О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году




Скачать 315.19 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году
страница1/3
Дата30.11.2012
Размер315.19 Kb.
ТипМетодическое письмо
  1   2   3
Составитель: Яковлева Т. А., ст. методист кафедры

естественно-математических дисциплин


Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области


В методических письмах прошлых лет о преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области были четко обозначены цели и задачи химического образования, которые остаются актуальными и на период подготовки к внедрению новых образовательных стандартов (ФГОС).

В своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что главным результатом модернизации школы «должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития». Для успешной реализации Национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» необходимо выполнить следующее:

  1. обеспечить средствами предмета раскрытие способностей детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире на основе обновленного содержания образования;

  2. участвовать в выявлении талантливых детей, их поддержке и сопровождении на протяжении всего периода обучения в школе;

  3. постоянно повышать свой профессиональный уровень, «внимательно и уважительно относиться к ученикам, помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми»;

  4. стремиться к тому, чтобы «учиться в школе было увлекательно и интересно, чтобы школа стала «центром не только обязательного образования, но и самоподготовки»;

  5. оптимизировать учебную нагрузку учащихся, внедрять в практику обучения образовательные технологии, способствующие созданию здоровьесберегающей образовательной среды и позволяющие повысить качество подготовки учащихся; найти к каждому ученику «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».

Учителю химии для реализации данной стратегии при планировании учебно-методической работы и разработке рабочей программы необходимо учитывать следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования

  2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента образовательной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 № 03-1263)

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010-2011 учебный год от 06.05.2009 г. № 01-269

  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www.vestnik.edu.ru);

В настоящее время школьный курс химии может состоять из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.

Пропедевтический концентр курса химии может быть реализован за счет компонента образовательного учреждения с 7 класса в объеме 1 час в неделю. Пропедевтический курс способствует формированию у учащихся естественнонаучной картины мира, преемственности химического образования на различных ступенях общего образования. Рекомендации о направлениях реализации пропедевтического концентра даны в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области» (http://www.iro.yar.ru/m_letter/him_08.doc ).

Базовый концентр химического образования реализуется в основной школе. Инвариантной частью БУП (приказ ГУОиН от 01.07.2004 г. №02-678) на изучение базового систематического курса химии 8-9 класса отводится 2 часа в неделю (140 часов за два года). Курс химии в объеме 2 часа в неделю обеспечивает базовый уровень подготовки по предмету. Изучение химии в объеме 3 часа в неделю (1 час берется из компонента образовательного учреждения) позволит подготовить учащихся к естественнонаучному профилю обучения в старшей школе.

В рамках универсального (непрофильного) обучения в старшей школе предлагается изучение химии 1 час в неделю. Однако этого времени недостаточно для того, чтобы раскрыть основные законы и понятия химической науки. Учитывая химический профиль ряда промышленных предприятий Ярославской области, куда в скором времени придут выпускники школ, рекомендуем образовательным учреждениям реализовывать 2-х часовую программу по химии за счет компонента образовательного учреждения.

Профильный концентр изучения курса химии на старшей ступени школы может осуществляться в нескольких вариантах:

  1. химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс в объеме 70 учебных часов (1 час в неделю). Этот вариант рекомендуется для следующих профилей: социально-экономический, гуманитарный, информационно-технологический, художественно-эстетический;

  2. курс химии может изучаться на профильном уровне в объеме 140 учебных часов (2 часа в неделю). Этот вариант рекомендуется для физико-математического, агротехнологического и биолого-географического профилей;

  3. изучение химии как профильного предмета в объеме 210-350 учебных часов, т.е. 3-5 часов в неделю (за счет компонента общеобразовательного учреждения). Этот вариант рекомендуется для классов химико-биологического и физико-химического профилей.

Преподавание учебного предмета «Химия» в образовательных учреждениях Ярославской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться по учебникам утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (Приложение 1).

Ознакомиться с полным содержанием приказа можно в следующих источниках:

  1. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования» №4 2009 г.

  2. официальный сайт Минобрнауки России www.mon.gov.ru

  3. официальный сайт Федерального совета по учебникам http://fsu.edu.ru

С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Ярославской области в большинстве образовательных учреждений преподавание химии ведется по УМК О.С. Габриеляна. Однако, в соответствии со статьями 32 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники при исполнении профессиональных обязанностей имеют право на свободу выбора методик обучения, учебных пособий и материалов, предусмотренных учебной программой, утвержденной образовательным учреждением.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7). При составлении рабочих программ необходимо избегать перегрузки учащихся за счет включения дублирующего и второстепенного материала.

При изучении тем и разделов по химии следует учитывать межпредметные связи и личный опыт учащихся, приобретенный ими в процессе изучения физики, биологии, математики и других предметов. В то же время целесообразно увеличить число часов на изучение трудных тем, отработку ведущих понятий, теоретических и практических умений

При организации образовательного процесса по химии необходимо соблюдать правила по охране труда. Особое внимание уделять обучению учащихся правилам безопасного поведения при проведении лабораторных опытов и практических работ в целях сохранения жизни и здоровья учащихся.

Согласно ст.30 Федерального закона №3-ФЗ от 08.01.1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах", а также Постановления Правительства РФ от 04.11.2006г №644 "О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров" при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров и СДЯВ, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах предметно-количественного учета.

Материалы, регламентирующие деятельность, связанную с прекурсорами, включая пример журнала регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, приведены в приложении 4 методического письма о преподавании предмета «химия» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области (http://www.iro.yar.ru/m_letter/him_09.doc.)

C января 2010 в российских школах начинается поэтапный переход на образовательные стандарты второго поколения, основной миссией которых является повышение качества образования, поэтому уже сейчас необходимо пересмотреть некоторые подходы к организации образовательного процесса на уроке химии. Прежде всего, необходимо знать, какие результаты образования подлежат проверке и аттестации. К ним относятся следующие:

  • научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

  • умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенные способы деятельности;

  • коммуникативные и информационные умения;

  • умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

  • способность к контролю и самоконтролю;

  • способность к творческому решению учебных и практических задач.

Важную задачу образовательного процесса и неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования составляет формирование универсальных учебных действий. Развитие универсальных учебных действий составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.

Общими рекомендациями по формированию универсальных учебных действий в процессе обучения химии могут являться:

  1. отбор универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на уроках химии;

  2. соотнесение формируемых на уроках химии универсальных учебных действий с возрастными особенностями учащихся;

  3. подбор задач и учебных заданий, выполнение которых обеспечит формирование заданных универсальных учебных действий;

  4. организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход от выполнения заданий с опорой на лабораторный эксперимент к умственной форме выполнения заданий;

  5. увеличение объема самостоятельной работы учащихся на уроке;

  6. более широкое внедрение в практику преподавания химии прогрессивных технологий обучения.

Познакомиться с проектом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) можно на сайте http://mon.gov.ru/pro/fgos

Деятельностный характер образования предусматривает проектную и научно-исследовательскую деятельность учащихся, которые позволяет сделать учебу интересной, расширить кругозор ребенка, преодолеть рутину повседневности, а самое главное – стимулировать интеллектуальную активность, учебную деятельность и «запустить» формирование научного мышления у обучающихся.

Формирование исследовательских навыков должно начинаться в 7-8 классе, когда учитель знакомит школьников с ключевыми понятиями исследовательской деятельности: «проблема», «гипотеза», «цели и задачи исследования», «объект исследования», «методы исследования» и собственно структура хода исследования.

В 9 классе, когда учащиеся уже знакомы с основами предмета «химия» и алгоритмами исследовательской деятельности, они овладевают техникой проведения познавательно - исследовательского химического эксперимента в рамках химических практикумов.

К 10-11 классам старшеклассники уже готовы к выполнению научно-исследовательских работ и проектов.

Проектная и исследовательская деятельность школьников невозможна без использования средств новых информационных технологий, таких, например, как лаборатория L-микро, которая позволяет осуществлять контроль за параметрами химических реакций, а также обрабатывать полученные результаты с помощью персонального компьютера. По вопросам использования лаборатории L-микро в урочной и внеурочной деятельности можно обращаться в МОУ Красноткацкую СОШ Ярославского МР (учитель химии Березкин Петр Николаевич, контактные телефоны 43-48-39; 43-48-75; 43-06-41; e-mail: petrberezkin@yandex.ru)

В организации проектной и исследовательской деятельности помогут электронные ресурсы российских молодежных конкурсов и исследовательских программ, литературные источники (приложение 2).Список примерных тем проектов - приложение 3.

Одним из важных аспектов деятельности учителя является организация работы с одаренными детьми – подготовка школьников к предметным олимпиадам. Подготовка учащихся к олимпиадам предполагает системную работу с учащимися на различных этапах обучения. На пропедевтическом этапе важно выявить у учащихся склонности к изучению химии и закрепить такие склонности с помощью интересных систематических занятий

При подготовке учащихся к олимпиаде рекомендуется использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернет (приложение 4)


Особенности преподавания химии в учреждениях НПО, вечерних (сменных) школах

Один из разделов методического письма о преподавании предмета «химия» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области (http://www.iro.yar.ru/m_letter/him_09.doc.) был посвящен учреждениям НПО. Все рекомендации по преподаванию химии в этих учреждениях можно в полной мере отнести к преподаванию предмета в вечерних (сменных) школах.

При составлении рабочих программ по химии преподавателям учреждений НПО и учителям вечерних (сменных) школ особое внимание следует уделить разделу «Химия и жизнь», обеспечивающему усиление практической направленности химического образования, а также отражению специфических проблем региона. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны, широкой ареной применения учащимися полученных знаний и умений на практике.

Особенности преподавания химии в специальных (коррекционных) классах

VII вида

При составлении рабочих программ по химии необходимо:

  • ориентироваться на психолого-педагогические особенности обучаемых;

  • избегать перегрузки рабочих программ излишним теоретическим материалом, в первую очередь, не входящим в обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • больше времени отводить на вопросы использования химических веществ в быту и безопасному обращению с ними, а сложные теоретические вопросы, например, касающиеся строения атомов и молекул, кинетики химических реакций рассматривать только в ознакомительном порядке;

  • включать в содержание программы вопросы здоровьесбережения, материал по профилактике употребления психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни;

  • при планировании практических работ и лабораторных опытов исключать те из них, которые требуют использования концентрированных кислот, формальдегида, спирта ввиду их высокой токсичности и опасности для здоровья;

  • включить максимально возможное количество демонстраций, так как именно демонстрационный эксперимент способствует развитию познавательного интереса у детей с ограниченными умственными способностями;

  • предусмотреть использование нетрадиционных методов и форм обучения,

(методов: наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических, мотивации интереса (игры, дискуссии), мотивации долга и ответственности (убеждение в значимости учения, поощрение),

форм обучения: индивидуальных, парных, со сменным составом учеников);

  • предусмотреть (по возможности) использование в преподавании элементов современных образовательных технологий, таких как информационно-коммуникационные, развития критического мышления через чтение и письмо;

  • предусмотреть (по возможности) использование современных технических средств обучения, таких как персональный компьютер, интерактивная доска.

  1   2   3

Похожие:

О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено...
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета «Химия» в 2012/2013 учебном году» Типовым и учебным и план
Министерства образования Республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2008-2009 учебном году
«Химия» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “Обществоведение“ в 2010/2011 учебном году»
Порядок изучения учебного предмета «Обществоведение» предусматривает следующее распределение количества учебных часов в неделю по...
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2008/2009 учебном году
Реализация вышеуказанных направлений модернизации российского образования определяет место и роль химии как учебного предмета в образовательной...
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподавании учебного предмета “ Информатика “ в 2010/2011 учебном году»
Для всех типов общеобразовательных учреждений в vi–xi классах на изучение учебного предмета «Информатика» отводится 1 час в неделю...
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011 2012 учебном году» Нормативная база преподавания литературы
Преподавание предмета «Литература» в 2011 – 2012 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconО преподавании "Обществознания" в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году
Законодательная и нормативная база методических рекомендаций о преподавании учебного предмета "Обществознание"
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета ”Физика“ в 2009/2010 учебном году
Типовыми учебными планами на изучение учебного предмета ”Физика“ установлено следующее количество учебных часов в учебную неделю...
О преподавании учебного предмета «Химия» в 2010/2011 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Информатика и икт» в моу города Брянска в 2010-2011 учебном году
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница