Программа по биологии Химический лицей




Скачать 111.64 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии Химический лицей
Дата25.11.2012
Размер111.64 Kb.
ТипПрограмма

Программа по биологии - - Химический лицей

«Общая биология – 10 класс.» г. Тулы.

УТВЕРЖДАЮ СОСТАВЛЕН

Директор Химического лицея учителем Максимовой Т.В.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол N

________________А.Д. Соболев. ________________20010 г.


Рабочая программа по биологии для 10 класса на 2010-2011 учебный год "Общая биология" составлена на основании рабочей программы Т.В. Максимовой "Биология 5 - 11 класс", составленной в соответствии с временными требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования и среднего (полного) общего образования.


ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ – 10 КЛАСС.

(136 часов, 4 часа в неделю).

Программа рассчитана на использование учебника под редакцией академика А.О. Рувинского "Общая биология", трехтомника Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор Биология. М., «Мир», 1990 и учебного пособия Н.Н. Воронцов, Л.Н. Сухорукова «Эволюция органического мира», М.,: Наука, 1996.


ВВЕДЕНИЕ – 2 часа.

Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. Значение биологических наук для сельского хозяйства, промышленности, медицины, охраны природы. Предмет и задачи общей биологии. Наука и общество. Научный метод. Наблюдение, гипотеза, эксперимент, Требования к проведению научного эксперимента. Научный факт и его относительность.

Общие признаки живых существ. Черты сходства и отличия между живой и неживой природой. Основные уровни организации живого: молекулярно-генетический, клеточный, тканевой, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Человек, его биосоциальная природа.

  1. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ – 34 часа.


Общая характеристика биологии в додарвиновский период. Развитие описательной ботаники и зоологии. Труды К.Линнея по систематике и его вклад в биологическую науку.

История развития эволюционных представлений в додарвиновский период. Борьба идей преформизма и трансформизма в биологии. Работы Ж..Кювье, С. Илера, Ж..Бюффона. Предпосылки возникновения дарвинизма. Успехи биологической науки в первой половине XIX века: разработка клеточной теории, развитие палеонтологии, эмбриологии, сравнительной морфологии, биогеографии. Эволюционное учение Ж..- Б. Ламарка: достоинства и недостатки.

Учение Ч.Дарвина об эволюции. История создания эволюционного учения Дарвина. Путешествие на корабле " Бигль ". Основные труды Дарвина. Основные положения эволюционной теории Дарвина - Уоллеса. Недостатки теории Дарвина, вызвавшие критику современников.

Движущие силы эволюции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Творческая роль Естественного отбора в образовании новых видов и приспособлении организмов к среде обитания. Формы естественного отбора, его направленность. Влияние отбора на изменчивость. Примеры действия естественного отбора и его экспериментальные доказательства.

Борьба за существование как основная причина естественного отбора, ее причины и формы. Значение борьбы за существование для эволюции. Ч.Дарвин о борьбе за существование и современные представления.

Искусственный отбор и его роль в жизни человека. Отличия искусственного отбора от естественного. Появление культурных растений и домашних животных. Основные центры их происхождения.

Дрейф генов и его роль в эволюционном процессе. Эффект основателя. Популяционные волны.

Изоляция как фактор эволюции. Первичная и вторичная изоляция и ее причины.

Наследственность и изменчивость организмов. Виды изменчивости по Дарвину и современное представление об изменчивости организмов. Причины изменчивости. Роль мутаций в эволюционном процессе. Виды мутаций.

Генетические основы эволюции. Популяция - структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Эволюционный процесс с точки зрения генетики. Закон Харди – Вайнберга и его практическое применение. Синтетическая теория эволюции: основные положения и их авторы.

Адаптации организмов как результат совместного действия эволюционных факторов. Относительность адаптаций. Разнообразие приспособлений и пути их формирования. Мимикрия и ее виды.

Вид, его критерии и структура. Разнообразие видов растений и животных. Полиморфизм и его виды, географические и экологические расы, клины.

Видообразование и его эволюционная роль. Способы видообразования: филетическое, гибридное и дивергентное. Симпатрическое и аллопатрическое видообразование. Межвидовая гибридизация и ее роль в сельском хозяйстве. Гибрид Г.Д. Карпеченко. Скорость процесса видообразования и факторы на нее влияющие.

Основные закономерности макроэволюционного процесса. Соотношение онтогенеза и филогенеза в эволюции. Биогенетический закон и его причины. Характер эволюционных изменений в эмбриогенезе: анаболия, девиация и архаллаксис.

Эволюция органического мира, А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен об основных направлениях эволюции. Главные направления эволюции: биологический прогресс и регресс и их основные критерии. Пути достижения биологического прогресса: арогенезы, аллогенезы и катагенезы. Возникновение ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций.

Доказательства наличия микро- и макроэволюционного процесса в природе. Прямые и косвенные доказательства: сравнительно - анатомические, палеонтологические, эмбриологические, биогеографические и биохимические.

Основные правила и закономерности эволюции.

Многообразие живых организмов - результат эволюции. Систематика организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы. Организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты). Классификация живых организмов как отражение результатов длительной эволюции органического мира. Причины процветания одних видов и вымирания других в современную эпоху. Основные таксономические единицы животного и растительного царства.


  1. РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА – 20 часов.

Гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, панспермия, самозарождение, теория стационарого состояния, биохимическая эволюция. Достоинства и недостатки каждой точки зрения.

Биохимическая теория происхождения жизни. Природа первых организмов. Формирование мембранных структур и эволюция клетки. Симбиотическая теория происхождения эукариотической клетки.

Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры. Основные ароморфозы архейской и протерозойской эры.

Развитие жизни в палеозойскую эру. Деление на периоды и краткая история развития животного и растительного мира в каждом периоде. Выход растений и животных на сушу и ароморфозы, связанные с этим.

Развитие жизни в мезозойскую эру. Геологические и климатические изменения, предшествовавшие смене флоры и фауны. Расцвет голосеменных, возникновение покрытосеменных и ароморфозы, связанные с этим. Вымирание крупных рептилий, возникновение млекопитающих и птиц. Археоптерикс – переходная форма между рептилиями и птицами.

Кайнозойская эра и ее основные события. Формирование современного облика биосферы и сопутствующие этому процессу условия. Взаимные идиоадаптации цветковых растений, насекомых и птиц как причина бурного расцвета этих групп в кайнозое.

Филогенетическое древо растений. Филогенетическое древо беспозвоночных. Филогенетическое древо позвоночных.

Происхождение человека. Черты сходства и отличия в строении человека и животных. Палеонтологические доказательства антропогенеза. Основные факторы антропогенеза (биологические и социальные). Эволюция гоминид. Древнейшие люди или архантропы: особенности строения, социальная организация, расселение. Древние люди или палеантропы: особенности жизни неандертальцев, изготовление орудий труда, возникновение обычаев и обрядов. Новые люди или неоантропы. Особенности эволюции палеолитического человека. Появление людей современного типа.

Филогенетическое древо человека. Расы современного человека как отдельные популяции вида Homo sapiens. Критика теории расизма. Изменение облика современного человека: грациализация, акселерация. Естественный отбор и человеческое общество. Экологическая роль человека в современных условиях.

  1. ХИМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЖИВОГО – 20 часов.


Химическая организация клетки.

Биохимия – наука, изучающая химический состав живых организмов. Элементы и их распространение в живой и неживой природе. Значение углерода в построении органических молекул. Связь между атомами. Химические реакции. Вода, ее физико-химические свойства, важные для живых организмов. Диссоциация. Кислотность и ее измерение. Биологические мономеры и полимеры.

Углеводы и их значение для живых организмов. Строение основных моносахаридов: глюкоза, фруктоза, галактоза, рибоза, дезоксирибоза. Линейные и циклические формы моносахаридов. Оптическая изомерия и хиральная чистота живого. a - и b - изомеры моносахаридов. Образование гликозидной связи. Основные дисахариды: мальтоза, лактоза, сахароза. Полисахариды, их строение и значение: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Олигосахариды.

Липиды и их свойства. Образование триацилглицеролов из глицерола и жирных кислот. Фосфолипиды и их свойства. Гидрофобность и гидрофильность групп. Поведение молекул фосфолипидов в воде. Стероиды и терпены. Гликолипиды и глипопротеиды.

Аминокислоты – мономеры белка. Строение и функции аминокислот. Химические свойства аминокислот, изоэлектрическая точка. Образование пептидной связи. Функции белков в клетке. Структуры молекулы белков (первичная, вторичная, третичная и четвертичная) и связи их поддерживающие. Связь состава белков с формой молекулы и выполняемыми функциями. Электрические свойства белков. Денатурация и ренатурация белков. Ферменты – строение, работа, классификация.

Нуклеиновые кислоты и их функции в живом организме. Строение нуклеотида и их виды. Образование полинуклеотидной цепи. Сходства и отличия в строении и функциях молекул ДНК и РНК.

Некоторые качественные реакции на биомолекулы.

Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.


VI. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ – 20 часов.

Клетка как биологическая система.

Цитология - наука о клетке. М.Шлейден и Т Шванн - основоположники клеточной теории, ее основные положения. Клеточное строение - основа единства органического мира. Методы изучения строения и функций клетки.

История исследования клетки. Строение светового и электронного микроскопа. Сканирующий микроскоп. Основные методы приготовления микропрепаратов.

Строение клетки животных и растений, наблюдаемое в световой и электронный микроскопы. Строение и функции мембран клетки. Плазматическая мембрана и ее особенности. Пассивный и активный транспорт. Работа клеточных насосов. Осмоточеские явления и их роль в клетках. Цитоскелет клетки: его строение и значение. Пино- и фагоцитоз. Органоиды общие для любой эукариотической клетки и их функции. Органоиды движения и их работа. Отличия растительной клетки от животной и их причины. Строение клеточной стенки растений.

Клетка - единица строения организмов. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Хромосомы и гены.

Клетка - единица роста и развития организмов. Соматические и половые клетки, набор хромосом в них. Видовое постоянство числа, формы и размера хромосом.

Митоз - деление соматических клеток. Митотическое деление клеток животных и растений.

Строение прокариотических клеток. Теория происхождения митохондрий и хлоропластов от свободноживущих прокариот. Деление прокариотической клетки.

Лабораторная работа:

  1. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.




  1. БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ – 12 часов.

Клетка - единица жизнедеятельности организмов. Метаболизм. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Энергетический и пластический обмен.

Энергетический обмен клетки. Виды дыхания и его роль в жизни клетки. АТФ и другие макроэргические соединения клетки. Пути синтеза АТФ в клетке – субстратное фосфорилирование и хемиосмос. Гликолиз как первый этап аэробного и анаэробного дыхания. Этапы гликолиза и их подробная характеристика. Энергетический выход гликолиза. Анаэробное дыхание на примере молочнокислого и спиртового брожения. Значение этих процессов для человека. Аэробное дыхание: цикл Кребса, электронтранспортная цепь и ее работа. Роль различных компартментов митохондрии в процессе дыхания. Энергетический выход аэробного дыхания. Жиры и белки как окислительный субстрат. Дезаминирование.

Взаимные превращения белков, жиров и углеводов и пути их осуществления.


  1. АВТОТРОФНОЕ ПИТАНИЕ – 16 часов.

Особенности пластического обмена веществ у растений - фотосинтез.

Солнце – основной источник энергии для биосферы Земли. Классификация организмов по источнику углерода и энергии, которые они используют. Значение фотосинтеза и его космическая роль. История изучения фотосинтеза: опыты Ван – Гельмонта, Пристли, Шееле, Ингенхауза, Сакса, Блекмана и др. Строение хлоропласта. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Использование энергии света в процессе образования органических веществ из неорганических. Пигменты листа и фотосистемы. Биохимия процесса фотосинтеза. Световые реакции фотосинтеза, работа фотосистем, циклическое и нециклическое фотофосфорилирование. Основные результаты световой фазы и их значение для дальнейшего протекания процесса.

Эксперименты Кальвина и их результаты. Реакции цикла Кальвина. Влияние условий на скорость фотосинтеза. Пути повышения продуктивности фотосинтеза. Фотодыхание: причины, результат действия и пути устранения вредных последствий. Альтернативные пути фотосинтеза: путь Хэтча-Слэка, САМ- метаболизм.

Особенности фотосинтеза у прокариот: цианобактерии, зеленые и пурпурные серобактерии, пурпурные несерные бактерии.

Хемосинтез, его значение в природе и основные механизмы. Хемосинтез у железобактерий, бесцветных серобактерий и нитрификаторов.

Круговороты минеральных элементов, необходимых живым организмам: углерода, азота, фосфора и серы. Минеральное питание растений и животных.

Возможные пути эволюции биоэнергетических процессов. Переход от химической эволюции к биологической. Появление у пробионтов мембранного потенциала и возможные пути его эволюции. Теория Э.С.Бауэра – живое состояние базируется на принципе устойчивого неравновесия. Некоторые термодинамические особенности живых систем.

В течение учебного года во внеурочное время проводятся экскурсии в палеонтологический и зоологический музеи г. Москвы. Желательны экскурсии на природу для знакомства с результатами эволюции организмов.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ - 12 часов.

Максимова Татьяна Владимировна

Похожие:

Программа по биологии Химический лицей iconПрограмма развития моу «Химический лицей»
Зарегистрирован Тульским городским отделом народного образования 28 марта 1992 года, регистрационное удостоверение №153 как муниципальное...
Программа по биологии Химический лицей iconПрограмма по биологии Химический лицей
Введение: основы эволюционного учения. Классификация живых организмов. Вирусы. 24 часа
Программа по биологии Химический лицей iconПрограмма по биологии Химический лицей
Рувинского для лицеев и гимназий, а также трехтомника Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор “Биология”. Широко привлекается дополнительная...
Программа по биологии Химический лицей iconРабочая программа по биологии для 10-11 класса (биолого-химический профиль) на 2010-2011 уч. Год
Программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных классах и построена на основе Федерального стандарта и примерной...
Программа по биологии Химический лицей iconАлюминий: химический элемент и простое вещество
Понятия: химический знак “Аl”, химический элемент, простое вещество, электронная оболочка, степень окисления, переходный элемент,...
Программа по биологии Химический лицей iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в государственное бюджетное образовательное учреждение
Клеточная теория: история и современное состояние. Химический состав клетки: химические элементы (углерод, водород, азот, кислород,...
Программа по биологии Химический лицей iconПрограмма для итоговой государственной аттестации (госэкзамена) по общей биологии
Особенности современного этапа развития биологии. Теоретические и прикладные аспекты биологии. Направления биологических исследований...
Программа по биологии Химический лицей iconБилеты по биологии 9 класс (1 региональный
Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки
Программа по биологии Химический лицей iconРабочая программа по биологии 7
Рабочая программа по биологии 7 класс составлена на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по...
Программа по биологии Химический лицей icon№ п/п фио
Черкашина Тамара Алексеевна, учитель биологии и валеологии высшей категории моу лицей №67
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница