Скачать 100.43 Kb.
|
Анализ и рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории в 2011 г.Ситников М.И., учитель первой квалификационной категории Анализ результатов ЕГЭ по Истории в 2010 году сделанный на РМО позволяет сделать следующие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания предмета:
Если сначала были большие вопросы к качеству тестов и к самой логике построения заданий, то теперь т.н. «каверзные вопросы» в текстах встречаются редко, а распределение вопросов от наиболее простой части "А" к наиболее сложной части "С" стало относительно равномерным. Как показывают результаты предыдущих тестирований, история относится к числу предметов, материал которых выпускники знают на среднем уровне. Между подготовкой к ЕГЭ и овладением историческими знаниями есть заметное противоречие. Углубленное преподавание истории не дает никакой гарантии хорошего результата по ЕГЭ, а если целенаправленно готовить выпускников только к ЕГЭ, то придется пожертвовать всем остальным. Усердное штудирование учебника по истории мало что может дать, так как существует масса учебников, авторы которых по-разному оценивают те или иные исторические события. К тому же, как показывает опыт, школьники с трудом запоминают не только точные даты исторических событий, но даже и года. Помимо этого, в школьных учебниках истории встречается масса имен исторических деятелей (около 5 тысяч) и трудно себе представить, чтобы, школьник был в состоянии при подготовке к ЕГЭ получить ясное и полное представление об их деятельности. Опыт проведения ЕГЭ по истории показывает, что наилучшие результаты показывают те выпускники, которые имеют хорошие успехи в изучении литературы. Наибольшие сложности у выпускников вызывают вопросы, связанные с культурой России, историей общественной мысли и политических движений. Большие проблемы возникают при ответах на вопросах по событиям ХХ века, особенно – по второй его половине. На эти аспекты необходимо обратить самое пристальное внимание. Зубрежка исторического материала не приносит значительной пользы, поэтому необходимо добиваться систематичности знаний. Наиболее оправдано начинать подготовку к ЕГЭ по истории уже в 10 классе, особое внимание уделить заданиям на группировку, классификацию событий и явлений, определение хронологической последовательности. Знание исторических дат крайне важно. В этом могут хорошо помочь хронологические и тематические таблицы, а также исторические карты, тем более, что географические знания, как показывают результаты ЕГЭ, у наших школьников слабоваты. Необходимо не просто накапливать знания по истории, но и формировать умение излагать свои мысли, анализировать события. При ответах на вопросы части «А» нельзя сбрасывать со счетов интуицию, но она может помочь, только если есть ясное представление о логике развития исторических событий. Хороший способ подготовки – выполнить пробные тестовые задания, которые широко доступны в Интернете, и тщательно проанализировать ошибки. Учитывая примерный интервал выполнения заданий в зависимости от их сложности, можно сделать следующие выводы: 1) Выполнение заданий базового уровня составляет 74 %,что соответствует норме выполнения заданий части А. Слабо (менее 60% выполнения) выполнены задания А2, А16, А18, А20, А21, А23, А26. Большая часть ошибок приходится на период 1 половины ХХ века. 2) Выполнение заданий повышенного уровня составляет 60%, что соответствует норме выполнения заданий части В. Основные ошибки допущены в заданиях на выполнение группировки фактов. 3) Выполнение заданий высокого уровня соответствует норме выполнения заданий части С. Особые трудности вызвало задание на обобщенную характеристику и систематизацию исторического материала. Основное затруднение выпускников вызывают задания, связанные со знанием фактического материала по первой половине ХХ века. Поэтому учителям истории при подготовке учащихся к ЕГЭ рекомендуется большее внимание уделять развитию умения работать с фактическим материалом указанного периода. Структура экзаменационной работы Общее число заданий в экзаменационной работе – 49. Каждый вари- ант КИМ состоит из 3 частей. Часть 1 (А) содержит 27 заданий с выбором ответа (один верный от- вет из 4 предложенных). С их помощью проверяются базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характер- ные черты, производить поиск информации в источнике. Каждое задание этой группы оценивается 1 баллом. Часть 2 (В) состоит из 15 заданий с кратким ответом (слово, аббре- виатура, сочетание цифр). Эти задания позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания этой группы оцениваются в соответствии с уровнем сложности: 4 задания – от 0 до 2-х баллов каждое, 11 заданий – от 0 до 1 балла. Часть 3 (С) содержит 7 заданий с развернутым ответом. Они позво- ляют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности. С1–С3 – комплекс из 3-х заданий, требующих анализа исторического документа (развернутые ответы в виде нескольких предложений, тезисов); каждое задание оценивается 2 баллами. Задание С1 предполагает атрибу- цию документа (определение его принадлежности, событий, явлений, личностей, о которых в нем говорится). Задание С2 – разъяснение сущно- сти характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории России). Задание С3 – выявление и анализ позиции автора, исторических личностей, рассмотре- ние версий и интерпретаций событий. С4–С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение методами истори- ческого познания. Задание С4 предполагает представление общей характеристики исторического события, явления, процесса, систематиза- цию фактического материала; С5 – анализ исторических версий и оценок событий, явлений, процессов; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – сравнение исторических событий, явлений, процессов. Задания С4, С6, С7 оцениваются от 0 до 4 баллов (задание С7 представлено двумя частями: С7.1 – определение общих характеристик, С7.2 – установление различий. Каждая из частей оценивается в 2 балла, что в сумме составляет 4 балла), задание С5 оценивается от 0 до 3 баллов. Таблица. Распределение заданий экзаменационной работы по умениям и видам познавательной деятельности Код Виды умений и познавательной деятельности Число заданий Максимальный первичный балл % максим. Первичного балла за выполнение заданий по деятельности от максим. Первичного балла за всю работу (=67) Части 1 (А) и 2 (В) 1.0 Знание дат и периодизации отечественной истории 2.0 Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса 3.0 Знание исторических понятий, терминов 4.0 Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов 5.1 Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов 5.2 Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов 5.3 Группировка исторической информации 5.4 Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса 6.1 Умение извлекать информацию из источника. Часть 3 (С)* Комплекс знаний и умений к заданиям на анализ исторического источника. Приложение Обобщенный план экзаменационной работы 2010 года по истории России Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с вы- бором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 60%–90%), П – повышенный (40%–60%), В – высокий (менее 40%). Часть 1 1 А1 VIII – нач. XVII вв., XVII – XVIII вв. Знание дат и периодизации 1.1 Б 1 2 А2 VIII – нач. XVII вв. Знание основных фактов 1.2 Б 1 3 А3 VIII – нач. XVII вв. Знание понятий 1.3 Б 1 4 А4 VIII – нач. XVII вв. Знание и понимание исторической обусловленности 1.4 Б 1 5 А5 XVII–XVIII вв. Знание основных фактов 1.2 Б 1 6 А6 XVII–XVIII вв. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов; выявление существенных черт 2.2 Б 1 7 А7 XVII–XVIII вв. Знание и понимание исторической обусловленности 1.4 Б 1 8 А8 XVII–XVIII вв. Умение извлекать информацию из источника 2.8 Б 1 9 А9 XIX в. Знание дат 1.1 Б 1 10 А10 XIX в. Знание основных фактов 1.2 Б 1 11 А11 XIX в. Знание понятий 1.3 Б 1 12 А12 XIX в. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов; выявление существенных черт 2.2 Б 1 13 А13 XIX в. Знание и понимание исторической обусловленности 1.4 Б 1 14 А14 XIX в. Умение извлекать информацию из источника 2.8 Б 1 15 А15 1900–1940 гг. Знание дат и периодизации 1.1 Б 1 16 А16 1900–1940 гг. Знание понятий 1.3 17 А17 1900–1940 гг. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов; выявление существенных черт 2.2 Б 1 18 А18 1900–1940 гг. Знание и понимание исторической обусловленности 1.4 Б 1 19 А19 1900–1940 гг. Умение извлекать информацию из источника 2.8 Б 1 20 А20 1941–1945 гг. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений 2.2 Б 1 21 А21 1941–1945 гг. Умение извлекать информацию из источника 2.8 Б 1 22 А22 1945–1991 гг. Знание дат и периодизации 1.1 Б 1 23 А23 1945–1991 гг. Знание основных фактов 1.2 Б 1 24 А24 1945–1991 гг. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов; выявление существенных черт 2.2 Б 1 25 А25 1945–1991 гг. Знание и понимание исторической обусловленности 1.4 Б 1 26 А26 1945–2009 гг. Умение извлекать информацию из источника 2.8 Б 1 27 А27 1992–2009 гг. Знание дат, фактов, понятий, понимание исторической обусловленности, соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов 1.1 – 1.4, 2.2 Б 1 Часть 2 28 В1 VIII – нач. XVII вв., XVII–XVIII вв. Умение определять последовательность событий 2.1 П 1 29 В2 VIII – нач. XVII вв., XVII–XVIII вв. Группировка исторических явлений и событий 2.3 П 1 30 В3 VIII – нач. XVII вв., XVII–XVIII вв. Систематизация исторической информации 2.4 П 2 31 В4 VIII – нач. XVII вв., XVII–XVIII вв. Умение извлекать информацию из источника 2.8 П 1 32 В5 XIX в. Умение определять последовательность событий 2.1 П 1 33 В6 XIX в. Группировка исторических явлений и событий 2.3 П 1 34 В7 XIX в. Систематизация исторической информации 2.4 П 2 35 В8 XIX в. Умение извлекать информацию из источника 2.8 П 1 36 В9 1900–1945 гг. Группировка исторических явлений и событий 2.3 П 1 37 В10 1900–1945 гг. Систематизация исторической информации 2.4 П 2 38 В11 1900–1945 гг. Умение извлекать информацию из источника 2.8 П 1 39 В12 1945–2009 гг. Группировка исторических явлений и событий 2.3 П 1 40 В13 1945–2009 гг. Систематизация исторической информации 2.4 П 2 41 В14 1945–2009 гг. Умение извлекать информацию из источника 2.8 П 1 42 В15 1945–2009 гг. Умение определять последовательность событий 2.1 П 1 Часть 3 43 С1 VIII–XXI вв. Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника 2.9 В 2 44 С2 VIII–XXI вв. Выявление сущности описан- ной в источнике проблемы в историческом контексте 2.11 В 2 45 С3 VIII–XXI вв. Анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий 2.10 В 2 46 С4 VIII–XXI вв. Комплекс знаний и умений к заданию на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала 2.4 В 4 47 С5 VIII–XXI вв. Комплекс знаний и умений к заданию на анализ исторических версий и оценок 2.7 В 3 48 С6 VIII–XXI вв. Комплекс знаний и умений к заданию на анализ исторической ситуации 2.6 В 4 49 С7 VIII–XXI вв. Комплекс знаний и умений к заданию на сравнение 2.5 В 4 Всего заданий – 49, из них по типу заданий: А – 27, В – 15, С – 7; По уровню сложности: Б – 27, П – 15, В – 7. Максимальный первичный балл за работу – 67. Общее время выполнения работы – 210 мин. |
![]() | Рекомендации по подготовке к егэ по истории Подготовила учитель истории Бондарева Т. М Следуя требованиям стандарта, ким егэ по истории проверяют уровень их выполнения на основе включения в каждую из трех частей экзаменационной... | ![]() | Анализ результатов егэ по биологии в 2009 год Тема: Анализ результатов егэ по биологии в 2009 году. Методические рекомендации по подготовке выпускников к выполнению заданий егэ... |
![]() | Анализ результатов егэ 2011 по истории и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену 2012 год Сош №5) абитуриент, выпускников вечерней школы не было. Порог успешности – 30 баллов. Количество сдававших, но не преодолевших порог... | ![]() | Анализ результатов егэ 2011 по английскому языку и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену 2012 год Методический анализ результатов егэ – 2011 по английскому языку и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену... |
![]() | В формате егэ, гиа Совещание учителей: Анализ результатов егэ в 2010-11 уч году. Планирование работы с учащимися, родителями по подготовке к егэ в 2011-12... | ![]() | Анализ результатов егэ по истории в 2011 год Тверь), остальные 21,4% (6 человек) районы области (г. Торжок, Кашинский, Кесовогорский, Селижаровский, Нелидовский районы). Все... |
![]() | Анализ результатов единого государственного экзамена в московской области по химии в 2010г. I. Основные результаты егэ по химии в 2010 год Основные результаты егэ по химии в 2010 года и методические рекомендации учителям химии по подготовке выпускников общеобразовательных... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке к егэ по истории и обществознанию в 2011 2012 уч году ... |
![]() | Методические рекомендации по подготовке к егэ по истории и обществознанию в 2011 2012 уч году ... | ![]() | Анализ результатов егэ 2011 по литературе и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену 2012 год В егэ – 2011 по литературе приняли участие 6 человек из 3 школ района, из них не было выпускников вечерней школы и абитуриентов.... |