Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"




НазваниеКомментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"
страница1/19
Дата29.11.2012
Размер2.85 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"


Глава I. Общие положения


Статья 1. Муниципальная должность


1. Комментируемая статья дает понятие муниципальной должности и называет ее виды. Муниципальная должность определяет круг прав и обязанностей муниципального служащего, а также ответственность за их невыполнение или ненадлежащее выполнение. Таким образом, муниципальная должность - это:

- должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий;

- должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из указанного определения, муниципальная должность содержит в себе перечень всех функций, которые муниципальный служащий, занимающий указанную должность, должен выполнять. Это могут быть функции по решению вопросов местного значения или функции по исполнению и обеспечению полномочий органа местного самоуправления. Если же муниципальный служащий не выполняет или ненадлежащим образов выполняет функции по своей должности, то он может быть привлечен к ответственности.

Муниципальные должности в органах местного самоуправления учреждаются муниципальным образованием самостоятельно с учетом исторических и иных местных традиций и обычаев в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При учреждении муниципальных должностей устанавливаются их наименование, место в структуре муниципальных органов (организаций), основы правового статуса.

2. Муниципальные должности подразделяются на:

- выборные муниципальные должности;

- муниципальные должности муниципальной службы.

К выборным муниципальным должностям относятся муниципальные должности:

- депутатов представительного органа местного самоуправления;

- членов иного выборного органа местного самоуправления;

- выборных должностных лиц местного самоуправления;

- иные выборные муниципальные должности, замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов.

К муниципальным должностям муниципальной службы относятся все муниципальные должности, не являющиеся выборными.

При этом необходимо отметить, что статус лиц, замещающих выборные муниципальные должности, данным Федеральным законом не устанавливается.

3. Наименование муниципальных должностей устанавливается в Реестре муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы.

Так, например, согласно Постановлению Тольяттинской городской Думы от 6 февраля 2002 г. N 368 "О Положении о муниципальной службе в г. Тольятти", Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в г. Тольятти выглядит следующим образом:


Раздел I
Перечень муниципальных должностей муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления в г. Тольятти



Перечень
муниципальных должностей муниципальной службы категории "Б"



Высшие муниципальные должности:

Глава администрации района в городе

Первый заместитель мэра города

Заместитель мэра города

Руководитель аппарата

Глава администрации поселка

Главные муниципальные должности:

Помощник мэра города

Руководитель пресс-службы мэра города

Руководитель секретариата мэра города

Ведущие муниципальные должности:

Пресс-секретарь мэра города


Перечень
муниципальных должностей муниципальной службы в мэрии города и администрации района в городе категории "В"



Высшие муниципальные должности:

Первый заместитель главы администрации района в городе

Заместитель главы администрации района в городе

Директор департамента

Начальник управления

Председатель комитета

Заместитель директора департамента, начальника управления, председателя комитета

Управляющий делами Главные муниципальные должности

Начальник отдела (инспекции, дирекции, комиссии, службы, канцелярии)

Заместитель начальника отдела

Главный бухгалтер Ведущие муниципальные должности

Заведующий сектором

Консультант, помощник руководителя

Главный специалист

Заместитель главного бухгалтера Старшие муниципальные должности

Ведущий специалист

Специалист I категории Младшие муниципальные должности

Специалист II категории

Специалист


Перечень
муниципальных должностей муниципальной службы в поселковой администрации категории "В"



Главные муниципальные должности:

Заместитель главы администрации поселка

Начальник отдела

Старшие муниципальные должности:

Главный специалист

Ведущий специалист

Младшие муниципальные должности:

Специалист I категории

Специалист II категории

Специалист


Раздел II
Перечень
муниципальных должностей муниципальной службы в представительных органах местного самоуправления г. Тольятти



Перечень
муниципальных должностей муниципальной службы категории "Б"



Высшие муниципальные должности:

Руководитель аппарата городской Думы

Главные муниципальные должности:

Помощник председателя городской Думы

Руководитель пресс-службы

Руководитель секретариата


Перечень
муниципальных должностей муниципальной службы категории "В"



Высшие муниципальные должности:

Начальник управления

Заместитель начальника управления

Главные муниципальные должности:

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела

Главный бухгалтер

Ведущие муниципальные должности:

Заведующий сектором

Консультант

Главный специалист

Заместитель главного бухгалтера

Старшие муниципальные должности:

Ведущий специалист

Специалист I категории

Младшие муниципальные должности:

Специалист II категории

Специалист


4. В законах субъектов Российской Федерации, а также в нормативных правовых актах муниципального образования приводится то же определение муниципальной должности, что и в данном законе. В Законе Пензенской области от 14 июля 1998 г. N 85-ЗПО "О муниципальной службе в Пензенской области" также установлено, что муниципальные должности подразделяются на:

1) должности, устанавливаемые уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального образования:

- глава муниципального образования;

- председатель представительного органа муниципального образования;

- его заместитель;

- депутат представительного органа муниципального образования;

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Пензенской области порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - муниципальные должности категории "Б";

3) должности, учреждаемые органами местного самоуправления для исполнения и обеспечения их полномочий, - муниципальные должности категории "В";

4) муниципальная должность муниципальной службы - муниципальная должность категории "Б" или "В".

Согласно Протесту прокурора Пензенской области от 11 сентября 2003 г. N 7-5-101-2003 на отдельные положения Законов Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" от 20.07.1998 г. N 85-ЗПО, "О перечне муниципальных должностей категории "А" и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Пензенской области" от 20.07.1998 г. N 87-ЗПО прокуратурой Пензенской области проведена проверка соответствия действующему федеральному законодательству нормативно-правовых актов Пензенской области, регулирующих вопросы муниципальной службы.

В ходе проверки установлено, что отдельные положения Законов Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" от 20.07.1998 г. N 85-ЗПО (в редакции Закона от 18.11.2002 г. N 406-ЗПО), "О перечне муниципальных должностей категории "А" и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Пензенской области" от 20.07.1998 г. N 87-ЗПО (с последующими изменениями и дополнениями) противоречат действующему законодательству.

Статьей 2 Закона Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" установлено, что муниципальная служба в Пензенской области - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Пунктом 2 указанной статьи определено, что к муниципальной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими муниципальные должности категорий "Б" и "В".

В соответствии со статьей 1 Закона к категории "Б" относятся муниципальные должности, учреждаемые в установленном законодательством Пензенской области порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", к категории "В" - муниципальные должности, учреждаемые органами местного самоуправления для исполнения и обеспечения их полномочий.

Муниципальные должности категории "А" - должности, устанавливаемые уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области для непосредственного исполнения полномочий органов местного самоуправления (Глава местного самоуправления, Глава администрации муниципального образования, председатель представительного органа местного самоуправления, его заместитель, руководитель постоянной комиссии (комитета) представительного органа местного самоуправления, его заместитель, депутат представительного органа местного самоуправления).

Муниципальная должность категории "Б" или "В" является муниципальной должностью муниципальной службы, а лица, замещающие эти должности, - муниципальными служащими.

Таким образом, согласно указанным нормам, муниципальные должности категории "А" не являются муниципальными должностями муниципальной службы, а лица, замещающие муниципальные должности - муниципальными служащими.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" Законом Пензенской области от 20.07.1998 г. N 87-ЗПО утверждены перечень муниципальных должностей категории "А" и реестр муниципальных должностей муниципальной службы в Пензенской области.

Согласно указанному Закону должность главы администрации муниципального образования входит в перечень муниципальных должностей категории "А".

Следовательно, действующим законодательством Пензенской области предусмотрено, что должность главы администрации муниципального образования, которая относится к муниципальной должности категории "А", не является муниципальной должностью муниципальной службы, а глава администрации муниципального образования - муниципальным служащим.

Вместе с тем, статьей 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 13 Закона Пензенской области "О местном самоуправлении в Пензенской области" определено, что к органам местного самоуправления относятся:

выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований;

другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Статьей 15 названного Закона Пензенской области установлено, что уставом муниципального образования в качестве исполнительного органа местного самоуправления может быть предусмотрена администрация муниципального образования, возглавляемая на принципах единоначалия главой администрации.

Глава администрации муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может быть избран непосредственно населением или представительным органом местного самоуправления муниципального образования.

В соответствии с данными нормами принят Закон Пензенской области "О выборах главы администрации, главы местного самоуправления муниципального образования в Пензенской области представительным органом местного самоуправления муниципального образования".

Согласно указанного Закона кандидатом на должность главы администрации муниципального образования, может быть, выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 21 года.

Предложение о выдвижении кандидата на должность Главы Администрации муниципального образования направляется в письменном виде в представительный орган местного самоуправления муниципального образования.

Выборы главы администрации муниципального образования осуществляются представительным органом местного самоуправления муниципального образования из числа выдвинутых кандидатов открытым, в том числе поименным или тайным голосованием.

Избранным главой администрации муниципального образования считается кандидат, получивший по итогам голосования более половины голосов от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования.

Статьей 5 Закона предусмотрено, что глава администрации муниципального образования, избранный представительным органом местного самоуправления муниципального образования, в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению муниципального образования и избравшему его представительному органу местного самоуправления, возглавляет на контрактной основе деятельность исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность избрания представительным органом местного самоуправления главы администрации муниципального образования как из числа депутатов, так и не из их состава.

В соответствии с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и Законом Пензенской области "О муниципальной службе в Пензенской области" муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconКомментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года
Закону "О трудовых пенсиях", Закону "Об иностранных инвестициях в рф", Закону "О средствах массовой информации", Закону "О порядке...
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconК федеральному закону российской федерации
П 63 Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации “Об особо охраняемых природных территориях” / В. Б. Степаницкий....
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconТолкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-фз "Об ипотеке (залоге недвижимости)" Система гарант, 2005 г
Настоящее издание является подробным постатейным комментарием к Федеральному закону от 16 июля 1998 года n 102-фз "Об ипотеке (залоге...
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconКомментарий к федеральному закону
Данное издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 18. 06. 2001 n 78-фз "О землеустройстве"
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconКомментарий к федеральному закону
Слобцов Игорь Александрович адвокат, член адвокатской палаты города Москвы; вице-президент Общероссийской общественной организации...
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconКомментарий к Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации" (постатейный) / Л. Г. Балаян, Н. Г. Вилкова, Е. А. Виноградова и др.; отв ред. А. Л
Комментарий к Федеральному закону "О третейских судах в Российской Федерации" (постатейный) / Л. Г. Балаян, Н. Г. Вилкова, Е. А....
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconДокумента
Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 1-фз "Об электронной цифровой подписи"
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconКомментарий к закону российской федерации
Сытинская Мария Владимировна, окончила Московскую государственную юридическую академию. Автор более 50 работ в области трудового,...
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconДокумента
Комментарий к федеральному закону от 25 июля 2002 Г. N 115-фз "о правовом положении иностранных граждан в российской федерации"
Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-фз \"Об основах муниципальной службы в Российской Федерации\" iconКомментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 214-фз об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 214-фз "Об участии в долевом строительстве многоквартирных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница