Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель)




Скачать 74.44 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель)
Дата25.11.2012
Размер74.44 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Проектная деятельность учащихся по химии в рамках программы «Intel – обучение для будущего» и формирование экологической грамотности на первых этапах изучения предмета «химия»


Методист кабинета естественно-математических дисциплин БелРИПКППС Карпухина М.В.


В соответствии с программой по химии для 8 класса Л.С. Гузея и Р.П. Суровцевой (2ч/н) на тему «Предмет химии» отводиться 7 часов (учебник Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Гузей и др. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 288 с.: ил.)

Важно отметить, что эта тема является фундаментом для успешного усвоения химических знаний на последующих этап обучения предмету. Со словом «химия» в последнее время у школьников связано много негативных ассоциаций: кислотные дожди, ядохимикаты, аварии на химических предприятиях. Поэтому мы считаем, что параллельно с изучением основных понятий химии, таких как вещество, смеси, физические свойства веществ, химические и физические явления, необходимо целенаправленно формировать экологическую грамотность учащихся, т.е. выстроить вектор: теоретические знания по химии → применение теоретических знаний → экологическая информация → интеграция химических и экологических знаний → природоохранная деятельность.

Современные информационные технологии помогают максимально оптимизировать деятельность учащихся на уроках, эффективно применять элементы исследовательской работы. Мы считаем, что в рамках проектной деятельности учащихся 8 класса по освоению первоначальных химических знаний интеграция «химия – информатика – экология» является максимально эффективной и оправданной.

Вашему вниманию мы предлагаем планирование содержания этапов учебного проекта.

  1. Выбор темы (часы), творческого названия проекта, определение сроков реализации.

  2. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов проекта.

  3. Формулирование дидактических целей и методических задач.

  4. Формулирование проблемы индивидуальных (групповых исследований).

  5. Формирование групп, для проведения исследований и определение формы представления результатов.

  6. Разработка плана работы каждой группы (если учащиеся впервые занимаются проектной деятельностью в такой форме, то учитель прорабатывает подробно каждый этап).

  7. Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель).

  8. Подготовка учащимися предварительного отчета о проделанной работе.

  9. Корректировка проекта учителем.

  10. Защита полученных результатов и выводы по проделанной работе.


Теперь рассмотрим более подробно каждый этап, остановимся на его экологической составляющей.

1 этап. Творческое название нашего проекта «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие…». Проект рассчитан на 7 уроков (однако, проект может быть также реализован в рамках внеклассной работы и домашнего задания).

2 этап. Основополагающий вопрос проекта: «Нужно ли изучать химию в школе?» На основополагающий вопрос проекта учащийся не может ответить однозначно. Задача учителя – заставить ученика задуматься, засомневаться, самостоятельно поработать с источниками информации. Проблемных вопросов должно быть много, уже в начале работы необходимо озадачить класс: «Сложно ли одно вещество отличить от другого?», «Можно ли туман, дым и молоко назвать смесями?», «Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным для человека?», «Может ли химическое и физическое явление протекать одновременно?», «Сложно ли разделять смесь веществ и для чего это нужно?», «Существуют ли смеси веществ, которые играют для человека жизненно важную роль?», «Может ли одно и тоже химическое явление быть как полезным, так и вредным для окружающей среды?», «От химических знаний больше вреда или пользы?»

3 этап. Дидактические цели проекта заключаются в том, чтобы продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умение работать в группе, а также развивать экологическую грамотность школьников. Методических задачи: заложить фундамент химических знаний – познакомить с понятиями вещество, смеси, материалы, физические и химические явления, способы разделения смесей; дать представление об основах проведения химического эксперимента, правилах техники безопасности; показать практическую значимость химических знаний.

4 этап. Для разработки классу предлагаются следующие проблемы: «Вещества и их многообразие», «Различия между веществами», «Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным…», «Различия между физическими и химическими явлениями», «Химические и физические явления в лаборатории», «Физические и химические явления в природе», «Смеси веществ», «Как разделять смеси?», «Смеси, имеющие жизненную силу», «Химия во благо», «Химии – берегись!».

5 этап. Класс разделяется на 4 творческих группы, в рамках каждой группы организована работа учащихся по направлениям: теоретический вопрос – практический вопрос – вопрос с экологическим содержанием. Например, группа, которая работает над понятием «вещество» разрабатывает вопросы: «Вещества и их многообразие» (теория), «Различия между веществами» (практика), «Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным…» (экологическое содержание). Результаты данной группы будут представлены в форме презентации и буклета - (7 учащихся – в микрогруппе по 2-3 ученика). Материалы группы, работающей над проблемами с экологическим содержанием, представлены в ПРИЛОЖЕНИИ №1 (самостоятельное исследование учащихся 8 класса).

6 этап. Группа, которая работает над проблемой «Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным…» опирается на теоретический и практический материал других микрогрупп. Первоначально учащиеся данной творческой группы проводят в классе анкетирование «Назовите на ваш взгляд 3 самых полезных и 3 самых вредных вещества» По результатам анкетирования выбирается несколько веществ, которые будут рассматриваться подробно (например: углекислый газ, озон, вода, ртуть, хлор). Анализируя различные информационные источники, ребята показывают, что по своему значению для человека и природы любое вещество может быть неоднозначным. Результаты представляются в форме буклета. Таким образом, план работы следующий: анкетирование, его анализ, выбор объектов исследование, работа с литературой, выводы, консультация с учителем, защита работы.

Мы считаем, что содержание 7-10 этапов можно не расшифровывать, однако следует обратить особое внимание на пункт «корректировка проекта». Учитель рассматривает, оценивает и корректирует не только содержательный и практический аспект вопроса, но и способы, принципы его реализации.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

«Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным…

1 этап. Социологический опрос учащихся 8 «А» класса «Назовите, на ваш взгляд, 3 полезных и 3 вредных вещества на планете»


Мы опрашивали наших одноклассников (26 человек), далее, проанализировав анкеты, получили следующие результаты:



2 этап. Мы решили проверить, насколько правильно мнение наших одноклассников. Для более подробного рассмотрения мы взяли следующие вещества: вода, кислород, углекислый газ, озон, ртуть.

Что мы знаем о воде?

Основные ее запасы в морях и океанах. Вода необходима для жизни животных, растений, человека (в теле человека 65-75% по массе).

Физические св-ва воды: ж., б/ц, б/з, б/в, р = 1 г/см3, большая теплоемкость, tкип. 100 С0, плохо проводит электричество, Но небольшие количества примесей увеличивают ее электропроводность.

К сожалению, вода легко загрязняется чужеродными примесями: обычные (органические отходы животного и растительного происхождения), промышленные (отходы производств, сельского хозяйства и др. Критерий, с помощью которого можно определить качество воды - кол-во растворенного в ней кислорода.

Что мы знаем о кислороде?

Окружающий нас воздух содержит 21% кислорода по объему. Животным организмам кислород необходим для дыхания.

Физические свойства: газ, б/ц, б/з, тяжелее воздуха.

Однако, с рядом веществ кислород образует взрывоопасные смеси, и это может составить особую проблему для промышленных предприятий. А соответственно аварии на промышленных предприятиях могут нанести непоправимый вред окружающее среде.

Что мы знаем об озоне?

Много озона образуется в верхних слоях атмосферы – «озоновый слой». Озон способствует поглощению той части солнечного излучения, которое является губительным для планеты. Озон обладает бактерицидным действием, поэтому благоприятен воздух в хвойных лесах и морских побережий (в нем содержится озон).

Физические свойства: б/ц, характерный запах (запах грозы), тяжелее воздуха.

Однако, в больших городах может возникнуть такая проблема: за счет сложных химических реакций, которые протекают в образовавшемся над городом ядовитом смоге, резко увеличивается количество озона, что может привести к тяжелым отравлениям людей.

Что мы знаем об углекислом газе?

Этот газ необходим растениям для осуществления процесса фотосинтеза, а этот процесс является основой для полноценного существования любого природного сообщества. Однако, последнее время в атмосфере увеличивается содержание газа за счет хозяйственной деятельности человека, что ведет к развитию «парникового эффекта», т.е. всемирного потепления.

Что мы знаем о ртути?

Соединения ртути, как и сам металл пагубно действуют на живые организмы (в основном на нервную систему). Раньше с вредителями сельского хозяйства боролись веществами, которые содержали элемент ртуть, потом оказалось, что такие ядохимикаты накапливаются в природе и приносят огромный ей вред.

Однако, для машиностроения ртуть является необходимым металлом. Одним из источников ртути являются люминесцентные лампы (загрязнение почвы, вод)




3 этап. Проанализировав физические свойства ряда веществ, их применение, биологическое значение мы сделали ряд выводов:

1) одно и тоже вещество может быть как полезным, так и вредным (все зависит от его количества, условий); 2) ряд веществ, которые являются вредными, необходимы в промышленности и технике; 3)ряд веществ имеют огромное биологическое значение для нашей планеты

(Представленная работа учащихся оформляется в форме Публикации – программа Microsoft Publisher).


Литература:

1. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.

2. Мансуров С.Е. , Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9-11 кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ил.

3. «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. – 4-е изд., испр. – М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004. – 368 с.

4. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений/ Л.С. Гузей и др. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 288 с.: ил.

5. Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии: Учеб. пособие для учащихся шк., гимназий с углубл. изучением химии, биологии и экологии. – М.: Просвещение, 1994. – 239 с.: ил.

Электронные ресурсы:

http://www.alhimik.ru

http://www.iteach.ru

http://www.chem.msu.su

CD ROM «Химия. Базовый курс» (Лаборатория систем мультимедиа МарГТУ)

Похожие:

Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) iconСамостоятельная работа учащихся старших классов с источниками информации
Особенно актуально значение этой работы в условиях модернизации содержания образования и при переходе к профильному обучению в старших...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) iconСамостоятельная работа учащихся старших классов с источниками информации
Особенно актуально значение этой работы в условиях модернизации содержания образования и при переходе к профильному обучению в старших...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) icon«Иммунитет»
Методы: рассказ с элементами беседы, работа в группах, самостоятельная работа с учебником и раздаточным материалом, демонстрация...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) iconРабочая программа дисциплины «геоинформационные технологии сбора картографо-геодезической информации»
Цель дисциплины состоит в подготовке дипломированного специалиста, владеющего теоретическими и практическими основами систем сбора,...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) iconУрока
Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа на пк, индивидуальная работа, межпредметная...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) icon«Волшебный компьютер» (35 часов)
Свойства информации. Язык представления информации. Кодирование информации. Основные понятия логики. Понятие графов. Устройство персонального...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) icon4. Юный дизайнер (35 часов)
Свойства информации. Язык представления информации. Кодирование информации. Основные понятия логики. Понятие графов. Устройство персонального...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) iconМетодические рекомендации по срс самостоятельная работа
Самостоятельная работа – это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях и внеаудиторное время. Самостоятельная...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) iconМетодические рекомендации по срс: Самостоятельная работа
Самостоятельная работа-это индивидуальная познавательная деятельность студента на аудиторных занятиях в внеаудиторное время. Самостоятельная...
Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель) iconСамостоятельная работа студентов
Знать: основные характеристик процессов сбора, передачи, поиска, обработки и накопления информации
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница