Сценарий урока с использованием компьютера




НазваниеСценарий урока с использованием компьютера
Дата29.11.2012
Размер84.8 Kb.
ТипЗанятие

Сценарий урока с использованием компьютера.

Преподаватель – Вакина Татьяна Анатольевна Предмет – Биология Тема - «Зрительные восприятия» Продолжительность занятия – 45 минут Класс – девятый (восьмой) Образовательное учреждение – Томская область, г. Стрежевой, Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1. Авторский медиапродукт – презентация 25 слайдов.

Требования к результатам изучения темы: «Зрительные восприятия» Учащиеся должны знать: – части зрительного анализатора,
– роль анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды; взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека,
опре-делять ведущую роль высшей нервной деятельность при восприятии образов

Учащиеся должны уметь: – характеризовать свойства рецепторов воспринимать определенные раздражения, роль частей анализаторов в различении раздражений.

Место урока в теме: Урок 1 Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Урок 2. Зрительное восприятие. Урок 3. Анализаторы слуха и равновесия. Урок 4. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Урок 5. Чувствительность анализаторов. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.


Зрительные восприятия. Задачи: закрепить знания учащихся о строении и функциях глаза и его частей; сформировать знания об особенностях восприятия окружающего мира, о месте воображения в зрительном восприятии. Оборудование: таблица «Рефлекторная дуга», схема анализатора, модель глаза, оборудование для слайдовой презентации – экран, проектор, ноутбук, презентация.

План урока:

Части- блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

Организационный момент: включает приветствие, объявление темы урока, задач, основных правил техники безопасности, постановку учебной задачи.

5 минут

Проверка знаний учащихся об анализаторах. (Фронтальная беседа по вопросам учителя). «Проверьте свои знания» – письменная или устная работа; сравнение анализатора с рефлекторной дугой по таблицам.

7 - 10 минут

Изучение нового материала (с использованием слайдовой презентации) «Не верь глазам своим» (лекция - презентация), лекцию проводят ученики, которые готовили разные блоки (предварительно проводилась работа по поиску материала в дополнительной литературе, Интернете)

20 минут

Вывод. Рефлексия.

5 минут

Задание на дом

5 минут


Ход урока I. Проверка знаний учащихся об анализаторах. (Фронтальная беседа по вопросам учителя). «Проверьте свои знания» – письменная или устная работа; сравнение анализатора с рефлекторной дугой по таблицам. II. Изучение нового материала (с использованием слайдовой презентации) «Не верь глазам своим» (лекция - презентация) лекцию проводят ученики, которые готовили разные блоки. Предварительно проводилась работа по поиску материала в дополнительной литературе, Интернете. III. Закрепление знаний IV. Задание на дом: изучить текст учебника. Пар. 58. Ответьте на вопросы: «Почему нельзя пользоваться чужими очками?», «Как удалить соринку из глаза?», «Что нужно делать при попадании в глаза кислот и щелочей?». Заполните таблицу:


Виды нарушений зрения

Близорукость

Дальнозоркость

Когда возникает (от рождения или в течение жизни)?







Почему возникает (изменение формы глазного яблока или хрусталик)?







Где возникает изображение (за или перед сетчаткой)?







Как исправить нарушение?










ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

к уроку №2

Тема урока представлена на слайде 1. Задачи, которые стоят перед учениками представлены на слайде 2. Учитель.

СЛАЙД 3 Глаз способен различать 130 – 250 чистых цветовых тонов и 5 – 10 миллионов оттенков

Чувствительность глаза на столько велика, что при идеальных условиях он может с вершины горы заметить свет горящей спички на расстоянии 80 км.

После минутного пребывания в темноте чувствительность человеческого глаза к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин – в 6 раз, через 40 мин полной темноты достигает предела и увеличивается в 25 тысяч раз.

Наиболее благоприятное влияние на человека оказывают жёлтый и зелёный цвета.


Взгляните в окно. Сделайте движение головой, и вам покажется, что предметы, видимые сквозь стекло, меняются, приходят в движение.

СЛАЙД 4 . Это оптическая иллюзия, или обман глаз (illusio – обман). Оконное стекло обычно не бывает ровным, из-за чего свет на разных участках преломляется по-разному. Это и является причиной иллюзии. Иллюзий, вызванных физическими явлениями достаточно много, и о них полезно знать. Например, аквариумисты, предпочитают аквариум с плоскими стенками, а не круглыми. Мы сегодня рассмотрим некоторые иллюзии.

Иллюзии восприятия размера


СЛАЙДЫ 5 – 7.

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.



Любопытно отметить, что, зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Иллюзия Эббингауза (1902).
Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами
или же тот, который окружен большими?



Вертикально-горизонтальная иллюзия (Wundt, 1858)

Вертикальная линия воспринимается как более длинная.
Если же смотреть на рисунок одним глазом, то эффект несколько уменьшается.




А теперь определите, какая из женщин толще. На самом деле они совершенно одинаковы, изменяют их вертикальные и горизонтальные линии. Используется эта иллюзия при покрое одежды.

Иллюзия перспективы.

СЛАЙДЫ 8 – 9.

Большое количество обманов связано с иллюзиями перспективы. Чем дальше находится какой-либо объект, тем меньше его изображение на сетчатке, а потому дальние предметы кажутся более мелкими. Впервые иллюзию перспективы в живописи стали использовать художники Возрождения. Они не только изображали далёкие предметы уменьшенными, но и показывали дымку, которая всегда окутывает объекты, находящиеся у горизонта. Иллюзию перспективы можно наблюдать на изображениях.



Последняя из одинаковых фигур кажется крупнее.

Иллюзии восприятия глубины


СЛАЙДЫ 10 – 12.

Лестница Шредера (1858)



Это лестница, ниша или просто серая полоска бумаги, сложенная гармошкой?

Как расположен журнал? Обложкой к вам или наоборот?

Странные рабочие. Иллюзия Ника Вилльямса (Nik Williams, 1996)

Это просто маска египетской мумии (2-2,5 тыс лет до н.э.)


Это та же маска, но изнутри


Обратите внимание насколько трудно воспринимать это изображение как вогнутое.
Мозг бессознательно видит это лицо как нормальное.


СЛАЙДЫ 13 – 17.

Двойственные изображения или иллюзии установки.

Особенно интересны иллюзии установки. Благодаря сформировавшейся доминанте, мы видим то, что привыкли видеть. Но, присмотревшись, или получив установку, мы можем изменять изображение.

Кого здесь вы видите? Молодую девушку или грустную старуху? Любующуюся своим отражением в зеркале женщину или череп?






Сальвадор Дали. "Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера", 1940.

Как видим, художники, в своём творчестве и эту иллюзию используют достаточно широко.

Слово играет в нашем восприятии очень важную роль. Оно помогает увидеть предметы, которые хорошо замаскированы




Найдите 5 лиц Наполеон, его жена и сын

В некоторых случаях предварительная установка помогает нам осмыслить объект и увидеть в нём то, что мы до сих пор не замечали. Если не знать, что изображено на этих рисунках, то увидеть рисунок практически невозможно. Однако, если известно, что нарисовано, то увидеть рисунок очень легко. Посмотрите на эти пятна. А теперь на первом рисунке найдите собаку, а на втором табун лошадей.



Что здесь изображено?

Что это?

Иллюзии движения.


При восприятии движения изображение на сетчатке всё время перемещается. Глаз движется при покое и при движении объекта, как бы ощупывая его. Движение глаза – тонкая установка зрительного прибора для правильного восприятия расстояния, цвета, формы и движения предметов.

Рассмотрим несколько примеров иллюзии движения.

СЛАЙДЫ 19 - 21.

Если смотреть в центр круга и двигать головой вперед-назад, круги начинают движение.
Во втором случае, иллюзия сильнее – она может возникать, даже если головой и не двигать. Возникает иллюзия, что рисунок пульсирует





Эффект последействия.

СЛАЙД 22 - 23

Очень интересны эффекты последействия, которые используют иллюзионисты. В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки.




Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок.
Попробуйте быстро поморгать.


А теперь я предлагаю вам и вашим глазам отдохнуть, несколько секунд посмотрев на весеннюю поляну.

Подведение итогов.

Мы рассмотрели некоторые виды иллюзий. В том, что вы сейчас принимали участие не только ваши глаза, но и ваш мозг. Сильный очаг возбуждения в головном мозге вызывает вокруг себя состояние торможения, что происходит при явлении доминанты. Но бывает и обратное действие, сильный очаг торможения может вызвать процесс возбуждения в других структурах. Законом взаимной индукции можно объяснить, почему при рассмотрении лестницы Шредера и других иллюзий восприятия глубины, иллюзий установки мы видим то одно, то другое изображение, причём восприятие постоянно меняется. Когда одно изображение является объектом, другое воспринимается как фон. Но через некоторое время нервные центры, воспринимающие изображение затормаживаются, и оно само превращается в фон и наоборот. Закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения был открыт И. П. Павловым.


Попробуйте сформулировать вывод.


Вывод: Глаз является лишь оптическим прибором, формирует восприятие изображения мозг.


ЛИТЕРАТУРА:

А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.Биология. Человек. М.: «Вентана-Граф», 1997.

Биология. Человек: Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений/ А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина, А. Д. Ноздрачёв и др.; М.: Дрофа, 2000 г.

Венгер Л.А. О механизме возникновения иллюзий тяжести и величины. // "Вопросы психологии", №1, 1957.

Демидов В. Как мы видим то, что видим. - М.: Знание, 1987.

Грегори Р.Л. Глаз и мозг. - М.: Прогресс, 1970.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. / Под ред. А.Р. Лурия. - М.: Мир, 1974.

Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: МГУ, 1981.

Перельман Я.И. Обманы зрения. М.: Учпедгиз, 1924.

Платонов К.К. Иллюзии. // Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, 1965.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. - М.: Педагогика, 1980.

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. - М.: Мир, 1990.

http://www.psy.msu.ru/illusion/

http://imp-world-r.narod.ru/

Похожие:

Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение: моу «Батуринская сош» Томского района Томской области
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Тема: проверка знаний по разделу физики «Электрические явления» с применением икт
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение: моу «Батуринская сош» Томского района Томской области
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Тема Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «Скоро Масленицы звонкой закипит весёлый пир…»
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Преподаватель: Прудникова Наталья Юрьевна, учитель химии, биологии Образовательное учреждение: моу «Мараксинская оош» Колпашевского...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение- томская область, Кожевниковский район, с. Кожевниково, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кожевниковская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: Учебник для 9 класса /И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В....
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Томская область, Чаинский район, село Леботёр, Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботёрская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Томская область, Чаинский район, село Леботёр, Муниципальное общеобразовательное учреждение Леботёрская...
Сценарий урока с использованием компьютера iconСценарий урока с использованием компьютера
Образовательное учреждение – Муниципальное образовательное учреждение зато северск дополнительного образования детей «Центр «Поиск»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница