Рабочая программа дисциплины «История и методология химии»




Скачать 130.34 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «История и методология химии»
Дата25.11.2012
Размер130.34 Kb.
ТипРабочая программа


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ


Проректор по учебной работе

________________ В.Г.Прокошев

"_____"__________________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

« История и методология химии»


Направление подготовки: 020100 «Химия»


Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Форма обучения: очная



Семестр

Трудоем-кость, зач.ед., час

Лек-

ций,

час.

Практич.

занятий,

час.

Реферат

СРС,

час.

Форма промежуточного контроля

(экз./зачет)

5

3 ЗЕТ, 108

34

17

+

57

Зачет



Владимир, 2010


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих основное содержание современной химии.

    Этот курс призван также показать взаимосвязь между естественнонаучными и гуманитарными отраслями знаний.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие профессиональные компетенции:

  • обладает способностью в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК-15);

  • понимает сущность и социальную значимость профессии, основных перспектив и проблем, определяющих конкретную область деятельности (ПК-1).

Задачи дисциплины:

  • Формирование представлений о развитии химических знаний и понятийного аппарата химии в связи с историческим процессом развития человеческого общества и достижениями в других областях знания.

  • Формирование представлений о базовых индивидах химии, специфике данной научной дисциплины и ее месте среди других естественных наук, системе подходов и методов, используемых в химических исследованиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина “История и методология химии” входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин и изучается в 5-м семестре. Основой для ее освоения являются знания, получаемые в процессе изучения дисциплин базовой части данного цикла ООП «История», «Философия», а также базовых дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

    1). Знать:

  • основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей науки;

  • важнейшие события и переломные моменты в развитии химии

  • основные концепции химии на различных этапах исторического развития науки;

  • систему подходов и методов, используемых в химических исследованиях

2). Уметь: выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому

3). Владеть: навыками самостоятельной работы с различными источниками информации

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 108 часов.






п/п



Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра),

Форма промежуточного контроля

Ле кции

Практические

занятия

СРС


1

Введение. Научные подходы к рассмотрению истории химии

8

1-2

2

2

6



Контрольная работа №1

2

Химия в Древнем мире, в Средние века и в эпоху Возрождения.

8

3-4

6

2

6

3

Химия в XII –XIII веках.

8

5-6

6

2

6



Контрольная работа №2

4

Развитие химии в XIX веке.

8

7-10

8

4

15

5.

Химия в XX веке .


8

11-14

8

4

15



Тест

6.

Вопросы методологии

химии.

8

15-17

4

4

9




Итого:







34

18

57

Зачет



Содержание курса


  1. Научные подходы к рассмотрению истории химии

Специфика истории химии, ее связь с гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами. Хронологический и концептуальный подходы к изучению истории химии.

  1. Химия в Древнем мире, в Средние века и в эпоху Возрождения

    Химические знания и ремесла в первобытном обществе и в Древнем мире. Представления натурфилософов Древнего мира о природе веществ..

    Алхимический период в истории химии. Арабская алхимия. Алхимия в Западной Европе. Иатрохимия и техническая химия в ХVI в. Развитие металлургии и химических производств.

  1. Химия в XVII-XVIII веках

    Возрождение атомистики. Работы Бойля. Теория флогистона. Развитие методов аналитической химии. Пневматическая химия. Открытие кислорода, азота, хлора и других элементов (Шееле, Пристли, Кавендиш). Работы Ломоносова, его роль в развитии российской науки. Химическая революция. Работы Лавуазье.

  1. Развитие химии в XIX веке

    Открытие стехиометрических законов и их роль в создании химической атомистики. Закон постоянства состава. Полемика Бертолле и Пруста. Работы Дальтона, Берцелиуса, Авогадро. Развитие электрохимии. Работы Дэви и Фарадея. Органическая химия в первой половине XIX в. Опровержение витализма. Работы Либиха, Вёлера, Кольбе, Бертло. Теоретические представления в органической химии в начале XIX в. (теория радикалов, теория типов).

    Классическая теория химического строения и ее развитие. Работы Кекуле, Купера, Бутлерова. Возникновение стереохимии. Координационная теория Вернера. Успехи экспериментальной органической химии. Развитие стереохимических представлений. Возникновение и развитие промышленной органической химии.

    Возникновение термохимии, химической термодинамики, химической кинетики. Работы Гиббса. Создание теории растворов (Вант-Гофф, Аррениус). Электрохимические исследования Нернста.

    Работы по классификации химических элементов. Периодический закон и таблица элементов Менделеева. Прогресс прикладной неорганической химии и аналитической химии.

  1. Химия в XX веке

    Возникновение радиохимии. Создание планетарной модели атома. Создание теории химической связи (Льюис, Коссель, Полинг, Малликен). Развитие квантовой химии во второй половине ХХ в. Исследование распределений электронной плотности.

    Успехи органического синтеза. Возникновение и развитие химии высокомолекулярных соединений. Основные направления развития биоорганической химии в ХХ в. Исследования низкомолекулярных природных соединений и витаминов. Развитие медицинской химии. Изучение фотосинтеза. Исследования в области биоэнергетики. Изучение структуры белка. Изучение структуры и функций нуклеиновых кислот. Расшифровка генетического кода.

    Развитие химической термодинамики в ХХ в. Работы по химической кинетике, теории цепных реакций, изучение сверхбыстрых реакций. Исследования каталитических реакций. Возникновение и развитие коллоидной химии. Исследование поверхностных явлений.

    Прогресс физических методов исследования (спектроскопия ЯМР и ЭПР, инфракрасная спектроскопия, рентгеноструктурный анализ, масс-спектрометрия, лазерная химия, хроматография и другие методы).

    Возникновение и развитие супрамолекулярной химии и нанохимии. Химическое материаловедение.

  1. Вопросы методологии химии

    Фундаментальные понятия химии и их эволюция. Атом. Элемент. Химическая связь. Структура. Молекула. Химическое соединение. Химическое вещество. Фаза. Химическая реакция. Фазовый переход.

    Дедукция и индукция в науке. Понятия и законы. Фундаментальные законы и эмпирические обобщения. Эксперимент и теория в химии. Роль модельных представлений. Природа химических понятий. Их фундаментальность и эмпиричность.

    Методологические основы экспериментальных исследований в современной химии.




  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




  1. При изучении теоретического курса используются методы IT:

применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам.

  1. Материалы лекций представляются в интерактивной форме

  2. При проведении практических занятий по ряду тем используется опережающая самостоятельная работа.

  3. Контроль успеваемости проводится в форме электронного тестирования в компьютерном классе.

  4. Применяется рейтинговая система аттестации студентов.




  1. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ




Вид контроля

Форма учебной работы

Рейтинг в баллах

Текущий

Контрольные работы

30

Тестовый контроль

15

Реферат

15

Промежуточный

Зачет

40

Итого:

100


Примеры заданий контрольных работ:

Контрольная работа №1

Вариант №4

1. Как изменялось определение химии как науки на протяжении ее развития?

2. Дайте характеристику античных атомистических концепций. Почему число сторонников атомистических концепций в античном мире было невелико?

3..В чем состояли отрицательные черты алхимии, препятствовавшие развитию науки о веществе?

4. В чем проявилось в 17 веке возрождение атомистических представлений?

5. Какие достоинства и недостатки имела флогистонная теория? Какую роль сыграла флогистонная теория в развитии химии?

6. На чем основана рациональная классификация химических соединений, предложенная Лавуазье?


Контрольная работа №2

Вариант №3

  1. Какие экспериментальные законы, открытые Д.Дальтоном, дали импульс к разработке атомистической концепции?

  2. Какие экспериментальные исследования способствовали разработке электрохимической теории химического сродства? Кем была предложена первая теория электрохимического сродства?

  3. В чем состояла сущность теории типов Ш.Жерара?

  4. В чем состоял предложенный И.В.Деберейнером закон триад?

  5. Кто из ученых считается основоположником органического синтеза? Каковы основные успехи органического синтеза в XIX веке.

Примерные темы рефератов:

  1. Химические ремесла в древнем мире.

  2. Представления натурфилософов Древнего мира о природе веществ.

  3. Важнейшие достижения алхимии в развитии химических знаний.

  4. Р.Бойль – основатель научной химии.

  5. Основатель российской химии М.В.Ломоносов

  6. Работы А.Л. Лавуазье и «революция» в химии.

  7. Берцелиус – титан химии XIX в.

  8. Концепция витализма в химии и ее опровержение

  9. История открытия и изучения изомерии органических соединений

  10. Органический синтез в XIX в.

  11. Атомно-молекулярная реформа С.Канницаро.

  12. История Периодической системы элементов

  13. Прикладная и неорганическая химия в XIX веке

  14. История открытия и изучения витаминов

  15. История изучения углеводов

  16. История исследования фотосинтеза

  17. История изучения белков

  18. Исследование природы химической связи.

  19. Лайнус Полинг и его вклад в химию XX века

  20. История создания современных физических методов исследования

  21. История открытия и развития хроматографии

  22. История коллоидной химии

  23. История химической кинетики

  24. История учения о катализе

  25. Успехи органического синтеза в XX веке

  26. История химии лекарств

  27. История открытия и исследования антибиотиков

  28. Нобелевские лауреаты – химики.

  29. Супрамолекулярная химия

  30. Нанохимия



7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

    1. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М.: Мир, 1983. 187 с.

    2. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в. М.: Наука, 1969. - 455 с.

    3. Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. Развитие классической химии в XIX столетии. М.: Наука, 1979. - 477 с.

    4. Соловьев Ю.И. История химии (Развитие химии с древнейших времен до конца XIXв.). М.:Просвещение, 1983. - 267 с.

    5. Соловьев Ю.И., Трифонов Д.Н., Шамин А.Н. История химии. Развитие основных направлений современной химии. М.: Просвещение, 1984.- 335 с.

б) дополнительная литература:

    1. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991. 656 стр.

    2. Шамин А.Н. История биологической химии. Формирование биохимии. М.: Наука, 1983. 262 стр.

    3. Джуа М. История химии. – М.: Мир, 1966. – 315

    4. Соловьев Ю.И. История химии в России: научные центры и основные направления исследований. – М.: Наука, 1985. – 234 с.

5. Зоркий П.М.Критический взгляд на основные понятия химии. Журнал Российского химического общества им. Д.И.Менделеева, 1996, том 40, N3, стр.5-25.



в). Интернет-ресурсы:

С.И.Левченков. Краткий очерк истории химии.

www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Sketch…


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Лекции читаются в аудитории, оборудованной аппаратурой для показа компьютерных презентаций. Используется комплект слайдов к лекционному курсу.



Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 020100 «Химия».


Рабочую программу составил: ____________доцент Е.П.Гришина


Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры химии


протокол № ________, от ___________ года.

Заведующий кафедрой ________________Б.А.Кухтин


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методической комиссии направления 020100 Химия

протокол № ________, от ___________ года.

Председатель комиссии _______________В.А.Кузурман


Программа переутверждена :

на ____________учебный год. Протокол заседания кафедры № ____, от ____ года.

Заведующий кафедрой ________________


на ____________учебный год. Протокол заседания кафедры № ____, от ____ года.

Заведующий кафедрой ________________


на ____________учебный год. Протокол заседания кафедры № ____, от ____ года.

Заведующий кафедрой ________________



Похожие:

Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconРабочая программа дисциплины «история и методология науки»
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки». Фгаоу впо «Рос гос проф пед ун-т». Екатеринбург, 2012. 15 с
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconПояснительная записка «История и методология химии» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин и является необходимым предшественником всех изучаемых химических дисциплин
Цель курса «История и методология химии» состоит в объединении системы химических дисциплин, составляющих основное содержание современной...
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconРабочая программа дисциплины Социальная антропология
Б предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла Б. 1 Гсэ «Философия», «История», а также с учебными...
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconРабочая программа дисциплины Социокультурные миры
Гсэ б предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с учебными дисциплинами цикла б гсэ «Философия», «История», а также с...
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconРабочая программа учебной дисциплины «история и методология науки и техники»
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами знаний, служащих основой для интеграции естественно-научной, технической и...
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconРабочая программа учебной дисциплины «История и методология науки и производства в области прикладной математики и информатики»
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур)
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconРабочая программа дисциплины история и методология юридической науки (блок «дн (М). Ф2»
«дн (М). Ф2»; раздел «федеральный»; магистерская программа 521408 – Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория...
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconОбразовательная программа рабочая программа
...
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconРабочая программа дисциплины Химия Направление подготовки 020400 Биология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кызыл 2011 Цели освоения дисциплины Дисциплина «Химия»
Целями освоения дисциплины является: изучение основных понятий и законов химии; теории строения атома; периодического закона и периодической...
Рабочая программа дисциплины «История и методология химии» iconПрограмма дисциплины «История и методология науки и техники в области радиоэлектроники»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница