Конспект урока по биологии с использованием икт




Скачать 72.44 Kb.
НазваниеКонспект урока по биологии с использованием икт
Дата29.11.2012
Размер72.44 Kb.
ТипУрок
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Автор: Биканова Наталья Викторовна, учитель биологии МОУ №5, г. Дубна, 2006 год.

Автор награждён дипломом «За лучший урок с применением информационных технологий» в Московском областном конкурсе «Компьютер и школа - 2006»

Тема урока: «Позвоночные. Класс рыбы».

Тип урока: формирование и закрепление новых знаний.

Цели:

  • раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде;

  • формировать знания о классификации рыб;

  • развивать умение наблюдать за животными при просмотре видео - фрагмента;

  • развивать навыки работы на компьютере.

Форма урока: урок-практикум

Методы обучения:

По источнику передачи и восприятия учебной информации:

  • словесные (рассказ, беседа, лекция);

  • наглядные (иллюстрация, демонстрация);

  • практические (опыты, упражнения).

По степени управления учебной работой:

  • учебная работа под руководством учителя;

  • самостоятельная работа учеников; работа с учебником;

  • лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • парная

Оборудование:


    • интерактивный лабораторный практикум,

    • влажный препарат рыбы (раздаточный материал)

    • скелет рыбы (раздаточный материал)

    • трафарет «Внешнее строение рыбы»



    компьютер,

  • экран, мультимедийная установка,

  • презентация «Power Point»,

Планируемые результаты:

учащиеся должны знать:

      • признаки позвоночных животных;

      • особенности внешнего и внутреннего строения рыб;

      • особенности строения хрящевых и костных рыб.

учащиеся должны уметь:

  • различать хрящевых и костных рыб по внешним признакам;

  • определить хозяйственное значение рыб и их роль в природе.

Этапы урока:

    1. Запись домашнего задания.

    2. Проверка знаний.

    3. Изучение новой темы.

    4. Закрепление изученного (лабораторный практикум).

    5. Работа с учебником (выяснение значения рыб для человека).

    6. Подведение итогов урока.




  1. Задание на дом: § 21.

  2. Проверка знаний по теме «Тип хордовые. Подтип бесчерепные. Класс Ланцетники».

Фронтальный опрос.

- Каких животных относят к типу хордовые?

- Почему ланцетник носит такое название?

- Как ланцетники приспособлены к жизни на морском дне?

- Какие признаки ланцетника являются общими с беспозвоночными животными?

- Какие особенности строения характерны для миног?

- Как миксины приспособлены к выживанию?

3. Изучение нового материала. (беседа с использованием презентации и мультимедиа)

(слайд) Рыбы- позвоночные животные, живущие только в воде.(запись определения в тетради) Появились более 400 млн лет назад в пресных водоемах, а затем освоили и морскую воду.

(слайд) Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, различающихся по форме тела, размерам, массе. Большинство из них имеют хрящевой или костный скелет, хорошо развитый головной мозг, плавательный пузырь, жабры, косную чешую, парные грудные и брюшные плавники.

(слайд) Рыбы делятся на 2 класса (запись схемы в тетрадь)

Хрящевые (акулы, скаты, химеры) – большинство обитатели морских водоемов, сохранили в строении ряд примитивных признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы.

Костные (сельдь, карась, щука, сом, судак, треска) – самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях, океанах, в реках, озерах, в постоянных и временных водоемах. Составляют 96% от всех современных рыб на Земле.

(слайд) Форма тела разнообразна – вытянутая, кругообразная, торпедообразная, сплюснутая, листовидная, змееобразная.

(слайд) Тело большинства рыб вытянутой формы, различают голову, туловище, хвост, плавники, покрыто чешуей. Чешуи могут быть величиной с ладонь или микроскопическими, располагаются на теле черепицеобразно. Её функция: предохраняет тело рыбы от механических повреждений.

(слайд) Особенности внутреннего строения (работа с раздаточным материалом)

Рыбы имеют внутренний скелет, состоящий из черепа, позво­ночника, скелета плавников. Строение черепа: костная черепная коробка, челюсти, жаберные дуги и жаберные крышки. Позвоноч­ник состоит из туловищных и хвостовых позвонков. Скелет плав­ников состоит из мелких косточек и костных лучей. Скелет парных плавников прикрепляется к костям поясов. Непарные плавники со­стоят из костных лучей.

(слайд) Пищеварительная система рыб: рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), анальное отверстие.

Плавательный пузырь хоть и не имеет отношения к перевари­ванию пищи, но является выростом кишечного канала. Форма пузыря раз­лична у разных рыб. Газ, которым наполнен пузырь, выделяется из состава крови через стенки мягких капилляров, ветвящихся в стен­ках пузыря.

Кровеносная система. Сердце двухкамерное. От желудочка брюшная аорта направляется вперед и разветвляется к жабрам, где сосуды дробятся до капилляров. Жаберные листочки оплетены ка­пиллярами. Через стенки жаберных листочков происходит газооб­мен. Кровь, насыщенная кислородом, собирается в крупный сосуд - спинную аорту. Она проходит под позвоночником и по пути дает ответвления во все части тела, снабжая их артериальной кровью. После газообмена в тканях венозная кровь попадает в предсердие, а затем, после сокращения стенок предсердия, - в желудочек. Кровь течет в одном направлении, так как в сердце есть клапаны, которые не позволяют крови двигаться в обратном направлении.

Выделительная система. Под позвоночником проходят две красно-бурые ленты - это почки. От почек идут протоки - моче­точники, впадающие в мочевой пузырь. Выводное отверстие нахо­дится позади анального.

Заднюю часть тела у рыбы занимают органы размножения. В яичниках самки развиваются икринки, в семенниках (молоках) самца - сперматозоиды.

Нервная система и органы чувств. На дне черепной коробки помещается мозг. Задний отдел, переходящий в спинной мозг, - продолговатый. Над ним находится мозжечок, затем идет средний мозг - самый крупный отдел мозга у рыб; передний мозг состоит из двух маленьких полушарий, а спереди от полушарий отходят две обонятельные доли.

У рыб имеется так называемая боковая линия — особый орган чувств, которого нет у других животных. Он представляет собой продольную полоску по бокам тела с каждой стороны. Чешуи, рас­положенные здесь, пронизаны отверстиями, которые ведут вглубь кожи. С помощью боковой линии рыба чувствует давление воды, направление течения, может плавать ночью и в мутной воде.

Внутреннее ухо у рыбы помещается в черепе по бокам головно­го мозга. Звук передается такому внутреннему уху через кости че­репа. Возможность передачи звука подобным образом можно дока­зать на опыте. Для этого необходимо плотно заткнуть ушные от­верстия, а затем приблизить к самому лицу механические часы. Бу­дет слышен звук тикающих часов. Затем часы приложить к зубам - тиканье часов будет слышно яснее.

Органы зрения – глаза, располагаются по бокам головы, приспособлены к четкому видению предметов на близком расстоянии.

Органы обоняния – 2 обонятельные ямки, расположенные на кончике морды, рыбы воспринимают в воде различные запахи.

Органы вкуса располагаются в ротовой полости, в коже и даже в хвосте. Рыбы различают горькое, соленое, сладкое, кислое. Некоторые рыбы, например, сомы и налимы различают вкус пищи, не дотрагиваясь до неё, т.к. сначала «ощупывают» её предротовыми усиками.

4.Закрепление изученного материала. Проведение лабораторной работы с использованием компьютера и диска «Лабораторный практикум по зоологии. 7 класс» (парная работа учащихся при наличии 12 компьютеров в классе)

  • запись названия работы, цели, оборудования;










  • просмотр учащимися видео – фрагмента, ответы на вопросы устно













  • работа с трафаретом: зарисовка и подпись внешнего строение рыбы










  • Проверка знаний о внешнем строении, тестирование (проверку учителю можно осуществить, взглянув запись на мониторе)










  • работа учащихся с видео – фрагментом, заполнение интерактивного блокнота
















  • проверка задания осуществляется на мониторе учителем или самопроверка








  • знакомство с чешуей рыб










  • формулирование вывода лабораторной работы, запись в тетрадь










5. Работа с учебником (прочитать статью учебника «Хозяйственное значение рыб» стр.101-102, составить схему в тетради).




ЗНАЧЕНИЕ РЫБ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА





6. Подведение итогов урока (краткий обзор изученного материала, выставление оценок за работу на уроке в журнал, в дневник).


Используемые источники:


  1. «Биология. Животные. 7 класс» Латюшин В.В., Шапкин В.А. Москва, Дрофа 2002.

  2. «Биология. 7 класс поурочные планы. Для преподавателей» Галушкова Н.И., Волгоград «Учитель» 2005.

  3. «Атлас – определитель рыб. Книга для учащихся» Мягков Н.А. Москва, «Просвещение» 1994

  4. «Лабораторный практикум по зоологии. 7 класс» программный продукт, Дубна 2006


Примечание: Биканова Н. В., учитель биологии МОУ №5 г. Дубны, является членом авторского коллектива, разработавшего программный продукт «Лабораторный практикум по зоологии. 7 класс».






Презентация «Позвоночные. Класс рыбы»



Слайд 1



Слайд 2



Слайд 3



Слайд 4



Слайд 5



Слайд 6



Слайд 7



Слайд 8


Похожие:

Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект урока с использованием информационно- коммуникационных технологий (икт)
Методика данного урока позволила проявить всем учащимся класса в течение всего урока познавательную активность и интерес. Использование...
Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке»
Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов
Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)

Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект открытого урока биологии с использованием
...
Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект урока химии с использованием икт в 10 классе по теме: «Белки»
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых...
Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект урока с использованием икт
Место проведения: моу «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Е егорова»
Конспект урока по биологии с использованием икт iconТема «Развитие жизни на Земле»
План – конспект урока биологии в 9 классе с использованием мультимедийной презентации
Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)
Чтобы обеспечить учащимся поиск нужной информации, в большей части собранного материала есть закладки
Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект урока с использованием информационно коммуникативных технологий (икт)
В ходе урока достигнуты: обучающая цель – сформированы понятия: «полис», «демос», «аристократия», «долговое рабство»; развивающая...
Конспект урока по биологии с использованием икт iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий икт
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница