Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе




Скачать 203.19 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса биологии в шестом классе
Дата07.09.2012
Размер203.19 Kb.
ТипРабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Угличский физико-математический лицей


Рассмотрена на заседании МО учителей биологии


Утверждена приказом директора школы


№______ от ________________200 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса биологии


в шестом классе

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой Н.И. Сонина. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 - 11 классы. – М.: Дрофа, 2005.

Программа краеведческого модуля. Составители Немцева Татьяна Васильевне, методист, Желнин Юрий Юрьевич, доцент кафедры естественно-математических дисциплин.


Использован учебно-методический комплект: Сонин Н.И., Биология. Живой организм. Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2007.

Пояснительная записка.

Предлагаемая модифицированная программа может использоваться для ведения курса биологии в VI классе по авторской программе Н. И. Сонина с учетом примерной программы по биологии для основной школы. В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования данная программ предполагает преподавание курса биологии в VI классе в объеме 35 часов из федерального компонента. Отбор содержания проведен с учетом требований к уровню подготовки выпускников основной школы. Модификация программы осуществлена с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

В связи с принятием нового образовательного стандарта возникла проблема, связанная с сокращением числа часов на изучение биологии в VI классе. Из учебной программы убрано содержание о многообразии видов и природных сообществ, их значении и охране. Соответственно уменьшилось количество практических работ и экскурсий, которые бы обеспечили усиление прикладной направленности содержания биологического образования.

Поэтому разработано содержание и тематическое планирование образовательного модуля «Краеведение» (биологическое и ландшафтное разнообразие природы Ярославской области) VI класс, который поможет изучению краеведческого материала и выполнению лабораторных и практических работ по биологии краеведческой направленности. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения строения и жизнедеятельности основных групп организмов, а курс «Краеведение» делает упор на вопросы систематики, и позволяет изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашние и сельскохозяйственные животные.

Проанализировав авторскую программу Н.И. Сонина и тематическое планирование образовательного модуля «Краеведение» можно сделать вывод, что «Живой организм» и «Краеведение» следует изучать как отдельные модули. Мы считаем, что последовательность изучения должна быть следующей: «Краеведение» (темы Введение., Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Ярославской области., Деревья и кустарники Ярославской области.) 18 часов, «Живой организм» ( в полном объеме) 35 часов, «Краеведение» (темы Основные систематические группы травянистых растений Ярославской области., Редкие и охраняемые растения, грибы и лишайники Ярославской области) 17 часов. Это связано с тем, что изучение краеведческого материала строится на экскурсиях в природу, которые целесообразнее проводить в осеннее и весеннее время. Курс «Краеведение» будет являться пропедевтическим для изучения курса «Биология, многообразие живых организмов», который дети будут изучать в 7 классе.

Нумерация практических, лабораторных работ и экскурсий последовательна начиная с работ по курсу «Краеведение».


Календарно-тематический план




Наименование разделов и тем уроков.

Кол-во часов.

Вид занятий (лаб., практ., контр., диагност., экскурсии).

Дата изучения.

Раздел 1

Краеведение.

18







Тема 1.1

Введение

2







Урок 1

Проблема сохранения биоразнообразия

1







Урок 2

История изучения природы Ярославской области. Биоразнообразие природы Яр. обл., г. Углича.

1







Тема 1.2

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Ярославской области

9







Урок

3 - 4

Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников.

2

П.р. №1 «Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников Ярославской области» Экскурсия №1 «Жизненные формы и экологические группы растений, грибов, лишайников г. Углича».




Урок

5 - 6

Жизненные формы растений и экологические группы растений леса

2

Экскурсия №2 «Жизненные формы растений и экологические группы растений леса г. Углича».




Урок 7

Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса

1

П.р. №2 «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений леса»




Урок 8

Жизненные формы и экологические группы растений луга

1

Экскурсия №3 «Жизненные формы и экологические группы растений луга г. Углича».




Урок 9

Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений луга

1

П.р.№3 «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений луга»




Урок 10

Жизненные формы и экологические группы растений водоемов

1

Экскурсия№4 «Жизненные формы и экологические группы растений водоемов г. Углича».




Урок 11

Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений водоема

1

П.р.№4 «Определение по гербарию жизненных форм и экологических групп растений водоема».




Тема 1.3.

Деревья и кустарники Ярославской области

7







Урок

12 -13

Отличительные особенности строения деревьев и кустарников. Основные виды деревьев и кустарников, произрастающих на территории Ярославской области.

2

Экскурсия№5 «Деревья и кустарники пришкольного участка»




Урок

14 -15

Голосеменные растения области.


2

Л. р. № 1. «Определение по гербарию видов и экологических групп голосеменных г. Углича».




Урок

16 -17

Лиственные деревья и кустарники Ярославской области.


2

Л. р. № 2. «Определение по гербарию видов и экологических групп лиственных деревьев г. Углича».




Урок 18

Природные сообщества парков и скверов.

1

Экскурсия№6 «Деревья и кустарники парков и скверов г. Углича».




Раздел 2.

Строение и свойства живых организмов.

10







Тема2.1.

Основные свойства живых организмов.

1







Урок 19

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

1







Тема 2.2.

Строение растительной и животной клеток.

2







Урок 20

Клетка – элементарная единица живого. Основные органоиды клеток.

1

Л.р.№3 «Строение клеток живых организмов».




Урок 21

Различие в строении растительных и животных клеток.

1







Тема 2.3.

Ткани растений и животных

2







Урок 22

Ткани растений.

1

Л.р.№4 «Ткани живых организмов».




Урок 23

Ткани животных.

1







Тема 2.4.

Органы и системы органов

4







Урок 24

Органы цветкового растения. Строение корня.

1

Л.р.№5 «Изучение органов цветкового растения»




Урок 25

Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции.

1







Урок 26

Цветок его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольного и однодольного растения.

1







Урок 27

Системы органов животного.

1

Л.р.№6 «Распознавание органов у животных»




Тема 2.5.

Растения и животные как целостные организмы.

1







Урок 28

Организм как единое целое.

1







Раздел 3

Жизнедеятельность организма.

23







Тема 3.1.

Питание и пищеварение.

4







Урок 29

Особенности питания растительных организмов. Почвенное питание.

1







Урок 30

Воздушное питание.

1







Урок 31

Особенности питания животных. Пищеварение и его значение.

1







Урок 32

Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

1







Тема3.2.

Дыхание.

2







Урок 33

Значение дыхания. Типы дыхания. Дыхание у растений.

1







Урок 34

Дыхание у животных.

1







Тема 3.3.

Передвижение веществ в организме.

2







Урок 35

Передвижение веществ в растении.

1

П.р.№5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»




Урок 36

Передвижение веществ в животном организме. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа, кровь и их составные части.

1







Тема 3.4.

Выделение

2







Урок 37

Выделение у животных. Выделение у растений и грибов.

1







Урок 38

Обмен веществ и превращение энергии в организме растений и животных.

1







Тема 3.5.

Опорные системы.

2







Урок 39

Опорные системы, их значение в жизни организмов.

1







Урок 40

Опорные системы позвоночных животных и растений.

1

Л.р.№7 «Строение костей»




Тема 3.6.

Движение

2







Урок 41

Движение – важнейшая особенность живых организмов.

1







Урок 42

Движение животных и растений.

1

Л.р.№8«Движение инфузории-туфельки»

П.р.№6 «Движение дождевого червя»




Тема 3.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности.

3







Урок 43

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система. Рефлекс, инстинкт.

1







Урок 44

Эндокринная система, её роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

1







Урок 45

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

1







Тема 3.8.

Размножение.

3







Урок 46

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

1

П.р.№7«Черенкование комнатных растений»




Урок 47

Половое размножение животных.

1







Урок 48

Половое размножение растений. Образование плодов и семян.

1







Тема 3.9.

Рост и развитие.

3







Урок 49

Рост и развитие растений.

1

П.р.№8 «Прорастание семян»




Урок 50

Распространение плодов и семян. Жизнь проростков.

1







Урок 51

Рост и развитие животных. Постэмбриональное развитие животных.

1

Л.р.№9 «Прямое и непрямое развитие насекомых»




Раздел 4

Организм и среда.

2







Тема 4.1.

Среда обитания. Факторы среды.

1







Урок 52

Факторы среды, их влияние на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

1







Тема 4.2.

Природные сообщества.

1







Урок 53

Природные сообщества. Цепи и сети питания.

1







Раздел 5

Краеведение (продолжение)

17







Тема 5.4.

Основные систематические группы травянистых растений Ярославской области

12







Урок 54

Систематика растений. Признаки классификации растений. Структура определителей и определительных карточек

1







Урок

55 - 58

Семейства класса Двудольных: розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные, крестоцветные, гвоздичные, колокольчиковые, фиалковые, гречиховые, сельдерейные, кувшинковые, лютиковые

4

Л. р. № 10. «Характеристика и определение по определителям растений семейства Розоцветные»

Л. р. № 11. «Характеристика и определение по определителям растений семейства Бобовые»

Л. р. № 12. «Характеристика и определение по определителям растений семейства Крестоцветные»





Урок

59 - 61

Семейства класса Однодольных: лилейные, злаковые

3

Л. р. № 13. «Характеристика и определение по определителям растений семейства Луковые и Лилейные» Л. р. № 14. «Характеристика и определение по определителям растений семейства Злаковые»




Урок 62

Искусственные сообщества: поля, сады, огороды. Биологические основы выращивания культурных растений.

1







Урок 63

Биоразнообразие, значение и охрана грибов и лишайников Ярославской области.

1







Урок

64 - 65

Защита презентаций «Виртуальный гербарий»

2

П.р. №9 «Виртуальный гербарий»




Тема 4.5.

Редкие и охраняемые растения, грибы и лишайники Ярославской области

4







Урок 66

Изменения в сообществах под воздействием человека. Лимитирующие факторы и меры по охране растений

1







Урок

67 - 68

Основные категории растений, грибов и лишайников: исчезнувшие и уязвимые виды; редкие виды; виды с неопределенным статусом

2

Л. р. № 15. «Определение и описание редких и охраняемых растений, грибов и лишайников г. Углича»




Урок 69

История создания, современное состояние и перспективы развития сети особо охраняемых территорий Ярославской области: природные памятники, национальные парки, заказники.

1

Экскурсия №7 «Природные памятники г. Углича»




Урок 70

Контрольно-обобщающий урок по курсу «Краеведение».

1









Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик VI класса должен

Знать/ понимать:

  • Признаки биологических объектов: растений, грибов и бактерий, животных.

  • Сущность биологических процессов: питание, дыхание и фотосинтез, транспорт веществ, рост, размножение растений, животных.

  • Уметь:

  • Объяснять: роль процессов жизнедеятельности в жизни живых организмов.

  • Изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Распознавать и описывать : на таблицах основные органы растений и животных,

  • Выявлять: приспособления растений и животных к среде обитания;

  • Сравнивать: основные процессы, происходящие в организмах растений и животных;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных растений и животных; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

  • Предавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Описывать морфолого-анатомические особенности растений Ярославской области;

  • Называть основные экологические группы растений, грибов, лишайников области;

  • Узнавать (в природе, коллекциях, гербариях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды растений, грибов, лишайников своего региона; съедобные и ядовитые грибы; культурные (овощные, плодовые, декоративные, лекарственные) растения области;

  • Наблюдать влияние факторов среды на живые организмы;

  • Приводить примеры редких и охраняемых растений грибов, лишайников различных экологических групп.

  • Объяснять актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в мире, России, Ярославской области;

  • Объяснять действие лимитирующих факторов на состояние флоры области;

  • Определять по гербариям древесные и кустарниковые формы растений, травянистые растения;

  • Сравнивать растения различных систематических и экологических групп по одному или нескольким предложенным критериям; экологические группы лишайников;

  • Оформлять результаты экскурсий и практических работ с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

  • Формулировать выводы на основе собранного материала;

  • Давать характеристику растениям различных систематических групп.

  • Прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие и ландшафты Ярославской области;

  • Применять знания для обоснования мер по охране видов и природных сообществ;

  • Использовать знания в ситуации разработки экологического проекта по охране природных объектов Ярославской области.

Похожие:

Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconРабочая программа учебного курса биологии в десятом классе
...
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconУчебного курса биологии 11 класс Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса
Программы курса биологии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) по учебнику «Общая биология....
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconРабочая программа учебного курса биологии в девятом классе
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой, Н. И. Сонина. Программы для...
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconРабочая программа по биологии
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconКалендарно-тематический план изучения курса «Биология» в 7 «А» классе
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений рф, в соответствии с...
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconПримерная программа по биологии среднего (полного) общего образования
На изучение биологии на базовом уровне в универсальном классе отводится по 34 часов в 10 и 11 классе. Согласно действующему Базисному...
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconРабочая программа по общей биологии 10 класс
Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. Изучение курса «Биология» в 10 классе...
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconРабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»...
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconПримерная рабочая программа учебного курса профессионально-трудового
Рабочая программа учебного курса профессионально-трудового обучения по швейному делу в 5 классе разработана на основе государственной...
Рабочая программа учебного курса биологии в шестом классе iconРабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
Рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница