Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия




Скачать 319.6 Kb.
НазваниеКонтрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия
страница1/2
Дата07.09.2012
Размер319.6 Kb.
ТипКонтрольная работа
  1   2
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Образец

Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления

Химия

  1. Структура экзамена

Контрольная работа из 5 заданий и практическая работа.

Задания контрольной работы составлены по следующим разделам учебной программы:

Разделы:

  1. Строение атома и свойства элементов, химический элемент, периодический закон и ПСЭМ. Химическая связь и строение вещества

  2. Химические реакции. Условия протекания. Химическое равновесие

  3. Химические превращения

  4. Растворы

Задания

Проверяемые элементы

Балл за выполнение проверяемого элемента

Балл за выполнение задания

1

Правильно составляет электронную конфигурацию атома данного элемента.

0,1

4



Обьясняет принцип Паули на основе электронной конфигурации для валентных электронов атома данного элемента .

0,1

Обьясняет правило Хунда на основе электронной конфигурации для валентных электронов атома данного элемента .

0,1

Обьясняет правило Клечковского на основе электронной конфигурации для валентных электронов атома данного элемента .

0,1

Правильно описывает состояние электронов в атоме данного элемента, используя все квантовые числа( главное, орбитальное, магнитное и спин).

0,2

Определяет валентные возможности атома . Степень окисления

0,2

На примере элементов III- периода обьясняет изменение окислитель-восстановительных свойств

1

На примере элементов III- периода обьясняет изменение кислотно-основных свойств

1

Обьясняет образование ковалентной полярной связи по механизму обобществления электронов.

0,2

Обьясняет образование ковалентной полярной связи по донорно-акцепторному механизму

0,2

Обьясняет электронное строение центрального атома и тип его гибридизации

0,2

В соотвествии с типом гибридизации определяет геометрическую форму молекулы в пространстве.

0,2

Объясняет строение молекулы по методу валентных связей (ВС)

0,2

Показывает насыщенность связей центрального атома

0,2

2

Скорость химических реакций, ее определение и математическое выражение

0,4

4

Закон действия масс. Объяснить влияние концентрации на скорость химических реакций

0,4

Объяснить влияние температуры на скорость химических реакций (правило Вант –Гоффа).

0,4

Объяснить влияние катализатора на скорость химических реакций : а) гомогенных; б) гетерогенных

0,8

Роль катализа в химии и биохимии.

0,2

Химическое равновесие. Уметь применять правило Ле-Шателье

0,4

Оъяснять влияние концентрации на смещение химического равновесия

0,4

Оъяснять влияние давления на смещение химического равновесия

0,4

Оъяснять влияние температуры на смещение химического равновесия

0,4

Выразить математическии константу равновесия для реакция протекающеи по уравнению

0,2

3

Составить уравнения реакций

10*0,2

5

Указать условия протекания реакций

5*0,2

Для реакции, обозначенной звездочкой, объяснить механизм реакции

1

Для реакции, обозначенной звездочкой, составить уравнение гидролиза солей в ионном и молекулярном виде

1

4

Записывает условие задачи



5

Определение массы растворенного вещества



Определение мольного фактора



Составление пропорции по уравнению реакции.



Расчет выхода продукта



5

Составить уравнение реакции между ацетатом натрия и гидроксидом натрия, рассчитать массу. Объем и количество метана, выделяющегося в данной реакции.

1

6

Составить уравнение реакции между соляной кислотой и диоксидом марганца, рассчитать массу, объем и количество хлора, выделяющегося в данной реакции

1

Составить уравнение реакции хлорирования метана и рассчитать массу. объем и количество хлороводорода

1

Рассчитать массу, объем и количество непрореагировавшего хлора.

1

Составить уравнение реакции между хлором и водой, рассчитать массу. объем и количество хлороводорода и хлорноватистой кислоты

1

Рассчитать массу, объем и количество соляной кислоты, образовавшейся в результате реакции

0,5

Для получившихся кислот составить уравнения нейтрализайи с гидроксидом натрия и рассчитать массу щелочи

0,5










  1. Шкала перевода количества баллов в оценку:

30- баллов - максимальное количество

«5»-89-100% 26-30 баллов

«4»-72-88% 22-25 баллов

«3»-55-71% 17-21 баллов

«2»- 54 и ниже 16 баллов и ниже


  1. Время проведения экзамена:

Контрольная работа 4 астрономических часа (240минут)

Практическая работа – 1 час


Перечень лабораторных работ


  1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединениях. Оформить результаты в тетрадь.

  2. Получение этилена и изучение его свойств. Оформить результаты в тетрадь.

  3. Окисление спиртов до альдегидов. Оформить результаты в тетрадь.

  4. Качественные реакции многоатомных спиртов. Оформить результаты в тетрадь.

  5. Изучение свойств карбоновых кислот. Оформить результаты в тетрадь.

  6. Получение мыла и изучение его свойств. Оформить результаты в тетрадь.

  7. Изучение свойств сахарозы. Оформить результаты в тетрадь.

  8. Изучение свойств белков. Оформить результаты в тетрадь.

  9. Определение эквивалента магния. Оформить результаты в тетрадь.

  10. Доказательство кислотно-основных и амфотерных свойств а) гидроксида натрия, б) гидроксида цинка и в) серной кислоты. Оформить результаты в тетрадь.

  11. Получение комплексов меди (II), железа (II) и (III) исследование их свойств. Оформить результаты в тетрадь.

  12. Коррозия железа при контакте его с цинком и/или оловом. Оформить результаты в тетрадь.

  13. Скорость химических реакций. Оформить результаты в тетрадь.

  14. Качественные реакции на хлорид, сульфат, нитрат, карбонат анионы и катион аммония. Оформить результаты в тетрадь.

  15. Получение аммиака, изучение свойств водного раствора аммиака. Оформить результаты в тетрадь.

  16. Смещение химического равновесия в системе/ на примере роданида аммония (или калия) и хлорида жедеза (III) путем изменения концентрации. Оформить результаты в тетрадь.

  17. Гидролиз солей. Реакции ионного обмена. Оформить результаты в тетрадь.

  18. Распознование минеральных удобрений. Оформить результаты в тетрадь.

  19. Получение, собирание и изучение свойств газов неорганического органического происхождения. Оформить результаты в тетрадь. Оформить результаты в тетрадь.

  20. Получение и распознавание неорганических и органических веществ.



Пример практической работы «Получение этилена и изучение его химических свойств»

Критерии оценивания

Балл

  1. Правильно сформулирована цель работы.

1

  1. Составлен план проведения работы

1

  1. Приведена теоретическая часть с обоснованием того или иного способа выполнения задания (методика выполнения данного эксперимента)

1

  1. Представлен химизм процесса посредством конкретных уравнений химических реакций

1

  1. Приведена экспериментальная часть, результаты представлены в виде таблиц, данные которых использованы для математических расчетов и построения графиков (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ)

1

  1. Соблюдены правила ТБ, сделан анализ полученных результатов и сформулированы выводы, касающиеся цели работы.

1

Итого

6 баллов



Выполнение работы.

Получение этилена гидратацией этанола

В сухую пробирку налейте 1-1,5 мл этанола и осторожно добавьте 2-3 мл концентрированной серной кислоты. При нагревании смеси для равномерного кипения добавьте в реакционный сосуд фарфоровые камешки. Плотно закройте пробирку газоотводной трубкой и закрепите в штативе, как показано на рисунке. Нагревание проводите, соблюдая правила техники безопасности.

Изучение свойств этилена:

А) конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 1,5-2 мл бром (йод) ной воды и пропускайте этилен до полного обесцвичивания бромной воды.

Б) конец газоотводной трубки опустите в пробирку с 1,5-2 мл раствора перманганата калия и пропускайте этилен до полного его обесцвичивания. .

В) к концу газоотводной трубки поднесите пламя и наблюдайте реакцию горения этилена. После нагревания, дождитесь охлаждения прибора, разберите его, и приведите в порядок рабочее место.


Контрольная работа

1- вариант

I.1. В соответствии с принципом Паули , правилом Хунда, правилом Клечковского составьте электронно-графическую формулу элемента с порядковым номером №19. Для валентных электронов определите:а) валентность и степень окисления ; б) квантовые числа

I.2. По ПСЭ Д.И Менделеева на примере элементов III- периода проследить а) изменение окислитель-восстановительных свойств; б) кислотно-основных свойств элементов .

I.3. Для молекулы хлорида бора определите: а) тип гибридизации атома бора; б) геометрическую форму молекулы в пространстве; в) механизм образования химической связи.

II.1 Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, температура (правило Вант-Гофф ), концентрация- закон действия масс.Константа скорости реакции. Энергетика и баланс – закон Гесса, катализаторы и ингибиторы, гомогенный и гетерогенный катализ, роль катализа в химии и биохимии.

II.2 Химическое равновесие. Обьяснит условия смещения равновесия по принципу Ле Шателье при изменении: а) температуры; б) давления ; в) концентрации веществ для реакции : 2CO +O2 = 2CO2 ; ∆H = -566,4 кДж

III. Выполните цепочку превращений и для реакции, обозначенной звездочкой, объяснить механизм реакции. Для реакции, обозначенной звездочкой, составить уравнение гидролиза солей в ионном и молекулярном виде

NaCl *→ Cl2 →HCl →C2H5Cl → C2H5OH

↓ ↑

NaOH→ *Na2CO3→NaHCO3 →CO2→C6H12O6


IV. К 10% раствору (плотность 1,109 г/мл) объемом 300 мл гидроксида натрия прибавили 500мл 30%раствора с плотностью 1,180 г/мл азотной кислоты, образовалось 65 г соли. Рассчитайте выход продукта.

V. При нагревании 20,5 г безводного ацетата натрия и гидроксида натрия выделился газ, взаимодействующий с хлором на свету. Хлор, в свою очередь, был получен в результате взаимодействия 130,5 г диоксида марганца с соляной кислотой. После окончания реакции хлорирования все газообразные вещества растворили в воде. Рассчитайте количество гидроксида натрия, необходимого для нейтрализации полученного раствора. ( 2моль)


Контрольная работа (ответы).

1- задание

I.1. В соответствии с принципом Паули , правилом Хунда, правилом Клечковского составьте электронно-графическую формулу элемента с порядковым номером №19. Для валентных электронов определите:а) валентность и степень окисления ; б) квантовые числа

Элемент с №19 – калий, щелочной металл, расположен в IV периоде, I группе, главной подгруппе таблицы Д.И. Менделеева. Следовательно, заряд ядра атома калия +19, протонов – 19, электронов – 19, нейтронов -20.

Распределение электронов по четырем энергетическим уровням для атома К:



1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s1  , электронно-графическая формула имеет вид:

+19 )2e )8e )8e )1e 1s22s22p63s23p64s1

4

s
1

Валентный электрон – 1, валентность – 1, степень окисления: 0;+1

Квантовые числа для валентного электрона: n = 4; l= 0; ml = 0; ms = +1/2


По принципу Паули: В атоме не может быть двух электронов с одинаковым набором всех четырех квантовых чисел

Например : в атоме калия на первом энергетическом уровне имеется 2 электрона 1s2 :


↑↓



n = 1 n = 1

l= 0 l= 0

ml = 0 ml = 0

ms = +1/2 ms = -1/2

квантовые числа отличаются значением магнитного спинового числа ms

Правило Хунда: При данном значении l (т.е. в пределах определенного подуровня) электроны располагаются таким образом, чтобы суммарный спин был максимальным. Калий: 4s1







а) ms = +1/2 б) ms = -1/2 ms1 > ms2 , следовательно, а) верно

Правило Клечковского: Заполнение электронами орбиталей в атоме происходит в порядке возрастания суммы главного и орбитального квантовых чисел . При одинаковой сумме раньше заполняется орбиталь с меньшим значением . Для атома калия: 1s22s22p63s23p64s1

1.2. По ПСЭ Д.И Менделеева на примере элементов III- периода проследить а) изменение окислительно-восстановительных свойств; б) кислотно-основных свойств элементов . Элементы III- периода: Na , Mg, Al, Si, P, S, Cl , Ar

а) Зависимость атомных радиусов (r) от заряда ядра (Z) имеет периодический характер. В пределах одного периода с увеличением Z проявляется тенденция к уменьшению размеров атомов. Например, в третьем периоде атомные радиусы имеют следующие значения: Na( пм) , Mg(), Al(), Si(), P(), S(), Cl() , Ar() Это объясняется увеличением притяжения электронов внешнего слоя к ядру по мере возрастания заряда ядра. В третьем периоде с ростом положительного заряда ядер атомов возрастает число электронов на внешнем уровне (от 1 до 8), что объясняет изменение свойств элементов: в начале периода находится Na - щелочной металл, затем металлические свойства постепенно ослабевают и усиливаются свойства неметаллические. С увеличением заряда ядра восстановительные свойства атомов уменьшаются, а окислительные свойства увеличиваются.

Например : натрий легко отдает внешний электрон, превращаясь в катион натрия Na0 -1e → Na+ , а хлор легко присоединяет один электрон и превращается в анион Cl0+1e → Cl-

б)Na2O , MgO, Al2O3, SiO2, P2O5, SO3, Cl2O7

NaOH, Mg(OH)2 , Al(OH)3, H2SiO3, H3PO4, H2SO4, HClO4 основные свойства уменьшаются, а кислотные возрастают.

щелочь основание амфотерное слабая кислота сильная кислота

основание


Na2O сильный основной оксид

Na2O + H2O = 2NaOH

Na2O + CO2 = Na2CO3

Na2O + H2SO4 = Na2SO4+H2O

Al2O3 амфотерный оксид

Al2O3 +3H2SO4 = Al2(SO4)3+3 H2O

Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2+H2O

SO3 сильный кислотный оксид

SO3 +H2O = H2SO4

SO3 + 2KOH = K2SO4+ H2O

SO3 + K2O = K2SO4

1.3. BCl3 молекула хлорида бора: В - центральный атом, строение которого в основном и возбужденном состоянии выглядит так:

а) +5 )2e)3e B 2s2 2p1 B* 2s2 2p1



1200
тип гибридизации – sp2, геометрическая форма в пространстве: б) плоский треугольник:

в) механизм образования ковалентной связи: B* 2s2 2p1



3s2 3p5

3s2 3p5

3s2 3p5


Спаривание одиночных(валентных) электронов:

Cl• + •B• + •Cl Cl :B: Cl Cl – B – Cl

..

+ Cl Cl

Cl•


2- задание. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, температура (правило Вант-Гофф ), концентрация- закон действия масс.Константа скорости реакции. Энергетика и баланс – закон Гесса, катализаторы и ингибиторы, гомогенный и гетерогенный катализ, роль катализа в химии и биохимии.

  1   2

Похожие:

Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconКонтрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы Химия
...
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconКонтрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы хбн математика
Контрольная работа состоит из 5 заданий в соответствии с содержанием экспериментальной учебной программы по предмету «Математика»...
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников специальности 240107 Химическая технология неорганических веществ Северск 2011 Программа итоговой государственной аттестации выпускников огоу спо «Северский промышленный колледж»
Вид итоговой государственной аттестации – выпускная квалификационная работа (дипломный проект)
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconАнализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников | X и XI классов Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов моу сош №34 2011 год
Анализ работы школы по подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации в 2010 201 1 учебном году
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconПлан мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников в 2011/2012 учебного года
...
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconТест для итоговой аттестации выпускников старшей школы История Казахстана
Тест состоит из 30 заданий, расположенных по нарастанию уровня сложности. К каждому заданию даны несколько вариантов ответов, из...
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconПрограмма Наименование дисциплины, изучаемой на профильном уровне химия
Профиль обучения: естественно-научный профиль химико-биологического направления
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconПлан подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса моу новоспасской средней общеобразовательной школы
Совещание при завуче. Утверждение программы подготовки школы к егэ в 11 классе и новой форме итоговой аттестации в 9 классе
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconГосударственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике цель гиа выпускников IX классов
Цель гиа выпускников IX классов – оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике выпускников основной школы общеобразовательных...
Контрольная работа для итоговой аттестации выпускников старшей школы химико-биологического направления Химия iconАнализ итоговой аттестации выпускников 11 А, 11 б классов мбоу сош №73 2011 2012 учебного год
Рф «Об образовании», Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х, Х1 (Х11) классов оу РФ в мбоу сош №73 с 28....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница