабжения в полевых условиях. Требования к качеству воды в полевых условиях. Методы очистки и обеззараживания воды с помощью табельных средств.

6.3.

Гигиена и физиология военного труда.

Военные труд, определение, физиологические и психофизиологические особенности. Характеристика основных факторов, определяющих условия военного труда. Изменение содержания и структуры военного труда в современных условиях. Профилактика профессиональных заболеваний военнослужащих.

6.4.

Гигиена водоснабжения организованных групп населения в экстремаль-ных ситуациях, полевых условиях.

Организация и проведение разведки водоисточника. Пункт водообеспечения и водоразбора, гигиенические требования к оборудованию. Водно-питьевой режим в полевых условиях. Методы кондиционирования питьевой воды с помощью табельных средств, обеззараживание индивидуальных запасов воды.

6.5.

Гигиена питания организованных групп населения в экстремальных ситуациях, полевых условиях.

Задачи медицинской службы по надзору за питанием в полевых условиях. Характеристика суточного рациона общевойскового пайка, специальных рационов. Составление заключения по меню-раскладкам. Организация питания в полевых условиях, контроль доброкачественности продуктов питания в экстремальных ситуациях.

6.6.

Рубежная контрольная работа по модулю «Гигиена экстремальных ситуаций и катастроф»

7.

Контроль практических навыков и умений. Итоговый тестовый контроль и экзамен по дисциплине «Гигиена».


  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconПрограмма учебной дисциплинЫ «производственная санитария и гигиена труда»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconРабочая программа по производственной практике «помощник фельдшера скорой и неотложной помощи по хирургии» для специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 04. 01. 00 «Лечебное дело» М.,...
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconРабочая программа учебной дисциплины «гидромеханика»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconРабочая программа чебной дисциплины «теплотехника»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconРабочая программа по дисциплине: культурология
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconРабочая программа учебной дисциплинЫ «правовые вопросы информационной безопасности»
Квалификация (степень) выпускника: специалист, специальное звание "горный инженер"
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconПримерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям 060101 (040100) -лечебное дело и 060103 (040200) Педиатрия
Составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальностям высшего профессионального медицинского и...
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Глазные болезни» для специальности 60100. 51 «Лечебное дело» (базовый уровень) квалификация специалиста «Фельдшер» Кафедра глазных болезней
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconРабочая программа учебной дисциплины геоинформационные системы Специальность: 130101 «прикладная геология»
Квалификация (степень) выпускника: специалист (специальное звание "горный инженер")
Рабочая программа дисциплины Гигиена Для специальности: 060101 Лечебное дело Квалификация (степень) выпускника: «специалист» iconРабочая программа учебной дисциплины факультетская хирургия для специальности: 060101 “ Лечебное дело ” Факультет: лечебный Кафедра: факультетской хирургии
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта для студентов высших медицинских учебных заведений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница