Элективный курс «Решение задач по химии»




Скачать 179.88 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Решение задач по химии»
Дата01.12.2012
Размер179.88 Kb.
ТипЭлективный курс
МОУ СОШ с. Каркаусь

КУКМОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


Согласовано:

На заседании УМО учителей биологии - химии

Протокол №________от_________

Руководитель УМО

____________/Шангараева А. М./

Утверждено:

На заседании экспертной комиссии

Протокол №_______от_________

Председатель экспертной группы

_________/Садикова А. Р./



Элективный курс


«Решение задач по химии»

(учебный курс для учащихся 11 - х классов, 34 часа)


Автор:

Гаязов Раиль Райнурович

учитель химии


2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Анализ школьных учебных программ по химии показывает, что необходимый уровень сложности расчетных задач, которым должны овладеть учащиеся, очень низкий. Наблюдается формальный подход к решению задач и эпизодическое включение их в учебный процесс. Ни в одной школьной программе на обучение решению задач не выделено достаточное количество времени. В учебниках по химии мало расчетных задач, а если и есть, то они все однотипные. Поэтому учащиеся часто совершенно не умеют решать задачи.

По современным психолого-педагогическим требованиям важная роль в процессе усвоения химических знаний отводится использованию полученных знаний при решении задач различных типов. Решение расчетных и качественных задач развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует более глубокому освоению учебного материала. Именно через решение задач различных типов и уровней сложности может быть эффективно усвоен курс химии.

Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Поэтому в программу вступительных экзаменов всегда включаются задачи, и прежде всего расчетные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления.

Весь курс разбит на четыре темы. В первой теме «Основные понятия и законы химии» рассмотрены понятия «моль», «относительная атомная и молекулярная массы», «количество вещества» и т.д., которые вводились в школьном курсе 8 класса на самых ранних этапах обучения и поэтому воспринимаются учащимися очень приблизительно. Рассмотрены стехиометрические и газовые законы, уравнение Менделеева - Клайперона.

Во второй теме «Расчеты по уравнениям химических реакций» все расчеты выполняются с использованием понятия о количестве вещества, а не методом составления пропорций. На всех этапах решения задачи необходимо воспитывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Важно научиться практически оценивать вероятность и достоверность ответа, полученного в результате решения задачи.

Ни одно конкурсное задание по химии не обходится без задач на растворы. Этим задачам уделено особое внимание в теме три - «Растворы». В ней рассматривается «правило смешивания растворов», «молярная концентрация».

Ряд задач, всегда вызывающий затруднения, связан с составлением уравнений окислительно-восстановительных реакций. Поэтому тема четвертая - «Окислительно - восстановительные реакции». Главное место отводится методу полуреакций при составлении окислительно - восстановительных реакций.

После каждой темы проводятся контрольные работы, которые включают набор разноуровневых задач по органической и неорганической химии.

На изучение курса отводится 34 часа - 1 час в неделю.


Цель курса: научить свободно решать любые задачи, от легких до достаточно сложных, с тем, чтобы подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по химии в традиционной форме или в форме ЕГЭ.


Задачи курса: Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  1. интеллектуальных и практических умений решения задач различных типов и различной сложности различными способами;

  2. развитие интуиции, умения анализировать, синтезировать знания, выделять главное;

  3. формирование элементов алгоритмической культуры;

  4. развития интереса к изучению химии;

  5. умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  6. развитие способностей к преодолению трудностей.

Требования к результатам обучения.


Обучающиеся должны:

знать основные понятия и законы химии; законы Авогадро и его следствии, газовые законы; расчеты по химическим уравнениям, расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах;

уметь решать задачи на вывод формул соединений по массовым долям химических элементов и вычислять молярную концентрацию и массовую объемную долю компонентов в растворе.


Ожидаемый результат.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: грамотно оформлять условные задачи; проводить исследование, анализ задачи; определять тип задачи; выбирать способ решения, составлять план решения задачи; переводить единицы измерения в Международную систему единиц (СИ); анализировать полученный ответ; составлять обратную задачу; работать с дополнительной литературой; пользоваться алгоритмами, схемами, таблицами, графиками.



Содержание курса.


Тема 1. Основные понятия и законы химии. (11 ч.)

Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы вещества. Закон постоянства состава. Закон Авогадро. Абсолютная атомная масса, абсолютная молекулярная масса вещества. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Количество вещества, моль. Молярная масса вещества. Число Авогадро. Массовая доля, молярная доля. Расчеты по химическим формулам. Вычисление числа частиц, содержащихся в определенной массе вещества. Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов, закон Авогадро и его следствия. Молярный объем газов. Уравнение Менделеева-Клайперона и его следствия. Газовые законы.


Тема 2. Расчеты по уравнениям химических реакций.(10 ч.)

Объемные отношения газов в химических реакциях. Расчеты: практический выход вещества, избыток вещества в химических реакциях. Расчеты по уравнениям реакций нейтрализации, если кислота или кислотный оксид взяты в избытке. Расчеты по нескольким уравнениям реакций. Определение состава смеси. Вывод формулы вещества по результатам химической реакции. Вывод формулы вещества по результатам его сгорания. Задачи на определение массы металла, выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор. Комбинированные задачи.


Тема 3. Растворы (10 ч.)

Массовая и объемная доли компонентов в растворе, Разбавление растворов. Правило смешивания растворов. Молярная концентрация. Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах. Комбинированные задачи.


Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции.(3 ч.)

Важнейшие окислители и восстановители. Метод электронно-ионного баланса (метод полуреакций). Окислительно-восстановительные возможности органических веществ. Расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.



Тематическое планирование.



урока

Тема занятий

Основные понятия

Формы работы

Кол-во часов

Дата проведения

кален.

фактич.










1







I. Основные понятия и законы химии. (11 ч.)

1

Основные

стехиометрические

понятия.

Закон сохранения массы вещества. Закон постоянства состава вещества.

Лекция

1







2

Молярная доля.

Моль. Постоянной Авогадро. Массовая доля вещества. Масса всей системы.

Решение задач

1







3

Молярная доля.

Моль. Постоянной Авогадро. Массовая доля вещества. Масса всей системы.

Решение задач

1







4

Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов.

Массовая доля, относительная плотность, масса, количество вещества.

Решение задач

1







5

Вывод формул соединений по массовым долям химических элементов.

Массовая доля, относительная плотность, масса, количество вещества.

Решение задач

1







6

Закон Авогадро и его следствия.

Закон Авогадро. Молярный объем газа. Закон объемных отношений. Плотность газа.

Лекция

1







7

Закон Авогадро и его следствия.

Закон Авогадро. Молярный объем газа. Закон объемных отношений. Плотность газа.

Решение задач

1







8

Газовые законы.

Закон Бойля-Мариотта. Закон Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона.

Лекция

1







9

Газовые законы.

Закон Бойля-

Мариотта. Закон

Гей-Люссака.

Уравнение

Менделеева-

Клайперона.


Решение задач

1







10

Обобщение по теме.

Моль. Молярная масса. Молярная доля вещества. Молярный объем газа. Газовые законы Бойля-Мариотта и Гей-Люссака.

Семинар

1







11

Контрольная работа № 1.

Алгоритм решения задач.




1







II. Расчеты по уравнениям химических реакций. (10 ч.)


12

Типичные задачи.

Количество вещества. Масса вещества. Массовая доля вещества. Алгоритм решения задач.

Решение задач

1







13

Расчеты по нескольким уравнениям реакций.

Качественная и количественная сторона реакции. Формулы веществ. Составление уравнений химической реакции.

Решение задач

1







14

Определение состава смеси.

Массовые доли. Количество вещества. Молярный объем газа. Масса вещества.

Решение задач

1







15

Вывод

формулы вещества по результатам химической реакции.

Относительная плотность.

Решение задач

1







16

Вывод

формулы вещества по результатам его сгорания.

Истинная, молярная масса. Количество вещества.

Решение задач

1







17

Задачи на опреде­ление массы металла выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор.

Катод и анод. Электролитическая диссоциация. Электролиз.

Решение задач

1







18

Задачи на опреде­ление массы металла выделившегося на пластинке или перешедшего в раствор.

Катод и анод. Электролитическая диссоциация. Электролиз.

Решение задач

1







19

Комбинированные задачи по теме «Углеводороды».

Выход продукта. Масса продукта. Количество вещества.

Реше­ние за­дач

1







20

Комбинированные задачи по теме «Углеводороды».

Выход продукта. Масса продукта. Количество вещества.

Реше­ние за­дач

1







21

Контрольная работа №2

Алгоритм решения задач




1







III Растворы (10 ч.)

22

Массовая и объемная доли компонентов в растворе.

Масса раствора. Объём раствора.

Плотность.

Реше­ние за­дач

1







23

Массовая и объемная доли компонентов в растворе.

Масса раствора. Объём раствора.

Плотность.

Реше­ние за­дач

1




























24

Правило смешивания

растворов.

Массовая доля. Масса раствора. Правило смешения

Реше­ние за­дач

1







25

Молярная концентрация.

Объём раствора.

Количества

растворенного

вещества.

Молярная

концентрация.

Реше­ние за­дач

1







26

Растворимость.

Коэффициент растворимости

Реше­ние за­дач

1







27

Расчёты по уравнениям реакций, протекающих в растворах

Составление уравнений реакции в молекулярной, ионной, сокращенной форме.

Растворимость солей.

Реше­ние за­дач

1







28

Расчеты по уравнениям реакций, протекающих в растворах.

Составление уравнение реакции в молекулярной, ионной, сокращенной форме.

Растворимость солей.

Реше­ние за­дач

1







29

Комбинированные задачи по теме «Кислород содержащие органические соединения».

Реакция этерификации. Реакция Кучерова. Реакция

поликонденсации.

Реше­ние за­дач

1







30

Комбинированные задачи по теме «Кислород содержащие органические соединения».

Реакция этерификации. Реакция Кучерова. Реакция

поликонденсации.

Реше­ние за­дач

1




























31

Контрольная работа №3.

Алгоритм решения Задач.




1







. Окислительно-восстановительные реакции.(3 ч.)

32

Составление уравнений реакций окисления органических веществ.

Метод электронного баланса. Окислитель и - восстановитель.


Лекция.

1







33

Составление уравнений окислительно-

восстановительных реакций

методом

полуреакций.

Метод

полуреакции, ионно-электронный метод.

Реше­ние за­дач

1







34

Расчёты

по уравнениям

окислительно-

восстановительных

реакций.

Метод электронного баланса. Окислитель и восстановитель.

Реше­ние задач

1










Всего







34










Контроль знаний

  • Фронтальный опрос

  • Тестирование

  • Составление сообщений

  • «Основные понятия и законы химии».

  • «Важнейшие окислители и восстановители».

  • «Растворы».




Литература для учащихся:


  1. Гузей Л. С., Суровцева Р. П., Сорокин В. В. Химия «Дрофа», 1997.

  2. Контрольные измерительные материалы за 2005-2009 года.

  3. Кузнецова Л. М. Химия «Мнемозина», 2003.


  1. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. «Новая волна», 1996



Литература для учителя:


  1. Дайнеко В. И. Как научить школьников решать задачи по химии. «Просвещение», 1987.

  2. Кузменько Н. Е., Еремин В. В. Химия ответы на вопросы теория и примеры решения задач «Москва», 1997.

  3. Магдесиева.Н. Н., Кузьменко Н. Е. Учись решать задачи по химии «Просвещение», 1986.

  4. Новошинский И. И., Новошинкая И. С. Химия профильный уровень, «Русское слово», 2008.

  5. СавинкиНа Е. В., Логинова Г. П. Химия Сборник задач 8-9 классы «Аст- Прёсс», 2001.

  6. Хомченко Г.. П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. «Новая волна», 2004.









Похожие:

Элективный курс «Решение задач по химии» iconЭлективный курс Решение расчётных задач по химии для учащихся 11 классов ( 18 часов) Автор: учитель Чихачёва И. А. г. Ачинск 2008 год программа элективного курса «Решение расчётных задач по химии»
Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач
Элективный курс «Решение задач по химии» iconПрограмма курса по выбору «Решение задач по химии»
Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 класса и носит предметно-ориентированный...
Элективный курс «Решение задач по химии» iconЭлективный курс «решение задач по неорганической химии» 11 класс
Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химия, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно...
Элективный курс «Решение задач по химии» iconПрограмма элективного курса «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»
Элективный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный...
Элективный курс «Решение задач по химии» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 классов «решение расчетных задач по химии»
Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» может быть проведен в рамках профильного обучения для учащихся класса естественно-научного...
Элективный курс «Решение задач по химии» iconЗаседание рмо учителей химии протокол №1 от 24. 08. 2011 г. «Решение задач и упражнений по курсу органической химии» Элективный курс для учащихся 10 класса (общий объем курса 34 часа)
Решение задач занимает в химическом образовании важнейшее место, т к это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается...
Элективный курс «Решение задач по химии» iconПрограмма элективного курса Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Элективный курс «Решение задач с параметрами» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю в течение...
Элективный курс «Решение задач по химии» iconЭлективный курс для учащихся 9 класса «Учись решать задачи по химии»
Решение задач требует не только умения свободно владеть теоретическим материалом, но также умения логически мыслить. Особенность...
Элективный курс «Решение задач по химии» iconЭлективный курс. «Задачи на составление уравнений»
Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов, проводится во втором полугодии и включает решение...
Элективный курс «Решение задач по химии» iconПрограмма элективного курса по биологии «Решение генетических задач»
Элективный курс предназначен для обучающихся 9-11 классов. Элективный курс включает материал по разделу биологии «Основы генетики....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница