Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»




НазваниеИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
страница1/6
Дата25.11.2012
Размер0.95 Mb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4   5   6

Департамент образования, культуры и молодежной политики Белгородской области

Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов



Инструктивно-методическое письмо

«О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»


Преподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области.


Федеральный уровень

- Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)"Об образовании"

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г №2783;

-Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;

- Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».


Региональный уровень

- Закон Белгородской области от 3.07.2006г. №57 «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

- Закон Белгородской области от 4.06. 2009 года №282 «О внесении изменений в закон Белгородской области «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области»;

- Приказ управления образования и науки Белгородской области от 26.04.2006г. №656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования»;

- Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 06.05.2009г. № 935 «О внесении изменений в базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений области»;

- Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 13.05.2009г. № 9-06/1674-ВА «О реализации программ углублённого уровня в общеобразовательных учреждениях области»;

- Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 10.09.2009г. № 9-06/3423-ВА «Рекомендации по формированию классов, их наполняемости и максимальном объеме учебной нагрузки»;

- Инструктивное письмо департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году» от 13.05.2010 № 9-06/2729-ВА;

- Приказ департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 марта 2010 года № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».

- Ежегодные инструктивно-методические письма Белгородского регионального института повышения квалификации и переподготовки специалистов о преподавании обществоведческих дисциплин с 2004 г.


Закон РФ «Об образовании»: в статье 2 «Принципы государственной политики в области образования» установлено, что государственная политика в области образования в Российской Федерации основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единстве культурного и образовательного пространства; защите и развитии системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства и т. д.

В отношении «Образовательных программ» в законе РФ «Об образовании» установлено, что они направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

В статье 14 «Общие требования к содержанию образования» зафиксировано, что содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Государственные образовательные стандарты.

В инструктивно-методическом письме «О преподавании истории и обществознания в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» поднимался вопрос о подготовке введения в перспективе Государственных образовательных стандартов второго поколения. В качестве сопровождения стандарта создаются основные общеобразовательные программы. Важной составляющей частью общеобразовательных программ является фундаментальное ядро общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера. Учителям Белгородской области рекомендовалось познакомиться с фундаментальным ядром по предметам: история и обществознание (standart.edu.ru), и примерными программами основного общего образования в журналах «Преподавание истории и обществознания в школе» №№1-5, 2010 г.

Новые функции стандарта второго поколения:

- формирование российской (гражданской) идентичности;

- гуманизация образования и всей школьной деятельности;

- обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.

Одна из функций стандарта – обеспечение гарантий государства в отношении условий достижения планируемых результатов.

Особую роль в формировании у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира, закрепленной в Законе РФ «Об образовании», в реализации комплекса знаний об обществе и человеке, играют предметы «История» и «Обществознание».

Федеральный базисный учебный план (ФБУП) 2004 г., разработан на основе федерального компонента ГОС. Каждый из предметов учебной области знаний «Обществознание» занимает свое определенное место в ФБУП. И включает в себя предметы: «История», «Обществознание», «Право», «Экономика», «География».

Предметы «История» и «Обществознание» в ФБУП отмечены как обязательные, что свидетельствует о необходимости постоянного научно-методического сопровождения данной предметной области («Обществознание») на протяжении всего учебного процесса со стороны областных и муниципальных методических служб.

История.

Главной задачей школьного исторического образования определяется формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности.

Перспективы развития современной школы рассматривались в президентской инициативе «Наша новая школа». Обозначены основные направления в историческом образовании в целом 10 сентября 2009 г. в статье Д.А. Медведева «Россия, вперед!»: «… многое ещё предстоит сделать для защиты нашего исторического наследия от искажения и политических спекуляций. Мы должны смотреть на своё прошлое трезво. Видеть в нём и грандиозные победы, и трагические ошибки, и примеры для подражания, и проявление лучших черт национального характера… В любом случае мы будем внимательны к своей истории, будем её уважать. Уважать, прежде всего, роль нашей страны в поддержании сбалансированного мирового порядка на протяжении многих веков. Россия всегда, на всех этапах своего становления, стремилась к достижению более справедливого мироустройства».

Система исторического образования охватывает вторую и третью ступени общего образования. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» (начальная школа).

Основные содержательные линии примерной программы базового и профильного уровней исторического образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

В обязательном минимуме на ступени основного общего образования для организации освоения содержания краеведческой направленности в курсе «История России» выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников: «Родной край с древнейших времен до конца XVII в.», «Родной край в XVIII – начале XX в.», «Родной край в XX в.» (см. рекомендации в инструктивно-методическом письме «О преподавании истории и обществознания в 2006-2007 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»).

Распределение учебных часов по истории России и всеобщей истории в школах Белгородской области ведется в соответствии с требованиями ФГОС, примерных программ и методического письма Министерства образования и науки РФ 2005 г. «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», в которых указывается на примерное соотношение данных курсов 1,5/0,5соответственно. Распределение учебных часов по истории России и всеобщей истории в школах Белгородской области осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, примерных программ. Последние предлагают в 9-11 классах выделить на изучение всеобщей истории не менее 24 часов. В связи с этим рекомендуемая пропорция часов на историю России и всеобщую историю может выглядеть как 1,3 и 0,7 соответственно

На основании требований ФГОС, Инструктивного письма департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году» от 13.05.2010 № 9-06/2729-ВА и Инструктивно-методического письма по ведению классных журналов департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области 2008-2009 учебного года, требования к заполнению журналов остаются прежними.

В 9-11 классах необходимо вести раздельное заполнение прохождения программы по всеобщей истории и истории России с соответствующей аттестацией учащихся и с учётом итоговой записи прохождения предмета. Оценки по всеобщей истории и истории России выставляются в соответствии с локальными актами образовательных учреждений, регламентирующими проведение промежуточной аттестации в 9 классе.

При заполнении журналов указываются предметы: «обществознание» (6-11 классы), «история» (5-8 классы), «всеобщая история» (9-11 классы), «история России» (9-11 классы). Название предмета в журнале должно соответствовать его названию в учебном плане. Аттестат выпускника должен содержать те же данные. Допускается (но не является обязательным) ведение отдельных записей на разных страницах по всеобщей и отечественной истории с 6 класса.

В 9-11 классах в целях подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации необходимо вносить в журнал запись о проведении на уроках различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Пример:1. «Реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель». Тест; 2. Обобщающий урок по теме: «Перестройка». Контрольная (или) самостоятельная работа и т. д. Время проведения указанных форм контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться фронтально и выборочно.

Проверка тетрадей по истории обучающихся всех классов проводится не реже одного-двух раз в учебную четверть. Проверяются также все виды самостоятельных (контрольных) работ у всех обучающихся.

При составлении рабочих программ, календарно-тематического планирования необходимо учитывать требования Учебного плана общеобразовательного учреждения о продолжительности учебного года на основании Инструктивного письма департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области «Об использовании БУП в общеобразовательных учреждениях области в 2010-2011 учебном году» от 13.05.2010 № 9-06/2729-ВА (Приложение № 3).

Продолжительность учебного года составляет: в 5-8-х, 10-х классах – не менее 35 недель, в 9, 11 классах - не менее 34 недель без учёта ГИА.

Таким образом, для базового уровня изучения истории в 9, 10, 11 классах с учетом распределения часов в примерной программе, устанавливается следующее распределение времени на изучение курсов истории России и всеобщей истории:


Классы

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени




(федеральный компонент)

История России

Всеобщая история




IX

класс

70

(68)*

Новейшая и современная история России (с 1917 г. по настоящее время) - не менее 36 ч

Новейшая и современная история (с 1918 г по настоящее время) – не менее 24 ч.

10 ч

(8) *

X класс

70 ч

История России (с древнейших времен до середины XIX в) – не менее 36 ч

Всеобщая история (с древнейших времен до середины XIX в) – не менее 24 ч

10 ч

XI класс

70

(68) *

История России (вторая половина XIX в – начало XXI в) - не менее 36 ч

Всеобщая история (вторая половина XIX в – начало XXI в) – не менее 24 ч.

10 ч

(8) *

* С учетом требования Учебного плана общеобразовательного учреждения о продолжительности учебного года.


А также рекомендуется синхронно-параллельное изучение этих двух курсов с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов.

При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для конкретной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов. При этом необходимо учитывать такие характеристики, заложенные в ГОС, как многофакторный подход к содержанию истории - обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам:

- прямое сравнение России и других стран;

- хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире;

-анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

В ряде случаев возможно объединенное изучение сюжетов отечественной и всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).

Пример распределения количества часов (Приложение № 2)


Обществознание

Преподавание учебного предмета «Обществознание» направлено, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и нравственном становлении личности, на приобщение к гражданской культуре, на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

На основе Федерального компонента ГОС в Белгородской области предмет «Обществознание» реализуется с 6 по 11 класс. Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право». На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» могут изучаться как самостоятельные учебные предметы, в зависимости от выбранного профиля.

В Федеральном образовательном стандарте по обществознанию (включая экономику и право) для основной школы выделяется по одному часу с 6 по 9 класс (всего 140 часов). В 10-11 классах предусмотрен интегрированный курс «Обществознание», включающий вопросы философии, социологии, политологии, социальной психологии, экономики и права.


Распределение часов для среднего (полного) общего образования:

Профиль/ предмет обществознание

Кол-во часов

Универсальный

(непрофильное обучение, включая экономику и право)

2

Социально-экономический

3

Социально-гуманитарный

3

Филологический (включая экономику и право)

2
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Е в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году должно осуществляться в соответствии с нормативными...
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании химии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании биологии в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2010 2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году» Вступление (обоснование)
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2009 2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании математики в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании иностранных языков в 2011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании истории и обществознания в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании физики в общеобразовательных учреждениях области в 2010 / 2011 учебном году»
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница