ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины Анатомия
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей) 060103 Педиатрия Квалификация (степень) выпускника специалист
Цели и задачи дисциплины: Цель – формирование у студентов знаний по анатомии человека и топографической анатомии, как организма в целом, так и отдельных органов и систем взрослых людей и детей в различные возрастные периоды, на основе современных достижений макро- и микроскопии; умений использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также в будущей профессиональной деятельности врача. Задачи: изучение студентами строения, функций и топографии органов человеческого тела, анатомо-топографические взаимоотношения органов, их рентгенологическое изображение, индивидуальные и возрастные особенности строения организма, включая пренатальный период развития (органогенез), варианты изменчивости отдельных органов и пороки их развития; формирование у студентов знаний о взаимозависимости и единстве структуры и функции как отдельных органов, так и организма в целом, о взаимосвязи организма с изменяющимися условиями окружающей среды, влиянии экологических, генетических факторов, характера труда, профессии, физической культуры и социальных условий на развитие и строение организма; формирование у студентов комплексного подхода при изучении анатомии и топографии органов и их систем; синтетического понимания строения тела человека в целом как взаимосвязи отдельных частей организма; представлений о значении фундаментальных исследований анатомической науки для прикладной и теоретической медицины; формирование у студентов умений ориентироваться в сложном строении тела человека, безошибочно и точно находить и определять места расположения и проекции органов и их частей на поверхности тела, т.е. владению «анатомическим материалом» для понимания патологии, диагностики и лечения; воспитание студентов, руководствуясь традиционными принципами гуманизма и милосердия, уважительного и бережного отношения к изучаемому объекту – органам человеческого тела, к трупу; привитие высоконравственных норм поведения в секционных залах медицинского вуза.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются: в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык; в цикле математических и естественнонаучных дисциплин в том числе: физика, математика; химия; биология; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология. Является предшествующей для изучения дисциплин: нормальная физиология; топографическая анатомия и оперативная хирургия; патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия, дисциплины профессионального цикла.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16); способности и готовности изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31). Знать: методы анатомических исследований и анатомических терминов (русские и латинские); основные этапы развития анатомической науки, ее значение для медицины и биологии; основные направления анатомии человека, традиционные и современные методы анатомических исследований; основы анатомической терминологии в русском и латинском эквивалентах; общие закономерности строения тела человека, структурно-функциональные взаимоотношения частей организма взрослого человека, детей и подростков; значение фундаментальных исследований анатомической науки для практической и теоретической медицины. анатомо-топографические взаимоотношения органов и частей организма у взрослого человека, детей и подростков; основные детали строения и топографии органов, их систем, их основные функции в различные возрастные периоды; возможные варианты строения, основные аномалии и пороки развития органов и их систем; прикладное значение полученных знаний по анатомии взрослого человека, детей и подростков для последующего обучения и в дальнейшем – для профессиональной деятельности.
Уметь: правильно пользоваться анатомическими инструментами (пинцетом, скальпелем и др.); находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения, правильно называть их по-русски и по-латыни; ориентироваться в топографии и деталях строения органов на анатомических препаратах; показывать, правильно называть на русском и латинском языках органы и их части; находить и выделять методом препарирования мышцы и фасции, крупные сосуды, нервы протоки желез, отдельные органы; находить и показывать на рентгеновских снимках органы и основные детали их строения; находить и прощупывать на теле живого человека основные костные и мышечные ориентиры, наносить проекцию основных сосудисто-нервных пучков областей тела человека; правильно называть и демонстрировать движения в суставах тела человека; пользоваться научной литературой; показывать на изображениях, полученных различными методами визуализации (рентгеновские снимки, компьютерные и магнитно-резонансные томограммы и др.) органы, их части и детали строения
Владеть: базовыми технологиями преобразования информации: самостоятельной работой с учебной литературой на бумажных и электронных носителях, Интернет-ресурсах по анатомии человека; медико-анатомическим понятийным аппаратом; простейшими медицинскими инструментами – скальпелем и пинцетом.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | I | II | 1 | 2 | 3 | 4 | Аудиторные занятия | 240 | 120 | 120 | В том числе: |
|
|
| Лекции (Л) |
|
|
| Практические занятия (ПЗ) |
|
|
| Семинары (С) |
|
|
| Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | Самостоятельная работа (СРС) | 120 | 60 | 60 | В том числе: |
|
|
| Курсовой проект (работа) |
|
|
| Расчетно-графические работы |
|
|
| Реферат |
|
|
| Другие виды самостоятельной работы |
|
|
| Вид промежуточной аттестации | экзамен |
| экзамен | Общая трудоемкость | 360 | 180 | 180 | 10 |
|
|
5. Содержание дисциплины: 5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | 1 | 2 | 3 | 1. | Введение | Содержание предмета. История анатомии. История отечественной анатомии. Развитие человека. Общая структура развития тела человека. Понятие об органах и системах органов. Положение человека в природе. Анатомическая терминология. | 2. | Опорно-двигательный аппарат | Остеология: кости осевого скелета, скелет конечностей. . Особенности костей верхней конечности у детей и подростков Артрология: соединение костей туловища и черепа, соединения конечностей. Особенности костей туловища у детей и подростков. Миология: мышцы и фасции туловища, груди, живота, шеи, головы, конечностей. Особенности строения мышц у детей и подростков. | 3. | Спланхнология | Пищеварительная система. Дыхательная система. Мочевая система. Половые системы. Особенности строения у детей и подростков | 4. | Органы иммунной системы и пути оттока лимфы | Общие закономерности строения. Первичные и вторичные органы иммунной системы. Лимфатические капилляры, сосуды, стволы и протоки. Лимфатические узлы: строение и топография. | 5. | Эндокринные железы | Гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, эндокринная часть поджелудочной железы и половых желез. | 6. | Сердечно-сосудистая система | Сердце. Артерии малого круга кровообращения. Артерии большого круга кровообращения: артерии головы и шеи, туловища и конечностей. Вены. Особенности строения у детей и подростков | 1 | 2 | 3 | 7. | Неврология | Общее строение. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг: конечный мозг, полушария большого мозга. Ствол мозга. Промежуточный мозг. Средний мозг. Перешеек ромбовидного мозга. Задний мозг. Мост, мозжечок, продолговатый мозг, ромбовидная ямка. Проводящие пути центральной нервной системы. Оболочки спинного и головного мозга. Периферическая нервная система. Черепные нервы, спинномозговые нервы. Шейное, плевое, поясничное и крестцовое сплетения. Автономная нервная система: симпатическая и парасимпатическая части. | 8. | Эстезиология | Глаз, ухо, органы обоняния и вкуса. Кожа. | 9. | Топография сосудов и нервов в различных частях тела человека | Взаимоотношения сосудов и нервов в стенках тела человека, конечностях и органах. Анатомия фасций, каналов, борозд, треугольников, в которых располагаются сосуды и нервы. |
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1. | Нормальная физиология |
| + | + | + | + | + | + | + | + | 2. | Топографическая анатомия и оперативная хирургия |
| + | + | + | + | + | + | + | + | 3. | Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия |
| + | + | + | + | + | + | + | + | 4. | Дисциплины профессионального цикла |
| + | + | + | + | + | + | + | + |
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Л | ПЗ | ЛЗ | С | СРС | Всего часов | 1. | Введение | 2 | - |
|
| 1 | 3 | 2. | Опорно-двигательный аппарат | 15 | 54 |
|
| 34,5 | 103,5 | 3. | Спланхнология | 8 | 38 |
|
| 23 | 69 | 4. | Органы иммунной системы и пути оттока лимфы | 2 | 3 |
|
| 2,5 | 7,5 | 5. | Эндокринные железы | 1 | 3 |
|
| 2 | 6 | 6. | Сердечно-сосудистая система | 2 | 9 |
|
| 5,5 | 16,5 | 7 | Неврология | 7 | 20 |
|
| 13,5 | 40,5 | 8 | Эстезиология | 4 | 7 |
|
| 5,5 | 16,5 | 9 | Топография сосудов и нервов в различных частях тела человека | 10 | 49 |
|
| 29,5 | 88,5 |
6. Лабораторный практикум: Лабораторные работы не предусмотрены.
7. Практические занятия (семинары):
№ п/п | № раздела дисциплины | Тематика практических занятий (семинаров) | Трудоемкость (час.) | I | II | |