Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке»




Скачать 118.42 Kb.
НазваниеКонспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке»
Дата07.09.2012
Размер118.42 Kb.
ТипУрок


Муниципальное образовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа


Конспект урока

по Общей биологии в 9 классе

с использованием ИКТ

«Биосинтез белков в живой клетке»


Автор:

учитель биологии

Грамотинская

Светлана Геннадьевна


п. Константиновский, 2008г.


Тема урока Биосинтез белков в живой клетке. 9 класс.
8 урок в теме «Основы учения о клетке». Автор программы ИН Пономарева


Тип урока: Комбинированный


Актуальность использования

средств ИКТ

  • Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов.

  • На используемом диске записана анимация процессов транскрипции, трансляции. Ресурсы Интернет представлены фрагментом фильма «Сборка белка на полисоме». Демонстрация этих процессов помогает наглядно представить сущность биосинтеза, расширить представление о матричном синтезе и кодировании наследственной информации.

  • Необходимость наглядной визуализации изучаемых процессов.

  • Возможность остановки на ключевых кадрах и повторной демонстрации наиболее важных фрагментов.

  • Наличие тренажёров, для формирования навыков работы с таблицей генетического кода

  • Предложенные упражнения для закрепления материала легко проверить, так как ноутбуки соединены в локальную сеть, и сразу выставить полученные оценки.

  • Возможность индивидуализировать процесс обучения




Цели

урока

обучающие

развивающие

воспитательные




Сформировать представление о процессе биосинтеза белка как сложнейшем многоступенчатом процессе протекающем в живой клетке.

Формировать представление о матричных реакциях и кодировании наследственной информации.

Раскрыть биологическое значение биосинтеза белка.

Способствовать развитию у обучающихся воображения, логического мышления, памяти. Продолжать формировать межпредметные связи, развивать познавательный интерес. Продолжить работу по развитию умения работать в группе.

Способствовать формированию у обучающихся научного миовоззрения, воспитанию ценностного отношения к своему здоровью (необратимые изменения возникающие при нарушении генетического кода).

Профориентация обучающихся.

Вид используемых на

уроке средств ИКТ

(универсальные, ОЭР на

CD, ресурсы Интернет)

Мультимедийная презентация, CD-диск 1С- Школа. «Основы общей биологии 9 класс» ЗАО «1С», ООО «Дрофа» . Электронный источник содержит тренажёры для самостоятельной работы обучающихся: «Определение аминокислот по генетическому коду»; «Определение аминокислот по генетическому коду ДНК»; «Определение аминокислот по генетическому коду и-РНК», а также основной учебный материал и соответствует учебной программе по предмету.

http://tana.ucoz.ru/load/94-9-2


Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный образовательный комплекс с интерактивной доской, локальная сеть,



Подготовительный этап

Учитель готовит презентацию, тест, задания для формирования навыка работы с таблицей генетического кода.

План урока

1. Организационный момент. Постановка целей урока, обоснование видов

деятельности – 2 мин


Этап 1 Повторение изученного.




Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа с мультимедийным конструктором;






Форма организации деятельности учащихся

Ответы на поставленные вопросы, выполнение упражнений




Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

работа с интерактивной доской , оценивание ответов учащихся




Промежуточный контроль

Оценки за ответы и выполненные упражнения




Этап 2 Изучение нового материала




Задачи

1. Организовать работу учащихся по изучению механизма матричного синтеза белка.

2. Стимулировать познавательную активность учащихся.




Длительность этапа

20 минут




Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация презентации

Просмотр демонстрационных и видео материалов диска




Форма организации деятельности учащихся

Просмотр и запоминание информации, заполнение таблицы в тетрадь, самостоятельная работа с диском при возникновении необходимости




Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Формулировка проблемы, демонстрация электронных материалов, комментарии увиденного, дополнения




Промежуточный контроль

Записи в тетрадях учащихся




Этап 3 Закрепление изученного материала

Задачи

1.Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний.

2. Обеспечить контроль за умением работать с таблицами генетического кода.

Длительность этапа

10 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Работа с электронными тренажёром

Форма организации деятельности учащихся

Учащиеся выбирают электронный тренажёр в зависимости от уровня усвоения материала:

1 уровень: определение аминокислот по генетическому коду ДНК, и-РНК;

2 уровень: Определение закодированной аминокислоты по ДНК, и-РНК пол выбору;


Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организация работы учащихся с тренажёром, проверка выполнения работ, анализ работ

Промежуточный контроль

Оценивание выполненных самостоятельно работ

Домашнее задание

§10, вопросы на стр. 35 учебника «Основы общей биологии» авт. ИН Пономарёва

Итоговый контроль,

подведение итогов

Итоги работы, выставление поурочных баллов ( 4 минуты)

Приложение 1

Этап 1: Повторение изученного:




1.. Контроль (тест). Проверка усвоения теоретического материала прошлого урока – 5 мин

2. Актуализация знаний по теме «Белки и нуклеиновые кислоты» – 8 мин

  • Терминология – фронтальный опрос

Индивидуальные

  • Работа с мультимедийным конструктором (интерактивная доска)

  • Нахождение ошибок в записи (приём лови ошибку)

  • Установление соответствия процессов, протекающих в клетке анаболизму и катаболизму (интерактивная доска + индивидуальная работа в тетради )


Этап 2: Изучение нового материала :

Ход урока

  1. Создание проблемной ситуации

Слайд 1




Первоначально на слайде только рисунок клетки.

По щелчку появляется рисунок и подпись ДНК, затем - белок;


Любая живая клетка способна синтезировать необходимые ей вещества. Этот процесс называется биосинтезом. Найдите определение этого процесса в учебнике на стр. 32. Прочитайте. Какие компоненты необходимы для протекания данного процесса в клетке?

Ответ: Внутриклеточные структуры, белки-ферменты, энергия – АТФ

Сегодня на уроке мы подробно остановимся на процессе биосинтеза белка. Наиболее интенсивно белки синтезируются в период роста и развития. Дочерняя клетка синтезирует те же белки, что и материнская Отсюда можно сделать вывод, что способность к биосинтезу белка передаётся по наследству и сохраняется в течение всей жизни. Основная роль в этом принадлежит ДНК.

Вспомните, где содержатся молекулы ДНК в клетках растений и животных?

Ответ: В хромосомах ядра

Какие органоиды отвечают за синтез белка и где они находятся?

Ответ: Рибосомы, находятся в цитоплазме и на мембранах ЭПС

Итак, наследственная информация о структуре белка находится в ядре, а образование самого белка осуществляется в цитоплазме. Каким образом наследственная информация о первичной структуре белка передаётся к мессу его синтеза? Почему молекула ДНК не может покинуть ядро?

Ответ: Ядро отделено от цитоплазмы мембраной. Поры, имеющиеся в мембране настолько малы, что макромолекула ДНК не может покинуть ядро и очутиться в цитоплазме на месте синтеза белка.

Информацию с ДНК о строении белка к месту синтеза будет передавать посредник, которым является и-РНК




а) Ввод понятия «транскрипция»

Слайд 2



Схематично процесс биосинтеза можно представить как показано на рисунке:

ДНК→и-РНК→белок.

Процесс списывания информации о порядке включения аминокислот в полипептидную цепь с участка ДНК на и РНК получил название транскрипция (переписывания)

Второй процесс – «считывание» информации с и-РНК и создание при этом полимерной цепи белка называется – трансляция (передача)



Слайд 3



Транскрипция и трансляция – это этапы передачи наследственной информации. Познакомимся подробнее с этими процессами, используя видеофрагменты.

Заполним таблицу «Биосинтез белка»



Индивидуальная работа с таблицей в ходе просмотра видеофрагмента

Работа с СD- диском



Начало показа – фрагмент №2



Работа с СD- диском




Проверка заполнения таблицы: графа «Транскрипция»

Формулирование вывода: Образуемая в ходе транскрипции и-РНК содержит точную копию информации, записанной в соответствующем участке ДНК.




б) ввод понятия трансляция


Работа с СD- диском



Познакомимся с процессом трансляции. Смотрим видеофрагмент, заполняем таблицу.

(Пошаговый просмотр видеофрагмента. В ходе просмотра делаем остановки. Вводим новые понятия).

Кодон- сочетание трёх нуклеотидов и-РНК, шифрующих определённые аминокислоты;

Антикодон – три нуклеотида средней ветви т-РНК, комплементарные одному из кодонов и-РНК.



Работа с СD- диском




Функциональный центр рибосомы – образование , состоящее из и-РНК, большой и малой субъединицы рибосомы, вещающий 4 триплета : два - и-РНК и два – т-РНК.

Проверка заполнения таблицы: графа «Трансляция»








Самостоятельная работа

1. Установите последовательность процессов биосинтеза белка.

а) Синтез и РНК на ДНК.

б) Присоединение аминокислоты к т. РНК.

в) Доставка аминокислоты к рибосоме.

г) Перемещение и РНК из ядра к рибосоме.

д) Нанизывание рибосом на и РНК.

е) Присоединение двух молекул т РНК с аминокислотами к и РНК.

ж) Взаимодействие аминокислот присоединённых к и РНК, образование пептидной

связи.







Сколько рибосом может располагаться на одной молекуле и-РНК?

Ответ на этот вопрос найдём на следующем слайде.





Этап 3 Закрепление изученного материала

Задания для отработки с тренажером:







Введите код ДНК или и-РНК. Рассмотрите по высвечивающимся дорожкам, где в таблице расположен 1нуклеотид, где второй, и где третий. Сформулируйте правило для определения искомой аминокислоты

По фрагменту ДНК, состоящей из последовательности нуклеотидов ТТТАГЦТГТЦГГ определите последовательность нуклеотидов на и-РНК, аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка.





2

уровень:



Запишите в тетрадь триплет нуклеотидов, заданный тренажёром. Установите, какой аминокислоте он соответствует. Запишите последовательность из 6 триплетов для НК и соответствующие им аминокислоты. Последовательность нуклеотидов задаётся тренажёром.








Задача для самостоятельной работы по выбору.

  1. Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?

  2. С какой последовательности аминокислот начинается белок, если он закодирован такой последовательностью нуклеотидов: АГАЦЦГАТГТАТГАГ.

  3. Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦЦТТТТЦГТЦАА. Определите последовательность нуклеотидов в и-РНК, антикодоны т-РНК и последовательность аминокислот в фрагменте молекулы белка.

Для решения задач используйте тренажёр используя тренажёр. .


Приложение

Таблица для самостоятельной работы Биосинтез белка

Название

процесса

Транскрипция

Трансляция

Какие клеточные структуры участвуют?

Ядро

Цитоплазма, рибосомы

Где происходит?

В хромосомах на молекуле ДНК ,


В рибосомах на молекуле и-РНК

Особенность реакции

Матричный синтез

Матричный синтез

Какие структуры необходимы?

Матрица – ДНК;

фермент; свободные нуклеотиды; АТФ

Матрица- и-РНК;

рибосомы; т-РНК; аминокислоты; ферменты; АТФ

Что является результатом?

и-РНК;

Полипептидная цепочка белка



Похожие:

Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconКонспект урока по биологии в 9 классе
Оборудование: таблица «Биосинтез белка», компьютерная презентация, компьютер, проектор
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconКонспект открытого урока биологии с использованием
...
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconУрок по общей биологии в 11 классе
Конспект урока по общей биологии в 11 классе «Дело академика Вавилова» («Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова»)
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconПлан-конспект урока «Биосинтез углеводов фотосинтез»
Биология. Основы общей биологии: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconПлан-конспект урока «Биосинтез углеводов фотосинтез»
Основы общей биологии учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Вента-Граф, 2004
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconКонспект урока химии с использованием икт в 10 классе по теме: «Белки»
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала, формулирование целей и задач урока, ожидаемых...
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconТема «Развитие жизни на Земле»
План – конспект урока биологии в 9 классе с использованием мультимедийной презентации
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconКонспект урока с использованием информационно- коммуникационных технологий (икт)
Методика данного урока позволила проявить всем учащимся класса в течение всего урока познавательную активность и интерес. Использование...
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconТема урока: Биосинтез белков. Понятие о гене. Днк источник генетической информации. Генетический код
Тема урока: Биосинтез белков. Понятие о гене. Днк – источник генетической информации. Генетический код, раздел «Органическая химия...
Конспект урока по Общей биологии в 9 классе с использованием икт «Биосинтез белков в живой клетке» iconКонспект урока по биологии с использованием икт
Автор награждён дипломом «За лучший урок с применением информационных технологий» в Московском областном конкурсе «Компьютер и школа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница