Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда»




Скачать 473.09 Kb.
НазваниеМетодические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда»
страница1/3
Дата30.11.2012
Размер473.09 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3



0906 ОХРАНА ТРУДА

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа, методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений и является единой для всех форм обучения.

Учебная дисциплина «Охрана труда» является дисциплиной специального цикла в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Данная дисциплина предусматривает изучение основ трудового законодательства Российской Федерации; законодательства об охране труда; системы стандартов безопасности труда; правовых. Нормативных и организационных основ охраны труда на нефтедобывающих предприятиях, правил техники безопасности при эксплуатации нефтяных и газовых скважин, мер по обеспечению пожарной безопасности на промыслах.


В результате изучения дисциплины студент должен:


Знать: основные понятия и термины безопасности труда; классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды; действие негативных факторов на человека и их нормирование; источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде; методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на нефтегазодобывающем предприятии; правила техники безопасности при разработке и эксплуатации нефтяных и газовых скважин; основы пожарной профилактики на объектах нефтегазодобычи;

Уметь: осуществлять первоочередные действия при возникновении аварийных ситуаций на скважине, проводить анализ травмоопасных и вредных факторов, использовать экобиозащитную технику.

Программа рассчитана на 60 часов (в том числе 6 часов – практические занятия) для базового уровня среднего профессионального образования.

При разработке программы дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки студентов может вносить дополнения и изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины и при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников, заложенных в стандарте по специальности.

Программа должна рассматриваться цикловой комиссией и утверждаться заместителем директора по учебной работе.

В процессе преподавания дисциплины необходимо формировать у студентов интерес к профессии, навыки самостоятельного изучения учебного материала и работы с нормативно – справочной литературой, применять эффективные формы и методы обучения, позволяющие развивать творческие способности студентов, внедрять в учебный процесс современные информационные технологии.

Необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими международными, государственными и отраслевыми стандартами.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

В том числе

Практические занятия

Введение

1




Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды

4

2

Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов

6




Тема 2. 1. Защита человека от физических негативных факторов

1




Тема 2. 2. Защита человека от химических и биологических негативных факторов

1




Тема 2. 3. Защита человека от опасности механического травмирования

2




Тема 2. 4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера

2




Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности

5




Тема 3. 1. Микроклимат помещений

4




Тема 3. 2. Освещение

1




Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда

2




Тема 4. 1. Психофизиологические основы безопасности труда

1




Тема 4. 2. Эргономические основы безопасности труда

1




Раздел 5. Управление безопасности труда

10

2

Тема 5. 1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда

4




Тема 5. 2. Расследование и учёт несчастных случаев на производстве, анализ травматизма

4

2

Тема 5. 3. Экономические механизмы управления безопасностью труда

2




Раздел 6. Безопасность труда при разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений

18

2

Тема 6. 1. Электробезопасность на предприятиях нефтяной и газовой промышленности

2

2

Тема 6. 2. Безопасность труда при погрузочно – разгрузочных работах и перемещении тяжестей

2




Тема 6. 3. Безопасность труда при освоении и эксплуатации скважин

2




Тема 6. 4. Безопасность труда при ремонте скважин и интенсификации притока нефти и газа

2




Тема 6. 5. Безопасность труда при исследовании скважин

2




Тема 6. 6. Безопасность труда при поддержании пластового давления

2




Тема 6. 7. Безопасность труда при добыче высокосернистых нефтей и газов

2




Тема 6. 8. Безопасность труда при эксплуатации трубопроводов и оборудования для сбора, сепарации и транспорта нефти и газа

2




Тема 6. 9. Безопасность труда при эксплуатации объектов подготовки и перекачки нефти и газа

2




Раздел 7. Пожарная безопасность на объектах нефтегазодобычи

4




Тема 7. 1. Основы пожарной профилактики, причины возникновения пожаров

1




Тема 7. 2. Основные условия горения веществ. Классификация горючих веществ, материалов и конструкций по пожаровзрывоопасности

1




Тема 7. 3. Способы и средства тушения пожаров

2




Всего по дисциплине

50

6



3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ВВЕДЕНИЕ


Основные понятия и терминология безопасности труда. Негативные факторы. Опасность производственной среды. Аксиома потенциальной опасности жизнедеятельности. Риск трудовой деятельности. Понятия травмы, несчастного случая, профессионального заболевания. Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Что называется несчастным случаем?

  2. Как подразделяют профессиональные заболевания?

  3. Задачи охраны труда на производстве.

  4. Виды производственных травм.


Литература: 8, с. 7 – 14


РАЗДЕЛ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ


Студент должен:


Знать: классификацию опасных и вредных производственных факторов, наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида и их воздействие на человека, принципы нормирования и предельно допустимые уровни негативных факторов.


Негативные производственные факторы, их идентификация, характеристики, воздействие на человека.

Классификация опасных и вредных производственных факторов.

Опасные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие источники и причины механического травмирования.

Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие излучения, электрический ток.

Химические негативные факторы (вредные вещества) – их классификация и нормирование. Предельно допустимые концентрации токсичных веществ для рабочей зоны. Методы и приборы для определения содержания вредных газов и паров в воздухе рабочей зоны.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как подразделяются производственные факторы?

  2. Понятие опасных и вредных производственных факторов.

  3. Что понимается под ПДК?


Литература: 8, с. 15 – 89


РАЗДЕЛ 2. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ


ТЕМА 2. 1. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ФИЗИЧЕСКИХ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ


Студент должен:


Знать: способы и средства защиты человека от физических и негативных факторов, возникающих в сфере профессиональной деятельности.

Защита от вибрации, шума, инфра – и ультразвука. Защита от электромагнитных излучений; защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) и ультрафиолетового. Защита от радиации.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие основные методы защиты от шума и вибрации?

  2. Какие СКЗ и СИЗ применяются для защиты от вибрации?

  3. В чём заключается сущность акустической обработки помещения?

  4. В чём заключается сущность звукоизоляции, и какие материалы наиболее эффективны для звукоизоляции?


Литература: 8, с. 108 – 163

ТЕМА 2. 2. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ХИМИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ


Студент должен:


Знать: способы защиты от загрязнения воздушной и водной среды, средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов.


Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов. Экобиозащитная техника.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Какие методы применяются для защиты воздушной среды рабочей зоны?

  2. Как устроена естественная и механическая вентиляция?

  3. Какие типы отсосов загрязнённого воздуха применяются на производстве?

  4. Как определить необходимую эффективность очистки воздуха от загрязнений?

  5. Какие методы и средства применяются для очистки воды?

  6. Как очистить воду от взвесей?

  7. Как очистить воду от вредных растворимых примесей?

  8. Как осуществляется биологическая очистка воды?

  9. Какие устройства применяются для очистки питьевой воды?


Литература: 8, с. 163 – 207


ТЕМА 2. 3. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ОПАСНОСТИ МЕХАНИЧЕСКОГО ТРАВМИРОВАНИЯ


Студент должен:


Знать: безопасные приёмы выполнения работ с ручным инструментом. Особенности обеспечения безопасности подъёмно – транспортного оборудования.


Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства – оградительные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом; обеспечение безопасности подъёмно – транспортного оборудования.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Какие требования предъявляются к устройствам для защиты от механического травмирования?

  2. Как выполняется ограждение опасных зон, и каковы разновидности ограждений?

  3. Какие виды предохранительных устройств используются на производстве и как они устроены?

  4. Перечислите устройства аварийного отключения и поясните принцип их работы.

  5. Перечислите основные правила использования ручного инструмента.

Литература: 8, с. 207 – 232


ТЕМА 2. 4. ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ОПАСНЫХ ФАКТОРОВ КОМПЛЕКСНОГО ХАРАКТЕРА


Студент должен:


Знать: методы защиты от статистического электричества и молнии; методы обеспечения безопасности герметичных систем, работающих под давлением.

Методы защиты от статистического электричества: молниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем: предохранительные устройства, контрольно – измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и ёмкостей.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Как устроено и работает заземление.

  2. Как выполняется зануление и принцип его действия.

  3. устройство защитного отключения и принцип их действия.


Литература: 8, с. 233 – 251


РАЗДЕЛ 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ТЕМА 3. 1. МИКРОКЛИМАТ ПОМЕЩЕНИЙ


Студент должен:


Знать: принципы терморегуляции организма человека, параметры микроклимата и их гигиеническое нормирование, методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях.


Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях.

Санитарные требования по устройству и содержанию территории предприятий, производственных и вспомогательных помещений.

Санитарно – бытовые обслуживание работающих.


Литература: 8. с. 252 – 268


  1   2   3

Похожие:

Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда»
«Охрана труда» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания и задания для выполнения домашней контрольной работы по дисциплине «Охрана труда»
Для учащихся специальностей 2-460102 «Технология деревообрабатывающих производств» и 2-460131 «Технология лесопромышленных производств»...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические рекомендации и задания для домашней контрольной работы №1 и №2 по дисциплине «Экономика организации»
В результате изучения дисциплины «Экономика организации» в объеме учебных часов в рамках учебной программы, а также самостоятельного...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания и задания для домашней контрольной работы по дисциплине «Основы охраны труда»
Для учащихся специальности 2-250131 «Финансы» заочной формы обучения дисциплина «Основы охраны труда» изучается на 3 курсе
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов заочников специальности
Организация землеустроительных и земельно-кадастровых работ: Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «Основы менеджмента»
Перечень вопросов и заданий домашней контрольной работы для учащихся заочного отделения специальности «Зоотехния»
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 Задания к контрольной работе №1 Задания к контрольной работе №2 Приложения Литература Пояснительная записка. Программа дисциплины «Основы автоматики и автоматизации производства»
Методические рекомендации и контрольные задания для учащихся заочной формы обучения
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по бжд (охрана труда) для студентов заочного факультета
Методические указания по выполнению контрольной работы по бжд (охрана труда) для студентов заочного факультета. Ростов н/Д: Рост...
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания и контрольные задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов заочной формы обучения и экстерната по дисциплине архивоведение специальности 032002 2007
В результате изучения дисциплины «Архивоведение» студенты должны иметь представление
Методические указания и задания для домашней контрольной работы учебной дисциплины «Охрана труда» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы. Варианты контрольной работы. Для студентов специальности 080104 «Экономика труда»
Методические указания обсуждены на заседании кафедры Экономики труда и управления персоналом
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница