Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии




Скачать 252.07 Kb.
НазваниеЭкологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии
страница1/3
Дата25.11.2012
Размер252.07 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Автор: Жан-Мари Робин

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НИША. Очерк о теории поля в гештальт-терапии


 Перевод И.Я.Розенталь

Предисловие редактора

По-видимому, не нужно подробно представлять автора данной статьи Жана-Мари Робина, вице-президента Европейской Ассоциации Гештальт-терапии, директора Французского Гештальт Института, руководителя долгосрочной программы для руских гештальт-терапевтов "Совершенствование в Гештальт-терапии". В сборнике "Гештальт-92" была опубликована его ранняя статья "Фигуры гештальта". В этом сборнике мы публикуем этот очерк, полученный Московским Гештальт Институтом непосредственно от Жана-Мари со специальными пожеланиями издать его на русском языке.

По мнению самого Ж.М.Робина, эта статья важна тем, что обсуждает базовое понятие гештальт-терапии "поле организм/среда" и обозначает новые методологические горизонты для гештальт-терапии как в плане концептуальных разработок, так и в рамках практической работы гештальт-терапевта. На наш взгляд, чтение данного текста является достаточно нелегкой работой. Во всяком случае,. редактирование этой статьи этой статьи оказалось невозможным без длительного сопоставления первичного перевода, французского оригинала текста и предыдущих материалов Ж.М.Робина. Пользуясь случаем, мы благодарим за терпение и профессионализм переводчика И.Я.Розенталь, а также Н.Б.Кедрову и Е.М.Кларину за помощь в подготовке текста к печпти.

Несколько комментариев к тексту. Непосредственного отношения к психотерапевтической практике гештальт-терапевта он не имеет. Читатель не обнаружит здесь ни гештальт-техник и приемов, ни описания сессий или нозологических типов больных. Более того, текст обрывается на интригующем разделе: "Выводы в области психотерапии". В таком случае, что же может дать чтение этой статьи? Понимание места гештальт-метода среди других психотерапевтических методов, психологической практики и теории, гуманитарных и естественных наук в целом. Понимание исторического развития гештальт-метода, современных проблем (кризисных точек) в теории (и косвенным образом, в практике) гештальт-подхода и перспектив развития метода в дальнейшем (например, в ХХI веке, хотя непосредственно этот вопрос не обсуждается). Знакомство с некотрыми принципиально новыми подходами, в основном разработанными в смежных с психологией науками (биологией, социологией и др.), которые позволяют рассатривать поле "организм/среда" или поле "терапевт/клиент" как форму "метастабильного равновесия" или "морфогенетическую зародышевую структуру", что позволяет проектировать совершенно иные версии гештальт-терапевтической работы, а также разрабатывать концепции гештальт-подхода в самых различных областях практики: педагогике, менеджменте, политике и др.

Поэтому не случайно, что мы, по согласованию с Жаном-Мари Робином опустили последний раздел и не стали "заземлять" эти общие методологические размышления автора, открывающие новые возможности для развития гештальт-метода, "частными" выводами, касающимися психотерпаии, тем более, что для России, этого "нового поля гештальт-метода" эти выводы могут оказаться не такими уж очевидными и надежными.

Мы надеемся, что читатель, который сможет дочитать этот текст до конца, самостоятельно сумеет сделать оригинальные выводы, касающиеся психотерапевтической или другой практики. Будем рады, если Вы пришлете в следующий сборник свои собственные публикации, относящиеся к развитию гештальт-метода.

Нифонт Долгополов

.

  "Окружающая среда - это не замкнутое круговое пространство, а МЕСТО ДЛЯ. Именно в экологической нише живет и размножается один вид, хотя кажется, что она заполнена мно-жеством других видов.

Опыт предшествует "Организму" и "Окружающей среде", которые являются абстрагированными от опыта.

Нет такой функции в любом организме, которая не была бы причастна к окружающей среде самым существенным образом. И наоборот, реальная окружающая среда, место, это то, что выбрано, организовано и приспособлено организмом."

Пол Гудмен [1]
 

"Опыт происходит на границе между организмом и окружаюей средой" [2]. Именно с этого основополагающего утверждения начинается гештальт-терапия. Статья посвящена проработке и развитию этой парадигмы и обсуждению теоретического и определенного методологического кризиса гештальт-терапии. "Назовем это взаимодействие организма и среды - "поле организм/среда"... Связь человеческого организма с окружающей средой, конечно, не только физическая, но и социальная. При изучении человека в психологии, физиологии или психотерапии мы должны также говорить о поле, в котором взаимодействуют по крайней мере социально-культурные, животные и физические факторы."[3]

По прошествии более сорока лет после написания этих пророческих строк, некоторые гештальт-терапевты пытаются мыслить и вписать свою практику в эту перспективу поля, которое и становится их спицифическим понятием, другие психологические и психотерапевтические подходы, кажется, постепенно акцентуируют ие значение взаимодействия, а иные возвращаются к традиционной модели, определяемой как "интрапсихическая" или расширяют ее до "интра-организмического", опираясь на биологическую или физиологическую парадигму, чтобы обосновать свой психoтерапевтический подход.

Известно, что теория поля и выводы из нее после Курта Левина не стали объектом многочисленных углубленных изысканий, ни со стороны гештальт-терапевтов, ни со стороны исследователей в области гуманитарных наук. Более того, немногим позже введения в употребление Левиным понятия поля в психологию, другой исследователь сформулировал иной подход к сложным ситуациям, взятым в их целостности: фон Берталанфи с его Общей Теорией Систем [4]. В настоящее время системный подход и практические методы, которые из него следуют, в частности, в области гуманитарных наук, пользуются популярностью. Эта концепция является очевидной для тех, кто ведет практическую групповую работу (с семейными парами, семьями, учреждениями, организациями и т.д.), и гештальт-терапевты не избежали этого влияния. Что же тогда будет с понятием "поле" в свете этой концепции? Обе эти концепции дополняют друг друга? Или они антагонистичны? Исключают одно другое? Понятия, которые они вводят, могут ли они легко перейти из одного в другое? Сколько вопросов, на которые я не претендую ответить, но хочу внести какой-то вклад в обсуждение вопроса.

Мои рассуждения будут состоять прежде всего в том, чтобы представить обзор "теории поля" в гуманитарных науках, и в частности в психотерапии. Затем они будут направлены на то, чтобы попытаться прояснить логические уровни различных концептуальных шагов, используемых терапевтом и для того,чтобы разрешать ситуации, с которыми они сталкиваются. Исходя из этого, я представлю несколько соображений в связи с понятиями, возникшими в результате современных исследований, которые мне кажутся логичными и совместимыми с теорией гештальт-терапии, прежде чем приступить к рассмотрению следствий (выводов) на уровне практики.

1. Теория поля

Заимствованное из наук о природе конца Х1Х в. гештальт-терапией, понятие поля вносит в гуманитарные науки одну из фундаментальных парадигм. Оно позволяет описать взаимодействие (взаимосвязь) сущностей и функций целого и его частей посредством аналогии с явлениями, описанными в связи с магнитным полем.

Магнитное поле.

Если поместить магнит на поверхность, покрытую железными опилками, опилки разложатся определенным образом по отношению к магниту и таким образом выявят линии сил своего магнита, которые называются "магнитным полем". Другой пример: разместим в пространстве три магнита, эти три магнита ориентированы определенным образом и обладают измеряемыми магнитными массами. Они немедленно создают магнитное поле, являющееся результатом магнитных полей каждого из этих трех магнитов. Поместим в это поле кусок мягкого ненамагниченного железа: он немедленно намагнитится в зависимости от поля, созданного тремя магнитами, и в то же время, он будет воздействовать на созданную структуру этого поля, участвуя в создании этого поля. Воздействие поля в данной точке может быть измерено "градиентом" поля.

Расширение понятия поля

В разговорном обиходе, так же как и в специализированных областях, можно услышать, например, как говорят о "зрительном поле (зрения)", о "поле сознания", о "поле исследования", о "поле медицины" или какой-нибудь другой науки и т.д., а гештальт-терапия будет говорить о поле организм - окружающая среда, таким образом определяя свою предметную область и вообще область психологической науки.

Основной принцип теории поля.

Основной принцип является общим при всех употреблениях понятия поля, хотя разными авторами он мало или совсем не отмечается. Именно этот принцип, как мне кажется, позволяет нам дифференцировать эпистемологию и методологию теории поля от некоторых других, таких как теория систем, область применения которых часто является общей с теорией поля. О чем бы не говорили, о поле зрения, о поле психологии или магнитном поле, указывается область, которая соотносится с конституирующим ее принципом: поле зрения существует лишь в своей соотнесенности с глазом, поле психологии с психологией, магнитное поле с данным магнитным источником.

Это организующий принцип кроме того характеризуется особенным образом: он принадлежит полю, его определяет и сам подчинено силам этого поля. Организующий принцип, теоретически рассуждая, не может рассматриваться в качестве обособленной целостности, если только не попытаться заняться абстракцией, и "вынуть" его из поля в целях особого анализа. В этом случае, методологический аппарат теории поля оказывается не приспособленым для того, чтобы исследовать рассматриваемый элемент изолированно. Операция отделения от магнитного поля куска металла, называемого "магнитом" для изучения его структуры, например молекулярной, приводит к изменению логического уровня анализа, который не может позволить исследовать феномен "магнитного поля".

Специфика организующего принципа поля, кроме того, определяет специфику способов исследования феноменов этого поля; совокупность феноменов, характеризующих данное поле может быть выявлена в зависимости от того, существует ли надлежащий инструмент. Приведем пример: мы знаем, что радиоволны распространяюся передатчиком и ловятся приемником типа радиоприемника. Очевидно, что эти волны существуют и в нас проникают независимо от возможности нашего владения таким приемником, а следовательно отсутствие радиоприемника не могло бы быть достаточным условием, чтобы отрицать существование таких волн. Таким образом можно выдвинуть предположение о существовании некоторых полей (естественных или нет), выявление которых нам не позволяют осуществить современное состояние наших знаний и инструментов.

Организующий принцип может быть задан теоретически (или парадигматически). Таким образом, если интересуются полем зрения, то будут ссылаться на "теоретический глаз", так как мое поле зрения не соотносится с твоим зрительным полем. Именно в этом случае обобщение опыта, относящегося к единичным полям позволяет подойти к концептуализации поля данного типа.

Законы поля.

В поле, каким бы оно ни было, элемент обладает двумя статусами и выполняет две функции [5]:

1. Как подверженный воздействию поля, он подчинен силам поля; он находится в какой-то градиента, при помощи которого можно представить распредлеление поля.

2. Он выступает в поле активным творческим началом, изменяя силовые линии и распределение градиента Таким образом существует взаимосвязи между функуией целого и функцией элемента внутри поля; существуют тонкие процессы взаимодействия между частями, опосредованные целостностью, в которой происходят эти взаимодействия.

Теория поля в гештальт-терапии.

Хотя именно с Левином связано употребление понятия поля в гуманитарных науках, его великие предшественники - Келер и Вертгеймер также не должны быть забыты. Малколм Парлетт [6], используя труды этих исследователей, смог выявить характеристики теории поля, сформулировав их в пять важных принципов:

1) Принцип организации Мы можем понять что-либо лишь исходя из рассмотрения целостной ситуации, состоящей из совокупности сосуществующих явлений. "Значение простого явления (факта) зависит от его положения в поле; различные части поля находятся в обоюдной взаимозависимости." [7]. Левин предлагает выйтя за пределы постоянных свойств предметов - которые предполагаются постоянными в других системах отсчета, чтобы подчеркнуть взаимозависимость. Он не отрицает, что могут существовать неизменные величины в структуре ситуации: структура и функции не являются отдельными сущностями но, являются двумя модусами к неделимой целостности.

2) Принцип современности. Именно в поле, существующем в настоящий момент, обнаруживается совокупность воздействий, которая "объясняет" актуальность поведения. Таким образом, не придается особого значения ни категории причинности, ни детерминации прошлого. То же самое относится к будущему. Единственно возможной частью поля могут быть осуществляемые субъектом "здесь и сейчас воспоминания о прошлом" или "здесь и сейчас антиципации о будущем".

3) Принцип уникальности. Каждая ситуация, поле каждого человека в какой-то ситуации, уникальна. Всякое обобщение таким образом является сомнительным: значения, конструируемые индивидуальным образом и обощенные выводы не идентичны. Это не отбрасывает совсем принципы сходства, связности и последовательности, а также принципы генерализации, без которых невозожно было создавать теории, но побуждает отодвинуть их на задний план, чтобы предоставить преимущество анализу специфики данной ситуации.

4) Принцип "изменяющегося процесса" Опыт - явление временное, ничто не является абсолютно зафиксированным и неизменным. Этот принцип уже был выявлен Уильямом Джеймсом [8] в его теории "потока сознания", которая подчеркивала меняющийся от одного мгновения к другому характер опыта, необходимость непрестанно воссоздавать наше восприятие "реальности".

5) Принцип возможных существенных связей Согласно этому принципу ни одна часть поля не должна быть ни исключена, ни рассматриваться априори как несущественная любой элемент поля является составной частью всей совокупной целостности и является потенциально значимым. Автоматизмы, ставщие незаметными, должны быть также приняты во внимание, как и явления, которые могут привлечь к себе внимание своей значительностью и содержательностью.

Проблема метода.

Чтобы продолжать следовать собственным принципам, любой научный подход, основанный на теории поля, должны исследовать свой объект, не забывая, что исследователь и его объект в свою очередь составляют поле, которое подчинено принципу взаимного воздействия и, именно это собственно является объектом исследования. Это значительно усложняет метод, в частности в гуманитарных науках, т.к. если можно представить, что эффект взгляда астронома на звездные поля может быть относительно незначительным (это простое предположение профана), легко можно будет понять, что воздействие взгляда наблюдателя, например на взаимодействие супружеской пары, является значительным до такой степени, что трудно понять, зависит ли, то что наблюдается от супружеских отношений или это является следствием присутствия наблюдателя.

Поле организм/окружающая среда.

Гештальт-терапия, когда она ссылается на теорию поля, занимается специфическим полем, которое она называет "поле организм / окружающая среда". Таким образом, ее концептуальный и методологический аппарат был разработан для изучения этого специфического поля. Организм/окружающая среда необходимо понимать как обозначение явлений (которые гештальт-терапия называет "контактом"), которые происходят между данным организмом и его окружающей средой, между субъектом и тем, что не является субъектом. Здесь организм выступает как организующий принцип, основной элемент, а окружающая среда является другой частью поля, приче сам организм включен в это поле.

Даже если окружающая среда (или элемент окружающей среды данного организма) сама является "организмом", концептуальный и методологический аппарат гештальт-терапии не вполне приспособлен для изучения связи организм/другой организм. Поскольку каждый из этих организмов конституирует опыт того особого поля, в которой он является организующим принципом. Организм, в теории гештальт-терапии, является, конечно "извлечением" (абстракцией) поля, т.е. абстрагированным элементом, извлеченным из неделимого более открытого целого, названного здесь полем "организм/окружающая среда", но гештальт-терапия способна изучать на основании теории поля, то, что происходит между организмом и тем, что им не является, рассматривая организм как субъект опыта. Ситуация, таким образом, совершенно ассимитрична. Гештальт-терапия направлена на то, чтобы понять, как организм будет влиять на свою окружающую среду и внутри ее, с одной стороны, а с другой как окружающая среда будет влиять на организм, но все это рассматривается в фокусе организма, конституирующего это поле.
  1   2   3

Похожие:

Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconФриц Перлз гештальт подход и свидетель терапии
Две книги – «Гештальт подход» и «Свидетель терапии» – можно рассматривать как одну. Фриц Перлз держал их план в голове и работал...
Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconПринципы применения гештальт-терапии в клинической практике
Таким образом, контекст гештальт-терапевтического описания того или иного симптома это контекст не столько патологии психики, сколько...
Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconРуководство по Гештальт-терапии

Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconЖ. М. Робин вице-президент Европейской Ассоциации Гештальт-терапии, директор Французского Гештальт Института
Благодаря сотрудничеству нью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и Пол Гудмен, в 1951 году были заложены...
Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconГештальт — терапия контакта
Системный подход и Гештальт. Пентаграмма Гингера
Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconЗакон демографического развития 25 Закон времени и Закон демографического развития 32 Системный подход: от частностей к общему 40 Демографические параметры: их значимость 45 Экологическая ниша человека и животных 45 Эволюция «самоорганизации»
«холодной» войной между лагерем «социализма» и лагерем «капитализма»-«демократии» западного типа
Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconЗакон демографического развития 25 Закон времени и Закон демографического развития 32 Системный подход: от частностей к общему 40 Демографические параметры: их значимость 45 Экологическая ниша человека и животных 45 Эволюция «самоорганизации»
«холодной» войной между лагерем «социализма» и лагерем «капитализма»-«демократии» западного типа
Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине по направлению сд. 01 «Экологическая генетика» ипо специальности дс. 02. 5 «Экологическая генетика» составлен в соответствии
Такой прогноз возможен только на базе фундаментальных знаний в области общей генетики, теории мутагенеза, популяционной и экологической...
Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconЭффективность применения процедуры восполнения напряжений при решении краевых задач нелинейной теории упругости методом конечных элементов
Ппроксимации поля перемещений, но к значительно худшей аппроксимации поля напряжений. В настоящее время существуют различные методы...
Экологическая ниша. Очерк о теории поля в гештальт-терапии iconА. Н. Моховиков Представляем Вашему вниманию статью Александра Моховикова директора Одесского филиала мги. Что привлекает в этой работе? Клинический подход, столь редкий даже в мировой гештальт-терапии, примеры из
Приносим извинение автору за невозможность размещения рисунков к статье. Надеемся, читатели увидят их в ближайшем выпуске сборника...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница