А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г




Скачать 460.92 Kb.
НазваниеА. Г. Свинаренко 18 января 2006 г
страница1/4
Дата25.11.2012
Размер460.92 Kb.
ТипГосударственный образовательный стандарт
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

А.Г. Свинаренко

18 января 2006 г.

Регистрационный №

735 тех/бак


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Направление подготовки

210600 Нанотехнология


Степень (квалификация) - бакалавр техники и технологии


Вводится с момента утверждения


Москва, 2006 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”


1.1.Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации № 1922 от 23.04.2004 г.


1.2. Степень(квалификация) выпускника - бакалавр техники и технологии. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению “Нанотехнология” при очной форме обучения 4 года.


1.3. Квалификационная характеристика выпускника


Бакалавр по направлению подготовки "Нанотехнология" в соответствии с требованиями "Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих", утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, №37, может занимать следующие должности: инженер, инженер-электроник, инженер-технолог, инженер-лаборант.


1.3.1. Область профессиональной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускника включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленной на создание, исследование, моделирование и эксплуатацию наноматериалов и компонентов наносистемной техники, применение процессов нанотехнологии и нанодиагностики.


1.3.2. Объекты профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются: наноматериалы и компоненты наносистемной техники; процессы нанотехнологии и методы нанодиагностики; физико-математические и физико-химические модели процессов, методов и компонентов, алгоритмы решения типовых задач, относящиеся к профессиональной сфере.


1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Бакалавр по направлению подготовки "Нанотехнология" в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды деятельности:

  • экспериментально-исследовательская;

  • производственно-технологическая;

  • эксплуатация и сервисное обслуживание;

  • организационно-управленческая.


1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности.

Бакалавр по направлению подготовки "Нанотехнология" подготовлен к решению следующих типовых задач:


1) экспериментально-исследовательская деятельность:

  • анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации по тематике исследования;

  • экспериментальные исследования по синтезу и анализу наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  • применение процессов нанотехнологии и методов нанодиагностики;

  • физико-математическое и физико-химическое моделирование исследуемых процессов и объектов;

  • описание проводимых исследований, подготовка данных для составления обзоров, отчетов и другой документации.



2) производственно-технологическая деятельность:

  • участие в работах по освоению технологических процессов в ходе подготовки производства наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  • участие в работах по подготовке технической документации на оборудование и процессы нанотехнологии и нанодиагностики;

  • организация метрологического обеспечения технологического процесса, использование типовых и разрабатываемых методов контроля качества выпускаемой продукции;

  • оценка эксплуатационных и надежностных параметров изделий по типовым и разрабатываемым методикам;

  • оценка экономической эффективности технологических процессов по существующим методикам;

  • контроль за соблюдением технологической дисциплины.


3) эксплуатация и сервисное обслуживание:

  • участие в монтаже, наладке и регулировании технологического и контрольно-диагностического оборудования, используемого при производстве наноматериалов и компонентов наносистемной техники;

  • организация технического обслуживания и ремонта оборудования, используемого при реализации процессов нанотехнологиии и методов нанодиагностики;

  • определение технического состояния и остаточного ресурса технологического и контрольно-измерительного оборудования, контроль за его эксплуатацией.


1.3.5. Квалификационные требования.

Для решения профессиональных задач бакалавр

  • осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследований и разработок;

  • изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области наноматериалов, нанотехнологии, нанодиагностики, компонентов наносистемной техники и их применению;

  • участвует в проведении экспериментальных исследований в области анализа и синтеза наноматериалов и компонентов наносистемной техники, примененяет процессы нанотехнологии и методы нанодиагностики по заданной программе, составляет описания экспериментов, готовит данные для составления отчетов, обзоров и другой документации;

  • выполняет физико-математическое и физико-химическое моделирование процессов и объектов по направлению профессиональной деятельности с использованием типовых методик;

  • участвует в монтаже и наладке технологического и контрольно-диагностического оборудования;

  • участвует в работах по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции;

  • участвует в испытаниях и сдаче экспериментальных и опытных образцов новой техники;

  • принимает участие в организации контроля качества выпускаемой продукции, проводит её сертификацию;

  • анализирует причины брака выпускаемой продукции и участвует в разработке мероприятий по его предупреждению;

  • осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины на своем участке, правильной эксплуатацией производственного и лабораторного оборудования;

  • принимает участие в организации технического обслуживания и ремонте технологического и контрольно-диагностического оборудования по направлению деятельности;

  • осуществляет профилактику производственного травматизма, профессиональных заболеваний и экологических нарушений.


Бакалавр должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся области своей профессиональной деятельности;

  • действующие стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации;

  • технические характеристики и экономические показатели отечественных и зарубежных разработок в области своей профессиональной деятельности;

  • основное используемое технологическое и контрольно-измерительное оборудование и принципы его работы;

  • виды брака и способы его предупреждения;

  • средства вычислительной техники, коммуникации и связи;

  • порядок пользования реферативными, периодическими и справочно-информационными изданиями и информационными технологиями по профилю работы;

  • методы проведения патентных исследований;

  • основы экономики, организации труда и управления коллективом;

  • основы трудового законодательства;

  • правила и нормы охраны труда, безопасности жизнедеятельности.



1.4. Возможности продолжения образования.


Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

- в магистратуре по направлениям:

  1. 554500 Нанотехнология

  2. 550700 Электроника и микроэлектроника

  3. 553100 Техническая физика


- освоению в сокращенные сроки образовательных программ по
направлению подготовки дипломированных специалистов


658300 Нанотехнология.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА


2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем полном общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

НАНОТЕХНОЛОГИЯ”


3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин и программу производственно-технологической практики..


3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным стандартом.


3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.


3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины;

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД - специальные дисциплины;

ФТД - факультативные дисциплины

и итоговую государственную аттестацию.


3.5.Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавров должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.


4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА «НАНОТЕХНОЛОГИЯ»



Индекс



Наименование дисциплин

и их основные разделы


Всего

часов

ГСЭ


Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1802


ГСЭ. Ф. 00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ. Ф. 01

Иностранный язык:

лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера; грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; понятие об обиходно-литературном, официально-деловом и научном стилях, стиле художественной литературы; основные особенности научного стиля; культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета; говорение; диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения; чтение; виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности; письмо; виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340


ГСЭ. Ф. 02

Физическая культура:

физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408



ГСЭ. Ф. 03

Отечественная история:

сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России как неотъемлемая часть истории;

античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; Византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 в.в.; социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ в.в.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра 1; Век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Хв; реформы и реформаторы в России; русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру; роль ХХ столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале ХХ в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е гг.; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

(см.

п.6.1.2)



ГСЭ. Ф. 04

Культурология:

структура и состав современного культурологического знания; культурология и история культуры; основные понятия культурологии: типология культур, этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; культура и глобальные проблемы современности.





ГСЭ. Ф. 05


Политология:

объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; политическая власть; политическая система: политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; мировая политика и международные отношения.





ГСЭ. Ф. 06


Русский язык и культура речи:

стили современного русского литературного языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности литературного языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе; жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов; подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи; разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов; культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.




ГСЭ. Ф. 07

Психология и педагогика:

психология: предмет, объект и методы психологии; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; мозг и психика; структура психики; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; эмоции и чувства; психическая регуляция поведения и деятельности; психология личности; педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.





ГСЭ. Ф. 08

Правоведение:

государство и право; система российского права; конституция Российской Федерации - основной закон государства; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; административные правонарушения и административная ответственность; уголовная ответственность за совершение преступлений; особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.





ГСЭ. Ф. 09



Социология:

предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы и общности; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность; понятие социального статуса; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; социальные изменения; социальные революции и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методы социологического исследования.




ГСЭ. Ф. 10


Философия:

предмет философии; место и роль философии в культуре; становление философии; основные направления, школы философии и этапы исторического развития; структура философского знания; учение о бытии; монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия; понятия материального и идеального; пространство, время; движение и развитие, диалектика; детерминизм и индетерминизм; динамические и статистические закономерности; научные, философские и религиозные картины мира; человек, общество, культура; человек и природа; общество и его структура; гражданское общество и государство; человек в системе социальных связей; человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость; формационная и цивилизационная концепции общественного развития; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право; нравственные ценности; представление о совершенном человеке в различных культурах; эстетические ценности и их роль в человеческой жизни; религиозные ценности и свобода совести; сознание и познание; сознание, самосознание и личность; познание, творчество, практика; вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности; проблема истины; действительность, мышление, логика и язык; научное и вненаучное знание; критерии научности; структура научного познания, его методы и формы; рост научного знания; научные революции и смены типов рациональности; наука и техника; будущее человечества; глобальные проблемы современности; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.





ГСЭ. Ф. 11


Экономика:

введение в экономическую теорию; блага; потребности, ресурсы; экономический выбор; экономические отношения; экономические системы; основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; микроэкономика; рынок; спрос и предложения; потребительские предпочтения и предельная полезность; факторы спроса; индивидуальный и рыночный спрос ; эффект дохода и эффект замещения; эластичность; предложение и его факторы; закон убывающей предельной производительности; эффект масштаба; виды издержек; фирма; выручка и прибыль; принцип максимизации прибыли; предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли; эффективность конкурентных рынков; рыночная власть; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; антимонопольное регулирование; спрос на факторы производства; рынок труда; спрос и предложение труда; заработная плата и занятость; рынок капитала; процентная ставка и инвестиции; рынок земли; рента; общее равновесие и благосостояние; неравенство; внешние эффекты и общественные блага; роль государства; макроэкономика: национальная экономика как целое; кругооборот доходов и продуктов; ВВП и способы его измерения; национальный доход; располагаемый личный доход; индексы цен; безработица и ее формы; инфляция и ее виды; экономические циклы; макроскопическое равновесие; совокупный спрос и совокупное предложение; стабилизационная политика; равновесие на товарном рынке; потребление и сбережения; инвестиции; государственные расходы и налоги; эффект мультипликатора; бюджетно-налоговая политика; деньги и их функции; равновесие на денежном рынке; денежный мультипликатор; банковская система; денежно-кредитная политика; экономический рост и развитие; международные экономические отношения; внешняя торговля и торговая политика; платежный баланс; валютный курс; особенности переходной экономики России; приватизация; формы собственности; предпринимательство; теневая экономика; рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере; структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.





ГСЭ. Р. 00

Национально-региональный (вузовский) компонент


270

ГСЭ. В. 00

Дисциплины по выбору студента,

устанавливаемые вузом



270


ЕН

Общие математические и естественно-научные дисциплины


2720

ЕН. Ф. 00

Федеральный компонент


2020

ЕН. Ф. 01

Математика:

аналитическая геометрия и линейная алгебра; последовательности и ряды; дифференциальное и интегральное исчисления; векторный анализ и элементы теории поля; гармонический анализ; дифференциальные уравнения; интегральные преобразования; методы получения приближенных решений; численные методы; основы вычислительного эксперимента; функции комплексного переменного; обобщенные функции и действия над ними; элементы функционального и тензорного анализа; вероятность и статистика: теория вероятностей, случайные процессы и поля, статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных; вариационное исчисление и оптимальное управление.

700
  1   2   3   4

Похожие:

А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconА. Г. Свинаренко 18 января 2006 г
Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. №4
А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconА. Г. Свинаренко 18 января 2006 г
Направление подготовки утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №686 от 02. 03. 2000 г
А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconА. Г. Свинаренко 14 апреля 2006 г
Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №43 от 02. 03. 2006
А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconОрганизация объединенных наций
Республики Болгарии, подлежавшие представлению соответственно 4 января 1998 года, 4 января 2000 года, 4 января 2002 года, 4 января...
А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconА. Г. Свинаренко “26” декабря 2005 г
Специальность введена приказом Минобрнауки России №4 от 12 января 2005 г. «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей)...
А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconПриказ от 9 января 2008 г. N 1 Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой по ветеринарному
Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская газета, 2004, n 150; Собрание законодательства Российской...
А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconПриказ от 9 января 2008 г. N 1 Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой по ветеринарному
Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Российская газета, 2004, n 150; Собрание законодательства Российской...
А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconНовосибирск 2006
Утверждено к изучению на заседании кафедры «Гуманитарных, социально-экономических и естественных наук». Протокол №5 от 27 января...
А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconА. Г. Свинаренко примерный учебный план

А. Г. Свинаренко 18 января 2006 г iconПриказ от 24 января 2008 г. N 18 о внесении изменений в положение о совете по защите докторских и кандидатских
В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница