Учитель информатики и икт




Скачать 75.07 Kb.
НазваниеУчитель информатики и икт
Дата29.11.2012
Размер75.07 Kb.
ТипДокументы
Я.К. Омельченко

МОУ «лицей «9» г. Белгорода

учитель информатики и ИКТ


ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ


Подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по информатике имеет ряд особенностей. Преимущественно тестовая форма контроля требует быстрой реакции на предлагаемые вопросы и задания. При этом предполагается как наличие твердых знаний, так и умений и навыков. Все это, вместе взятое, является одной из важнейших составляющих успеха. Естественно, тренировка в решении похожих заданий поможет «набить руку».

По сравнению с подготовкой к ЕГЭ по другим предметам, подготовка к экзамену по информатике обладает определенной спецификой. Компьютер выступает и как средство тестирования, и, при выполнении ряда заданий, как инструмент для их выполнения.  

Следует особо учесть, что на ЕГЭ по информатике проверяются знания и умения, которые изучаются только на профильном уровне. Многие специалисты считают, что учащиеся, которые изучают информатику на общеобразовательном или на нефизико-математическом профиле сдать этот ЕГЭ по информатике не смогут даже на «тройку», но это не так.

Для желающих сдавать ЕГЭ по информатике есть только 3 выхода: либо выбирать после 9 класса физико-математический профиль, либо специально готовиться к ЕГЭ - самостоятельно или на подготовительных курсах к ЕГЭ, любо ходить на дополнительные занятия к учителю.

С 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной аттестации выпускников школ, а подготовка к ЕГЭ – главной задачей школьников.

Содержание экзамена включает основные темы курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация, и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии».

Экзаменационная работа состоит из трех частей. Общее число заданий – 32. В контрольно-измерительных материалах по информатике практически отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. В любом случае, экзаменующемуся требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или иной ситуации.

Часть 1 (А) содержит задания из всех тематических блоков. Количество заданий – двадцать. Типы заданий – задания с выбором правильного ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 (В) включает задания по темам: «Информация, и ее кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Телекоммуникационные технологии» призванные проверить основы теоретических знаний по информатике на более высоком уровне. Количество заданий – восемь. Тип заданий – задания с кратким ответом. В заданиях с кратким ответом варианты ответов учащемуся не предлагаются. Учащийся должен записать ответ в виде последовательности символов или цифр.

Задания Части 3 (С) направлены на проверку сформированности умений базового, повышенного и высокого уровней по теме «Технология программирования». Количество заданий – четыре, первое из которых повышенного уровня сложности, а остальные три – высокого уровня сложности. Для выполнения заданий этой части необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме. Эти задания самые сложные и самые трудоемкие.

Сложность проведения ЕГЭ по информатике обусловлена спецификой предмета, его практической направленностью. Много споров и разногласий среди информатиков вызывает содержание КИМов. Однако, относиться к ЕГЭ можно по разному. Но какое бы мнение мы не имели, необходимо, работать в рамках существующих приказов и обстоятельств. Необходимо чтобы материал, изучаемый на уроках, соответствовал целям изучения информатики и ИКТ на базовом уровне.

Количество часов, отведенное для изучения каждого блока в различных классах, а также посмотрим количество часов, отведенное на изучение элемента содержания. Учитывая, что в 8 классе на изучение информатики отводится 35 часов, в девятом – 70 часов, в 10 и 11 по 35 (то есть всего с восьмого по девятый класс 175 часов) – составим процентное соотношение времени на изучение каждой темы. При этом 6 % - 11 часов за четыре года остаются в резерве.

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу – 40%

Отобразим процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу и процент времени выделенного на изучение данного раздела (за 8 – 11 класс на базовом уровне) от общего времени изучения информатики (175 часов).

Сразу хочется остановиться на следующих элементах, которые вызывают большие трудности при выполнении у учащихся:

  1. Основы логики – 12, 5 процентов максимального первичного балла и ни одного часа на изучение данного раздела в базовом уровне. Но, если школьный компонент может выделить 1 час в неделю (35 часов в год) на элективный курс «Математические основы информатики», то данный «пробел» восполняется. Пусть на изучение отводится всего 14 часов, зато учащиеся будут уметь решать задание В2 части В

  2. Алгоритмизация и программирование и технологии программирования 47, 5 % и 14 часов в девятом классе на изучение данной темы, то есть 8 % от общего времени изучения информатики. В 10 и 11 классе на базовом уровне изучение данной темы не предполагается. Написать при таком количестве часов С2, С4 не представляется реальным. Здесь тоже может спасти элективный курс «Математические основы информатики» тема «Элементы теории алгоритмов», в ходе изучения которой можно научить правильно составлять алгоритмы, научить работать с массивами и файлами. Но проблема в том, что придется некоторый материал заменить. Также можно использовать элективный курс «Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. Самылкина Н.Н. и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 298 с.»

Сделаем вывод – подготовить к ЕГЭ учащихся, изучающих информатику на базовом уровне в рамках урока, невозможно. Необходима серия дополнительных занятий по темам: основы логики, алгоритмизация и программирование и технологии программирования. Кроме того готовить к ЕГЭ необходимо начиная как можно раньше, уже в восьмом классе. Следует более детально рассмотреть разделы содержания, проверяемые заданиями КИМ и включить задания демонстрационного варианта в поурочное планирование. Важно систематически проводить тренировочные тесты по подготовки к ЕГЭ, выбирая материал уже пройденный учащимися.

Выскажу некоторые рекомендации по подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по информатике, который с 2009 года вышел за рамки эксперимента.

Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ практически на каждом уроке. Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий, элективных курсов по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена

В плане практически каждого урока должно быть предусмотрено время (от 5 до 15 минут) на тестирование, объем таких мини-тестов – 5–10 вопросов. Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ. Планы уроков начиная с 8-го класса должны заканчиваться пунктом «Примеры заданий из ЕГЭ». Широкое использование систем тестового контроля не только позволит исподволь подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но и явится несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

Тестирование может проводиться в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляются учителем, используется многочисленная литература с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Но представляется более разумным выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из демонстрационных КИМ за прошедшие годы. Широкий доступ учителям к этой базе невозможен, однако в открытом доступе существуют демоверсии, примеры заданий из КИМов, приводимые в печатных изданиях, допущенных для подготовки к ЕГЭ Министерством образования и науки. Задача учителя при подготовке к урокам – выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

В кабинете информатики оформляется тематический стенд «Готовимся к сдаче ЕГЭ». На нем предусматриваются следующие разделы: «Демонстрационные варианты заданий ЕГЭ», «Повторяем курс», «Пробное тестирование». Раздел «Демонстрационные варианты заданий ЕГЭ» включает материалы с полными текстами заданий ЕГЭ, которые подлежат замене в течение года, а также тексты дополнительных домашних задач к очередному занятию. Каждое занятие по подготовке к ЕГЭ предваряется обновлением материалов раздела «Повторяем курс». В разделе «Пробное тестирование» должна быть представлена информация по проведению различных мероприятий по подготовке к ЕГЭ школьного, районного и городского уровня. К ним относятся интернет-олимпиады по программированию в формате ЕГЭ, проводимые вузами, тренировочное тестирование, организуемое региональными центрами оценки качества образования, и т.п. Наряду с положительными моментами в своей деятельности я испытываю и трудности, возникающие по части С, которая полностью посвящена программированию, нужно либо найти ошибку в программе, либо дополнить алгоритм, либо самому написать программу. Ведь программирование - самый сложный раздел, детям он дается с каждым годом все сложнее и сложнее. Как ни странно, но дети больше всего боятся программирования. Ни логики, ни измерения, информации, ни офисных программ. Они так и говорят, это я сделаю.

Таким образом, подготовка к итоговой аттестации учащихся в новой форме – это длительный и кропотливый, в какой-то степени творческий труд, требующий помощи и консультации со стороны педагога и столь же вдумчивой и напряженной работы ученика.

При подготовке к экзаменам я использую следующие Интернет-ресурсы:

Официальные документы и КИМы:

http://ege.edu.ru/ .Портал информационной поддержки ЕГЭ. Официальные материалы предыдущих лет и текущего года, КИМы.

http://mon.gov.ru/ . Министерство образования и науки РФ.

http://www.fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений.

http://standart.edu.ru/. Федеральный Государственный Образовательный стандарт.

Интернет – подготовка к экзамену, тесты, тесты on-line:

http://www.intuit.ru/. Интернет – университет информационных технологий.

http://www.fipi.ru/. Главная – ЕГЭ - Открытый сегмент ФБТЗ.

http://www.egeinfo.ru/. Сайт «Всё о ЕГЭ». Главная – Подготовка к ЕГЭ – Бесплатные интерактивные курсы – Общеобразовательные предметы.

http://ege.ru/demo-ege/. Интерактивные ознакомительные варианты ЕГЭ.

http://www.intergu.ru/. Интернт государство учителей.

Обсуждение проблем ЕГЭ:

http://ege.edu.ru/ Портал информационной поддержки ЕГЭ, форум

http://www.it-n.ru/. Сеть творческих учителей. Сообщество «Готовимся к экзаменам, аттестации, конкурсам», в котором ведется форум «Обсуждение ЕГЭ»

Об учебниках, пособиях, дисках:

http://www.edu.ru/. Федеральный перечень учебников, форум для обсуждения учебников федерального перечня.

http://ndce.edu.ru/cd.php. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования.





Похожие:

Учитель информатики и икт iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт cоставители
Учитель информатики маоу лицей №1 Трофимов Геннадий Викторович учитель информатики маоу лицей №1 Королёва Татьяна Владимировна
Учитель информатики и икт iconРабочая программа по информатике и икт для 10 класса на 2011-2012 учебный год составила: учитель информатики и икт калинина Антонина Сергеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Писаревская средняя общеобразовательная школа»
Учитель информатики и икт iconРабочая программа по информатике и икт для 5 класса на 2011-2012 учебный год составила: учитель информатики и икт калинина Антонина Сергеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Писаревская средняя общеобразовательная школа»
Учитель информатики и икт iconПрограмма по информатике и икт для V-VII классов средней общеобразовательной школы пояснительная записка
Заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук, учитель информатики моу «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Истринского...
Учитель информатики и икт iconОкружной предметный мониторинг 2011-2012 уч г. Информатика и икт-9 Дата проведения: 6-9 декабря 2011 г
Дата методического совещания по итогам диагностической работы: 19. 01. 2012 г. Составители: Бутенина И. А. методист, Леднева М. Ю.,...
Учитель информатики и икт iconУчителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт»
Настоящая программа рассчитана на изучение курса информатики по умк а. В. Горячева учащимися 3 классов в течение 35 часов в год,...
Учитель информатики и икт iconМетодика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса информатики Огарков А. Ю., учитель информатики сош №2 г. Краснокамска, Лейних Л. А., учитель информатики сош №2 г. Краснокамска
При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока
Учитель информатики и икт iconО преподавании информатики и икт в образовательных учреждениях орловской области в 2011-2012 учебном году
При организации изучения "Информатики и икт", выборе учебников и умк, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться...
Учитель информатики и икт iconПаспорт кабинета информатики
Использовать кабинеты информатики с целью освоения средств икт на уроках информатики и в свободное от уроков время
Учитель информатики и икт iconСценарий тематического вечера
Автор: Хазеева Нелли Васильевна, 28 лет, учитель информатики и икт моу «Колосковская сош» Валуйского района Белгородской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница