Скачать 75.07 Kb.
|
МОУ «лицей «9» г. Белгорода учитель информатики и ИКТ ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Подготовка к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по информатике имеет ряд особенностей. Преимущественно тестовая форма контроля требует быстрой реакции на предлагаемые вопросы и задания. При этом предполагается как наличие твердых знаний, так и умений и навыков. Все это, вместе взятое, является одной из важнейших составляющих успеха. Естественно, тренировка в решении похожих заданий поможет «набить руку». По сравнению с подготовкой к ЕГЭ по другим предметам, подготовка к экзамену по информатике обладает определенной спецификой. Компьютер выступает и как средство тестирования, и, при выполнении ряда заданий, как инструмент для их выполнения. Следует особо учесть, что на ЕГЭ по информатике проверяются знания и умения, которые изучаются только на профильном уровне. Многие специалисты считают, что учащиеся, которые изучают информатику на общеобразовательном или на нефизико-математическом профиле сдать этот ЕГЭ по информатике не смогут даже на «тройку», но это не так. Для желающих сдавать ЕГЭ по информатике есть только 3 выхода: либо выбирать после 9 класса физико-математический профиль, либо специально готовиться к ЕГЭ - самостоятельно или на подготовительных курсах к ЕГЭ, любо ходить на дополнительные занятия к учителю. С 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной аттестации выпускников школ, а подготовка к ЕГЭ – главной задачей школьников. Содержание экзамена включает основные темы курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки: «Информация, и её кодирование», «Алгоритмизация и программирование», «Основы логики», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии». Экзаменационная работа состоит из трех частей. Общее число заданий – 32. В контрольно-измерительных материалах по информатике практически отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. В любом случае, экзаменующемуся требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или иной ситуации. Часть 1 (А) содержит задания из всех тематических блоков. Количество заданий – двадцать. Типы заданий – задания с выбором правильного ответа. К каждому заданию дается четыре ответа, из которых только один правильный. Часть 2 (В) включает задания по темам: «Информация, и ее кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Телекоммуникационные технологии» призванные проверить основы теоретических знаний по информатике на более высоком уровне. Количество заданий – восемь. Тип заданий – задания с кратким ответом. В заданиях с кратким ответом варианты ответов учащемуся не предлагаются. Учащийся должен записать ответ в виде последовательности символов или цифр. Задания Части 3 (С) направлены на проверку сформированности умений базового, повышенного и высокого уровней по теме «Технология программирования». Количество заданий – четыре, первое из которых повышенного уровня сложности, а остальные три – высокого уровня сложности. Для выполнения заданий этой части необходимо написать развернутый ответ в произвольной форме. Эти задания самые сложные и самые трудоемкие. Сложность проведения ЕГЭ по информатике обусловлена спецификой предмета, его практической направленностью. Много споров и разногласий среди информатиков вызывает содержание КИМов. Однако, относиться к ЕГЭ можно по разному. Но какое бы мнение мы не имели, необходимо, работать в рамках существующих приказов и обстоятельств. Необходимо чтобы материал, изучаемый на уроках, соответствовал целям изучения информатики и ИКТ на базовом уровне. Количество часов, отведенное для изучения каждого блока в различных классах, а также посмотрим количество часов, отведенное на изучение элемента содержания. Учитывая, что в 8 классе на изучение информатики отводится 35 часов, в девятом – 70 часов, в 10 и 11 по 35 (то есть всего с восьмого по девятый класс 175 часов) – составим процентное соотношение времени на изучение каждой темы. При этом 6 % - 11 часов за четыре года остаются в резерве. Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу – 40% Отобразим процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу и процент времени выделенного на изучение данного раздела (за 8 – 11 класс на базовом уровне) от общего времени изучения информатики (175 часов). Сразу хочется остановиться на следующих элементах, которые вызывают большие трудности при выполнении у учащихся:
Сделаем вывод – подготовить к ЕГЭ учащихся, изучающих информатику на базовом уровне в рамках урока, невозможно. Необходима серия дополнительных занятий по темам: основы логики, алгоритмизация и программирование и технологии программирования. Кроме того готовить к ЕГЭ необходимо начиная как можно раньше, уже в восьмом классе. Следует более детально рассмотреть разделы содержания, проверяемые заданиями КИМ и включить задания демонстрационного варианта в поурочное планирование. Важно систематически проводить тренировочные тесты по подготовки к ЕГЭ, выбирая материал уже пройденный учащимися. Выскажу некоторые рекомендации по подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по информатике, который с 2009 года вышел за рамки эксперимента. Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ практически на каждом уроке. Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий, элективных курсов по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена В плане практически каждого урока должно быть предусмотрено время (от 5 до 15 минут) на тестирование, объем таких мини-тестов – 5–10 вопросов. Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ. Планы уроков начиная с 8-го класса должны заканчиваться пунктом «Примеры заданий из ЕГЭ». Широкое использование систем тестового контроля не только позволит исподволь подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но и явится несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний. Тестирование может проводиться в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляются учителем, используется многочисленная литература с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Но представляется более разумным выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из демонстрационных КИМ за прошедшие годы. Широкий доступ учителям к этой базе невозможен, однако в открытом доступе существуют демоверсии, примеры заданий из КИМов, приводимые в печатных изданиях, допущенных для подготовки к ЕГЭ Министерством образования и науки. Задача учителя при подготовке к урокам – выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока. В кабинете информатики оформляется тематический стенд «Готовимся к сдаче ЕГЭ». На нем предусматриваются следующие разделы: «Демонстрационные варианты заданий ЕГЭ», «Повторяем курс», «Пробное тестирование». Раздел «Демонстрационные варианты заданий ЕГЭ» включает материалы с полными текстами заданий ЕГЭ, которые подлежат замене в течение года, а также тексты дополнительных домашних задач к очередному занятию. Каждое занятие по подготовке к ЕГЭ предваряется обновлением материалов раздела «Повторяем курс». В разделе «Пробное тестирование» должна быть представлена информация по проведению различных мероприятий по подготовке к ЕГЭ школьного, районного и городского уровня. К ним относятся интернет-олимпиады по программированию в формате ЕГЭ, проводимые вузами, тренировочное тестирование, организуемое региональными центрами оценки качества образования, и т.п. Наряду с положительными моментами в своей деятельности я испытываю и трудности, возникающие по части С, которая полностью посвящена программированию, нужно либо найти ошибку в программе, либо дополнить алгоритм, либо самому написать программу. Ведь программирование - самый сложный раздел, детям он дается с каждым годом все сложнее и сложнее. Как ни странно, но дети больше всего боятся программирования. Ни логики, ни измерения, информации, ни офисных программ. Они так и говорят, это я сделаю. Таким образом, подготовка к итоговой аттестации учащихся в новой форме – это длительный и кропотливый, в какой-то степени творческий труд, требующий помощи и консультации со стороны педагога и столь же вдумчивой и напряженной работы ученика. При подготовке к экзаменам я использую следующие Интернет-ресурсы: Официальные документы и КИМы: • http://ege.edu.ru/ .Портал информационной поддержки ЕГЭ. Официальные материалы предыдущих лет и текущего года, КИМы. • http://mon.gov.ru/ . Министерство образования и науки РФ. • http://www.fipi.ru/. Федеральный институт педагогических измерений. • http://standart.edu.ru/. Федеральный Государственный Образовательный стандарт. Интернет – подготовка к экзамену, тесты, тесты on-line: • http://www.intuit.ru/. Интернет – университет информационных технологий. • http://www.fipi.ru/. Главная – ЕГЭ - Открытый сегмент ФБТЗ. • http://www.egeinfo.ru/. Сайт «Всё о ЕГЭ». Главная – Подготовка к ЕГЭ – Бесплатные интерактивные курсы – Общеобразовательные предметы. • http://ege.ru/demo-ege/. Интерактивные ознакомительные варианты ЕГЭ. • http://www.intergu.ru/. Интернт государство учителей. Обсуждение проблем ЕГЭ: • http://ege.edu.ru/ Портал информационной поддержки ЕГЭ, форум • http://www.it-n.ru/. Сеть творческих учителей. Сообщество «Готовимся к экзаменам, аттестации, конкурсам», в котором ведется форум «Обсуждение ЕГЭ» Об учебниках, пособиях, дисках: • http://www.edu.ru/. Федеральный перечень учебников, форум для обсуждения учебников федерального перечня. • http://ndce.edu.ru/cd.php. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования. |
![]() | Методические рекомендации для учителей по подготовке учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по Информатике и икт cоставители Учитель информатики маоу лицей №1 Трофимов Геннадий Викторович учитель информатики маоу лицей №1 Королёва Татьяна Владимировна | ![]() | Рабочая программа по информатике и икт для 10 класса на 2011-2012 учебный год составила: учитель информатики и икт калинина Антонина Сергеевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Писаревская средняя общеобразовательная школа» |
![]() | Рабочая программа по информатике и икт для 5 класса на 2011-2012 учебный год составила: учитель информатики и икт калинина Антонина Сергеевна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Писаревская средняя общеобразовательная школа» | ![]() | Программа по информатике и икт для V-VII классов средней общеобразовательной школы пояснительная записка Заслуженный учитель рф, кандидат педагогических наук, учитель информатики моу «Ивановская средняя общеобразовательная школа» Истринского... |
![]() | Окружной предметный мониторинг 2011-2012 уч г. Информатика и икт-9 Дата проведения: 6-9 декабря 2011 г Дата методического совещания по итогам диагностической работы: 19. 01. 2012 г. Составители: Бутенина И. А. методист, Леднева М. Ю.,... | ![]() | Учителя информатики и икт по учебному курсу «Информатика и икт» Настоящая программа рассчитана на изучение курса информатики по умк а. В. Горячева учащимися 3 классов в течение 35 часов в год,... |
![]() | Методика применения умк «Информатика» в преподавании базового курса информатики Огарков А. Ю., учитель информатики сош №2 г. Краснокамска, Лейних Л. А., учитель информатики сош №2 г. Краснокамска При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока | ![]() | О преподавании информатики и икт в образовательных учреждениях орловской области в 2011-2012 учебном году При организации изучения "Информатики и икт", выборе учебников и умк, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться... |
![]() | Паспорт кабинета информатики Использовать кабинеты информатики с целью освоения средств икт на уроках информатики и в свободное от уроков время | ![]() | Сценарий тематического вечера Автор: Хазеева Нелли Васильевна, 28 лет, учитель информатики и икт моу «Колосковская сош» Валуйского района Белгородской области |