Скачать 325.8 Kb.
|
КОКШЕТАУСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ________________________________________________________________Экология и устойчивое развитие Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» Кокшетау – 2011 Методические указания и контрольные задания по курсу «Экология и устойчивое развитие» для слушателей факультета заочного обучения по специальности 5B100100 «Пожарная безопасность» Составила: старший преподаватель кафедры общетехнических дисциплин, информационных систем и технологий КТИ МЧС РК, подполковник противопожарной службы Хасанова Гульжан Шариповна В методических указаниях изложен перечень вопросов, составляющих основу учебной дисциплины "Экология и устойчивое развитие", даны пояснения по ее изучению. Методические указания разработаны в соответствии с государственными требованиями по данной дисциплине к содержанию и уровню подготовки бакалавра пожарной безопасности по специальности 5B100100. Приведена рекомендуемая литература и задания для выполнения контрольной работы. Методические указания обсуждены на заседании кафедры ОДИС и Т Протокол № ____ от «___» _________ 20__г. Одобрены на заседании учебно-методического совета института Протокол №____ от «___» __________ 20__г. Оглавление
Введение Экология (от греч. óikos – жилище, местопребывание и …логия) – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Эти взаимоотношения образуют единую и очень сложную систему. Все живое, включая человека, – неотъемлемая часть этой системы. Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, является очень мощной силой, воздействующей на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, позволяющая найти пути выхода из возникающего кризиса. Только изучив существующие в природе закономерности, можно понять каким образом следует организовывать собственные отношения со средой обитания, по каким принципам развивать и использовать техническую вооруженность человечества. В соответствии с основополагающими законодательными актами Республики Казахстан, одним из главных принципов государственной политики является экологическая безопасность, как составляющая часть безопасности республики. Она предусматривает приоритет жизни и здоровья человека, обеспечение защищённости природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от угроз возникающих при антропогенных воздействиях на экосистемы. Теоретическое и практическое значение экологии, состояние природных ресурсов, причины загрязнения окружающей среды, влияние промышленного производства на процессы, протекающие в природе, экологические критерии оценки технологий, используемых в промышленном производстве, пожаров как риска пожароопасности планеты – вот тот перечень основных вопросов, которые подлежат изучению. Таким образом, для экологически грамотного хозяйствования на Земле нужно знать очень много – от того, как взаимодействуют со средой отдельные организмы, до понимания общепланетных связей жизни и места в них человеческого общества. Подготовка слушателей заочного факультета КТИ МЧС РК по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» предполагает самостоятельное изучение материала по учебникам и учебным пособиям, выполнение контрольной работы, индивидуальные консультации, посещение лекций и практических занятий. Контрольная работа является важной частью учебного процесса, так как это показатель компетентности слушателя в данном предмете. Вариант контрольной работы слушатель выбирает в соответствии с последними цифрами своего шифра. Выбор задания для контрольной работы Контрольная работа включает в себя реферат, подробный ответ на три контрольных вопроса и описание мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения, как одному из путей решения экологических проблем (на примере проблем затронутых в реферате и контрольных вопросах). Перечень тем рефератов представлен на стр.15-18. Перечень контрольных вопросов представлен в программе курса после каждой темы и имеет сквозную нумерацию. Вариант контрольной работы определяют по двум последним цифрам шифра слушателя по табл. 1. На пересечении строки предпоследней цифры и столбца последней цифры указаны четыре числа. Первое число – порядковый номер темы реферата в их перечне. Второе, третье и четвертое – порядковые номера контрольных вопросов в их перечне. Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы Контрольную работу оформляют в тетради или на листах бумаги формата А4. Текстовый материал выполняют в печатном или разборчивом рукописном виде. Схемы, таблицы и рисунки должны иметь сквозную нумерацию. В тексте реферата должны присутствовать ссылки на все использованные источники. В первой части оформленной контрольной работы необходимо представить реферат. Во второй – контрольные вопросы и ответы на них. В третьей – описание и характеристика мероприятий по экологическому образованию и просвещению населения (на примере экологических проблем, затронутых в реферате и контрольных вопросах). Обязательные требования при написании реферата, ответах на контрольные вопросы: 1) все теоретические описания должны иллюстрироваться конкретными примерами, характерными для региона, в котором проживает слушатель; 2) все вопросы должны быть рассмотрены с точки зрения законов экологии; 3) по всем экологическим проблемам, затронутым в реферате и контрольных вопросах, следует предложить мероприятия по снижению воздействия вредных факторов на окружающую среду и ликвидации последствий этих воздействий. На второй странице работы необходимо представить оглавление, на предпоследней – перечень использованных литературных источников. Последняя страница работы должна быть чистой и предназначена для написания преподавателем замечаний при проверке работы. Титульный лист контрольной работы следует оформлять в следующем виде.
Контрольная работа должна быть сдана на кафедру до начала лабораторно-экзаменационной сессии. К сдаче итогового контроля по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» допускаются слушатели, выполнившие контрольную работу и получившие зачет по практическим занятиям. Таблица 1 Таблица выбора заданий для контрольной работы
Программа курса «Экология и устойчивое развитие» Тема 1. Концепция устойчивого развития Республики Казахстан Первые глобальные модели развития общества. Международные соглашения в области окружающей среды и развития. Глобальные, региональные и субрегиональные инициативы в области устойчивого развития (УР). Всемирные саммиты в Стокгольме (1972), в Рио-де-Жанейро (1992), в Йоханнесбурге (2002). Повестка Дня на 21 Век. Процесс «Окружающая среда для Европы». Центрально-Азиатская Инициатива (ЦАИ) по УР. Основные аспекты и приоритеты УР (экономика, экология, социальная сфера, временной и территориальный аспекты). Индикаторы устойчивого развития. Международные стандарты и инициативы по устойчивому развитию (УР). Национальные и международные институты УР. Партнерство в целях развития. Обеспечение мира и понимания между народами. Международные отношения, безопасность и решение конфликтов. Здоровье личности и семьи (в том числе, охрана материнства и детства, борьба с туберкулезом, ВИЧ/СПИДом, малярией, злоупотреб-лением наркотиками, о и др.). Устойчивое производство и потребление. Рост народонаселения. Рабочая сила. Урбанизация. Преобразование села. Сохранение естественных экосистем и биоразнообразия. Энергия и климат. Изменение климата. Экоэффективность. Энергосбережение и энергоэффективность. Вопросы и задания для самоконтроля
среде и развитию.
рост народонаселения и процесс урбанизации.
рования
ресурсами.
проблемам современности.
проблем.
пути разрешения этой глобальной экологической проблемы. Тема 2. Экология и перспективы устойчивого развития Казахстана Экологические факторы. Популяция. Экосистемы. Биосфера. Устойчивость природных систем. Экологические принципы (экосистемный подход). Антропогенное воздействие на природные системы. Загрязнение окружающей среды. Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан. Экологическое управление и охрана окружающей среды Республики Казахстан. Вопросы и задания для самоконтроля
Тема 3. Критерии оценки экологического состояния окружающей среды Индикаторы экологического состояния окружающей среды. Субстрат жизни - основные характеристики и закономерности. Дискретность и целостность. Уровни жизни. Обмен веществ и энергии. Оценка экологического состояния окружающей среды с позиции дискретности и целостности (используя в качестве критерия нужный уровень жизни). Вопросы и задания для самоконтроля
среды?
проблемы загрязнения окружающей среды.
своего региона)
ноосфере.
репродукции. Сформулируйте основные положения этого учения.
вредных и полезных антропогенных воздействий на окружающую среду.
атмосферу, приводящего к глобальным изменениям состояния атмосферы и климата.
таких катастроф. Каковы их причины и последствия?
Казахстана?
|