Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность»




Скачать 325.8 Kb.
НазваниеМетодические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность»
страница1/2
Дата25.11.2012
Размер325.8 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


КОКШЕТАУСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

________________________________________________________________




Экология и устойчивое развитие


Методические указания и контрольные задания

для слушателей факультета заочного обучения

по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность»


Кокшетау – 2011

Методические указания и контрольные задания по курсу «Экология и устойчивое развитие» для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность»


Составила: старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин, информационных систем и технологий КТИ МЧС РК, подполковник противопожарной службы Хасанова Гульжан Шариповна


В методических указаниях изложен перечень вопросов, составляющих основу учебной дисциплины "Экология и устойчивое развитие", даны пояснения по ее изучению. Методические указания разработаны в соответствии с государственными требованиями по данной дисциплине к содержанию и уровню подготовки бакалавра пожарной безопасности по специальности 5B100100.

Приведена рекомендуемая литература и задания для выполнения контрольной работы.


Методические указания обсуждены на

заседании кафедры ОДИС и Т

Протокол № ____ от «___» _________ 20__г.


Одобрены на заседании учебно-методического

совета института

Протокол №____ от «___» __________ 20__г.


Оглавление


Введение ………………………….

4

Выбор задания для контрольной работы ………………………….

5

Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы ….

5

Таблица выбора заданий для контрольной работы ……………………..

7

Программа курса «Экология и устойчивое развитие» …………………...

8

1. Концепция устойчивого развития Республики Казахстан …………...

8

2. Экология и перспективы устойчивого развития Казахстана ………...

9

3. Критерии оценки экологического состояния окружающей среды …….

10

4. Естественные процессы саморегуляции и самоочищения

атмосферы. Атмосферное загрязнение. Борьба с загрязнением

атмосферы …………………………………………………………………….



11

5. Естественные процессы саморегуляции и самоочищения океана. Загрязнение океана. Мероприятия по обеспечению экологической чистоты мирового океана ……………………………………………………



12

6. Естественные процессы саморегуляции и самоочищения почвы. Химическое загрязнение почв. Мероприятия по обеспечению экологической чистоты почвы ……………………………………………..



12

7. Экологические факторы и здоровье человека ………………………...

13

8. Природные катастрофы и техногенные аварии ………………………….

14

9. Экологические последствия пожаров ……………………………………

15

Перечень тем рефератов …………………………………………………...

15

Список рекомендуемой литературы ……………………………………….

19



Введение

Экология (от греч. óikos – жилище, местопребывание и …логия) – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти взаимоотношения образуют единую и очень сложную систему. Все живое, включая человека, – неотъемлемая часть этой системы.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, является очень мощной силой, воздействующей на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы.

Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, позволяющая найти пути выхода из возникающего кризиса. Только изучив существующие в природе закономерности, можно понять каким образом следует организовывать собственные отношения со средой обитания, по каким принципам развивать и использовать техническую вооруженность человечества.

В соответствии с основополагающими законодательными актами Республики Казахстан, одним из главных принципов государственной политики является экологическая безопасность, как составляющая часть безопасности республики. Она предусматривает приоритет жизни и здоровья человека, обеспечение защищённости природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз возникающих при антропогенных воздействиях на экосистемы.

Теоретическое и практическое значение экологии, состояние природных ресурсов, причины загрязнения окружающей среды, влияние промышленного производства на процессы, протекающие в природе, экологические критерии оценки технологий, используемых в промышленном производстве, пожаров как риска пожароопасности планеты – вот тот перечень основных вопросов, которые подлежат изучению.

Таким образом, для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно знать очень много – от того, как взаимодействуют со средой отдельные организмы, до понимания общепланетных связей жизни и места в них человеческого общества.

Подготовка слушателей заочного факультета КТИ МЧС РК по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» предполагает самостоятельное изучение материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение контрольной работы, индивидуальные консультации, посещение лекций и практических занятий. Контрольная работа является важной частью учебного процесса, так как это показатель компетентности слушателя в данном предмете. Вариант контрольной работы слушатель выбирает в соответствии с последними цифрами своего шифра.

Выбор задания для контрольной работы

Контрольная работа включает в себя реферат, подробный ответ на три контрольных вопроса и описание мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения, как одному из путей решения экологических проблем (на примере проблем затронутых в реферате и контрольных вопросах).

Перечень тем рефератов представлен на стр.15-18. Перечень контрольных вопросов представлен в программе курса после каждой темы и имеет сквозную нумерацию.

Вариант контрольной работы определяют по двум последним цифрам шифра слушателя по табл. 1. На пересечении строки предпоследней цифры и столбца последней цифры указаны четыре числа. Первое число – порядковый номер темы реферата в их перечне. Второе, третье и четвертое – порядковые номера контрольных вопросов в их перечне.


Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы

Контрольную работу оформляют в тетради или на листах бумаги формата А4. Текстовый материал выполняют в печатном или разборчивом рукописном виде. Схемы, таблицы и рисунки должны иметь сквозную нумерацию. В тексте реферата должны присутствовать ссылки на все использованные источники.

В первой части оформленной контрольной работы необходимо представить реферат. Во второй – контрольные вопросы и ответы на них. В третьей – описание и характеристика мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения (на примере экологических проблем, затронутых в реферате и контрольных вопросах).

Обязательные требования при написании реферата, ответах на контрольные вопросы: 1) все теоретические описания должны иллюстрироваться конкретными примерами, характерными для региона, в котором проживает слушатель; 2) все вопросы должны быть рассмотрены с точки зрения законов экологии; 3) по всем экологическим проблемам, затронутым в реферате и контрольных вопросах, следует предложить мероприятия по снижению воздействия вредных факторов на окружающую среду и ликвидации последствий этих воздействий.

На второй странице работы необходимо представить оглавление, на предпоследней – перечень использованных литературных источников. Последняя страница работы должна быть чистой и предназначена для написания преподавателем замечаний при проверке работы.

Титульный лист контрольной работы следует оформлять в следующем виде.




МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Кокшетауский технический институт

Кафедра общетехнических дисциплин, информационных систем и технологий


Контрольная работа по курсу «Экология и устойчивое развитие»


Тема: _____________________________________

Выполнил: слушатель ФЗО, гр № _____

№ зач. кн. _______________

Вариант _______________

__________________________________

(Ф.И.О.)

Проверил _________________________

(Ф.И.О.)


Кокшетау ________





Контрольная работа должна быть сдана на кафедру до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

К сдаче итогового контроля по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» допускаются слушатели, выполнившие контрольную работу и получившие зачет по практическим занятиям.


Таблица 1

Таблица выбора заданий для контрольной работы



Предпоследняя цифра шифра



Номера контрольных заданий (первая цифра — номер темы реферата, вторая, третья и четвертая — номера контрольных вопросов)

Последняя цифра шифра

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9


0

1,

1,

101, 71

2,

2, 111, 81

3, 21, 121, 91

4, 51,

111,

110

5, 50, 12, 111

6, 52, 21, 121

7, 70, 40, 20

8, 71, 41, 21

9, 90, 60, 10

10,

7, 61, 31


1

11,

2, 102, 72

12, 13, 112, 82

13,

22, 122, 92

14, 40, 10, 109

15, 41, 91, 112

16,

53, 22, 122

17, 69, 39, 19

18,

72, 42, 22

19, 89,

59,

9

20, 92, 62, 32


2

21,

3, 103,

73

22,

11,

113, 83

23 23, 123. 93

24, 39, 9, 108

25, 42, 13,

113

26,

33, 23. 123

27, 68, 38, 18

28,

73, 43, 23

29, 88, 58,

8

30, 93, 63,

33


3

31,

4, 104,

74

32, 14, 114, 84

33, 24 124, 94

34. 38, 8, 107

35, 43, 14, 114

36.

54, 24, 124

37, 67, 37, 17

38,

74, 44, 24

39,

87,

57,

7

40, 94, 64, 34


4

41,

5, 105, 75

42, 15, 115, 85

43, 25 125, 95

44, 37, 6, 106

45, 44, 15, 115

46, 55, 25, 125

47, 66, 36, 16

48, 75, 45, 25

49, 86, 56,

6

50, 95, 65,

35


5

51, 6, 106. 76

52, 16, 116. 86

53, 26, 126 96

54, 36, 5, 105

55, 45, 16, 116

56, 56, 26. 126

57, 65, 35, 15

58, 76, 46, 26

59,

85,

55,

5

60, 96, 66, 36


6

61,

7, 107, 77

62, 17, 117, 87

63,

27, 127, 97

64,

35, 4, 104

65, 46, 17, 117

66.

57, 27, 127

67, 64, 34, 14

68,

77, 47, 27

69,

84, 54,

4

70,

97, 67, 37


7

71, 8, 108, 78

72, 18, 118, 88

73, 28 128, 98

74, 34. 3, 103

75, 47, 18, 118

76, 58, 28, 128

77, 63, 33, 13

78, 78, 48, 28

79, 83,

53,

3

80, 98, 68, 38


8

81, 9, 109,

79

82, 19, 119, 89

83, 29, 129, 99

84,

32, 2, 102

85, 48, 19, 119

86, 59, 29. 129

87, 62,

32, 12

88,

79, 49, 29

89, 82, 52,

2

90, 99, 69, 39


9


91,

10,

110,

80

92, 20, 120, 90

93, 30, 130, 100

94, 31, 1, 101

95, 49, 20, 120

96. 60, 30, 130

97, 61, 31, 11

98, 80, 50, 30

99, 81, 51,

1

100, 100,

70, 40



Программа курса «Экология и устойчивое развитие»

Тема 1. Концепция устойчивого развития Республики Казахстан

Первые глобальные модели развития общества. Международные соглашения в области окружающей среды и развития. Глобальные, региональные и субрегиональные инициативы в области устойчивого развития (УР). Всемирные саммиты в Стокгольме (1972), в Рио-де-Жанейро (1992), в Йоханнесбурге (2002). Повестка Дня на 21 Век. Процесс «Окружающая среда для Европы». Центрально-Азиатская Инициатива (ЦАИ) по УР.

Основные аспекты и приоритеты УР (экономика, экология, социальная сфера, временной и территориальный аспекты). Индикаторы устойчивого развития.

Международные стандарты и инициативы по устойчивому развитию (УР). Национальные и международные институты УР. Партнерство в целях развития. Обеспечение мира и понимания между народами. Международные отношения, безопасность и решение конфликтов.

Здоровье личности и семьи (в том числе, охрана материнства и детства, борьба с туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, малярией, злоупотреб-лением наркотиками, о и др.).

Устойчивое производство и потребление. Рост народонаселения. Рабочая сила. Урбанизация. Преобразование села. Сохранение естественных экосистем и биоразнообразия. Энергия и климат. Изменение климата. Экоэффективность. Энергосбережение и энергоэффективность.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Концепция устойчивого развития. Конференции ООН по окружающей

среде и развитию.

  1. Охарактеризуйте основные экологические проблемы, сопровождающие

рост народонаселения и процесс урбанизации.

  1. Охарактеризуйте деятельность Гринпис.

  2. . Модель устойчивого общества, его признаки и принципы функциони-

рования

  1. Проблема обеспеченности человеческого общества природными

ресурсами.

  1. Международные конвенции и договоры по глобальным экологическом

проблемам современности.

  1. Чему посвящен Киотский протокол?

  2. Качество природной среды и здоровье населения.

  3. Устойчивое развитие – путь к решению экологических и экономических

проблем.

  1. Чем вызвана проблема истощения природных ресурсов? Предложите

пути разрешения этой глобальной экологической проблемы.


Тема 2. Экология и перспективы устойчивого развития Казахстана

Экологические факторы. Популяция. Экосистемы. Биосфера. Устойчивость природных систем. Экологические принципы (экосистемный подход). Антропогенное воздействие на природные системы. Загрязнение окружающей среды.

Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан. Экологическое управление и охрана окружающей среды Республики Казахстан.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какова роль солнечной энергии в биосфере? Что такое биогеохимические циклы? Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на циклы различных биогенных элементов? К каким последствиям может привести вмешательство человека в процесс круговорота веществ?

  2. Что такое биогеохимические циклы? Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на циклы различных биогенных элементов? К каким последствиям может привести вмешательство человека в процесс круговорота веществ?

  3. Как распределяется энергия в экосистемах? Какова роль фотосинтеза и дыхания в энергетике экосистем?

  4. Перечислите типы экологических пирамид. От чего зависит разнообразие и биологическая масса животного мира в экологической пирамиде? Что такое ограничивающий фактор?

  5. Каково радиационное загрязнение Казахстана? Какие последствия вызвали ядерные испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипала-тинском полигоне?

  6. Что такое радиоактивные отходы? Сколько в республике имеются могильников для ядерных отходов?

  7. Дайте определение экосистемы (биогеоценоза) как основной функциональной единицы живой природы. Охарактеризуйте основные компоненты экосистемы.

  8. Любой биоценоз включает представителей трех принципиальных экологических групп организмов: продуцентов, консументов и редуцентов. Охарактеризуйте их и приведите примеры таких организмов.

  9. Определите место человека в пищевой цепи. Как влияет эффект аккумуляции веществ при прохождении по пищевой цепи на состояние здоровья человека?

  10. Охарактеризуйте пищевые сети как средство передачи энергии. Постройте схему пищевых связей, включив в нее перечисленные ниже организмы: трава, кролик, почвенные грибы, ягодный кустарник, волк.

  11. Как называется способность экосистемы к самоподдержанию? От каких факторов она зависит?

  12. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие природных систем? Дополните свой ответ примерами. Что такое Красная книга? Когда и для чего она создана?

  13. Какая форма межвидовых отношений называется симбиозом? Какие формы симбиоза вы знаете? Приведите примеры.



Тема 3. Критерии оценки экологического состояния окружающей среды

Индикаторы экологического состояния окружающей среды. Субстрат жизни - основные характеристики и закономерности. Дискретность и целост­ность. Уровни жизни. Обмен веществ и энергии. Оценка экологического со­стояния окружающей среды с позиции дискретности и целостности (используя в качестве критерия нужный уровень жизни).


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Кто является индикатором экологического состояния окружающей

среды?

  1. Классификация природных ресурсов. Использование ресурсов и

проблемы загрязнения окружающей среды.

  1. Каково воздействие энергетики на окружающую среду? (на примере

своего региона)

  1. Что такое биополимер?

  2. Что такое ресурсоемкость, ресурсосбережение?

  3. Здоровье (формулировка ВОЗ).

  4. Охарактеризуйте вклад В. И. Вернадского в учение о биосфере и

ноосфере.

  1. Объясните понятия о самообновлении, самовосстановлении и

репродукции.

Сформулируйте основные положения этого учения.

  1. В чем проявляется энергетическая функция живого вещества?

  2. В чем сущность концентрационной функции живого вещества?

  3. Дайте определение антропогенного фактора. Приведите примеры

вредных и полезных антропогенных воздействий на окружающую среду.

  1. Шум как экологически опасный фактор.

  2. Кислотные дожди понятие, вред, защита.

  3. Приведите примеры прямого и косвенного воздействия человека на

атмосферу, приводящего к глобальным изменениям состояния

атмосферы и климата.

  1. Какие катастрофы обозначаются как техногенные? Приведите примеры

таких катастроф. Каковы их причины и последствия?

  1. Что является источником энергии для живого организма?

  2. Перечислите формы накопления и передачи энергии.

  3. Что такое дискретность и целостность?

  4. Каковы возможные последствия глобального изменения климата для

Казахстана?

  1. Проблема демографического взрыва.

  1   2

Похожие:

Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания и контрольные задания по курсу "химия" Для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5В100100 «Пожарная безопасность»
Еские указания составлены с целью оказания помощи слушателям заочного обучения при выполнении ими контрольных заданий по курсу «Химия»....
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания и варианты контрольных работ для слушателей 1 курса факультета заочного обучения Специальность 280104. 65 Пожарная безопасность
История пожарной охраны: Методические указания и варианты контрольных работ для слушателей 1 курса факультета заочного обучения –...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания и задания контрольной работы для слушателей и студентов заочного обучения по специальности 280705 Пожарная безопасность (квалификация (степень) «специалист»
Авторы- составители : Евтюхов С. А., кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры химии и процессов горения фгбоу впо «Уральский...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconЧрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Концепции современного естествознания: задания и методические указания по выполнению контрольной работы слушателями факультета заочного...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconАнглийский язык методические указания и контрольные задания для студентов специальности 030501 "Юриспруденция" факультета заочного социально-экономического образования Мурманск 2010
Методические указания предназначены для студентов специальности 030501 "Юриспруденция" факультета заочного социально-экономического...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания по курсовому проектированию на тему: «Пожарная безопасность в строительстве»
Методические указания по курсовому проектированию на тему: «Пожарная безопасность в строительстве» (для всех форм обучения специальности...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания, рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения
История России: Методические указания, рекомендации и варианты контрольных работ для слушателей факультета заочного обучения – Екатеринбург:...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconУчебные программы, Методич еские указания и контрольные задания по английскому, немецкому, французскому языкам для студентов заочной формы обучения
У 913 Учебные программы, методические указания и контрольные задания по англискому, немецкому, французскому языкам: для студентов...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconМетодические указания и контрольные задания по гистологии для студентов заочного обучения факультета ветеринарной медицины Улан-Удэ
Печатается по решению методического совета Бурятской государственной сельскохозяйственной академии
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» iconОбщие методические указания по выполнению письменных контрольных работ Общие методические указания по изучению курса дисциплины «Теплотехника»
Составитель: О. Ю. Баранова. Теплотехника: Задания и методические указания по выполнению контрольных работ для слушателей факультета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница