Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма




Скачать 345.38 Kb.
НазваниеПриказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма
страница1/4
Дата28.11.2012
Размер345.38 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРИКАЗ

от 23 марта 1998 г. N 769


О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА


Важнейшим вопросом развития туристско - краеведческой деятельности в образовательных учреждениях является его кадровое обеспечение.

В целях сохранения и дальнейшего развития туристско - краеведческой работы в образовательных учреждениях Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение об инструкторе детско - юношеского туризма, Примерный учебный план по подготовке инструкторов детско - юношеского туризма и Программу курса по подготовке инструкторов детско - юношеского туризма (Приложение 1).

1.2. Положение о VI Всероссийском туристском слете учителей (Приложение 2).

2. Отделу дополнительного образования Минобразования России (А.К. Бруднову) совместно с Центром детско - юношеского туризма Минобразования России (Ю.С. Константиновым) до 1 июня 1998 г. разработать и представить на утверждение положения о юном инструкторе туризма, юном спасателе, учебные планы и программы их подготовки из числа обучающихся.

3. Одобрить опыт совместной работы Центра детско - юношеского туризма и Московского государственного открытого педагогического университета по заочной подготовке туристских кадров с высшим профессиональным образованием по специальности "031300 - Социальная педагогика" со специализацией "Организатор туристско - краеведческой работы".

4. Назначить головным образовательным учреждением подготовки инструкторов детско - юношеского туризма Центр детско - юношеского туризма Минобразования России, возложив на него программное и методическое обеспечение процесса обучения.

5. Рекомендовать ректорам педагогических вузов осуществлять по договорам с органами управления образованием субъектов Российской Федерации целевую подготовку специалистов из числа студентов, желающих получить дополнительную специализацию "Организатор туристско - краеведческой работы".

6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

6.1. Принять меры по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации туристских кадров из числа педагогических работников образовательных учреждений на базе центров и станций юных туристов при участии институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

6.2. Организовать переподготовку и повышение квалификации инструкторов детско - юношеского туризма через центры и станции юных туристов совместно с институтами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

6.3. Практиковать проведение в территориях туристских слетов учителей и иных педагогических работников образовательных учреждений для повышения их квалификации, используя возможности центров и станций юных туристов, привлекая к их проведению комитеты профсоюзов, комитеты по делам молодежи, комитеты по физической культуре и туризму. Готовить и направлять команды учителей и иных педагогических работников на всероссийские туристские слеты учителей.

6.4. Использовать меры поощрения учителей и педагогов дополнительного образования, активно участвующих в туристско - краеведческой работе со школьниками.

7. Контроль за выполнением Приказа возложить на отдел дополнительного образования (А.К. Бруднова).


Заместитель Министра Е.Е.ЧЕПУРНЫХ


Приложение 1


ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИНСТРУКТОРЕ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА


I. Общие положения


Звание "Инструктор детско - юношеского туризма" присваивается лицам, достигшим 18-летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы по программе "Инструктор детско - юношеского туризма", совершившим зачетный поход первой категории сложности и успешно сдавшим зачеты.

Лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащимися, в том числе опыт руководства походом III степени сложности, могут, предоставив письменные практические работы, сдать зачеты на звание "Инструктор детско - юношеского туризма" экстерном.

Инструктор детско - юношеского туризма относится к туристским кадрам системы образования и является организатором туристско - краеведческой и экскурсионной работы в образовательных учреждениях любого типа. Имеет право руководить степенными походами, путешествиями, экскурсиями, походами I категории сложности. Проводить подготовку для выполнения нормативов на значки "Юный турист России" и "Турист России", спортивные разряды по туризму, готовить младших инструкторов туризма, участвовать в организации и руководстве туристскими лагерями, слетами, соревнованиями, краеведческими конференциями и другими видами туристско - краеведческой работы, вести занятия в туристских объединениях учащихся.

Звание "Инструктор детско - юношеского туризма" может учитываться при прохождении педагогическими работниками очередной аттестации.


II. Порядок присвоения звания


1. Звание "Инструктор детско - юношеского туризма" присваивают образовательные учреждения туристско - краеведческой направленности или учреждения, имеющие туристско - краеведческие отделы.

2. Лицам, получившим инструкторские звания, выдают удостоверения единого образца, установленного Центром детско - юношеского туризма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

О присвоении инструкторских званий и прохождении курса (сбора, семинара) делается запись в удостоверении инструктора и учетной карточке (Приложения 1, 2 к Положению об инструкторе детско - юношеского туризма), которая хранится в учреждении, выдавшем удостоверение.


III. Общие права и обязанности


1. Инструктор детско - юношеского туризма пользуется преимущественным правом:

участвовать в учебных сборах, экспедициях, экскурсиях, путешествиях, походах с целью повышения туристского мастерства и квалификации;

получать туристское снаряжение для проведения туристских мероприятий с учащимися. Инструктор обеспечивается на время учебной работы необходимым снаряжением за счет организации, проводящей (направляющей на) мероприятие.

2. Инструктор детско - юношеского туризма обязан:

готовить и воспитывать туристско - краеведческие кадры в лучших традициях российского туризма, организовывать и возглавлять туристские походы, путешествия, экспедиции и экскурсии, быть честным, принципиальным, требовательным и быть примером для юных туристов;

проводить туристские мероприятия так, чтобы они способствовали духовному, нравственному и физическому развитию, укреплению здоровья юных туристов. Воспитывать готовность к защите Отечества, смелость, мужество и выносливость, чувство коллективизма, сознательную дисциплину, способствовать расширению кругозора обучающихся, приобретению новых знаний и умений. Обучать различным формам и методам выживания в природной среде, истории родного края, влиять на повышение уровня туристского мастерства;

всю свою деятельность направлять на воспитание патриотизма, чувства долга и любви к Родине, ответственности подрастающего поколения перед обществом;

активно участвовать в развитии детско - юношеского туризма, туристско - краеведческой деятельности, охране природы, памятников истории и культуры;

целенаправленно развивать экологическое воспитание обучаемых;

быть организатором общественно полезной деятельности юных туристов, бороться за высокую культуру российского туризма;

проводить все туристские мероприятия в строгом соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму и других государственных учреждений;

постоянно повышать свою общую культуру, методическую подготовленность и туристское мастерство.

3. Инструктор детско - юношеского туризма обязан проходить один раз в пять лет туристскую переподготовку.

4. Инструктор детско - юношеского туризма обязан обеспечить дисциплину среди обучаемых или руководимых им туристов, пресекать всякие нарушения установленных для туристов правил и норм, предостерегать туристов от переоценки своих сил и возможностей.


IV. Взыскания


Инструктор детско - юношеского туризма, проявивший безответственное отношение к своим обязанностям, грубо нарушивший нормативные документы по туристско - краеведческой работе с учащимися, либо совершивший поступки, недостойные педагога, может быть подвергнут взысканию вплоть до лишения звания.


V. Учет работы инструктора детско - юношеского туризма

и норма его нагрузки


Учет работы инструктора детско - юношеского туризма производит образовательное учреждение, в котором он состоит на учете или работает по трудовому договору.

Количество обучаемых одним инструктором и нормы педагогической нагрузки определяются нормативными документами по туристско - краеведческой работе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.


ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ

ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА


┌──────┬────────────────────────────────────┬────────────────────┐

│ N │ Наименование темы │ Количество часов │

│ п/п │ ├─────┬──────┬───────┤

│ │ │всего│лекций│ практ.│

│ │ │ │ │занятия│

├──────┼────────────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │

├──────┼────────────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┤

│1. │История туризма в России. Туризм и │ │ │ │

│ │краеведение в системе образования │1 │1 │- │

│ │ │ │ │ │

│2. │Нормативные документы по вопросам │ │ │ │

│ │туристской и краеведческой работы │ │ │ │

│ │с учащимися │2 │2 │- │

│ │ │ │ │ │

│3. │Организация, содержание и формы │ │ │ │

│ │туристско - краеведческой работы в │ │ │ │

│ │образовательном учреждении │21 │ │ │

│ │ │ │ │ │

│3.1. │Организация и планирование турист- │ │ │ │

│ │ской и краеведческой работы в обра- │ │ │ │

│ │зовательном учреждении │2 │2 │- │

│ │ │ │ │ │

│3.2. │Формы туристско - краеведческой │ │ │ │

│ │работы │19 │ │ │

│ │ │ │ │ │

│3.2.1.│Работа туристско - краеведческих │ │ │ │

│ │объединений │2 │2 │- │

│ │ │ │ │ │

│3.2.2.│Туристский лагерь │2 │2 │- │

│ │ │ │ │ │

│3.2.3.│Организация и проведение массовых │ │ │ │

│ │туристских мероприятий с учащимися │10 │2 │8 │

│ │ │ │ │ │

│3.2.4.│Туристско - краеведческое движение │ │ │ │

│ │"Отечество" │2 │2 │- │

│ │ │ │ │ │

│3.2.5.│Школьный музей │3 │1 │2 │

│ │ │ │ │ │

│3.3. │Туристские маршруты и экскурсионные │ │ │ │

│ │объекты родного края │2 │2 │- │

│ │ │ │ │ │

│4. │Организация, подготовка и проведение│ │ │ │

│ │туристских походов с учащимися │74 │ │ │

│ │ │ │ │ │

│4.1. │Подготовка похода │4 │4 │- │

│ │ │ │ │ │

│4.2. │Финансовое, продовольственное и │ │ │ │

│ │материально - хозяйственное обеспе- │ │ │ │

│ │чение похода │5 │3 │2 │

│ │ │ │ │ │

│4.3. │Первая доврачебная помощь в походе. │ │ │ │

│ │Гигиена юного туриста │10 │2 │8 │

│ │ │ │ │ │

│4.4. │Основы топографии и ориентирования │12 │4 │8 │

│ │ │ │ │ │

│4.5. │Физическая и техническая подготовка │ │ │ │

│ │юных туристов │10 │2 │8 │

│ │ │ │ │ │

│4.6. │Меры по обеспечению безопасности в │ │ │ │

│ │походах и на экскурсиях │10 │2 │8 │

│ │ │ │ │ │

│4.7. │Содержание и методика выполнения │ │ │ │

│ │краеведческих наблюдений и экспеди- │ │ │ │

│ │ционных заданий. Общественно полез- │ │ │ │

│ │ная работа юных туристов │6 │2 │4 │

│ │ │ │ │ │

│4.8. │Организация и методика проведения │ │ │ │

│ │экскурсий │5 │1 │4 │

│ │ │ │ │ │

│4.9. │День в походе │10 │2 │8 │

│ │ │ │ │ │

│4.10. │Подведение итогов похода │2 │2 │- │

│ │ │ │ │ │

│5. │Степенной учебный поход │24 │- │24 │

│ │ │ │ │ │

│6. │Особенности горных, лыжных, водных │ │ │ │

│ │и велосипедных походов │15 │4 │11 │

│ │ │ │ │ │

│7. │Учебная и воспитательная работа │ │ │ │

│ │инструктора детско - юношеского │ │ │ │

│ │туризма │2 │2 │- │

│ │ │ │ │ │

│8. │Стажировка с группами учащихся │(вне │сетки │часов) │

│ │ │ │ │ │

│9. │Зачетные занятия │3 │- │3 │

├──────┼────────────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┤

│ │Всего │144 │46 │98 │

├──────┼────────────────────────────────────┼─────┼──────┼───────┤

│ │Зачетно - категорийный поход │ │ │ │

│ │не менее │56 ч.│- │56 │

└──────┴────────────────────────────────────┴─────┴──────┴───────┘


ПРОГРАММА КУРСА ПО ПОДГОТОВКЕ ИНСТРУКТОРОВ

ДЕТСКО - ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА


1. История туризма в России. Туризм и краеведение в системе образования. Роль туризма в патриотическом воспитании учащихся


История туризма в России. Роль туристских походов, путешествий, экспедиций, экскурсий, краеведческих поисков в формировании характера учащегося, его нравственных принципов, патриотизма, повышения знаний.

Туризм - многофункциональное средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления учащихся, активного участия в общественно полезной деятельности, привитие самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.

Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско - юношеского туризма. Туристские организации страны.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, характеристика каждого вида.

Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Туристские нормативы на значки "Юный турист России" и "Турист России". Разрядные требования по спортивному туризму.

Формы туристско - краеведческой работы с учащимися.

Туристско - краеведческое движение учащихся "Отечество". Основные направления движения.

Примеры хорошей постановки туристско - краеведческой работы в школах. Условия успешного развития туризма в этих школах.


2. Нормативные документы по вопросам туристско - краеведческой работы с учащимися


Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации (приложение 1 к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. N 293 "Об утверждении нормативных документов по туристско - краеведческой деятельности").

Положение о значке "Юный турист России" (приложение 2 к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. N 293).

Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях (приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 9/32-Ф "О нормах расходов на питание в туристских мероприятиях").

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 9 июня 1994 г. N 59-М "Об организации туристско - краеведческой и экскурсионной работы с учащимися".
  1   2   3   4

Похожие:

Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconАльманах «К вершине» Центра детско-юношеского туризма «Космос» г. Челябинска
Дома пионеров и школьников №1 и клуба по месту жительства имени Ю. А. Гагарина. В настоящее время «Космос» это – Муниципальное учреждение...
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconНаставничество, как элемент системы подготовки и адаптации кадров 109 Основные формы и методы подготовки персонала для индустрии туризма и гостеприимства 123
Статьи кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» на xii-ю Международную научно-практическую конференцию...
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconПрограммы содержание программы 1-го года обучения. Основы туристской подготовки
России. Организация туризма в России. Роль государства и органов образования в развитии детско-юно­шеского туризма. Виды туризма:...
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconСправочник музеев образовательных учреждений
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Тульской области «Областной центр детско-юношеского...
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма icon«Областной центр детско-юношеского туризма» Тип образовательного учреждения
Тульской области по надзору и контролю в сфере образования. Срок действия по 12. 02. 2013 г
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconУчебный план школы инструкторов детско юношеского туризма гудод «Крайсютур» №
Организация, содержание и формы туристской и краеведческой работы в образовательном учреждении
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconДоклад подготовлен административно-управленческим составом детско-юношеского центра
Публичный информационно-аналитический доклад о состоянии и результатах деятельности Государственного бюджетного образовательного...
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconПорядок подготовки и проведения кандидатского экзамена по специальности
Настоящий Порядок разработан в соответствии с «Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров» от 27 марта 1998 г....
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconПрограмма дополнительного образования детей
Автор Полунина Елена Владимировна – педагог дополнительного образования Центра экологии, краеведения, детско-юношеского туризма и...
Приказ от 23 марта 1998 г. N 769 о развитии системы подготовки кадров детско юношеского туризма iconМуниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «центр детско-юношеского туризма» положение о туристско-спортивной межрайонной маршрутно-квалификационной комиссии мобу дод дюц «цдют»
О туристско-спортивной межрайонной маршрутно-квалификационной комиссии мобу дод дюц «цдют»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница