Рабочая программа дисциплины «Физиология человека»




Скачать 160.16 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Физиология человека»
Дата29.11.2012
Размер160.16 Kb.
ТипРабочая программа
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей

сообщения»

Естественнонаучный институт


УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий кафедрой

профессор Ахтямов М. Х.


«___» ___________ 200__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Физиология человека»_____________________

_________________________________________________________________ (наименование дисциплины)

для специальности 040101.65«Социальная работа»

__________________________________________________________________

(шифр и наименование специальности)

Составлена: Мельник Е.И. – доцентом, к.м.н.________________________

(Ф.И.О., должность, ученое звание)

Обсуждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности»______

__________________________________________________________________

« 2010г., протокол

Одобрена на заседании МК

Социально-гуманитарного института______________________________________

(учебное структурное подразделение)

«___» _____________ 2010__г., протокол № ___


Председатель_______________________________ Апоревич В.Н.


2010 г.


Аннотация


Организм человека и его основные физиологические функции: обмен веществ; развитие и рост; организм как единое целое; органы чувств; физиология двигательного аппарата; единство функций и форм; высшая и низшая нервная деятельность, их единство; физиология деятельности.


  1. Цель и задачи дисциплины


1.1 Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности:

-представление о человеке как о биологической системе,

-знаний о физиологической основе трудовой деятельности,

-навыков в оценке его психофизиологических качеств и состояний.


1.2. Задача дисциплины:

Вооружить специалистов теоретическими знаниями о строении и функционировании организма человека, а также практическими навыками в оценке физиологических характеристик и состояний человека в процессе трудовой деятельности, необходимых при создании оптимальных условий труда.


    1. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен знать:

- предмет, цель, задачи дисциплины и ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;

- закономерности функционирования клеток, тканей, органов, систем здорового организма и механизмы его регуляции;

- информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции гомеостаза;

- основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма для достижения приспособительного результата;

- общие принципы построения, функционирования и значения ведущих функциональных систем организма;

- закономерности функционирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий его существования;

- возрастные особенности физиологических систем организма.

Студент должен уметь:

- оценивать и объяснять информационную ценность различных показателей (констант) и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов и систем целостного организма;

- оценивать и объяснять общие принципы построения деятельности ведущих функциональных систем;

- объяснять основные закономерности формирования и регуляции физиологических функций организма при достижении приспособительного результата;

- оценивать и объяснять закономерности формирования и регуляции основных форм поведения организма в зависимости от условий окружающей

среды.


1.4. Для усвоения дисциплины необходимо знание курсов:

-биология (курс средней школы)

-математика

-физика

-химия

-информатика


2. Состав дисциплины


Действующими учебными планами для специальности 040101.65 «Социальная работа», изучение курса «Физиология человека».


Распределение часов и вид отчетности представлены в табл. 2.1.


Таблица 2.1

Распределение часов

Семестр

Вид занятий

Количество часов

Вид

отчетности

Ауд.

занятия

Самостоятельная

работа

1

Лекции

Практические работы

16

16

22

Зачет



всего




58 часов

Зачет




  1. Содержание лекционного курса


Содержание лекционного курса по дисциплине «Физиология человека»

Таблица 3.1


Номер занятия

Содержание лекции

Кол-во

часов

1

Введение в курс нормальной физиологии. Рост и развитие организма. Принципы функционирования организма


2

2

Нейрогуморальная регуляция физиологических функций . Организм как единое целое

2

3

Роль эндокринной системы в регуляции физиологических функций

2

4

Системные механизмы гомеостаза: кровообращение, дыхание

2

5

Жидкие среды организма, их функциональное значение

2

6

Обмен веществ и энергии. Физиология пищеварительной и выделительной систем

2

7

Терморегуляция организма

2

8

Сенсорные системы организма

2



4. Содержание практических работ


Содержание практических работ по дисциплине «Физиология человека»

Таблица 4.1

Содержание практических работ


Номер занятия

Содержание практических работ

Кол-во

часов

1

Изучение уровней морфофункциональной организации организма.

2

2

Изучение строения и функций нервной системы

2

3

Изучение строения и функций эндокринной системы

2

4

Оценка функционирования системы дыхания

2

5

Изучение клеток крови, групп крови, процессов гемодинамики

2

6

Роль двигательной активности в адаптации организма к факторам окружающей среды

2

7

Строение и функции зрительного и слухового анализаторов.

2

8

Изучение деятельности ЦНС в интегративной деятельности организма человека.

2

Итого




16



5. Виды самостоятельной работы студентов и их состав

  1. Подготовка к аудиторным занятиям.

  2. Подготовка к рубежному контролю (тестирование).

  3. Подготовка к итоговому контролю.



7. Вопросы к зачету по дисциплине «Физиология человека»

  1. Назовите цель и задачи дисциплины, ее роль для будущей специальности.

  2. Назовите общие принципы функционирования целого организма.

  3. Расскажите о строении клетки и дайте определение понятию «ткань», назовите виды ткани.

  4. Охарактеризуйте физиологические основы утомления.

  5. Каковы современные представления о механизме происхождения мембранного потенциала.

  6. Охарактеризуйте основные структуры нервной системы. Нейрон как структурно-функциональная единица.

  7. Назовите функции нервной системы.

  8. Расскажите о роли торможения в ЦНС.

  9. Какова роль спинного мозга в процессах регуляции деятельности опорно-двигательного аппарата.

  10. Объясните роль продолговатого, среднего мозга, мозжечка в регуляции функций организма.

  11. Дайте характеристику вегетативной нервной системе.

  12. Расскажите о роли гипоталамуса и гипофиза в управлении гомеостатическими процессами.

  13. Охарактеризуйте структурно-функциональную организацию эндокринной системы.

  14. Перечислите физиологические эффекты гормонов.

  15. Расскажите о роли тиреоидных гормонов.

  16. Каково участие эндокринной системы в адаптации организма к неблагоприятным воздействиям.

  17. Какую роль играют в организме человека гормоны надпочечников.

  18. Охарактеризуйте жидкие среды организма и объясните их функциональное значение.

  19. Перечислите основные функции крови.

  20. Расскажите о физиологических особенностях и свойствах сердечной мышцы.

  21. Как изменяется органное кровообращение при мышечной нагрузке, при приеме пищи, при стрессе.

  22. Расскажите об основных процессах гемодинамики.

  23. Охарактеризуйте артериальное давление и пульс.

  24. Расскажите об электрических явлениях в сердце. Что такое ЭКГ?

  25. Расскажите о роли дыхания в жизни человека.

  26. Что вы знаете о стрессе.

  27. Расскажите об иммунитете.

  28. Охарактеризуйте с физиологической точки зрения умственный и физический труд.

  29. Назовите свойства сенсорных систем.

  30. Назовите компоненты легочной вентиляции.

  31. 31.Назовите основные функции дыхательной системы.

  32. Расскажите о пищеварении в полости рта и желудка.

  33. Какова роль поджелудочной железы и печени в пищеварении.

  34. Какие вы знаете теории питания.

  35. Расскажите о пищеварении в тонком и толстом кишечнике

  36. Назовите физиологические механизмы теплообразования и теплоотдачи.

  37. Перечислите способы отдачи тепла с поверхности тела. Расскажите о физиологических механизмах теплоотдачи.

  38. Назовите способы повышения устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

  39. Какова роль органов выделения в организме человека.

  40. Как устроен зрительный анализатор, его функциональное значение.

  41. Как устроен слуховой анализатор, его функциональное значение.

  42. Что такое основной обмен.

  43. расскажите о пластической и энергетической роли питательных веществ.

  44. Расскажите о белковом, жировом, углеводном обмене.

  45. Каково значение микроэлементов для организма человека.

  46. Расскажите о роли витаминов.

  47. Энергетический баланс организма. Каковы энергетические затраты организма человека при разных видах труда.

  48. Объясните значение органов чувств.

  49. Расскажите об аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

  50. Что такое динамический стереотип, его значение для трудовой деятельности человека.

  51. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям окружающей среды.

  52. Охарактеризуйте типы высшей нервной деятельности.

  53. Расскажите о физиологических основах психических функций.

  54. Назовите социально детерминированные виды целенаправленного поведения.

  55. Какую роль играет двигательная активность в функциональном состоянии организма.

  56. Дайте представление о дискретности различных процессов в организме.

  57. Что такое физиологическая адаптация. Механизмы развития адаптивных реакций.

  58. Обмен веществ между организмом и внешней средой как основное условие жизни и сохранения гомеостаза.

  59. Расскажите о физиологических механизмах утомления.

  60. Роль закона средних нагрузок ми скоростей для трудовой деятельности.

  61. Назовите факторы окружающей среды, влияющие на процессы терморегуляции.



8. Учебно-методическая литература для дисциплины «Физиология человека»


Основная литература


  1. Анатомия и физиология человека: Учеб.пособие /под ред. Н.И. Федюкович. Ростов на Дону,2003,415с.

  2. Физиология центральной нервной системы: Учеб. Пособие/В.М.Смирнов. М:Академия, 2005.- 365с.

  3. Физиология человека: Учебник /под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. М.: Медицина. В 2-х томах, 2005.



Дополнительная литература


  1. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность; Учеб. Пособие для вузов/ В.М. Смирнов.-М.:Академия, 2004.-304 с.




  1. Человек: анатомия,физиология,психология:энц. Ил. Словарь /под ред. А Батуева. _ СПБ.:Питер, 2007.- 672 с.



  1. Атлас по нормальной физиологии /под ред. проф. Н.А. Агаджаняна

  2. Здоровье и физическая культура студента; Учеб. Пособие /В.А. Бароненко,-М.; Альфа, 2006.- 352 с.




Направление

Специальность(и)

семестр



040101.65 Социальная работа



Трудоемкость дисциплины _3__ зач. ед.

Число часов в семестре _58__

Число часов в неделе _3__

лекций __16__

практических (семинарских) занятий _16___

самостоятельной работы _22___

Форма отчетности _зачет___

Семестровая технологическая карта дисциплины


Наименование элемента модуля

Неделя начала изучения элемента модуля

Номера разделов

основных учебников

Аудиторная работа

Самостоятельная

работа

Рубежный контроль

Лекции

Лабораторные работы

Практические (семинарские) занятия

Затраты времени

в часах

Учебно-методическая

литература

Неделя рубежного контроля

Рейтинговый балл

Номер лекции

Затраты времени

в часах

ТСО

Учебно-методическая

литература

Номер

лабораторной

работы

Затраты времени

в часах

ТСО

Учебно-методическая литература

Номер практического (семинарского)

занятия

Затраты времени

в часах

ТСО

Учебно-методическая

литература

Морфо-функциаальная организация организма,нейрогуморальная регуляция

1

3 [2]

2 [1]

3 [1]

1 [3]


1

2, 3

6


Мм

видеоф.

[1 [1]

2 [1]

1 [2]














1,2,3

6

Мм

1 [1]

2 [1]

1 [2]


7

[1], [2], [5], [10]

6

25

Системные механизмы гомеостаза: кровообращение,дыхание

4

5 [3]

6 [3]

2 [3]


4,5,6

6

Мм

4 [1]

5 [1]

6 [1]

2 [2]














4,5

4

Мм

4 [1]

5 [1]

6 [1]

2 [2]


8

[1], [2], [5], [10

12

48

Частная физиология:орг.пищеварения,выделения,сенсорные системы

6

3 [3]

7 [3]

3 [2]

4 [3]


7,8

4

Мм

1 [4]

2 [5]

3 [5]














6,7,8

6

Мм

1 [4]

2 [5]

5[4]

7

[1], [2], [5], [1010

18

100


























































Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconРабочая программа дисциплины физиология (Физиология человека и возрастная физиология)
Высшего профессионального образования по специальности: 022300 «Физическая культура и спорт» со специализацией обж, тсп, фр
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины «физиология человека»
Целью дисциплины является профилактика техногенных воздействий на физиологические функции организма человека
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconПрограмма дисциплины «Физиология человека» Специальность 050708 «Учителя начальных классов»
Подготовка студентов по курсу «Физиология человека» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта впо...
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconРабочая программа учебной дисциплины физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» разработана на основе...
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconРабочая программа дисциплины «Физиология поведения»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconРабочая программа дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 03. 01 «Физиология» по биологическим наукам, утвержденной приказом...
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconРабочая программа дисциплины «Физиология вегетативных функций»
ОД. А. 05; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconРабочая программа дисциплины «Физиология сенсорных систем»
ОД. А. 04; цикл од. А. 00 «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности»
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconРабочая программа дисциплины «физиология»
Как писал классик отечественной физиологии растений К. А. Тимирязев: «Физиология растений – это научная основа земледелия» и на современном...
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» iconПрограмма дисциплины пояснительная записка к программе дисциплины «Физиология человека и животных»
Учебно- методический комплекс утвержден на заседании кафедры анатомии и физиологии детей и подростков
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница