Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»




Скачать 469.84 Kb.
НазваниеПримерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»
страница1/3
Дата29.11.2012
Размер469.84 Kb.
ТипПримерная программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОСИИ


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта


Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»

учебно-методической комиссией УМО

Квалификация выпускника - «специалист»

Специальное звание Врач


1.Цели и задачи дисциплины:

Цель преподавания гистологии, цитологии, эмбриологии – гистологии полости рта: формирование у студентов фундаментального знания, системных естественнонаучных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, обеспечивающих базис для изучения общепрофессиональных дисциплин и приобретения профессиональных компетенций, способствующих формированию специалиста.

Задачей преподавания гистологии, цитологии, эмбриологии – гистологии полости рта является освоение студентами гистофункциональных характеристик основных систем организма, закономерностей их эмбрионального развития, а также функциональных, возрастных и защитно-приспособительных изменений органов и их структурных элементов; и практических умений микроскопирования гистологических препаратов с использованием светового микроскопа и идентификацией органов, их тканей, клеток и неклеточных структур на микроскопическом уровне;


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта» относится к базовой части ФГОС циклу математических, естественно-научных, медико-биологических и стоматологических дисциплин Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Стоматология».

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле математических, естественно-научных и медико-биологических дисциплин: биология, экология, физика, математика, общая химия, органическая химия, анатомия человека, топографическая анатомия.

Изучение дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» предшествует дисциплинам: биологической химии, нормальной физиологии, патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии, стоматологическим дисциплинам; дисциплинам профессионального цикла

3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- способность и готовность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК - 1);

- способен и готов к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК- 3);

- способен и готов проводить патофизиологических анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

- анатомо-гистологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма человека;

- общие закономерности, присущие клеточному уровню организации живой материи и конкретные особенности клеток различных тканей,

- общие закономерности организации живой материи, присущие тканевому уровню организации,

- принципы развития живой материи, гистогенеза и органогенеза, особенности развития зародыша у человека,

- тонкое (микроскопическое) строение структур тела человека для последующего изучения сущности их изменений при заболеваниях и лечении,

- особенности влияния различных факторов внешней среды на состояние тканей организма человека, значение их для профилактики заболеваний.

- правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

- основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм;

- химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

- общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;

- функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой;

- структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса.

Уметь:

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

- работать с микроскопической техникой (световыми микроскопами, оптическими и простыми лупами), гистологическими препаратами, муляжами, компьютерами;

- давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у человека;

- осуществлять подсчет лейкоцитарной формулы в мазке крови человека;

- производить зарисовку гистологических и эмбриологических препаратов, создавать электронные базы изображений с гистологических препаратов, обозначать структуры;

- объяснить характер отклонений в строении органов человека при действии на организм факторов окружающей среды;

Владеть:

-медицинским и стоматологическим инструментом;

основами назначения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных стоматологических заболеваний и патологических процессов.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __6__ зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

120

60

60

Лекции (Л)

36

18

18

Практические занятия (ПЗ)

84

42

42

Семинары (С)

-

-

-

Лабораторный практикум (ЛР)

-

-

-

Самостоятельная работа студента (СРС) (всего),в том числе:

60

30

30

Реферат (Реф)

12

6

6

Работа с учебной литературой

12

6

6

Подготовка к занятиям (ПЗ)

12

6

6

Подготовка к текущему контролю

12

6

6

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

12

6

6

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

зачет (З)










экзамен (Э)

36




36

Общая трудоемкость

час.

216

90

126

зач.ед.

6

2,5

3,5

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Общая гистология и цитология

1.История развития гистологии, цитологии и эмбриологии

Назначение, содержание, место гистологии, цитологии и эмбриологии в системе подготовки врача. Возникновение и развитие гистологии, цитологии и эмбриологии как самостоя­тельных наук. Роль отечественных ученых в cоздании самостоятельных кафедр гистологии в России в XIX в. Развитие гистологии, цитологии и эмбриологии в XX в. Современный этап в развитии гистологии, цитологии и эмбриологии.

2.Гистологическая техника.

Методы изготовления препаратов для световой микроскопии. Сущ­ность и методы фиксации микрообъектов. Способы уплотнения (залив­ки). Микротомия с использованием салазочных, ротационных микрото­мов. Метод замораживания. Сущность и методы окраски микро­препаратов и их заключения в бальзам, смолы, желатин. Виды микро­препаратов - срезы, мазки, отпечатки, пленки. Техника микроскопирования в световых микроскопах. Особенности микроскопии в ультрафиолетовых лучах, люминесцентная микроскопия, фазовоконтрастная микроскопия, интерференционная микроскопия, лазерная конфокальная микроскопия. Электронная микроскопия (трансмиссионная и сканирующая), методы из­готовления микрообъектов для электронной микроскопии. Специальные методы изучения микрообъектов — гистохимия (в том числе электронная гистохимия), радиоавтография, иммуногистохимия, фракционирование клеточного содержимого с помощью ультрацентрифугирования. Методы исследования живых клеток — культуры тканей вне- и внутри организма, клонирование, образование гетерокарионов и гиб­ридов клеток, прижизненная окраска.

Количественные методы исследования: цитофотометрия, электронная микрофотометрия, спектрофлуорометрия, денситометрия.

Методы исследования в эмбриологии — особенности фиксации и приготовления тотальных препаратов и срезов органов эмбриона. Се­рийные срезы и пластическая реконструкция эмбриологических объек­тов. Методы определения возраста эмбриона человека.

3. Цитология (клеточная биология).

Предмет и задачи цитологии, ее значение в системе биологических и медицинских наук. Основные положения клеточной теории на совре­менном этапе развития науки. Понятие о клетке, как основной единице живого. Неклеточные структуры. Общий план строения клеток эукариот: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Взаимосвязь формы и размеров клеток с их функциональной специ­ализацией.Биологическая мембрана как основа строения клетки. Строение, основные свойства и функции. Понятие о компартментализации клет­ки и ее функциональное значение.Клеточная оболочка. Внешняя клеточная (плазматическая) мемб­рана. Структурно-химические особенности. Характеристика надмембранного слоя (гликокаликса) и подмембранного (кортикального) слоя. Мор­фологическая характеристика и механизмы барьерной, рецепторной и транспортной функций. Взаимосвязь плазматической мембраны над- и подмембранного слоев клеточной оболочки в процессе функциони­рования. Структурные и химические механизмы взаимодействия клеток.Специализированные структуры клеточной оболочки: микро­ворсинки, реснички, базальные инвагинации. Их строение и функции. Общая характеристика межклеточных взаимодействий. Классификация. Межклеточ­ные соединения (контакты): простые контакты, соедине­ния типа замка, плотные соединения, десмосомы, щелевидные контакты (нексусы), синаптические соединения (синапсы).

Цитоплазма.Гиалоплазма. Физико-химические свойства, химический состав. Участие в клеточном метаболизме.Органеллы Определение, классификации. Органеллы общего и специального значения. Мембранные и немембранные органеллы. Органеллы общего значения. Мембранные:эндоплазматическая сеть. Строение и функции гранулярной и гладкой эндоплазматической сети. Особенности строения в зависимо­сти от специфики метаболических процессов в клетке.Пластинчатый комплекс (Комплекс Гольджи). Строение и функции. Его роль в выполнении железистыми клетками секреторной функции, в химической модификации поступающих белков. Значение во взаимо­действии мембранных структур. Лизосомы. Строение, химический состав, функции. Понятие о лизосомах, протеосомах, эндосомах, об аутофагосомах и гетерофагосома Пероксисомы. Строение, химический состав, функции. Митохондрии. Строение, функции. Представление об автономной системе синтеза белка. Особенности митохондриального аппарата в клет­ках с различным уровнем биоэнергетических процессов.

Немембранные:рибосомы. Строение, химический состав, функции. Понятие о по­лисомах. Роль свободных и связанных с мембранами эвдоплазматической сети рибосом в биосинтезе клеточных белков. Центриоли. Строение и функции в неделящемся ядре и при митозе. Фибриллярные структуры цитоплазмы. Цитоскелет. Основные компоненты цитоскелета: микротрубочки, микрофиламенты, тонофиламенты (промежуточные филаменты). Их строение, хи­мический состав.

Органеллы специального значения: Миофибриллы, микроворсинки, реснички, жгутики. Строение и функциональное значение в клетках, вы­полняющих специальные функции.

Включения.Определение. Классификация. Значение в жизнедеятельности клеток и организма. Строение и химический состав различных видов включений.

Общий план строения интерфазного ядра: хроматин, ядрышко, ядерная оболочка, кариоплазма (нуклеоплазма).Кариоплазма (нуклеоплазма). Физико-химические свойства, хими­ческий состав. Значение в жизнедеятельности ядра.

Хроматин. Строение и химический состав. Структурно-химическая характеристика хроматиновых фибрилл, перихроматиновых фибрилл, перихроматиновых и интерхроматиновых гранул. Роль основных и кислых белков в структуризации и в регуляции метаболической активности хро­матина. Понятие о нуклеосомах; механизм компактизации хроматиновых фибрилл. Понятие о деконденсированном и конденсированном хроматине (эухроматине, гетерохроматине, хромосомах), степень их участия в синтетических процессах. Строение хромосомы. Половой хроматин. Ядрышко. Ядрышко как производное хромосом. Понятие о ядрышковом организаторе. Количество и размер ядрышек. Химический состав, строение, функция. Характеристика фибриллярных и гранулярных ком­понентов, их взаимосвязь с интенсивностью синтеза РНК. Структурно-функциональная лабильность ядрышкового аппарата.

Ядерная оболочка. Строение и функции. Структурно-функциональ­ная характеристика наружной и внутренней мембран, перинуклеарного пространства, комплекса поры. Взаимосвязь количества ядерных пор и интенсивности метаболической активности клеток. Связь ядерной обо­лочки с эндоплазматической сетью; роль наружной мембраны в процессе новообразования клеточных мембран,

Основные проявления жизнедеятельности клеток.Синтетические процессы в клетке. Взаимосвязь ком­понентов клетки в процессах анаболизма и катаболизма. Понятие о секреторном цикле; механизмы поглощения и выделения про­дуктов в клетке.

Внутриклеточная регенерация. Общая характеристика и биологическое значение.

Информационные межклеточные взаимодействия. Гуморальные, синаптические, взаимодействия через внеклеточный матрикс и щелевые контакты.

Реакция клеток на внешние воздействия. Структурные и функ­циональные изменения клеток и отдельных клеточных компонентов в процессах реактивности и адаптации. Физиологическая и репаративная регенерация: сущность и механизмы.

Воспроизведение клеток/ Клеточный цикл. Определение понятия; этапы клеточного цикла для клеток, сохранивших способность к делению, и клеток, утративших способность к делению.Митотический цикл. Определение понятия. Фазы цикла (интерфаза, митоз). Биологическое значение митоза и его механизм. Преобразование структурных компонентов клетки на различных этапах митоза. Роль клеточного центра в митотическом де­лении клеток. Морфология митотических хромосом.

Эндомитоз. Определение понятия. Основные формы, биоло­гическое значение. Понятие о плоидности клеток. Полиплоидия; меха­низмы образования полиплоидных клеток (одноядерных, многоядерных), функциональное значение этого явления.

Мейоз. Его механизм и биологическое значение.

Морфо-функциональная характеристика процессов роста и дифференцировки, периода активного функционирования, старения и гибели клеток.

Гибель клеток. Дегенерация, некроз. Определение понятия и его биологическое значение. Апоптоз (программированная гибель клеток). Определение понятия и его биологическое значение.

  1   2   3

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconУчебно-методический комплекс «Гистология, цитология и эмбриология. Гистология и эмбриология ротовой полости»
Автор учебно-методический комплекса "Гистология, цитология и эмбриология. Гистология и эмбриология ротовой полости" Пшенникова Е....
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconПримерная программа наименование дисциплины гистология, эмбриология, цитология рекомендуется по специальности 060103 «Педиатрия»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconПримерная программа наименование дисциплины биологическая химия биохимия полости рта рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconГистология, эмбриология, цитология гистология полости рта
Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного...
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconПримерная программа наименование дисциплины гистология, мбриология, цитология рекомендуется по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconПримерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология»
Председатель Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области зоотехнии и ветеринарии, ректор фгоу впо мгавмиБ,...
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconПримерная программа наименование дисциплины «цитология, гистология и эмбриология»
Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические...
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconПримерная программа наименование дисциплины физика, математика рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconПримерная программа наименование дисциплины медицинская информатика рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Примерная программа наименование дисциплины Гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология» iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»
Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов росии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница