Скачать 446.05 Kb.
|
РАССКАЗЫВАЕТ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ, АКАДЕМИК АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ КУЗНЕЦОВ Между утвержденным в 2004 г. федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (стандартом первого поколения) и проектом федерального государственного образовательного стандарта общего образования (стандартом второго поколения) существует много отличий. Среди них есть те, которые можно отнести к разряду определяющих сущность стандарта второго поколения. Прежде всего, изменилось само понимание того, что такое стандарт. Соответственно изменились компоненты стандарта. Раньше мы понимали под стандартом фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Недаром стандарты тогда мы нередко называли стандартами содержания образования. Сейчас предмет стандарта и его функции существенно расширены. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, не все, что мы хотели бы закрепить через стандарты, можно было обеспечить в условиях начала 90-х годов XX века. Не было, в частности, финансовых средств для реализации многих условий введения стандарта. Теперь эти средства появились. Государство более четко и однозначно высказалось, что оно принимает на себя определенные обязательства в сфере образования. Помните, в начале 2000-х годов тогдашний Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: «Государство возвращается в образование». Сейчас мы рассчитываем на то, что стандарт будет регулировать не только содержание образования и планируемые образовательные результаты. Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства относительно того, что эти образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды. Ее составляют, прежде всего, педагогические кадры, а также материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение. Очевидно, что существует жесткая зависимость между тем, в каких условиях происходит освоение содержания образования, и теми образовательными результатами, которые могут быть получены в этих условиях. Например, если нет соответствующим образом оборудованного кабинета физики или химии, то невозможно рассчитывать на получение результатов, соответствующих современным требованиям к качеству образования. Исходя из этого, расширены сфера действия стандарта и круг вопросов, которые он охватывает. От двухкомпонентного состава стандарта, включавшего обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников, мы перешли к другой структуре. Она включает три группы требований: требования к структуре основных общеобразовательных программ, требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ и требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты»*. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования. К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным (компетвнт-ностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичны для изучаемой области знаний. Поэтому, если раньше под образвательными результатами мы имели в виду только то, что связано с пред метными результатами, то теперь мы имеем дело с операциональными, личностными результатами, определяю щими мотивацию, направленность деятельности человека. В современном понимании стандарт имеет два назначения. С одной сторо ны, через стандарт задается система ориентиров для аттестации и выявле ния уровней подготовки конкретного обучаемого. Например, как это делает ся в ходе ЕГЭ. С другой стороны, стандарт будет задавать некие показатели эффективности деятельности системы образования на разных уровнях: от образовательного учреждения до муниципалитета, региона и федерального уровня. Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося. А личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Это второе отличие нового поколения стандартов. Результаты разделили на те, которые относятся к конкретной личности и те, которые относятся к оценке системы образования в целом. Следует отметить, что был учтен опыт прошлых лет. Мы поняли, что невозможно давать на обсуждение широкой общественности и тем более на утверждение стандарт, в котором расписаны конкретные образовательные результаты по всем предметам. Что такое хорошее образование, что такое качественное образование, что такое успешность человека, что такое образовательные результаты, обеспечивающие эту успешность? Сколько людей столько и мнений. Скорее всего именно по этой причине не «прошли» варианты образовательных стандартов 1993, 1998 и 2004 гг. Поэтому было принято решение представить стандарт на двух уровнях, т.е. образно говоря, рассматривать его как некий айсберг, надводная часть которого ориентирована на широкую общественность. Есть и подводная часть, которая ориентирована на узкое профессиональное сообщество. Пользователями стандарта являются разные категории людей. Это и родители, и работодатели, и законодатели, и широкая общественность, и исполнительная власть, издатели, раз- Каждая из этих групп хочет увидеть в стандарте именно то, что ее интересует, и чтобы это было написано понятным для нее языком. Но в одном документе это сделать невозможно. По всей видимости, это правильное решение. Стандарт в виде Федерального закона будет представлять документ небольшого объема, страниц на ЗО-4О. В нем будут изложены основные подходы к структуре, функциям, порядку использования стандарта и др. Строго говоря, это документ, написанный доступным, естественным языком, понятным широкому кругу читателей. Вместе с тем для реализации всех положений, которые сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (стандарте второго поколения), будет создано мощное нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение. Оно будет включать цели образования для каждой ступени общего образования, Базисный учебный (образовательный) план, фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы по отдельным учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, систему оценки учебных достижений обучающихся, программу воспитания и социализации учащихся и многое другое. Это конкретные рабочие документы, нужные учителю, школе и системе управления образованием на всех уровнях. В них будут охарактеризованы условия реализации образовательного процесса, материально-техническое обеспечение, финансирование, подготовка кадров и т.п. Такова структура нового стандарта. Рассматривая функции стандарта второго поколения, следует отметить, что есть функции, которые инвариантны и имеют непреходящее значение. А есть изменяющиеся и новые функции. Вспомним стандарт первого поколения. Чем были обусловлены его функции? Тем, что в Российской Федерации появилось законодательство, допускающее многообразие образовательных систем и автономность образовательных учреждений, что способствовало процессу разрушения единого образовательного пространства в стране. Поэтому основная функция стандарта первого поколения была в том, чтобы остановить центробежные процессы. И то, что стандарты появились, то, что они были введены хотя бы как временные, остановило развал образовательной системы, образовательного пространства. Это важнейшее достижение стандартов первого поколения, которое невозможно переоценить. На самом деле оно сыграло огромную роль в том, что система образования в стране окончательно не рухнула. Сейчас другая ситуация. Вопрос о единстве образовательного пространства стоит не так остро. При этом возникают другие проблемы, связанные с повышением качества образования. У стандарта второго поколения есть и новые функции. Они связаны с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи. Новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования и др. Функции стандарта второго поколения изменились. В структуре стандарта появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Одна из функций стандарта связана с обеспечением гарантии государства в отношении этих условий. Государство принимает на себя гарантии по обеспечению условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования. Вовлекается государство в этот процесс не только через Министерство образования и науки, но и через Министерство финансов, Министерство экономики, многие другие структуры. Образование на деле становится общегосударственным делом. Как планируется вводить стандарт? Первое, что будет сделано - будут разработаны требования, необходимые для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования. Эти требования представляют собой систему кадровых, финансовых, учебно-материальных, материально-технических, гигиенических и других нормативов и регламентов. В соответствии с этими новыми требованиями будет проводиться лицензирование образовательных учреждений. Органы управления будут стремиться к тому, чтобы обеспечить условия и создать предпосылки для введения стандарта второго поколения. Следующий шаг связан с изменением системы подготовки педагогических кадров в вузах и системы повышения квалификации. Это, наверное, самая острая проблема: система педагогического образования инерционна. Совершенствование системы подготовки педагогических кадров и их переподготовки потребует изменения учебных программ, учебников, методического обеспечения - всего того, что мы меняем, переходя на новое содержание образования. Но заниматься этим бессмысленно, если мы не создадим необходимой материально-технической базы. Если у нас учитель химии прошел соответствующую переподготовку, а пота приходит в кабинет, где у него две pal битых колбы и ржавый штатив, что ему делать с его подготовкой и со все ми этими новыми учебниками? Жестокая зависимость одного от другого за ставит всех нас работать вместе, корректируя друг друга и подталкивая действиям. И последнее, что нам придется сделать. Необходимо менять систему государственной (итоговой) аттестации. Новые планируемые результаты по требуют иного подхода к оцениванию, Придется вводить две системы: одну персонализированную, подобную ЕГЭ; другую - в форме мониторинга, ориентированную на массовую оценку деятельности школы, муниципалитета или региона. У нас есть конкретные предложения, как менять ЕГЭ применительно к новым условиям. Это будет системное нововведение, а не локальное, как было раньше. В работе над стандартами принимают участие не только Институт содержания и методов обучения и другие институты Российской академии образования, но и Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, ведущие университеты страны, Федеральный институт развития образования, институты развития образования Татарстана и других регионов, т.е. очень большой коллектив специалистов самого разного профиля. В соответствии со стандартом второго поколения появляется Базисный учебный план, в котором для всех классов есть обязательный раздел «Внеучебная деятельность». На нее предусмотрено выделить примерно 10 часов в неделю. По старым представлениям, это увеличивает нагрузку на 10 часов. На самом деле это не | так, потому что увеличивается вариативность образования, позволяющая | строить образовательный процесс учетом интересов, потребностей и способностей каждого школьника. Это даже сократит уровень учебной нагрузки ребенка. С начала 80-х г. XX в. мы говорим о перегрузке. А между тем не стоит забывать, что у нас самый короткий учебный год в мире, самая большая продолжительность каникул, самые короткие уроки. ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАО, АКАДЕМИК-СЕКРЕТАРЬ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ РЫЖАКОВ Выше отмечалось, что новый стандарт - это не только содержание образования. Для разработки технических заданий по строительству новых зданий школ уже создана Правительственная группа на уровне Министерства регионального развития и Министерства образования и науки. В ближайшее время строительные нормы для образовательных учреждений будут изменены в том направлении, которое раскрыл А.А. Кузнецов. Есть поручение Президента и Председателя Правительства по организации этой работы. Школы, которые строятся сегодня, уже не соответствуют новым задачам. Будут создаваться школы другого уровня, класса, по-другому устроенные. Сейчас мы еще не можем точно сказать какие. Но ясно, что это будут многофункциональные комплексы. Из них дети должны не бежать, а наоборот стремиться туда. В качестве сопровождения стандарта создаются документы, рассчитанные на разные категории пользователей. Поговорим об основной общеобразовательной программе. Основные общеобразовательные программы делятся на три группы: начального, основного и среднего (полного) общего образования. Проекты примерных основных общеобразовательных программ подготовлены. Это интегрированные документы. Основная общеобразовательная программа состоит из нескольких частей: пояснительной записки, характеристики целей образования для данной ступени общего образования (начального, основного, среднего (полного)), базисного учебного (образовательного) плана; фундаментального ядра содержания; примерных программ по отдельным учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся, программы воспитания и социализации. Основные общеобразовательные программы будут опубликованы. Школы могут включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. Освоение этих программ и будет основанием для получения документа об образовании. Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Он состоит из инвариантной и вариативной частей. В первой части определены: максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения. В вариативной части базисного учебного плана, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность». Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основной школе составляет примерно 65%, а на вариативную часть отводится 35%. В старшей школе соотношение иное. Инвариантная часть составляет около 35%, а вариативная - 65%. Одной из составных частей основных общеобразовательных программ является «Фундаментальное ядро общего образования». В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Фундаментальное ядро общего образования разработано по русскому и иностранным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математике, физике, химии и биологии. Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью. Все это содержится в особом документе - программе формирования универсальных учебных действий. Это примерная программа, она имеет рекомендательный характер. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. В программе они прописаны, структурированы. Это важно было сделать: все участники ее разработки исходили из понимания, что формировать универсальные учебные действия необходимо. Желаемого результата получить пока не удается. Об этом свидетельствуют результаты последних международных исследований TIMSS и PISA. Они показали, что российские школьники на высоком уровне овладевают предметными умениями, тогда как формирования обще-учебных умений в должной мере не происходит. Казалось бы, они должны сформироваться, если в каждом школьном предмете этому уделяется внимание. Но какой-то завершающей точки в этом процессе, видимо, не ставится. Программа формирования универсальных учебных действий создана с тем, чтобы объединить все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Все-таки вне предмета универсальные учебные действия не сформируешь. Понимая их общий характер, учитель каждого предмета на конкретном содержании может реализовать эти рекомендации с учетом специфики предмета. Следующий документ - «Примерная программа воспитания и социализации учащихся». Такая программа разработана для начального и основного образования. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественнополезная и проектная деятельность. Направления пересекаются и частично перекрывают друг друга. Все они сохранятся и в программе для старшей школы. Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, может быть, один из самых серьезных для нашей школы документов. Она открывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. На эту работу государство выделяет средства. Значит, по-другому нужно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую - внеучебная деятельность. Школа станет более разнообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения. А стало быть - и более эффективной, более способной участвовать в формировании, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться. |
![]() | Законопроекты, в работе Олег Николаевич Смолин знает не понаслышке: он сам тотально слепой. Но при этом в жизни ему удалось добиться многого: он доктор философских... | ![]() | Российской академии образования проблемы современного образования В. А. Болотов, доктор педагогических наук, профессор, академик рао, вице-президент рао |
![]() | Урсул аркадий дмитриевич – директор Центра Международной академии философии (2010 г.), Международного общества «Человек и космос» (1975г.). Президент Международной академии... | ![]() | Н. С. Чохонелидзе (Грузия) международная научная конференция "сопоставление как метод исследования и обучения языкам" (Грузия, 15-19 июня 2005г.) Петербургского университета, академик Вербицкая Л. А., вице-президент мапрял, президент Гос. Иря им. А. С. Пушкина, академик Костомаров... |
![]() | Тема фестиваля Андрей чернихов, Профессор Международной Академии архитектуры (iaa), Первый Вице-президент Московского отделения iaa | ![]() | Российская библиотечная ассоциация: единство в действии Научный редактор: В. Р. Фирсов, вице-президент рба, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации |
![]() | Секция Философские аспекты глобалистики Председатели: д ф. н., проф., первый вице-президент Российского философского общества Чумаков А. Н., д ф. н., проф. Лось Председатели: д ф н., проф., первый вице-президент Российского философского общества Чумаков А. Н., д ф н., проф. Лось В. А., д ф... | ![]() | А. С. Астапов, первый вице-президент Регионального ОбщественногоФонда поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации имени генерала Здоровая нация создает сильное государство. Здоровье населения определяет экономические возможности и обороноспособность страны |
![]() | В ассоциацию авторов научных открытий Международной академии информатизации, член-корр. Петровской академии наук и искусств, президент Уральской олимпийской академии,... | ![]() | Секция авиации и космической техники «физика космоса» Тимофеев А. М., вице-президент Регионального отделения Федерации космонавтики России |