Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012




Скачать 114.34 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012
Дата25.11.2012
Размер114.34 Kb.
ТипПрограмма
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАРНАУЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


Программа вступительных испытаний
по биологии
для поступающих на базе основного общего образования (9 классов)
в Барнаульский базовый медицинский колледж



Барнаул 2012

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ


ВВЕДЕНИЕ

  • Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, адаптация.

  • Многообразие форм жизни их роль в природе. Уровни организации живой природы.


1. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КЛЕТКЕ

  • Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука изучающая клетку. Клетка – как основная структурная и функциональная единица организмов.

  • Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.

  • Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки и аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

  • Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

  • Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.

  • Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

  • Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.



2. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

  • Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

  • Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.

  • Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.

  • Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

3. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ



    • Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.

    • Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

    • Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

    • Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.

    • Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.


4. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ

  • Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

  • Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.

  • Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.


5. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

    • Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.

    • Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.

  • Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.

  • Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

  • Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.


6. УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ

  • Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность ка результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.

  • Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

  • Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.


7. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

  • Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.

  • Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека.

  • Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

  • Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.


8. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

  • Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания

    • Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогеннные. Основы закономерности действия факторов среды на организм.

    • Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

  • Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.

    • Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

    • Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

    • Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.


АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология и гигиена. Их становление и методы исследования. Уровни организации организма. Структура тела, органы и системы органов.


1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА. ТКАНИ

  • Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки.

  • Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.


2. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

  • Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

  • Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Динамическая и статическая работа.

  • Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

  • Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.


3. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА: КРОВЬ, ТКАНЕВАЯ ЖИДКОСТЬ И ЛИМФА

  • Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.

  • Кровь. Функции крови. Состав крови: плазма, форменные элементы (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты). Роль эритроцитов в переносе газов. Свертывание крови как защитная реакция организма. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Особенности строения и функции лейкоцитов.

  • Учение Мечникова о защитных свойствах крови. Возбудители инфекции: бактерии и вирусы. Борьба с эпидемиями. Иммунитет и его виды (специфический и неспецифический) иммунитет клеточный и гуморальный.

  • Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови и его значение.


4. КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА

  • Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения.

  • Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс.

  • Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.


5. СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

  • Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.

  • Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.

  • Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.


6. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ

  • Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения.

  • Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы.

  • Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.

  • Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.


7. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ

  • Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен.

  • Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы.

  • Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.


8. СИСТЕМА ОРГАНОВ ВЫДЕЛЕНИЯ

  • Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма.

  • Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.

Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча.

  • Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.


9. ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ

  • Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в терморегуляции.

  • Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

  • Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, отморожения.

  • Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.


10. НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

  • Значение нервной системы. Мозг и психика.

  • Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая.

  • Строение и функции спинного мозга.

  • Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

  • Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга.

  • Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

  • Соматический и автономный отделы нервной системы. Их взаимодействие.


11. АНАЛИЗАТОРЫ

  • Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения, предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения.

  • Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

  • Органы равновесия, кожно-мышечная чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.


12. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение.

  • Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна.


13. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

  • Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

  • Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ.

  • Гормоны надпочечников, половых желез и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.


14. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА

  • Половые железы. Половые клетки, их строение и развитие. Оплодотворение.

  • Роль хромосом в передаче наследственных свойств. Сходство ранних стадий развития зародыша человека и позвоночных животных. Развитие зародыша.

  • Постэмбриональное развитие человека. Значение физической культуры и спорта для нормального развития и укрепления организма.

  • Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения.

Похожие:

Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку для поступающих на базе среднего (полного) общего образования (11 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по русскому языку для лиц: получивших среднее (полное) общее образование...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconПрограмма вступительных испытаний, проводимых колледжем самостоятельно по дисциплине «Русский язык» для поступающих на базе основного общего образования Славгород 2012
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в педагогический колледж на специальности
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа на базе основного общего образования (9 классов)
Минобразования России №1069 от 05. 03. 2004) и Федерального базисного учебного плана (Приказ мо РФ №1312 от 09. 03. 04)
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconПрограмма вступительных испытаний программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «Биология» для поступающих...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconТике на базе основного общего образования пояснительная записка
Программа вступительных испытаний по математике предназначена для поступающих в Красноярский строительный техникум на базе основного...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconПрограмма вступительных испытаний проводимых техникумом самостоятельно по дисциплине «Русский язык» для поступающих на базе основного общего образования
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по русскому языку для лиц, имеющих основное общее образование, поступающих...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconПрограмма вступительных испытаний по химии Программа вступительных испытаний по химии для абитуриентов поступающих
Программа вступительных испытаний по химии для абитуриентов поступающих на базе основного общего образования (на базе 9 класса)
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconСистема оценок вступительных испытаний
Вступительные испытания для поступающих на очное обучение на базе основного общего образования (9 классов) на специальности
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconПрограмма вступительных испытаний программа вступительных испытаний по истории для поступающих в ано впо «мги» в 2012 году пояснительная записка
Программа предназначена для абитуриентов, поступающих в ано впо «мги» в 2012 году. Программа по предмету «История» для поступающих...
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих на базе основного общего образования (9 классов) в Барнаульский базовый медицинский колледж Барнаул 2012 iconПрограмма вступительных испытаний по математике для поступающих в фгоу спо «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум» на базе основного общего образования (9 классов) и среднего (полного) общего образования
Фгоу спо «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум» на базе основного общего образования за счет средств федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница