Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы.




Скачать 43.62 Kb.
НазваниеПредмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы.
Дата07.09.2012
Размер43.62 Kb.
ТипУчебник
Предмет: География

Класс: 6

Учебник: Герасимова Т.П., Неклюков Н.П.

Учитель: Вагизова Ф.Г.


Тема: Горные породы и минералы.


Цель: Сформировать представление о происхождении магматических, осадочных и метаморфических горных пород. Научить различать происхождение горных пород по их свойствам. Развитие умения выделять главное из рассказа учителя и делать краткие записи в тетрадях.

Оборудование: мультимидийный проектор, Презентация в MS PowerPoint «Горные породы», коллекция горных пород, рисунки динозавров.


Ход урока

I - организационный момент.

II - проверка домашнего задания.

- ( выполняется на доске одним учеником) Начертить схему «Геосферы Земли»

- ( выполняется на доске одним учеником) Начертить схему «Внутреннее строение Земли»

- А в это время - фронтальный опрос:

- почему Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом?

- мантия это - …. (внутренняя оболочка Земли, имеющая очень высокую температуру до 2000 градусов, образует своеобразную расплавленную массу и т.д.)

- толщина мантии - … (2900 км)

- мощность земной коры … (75-80 км)

- а под океанами … ( до 8 км)

- в центре Земли находится … (ядро), у которого температура доходит до … (4000-5000 градусов.)

Слушаются ответы учащихся заполняющих схемы у доски


III - актуализация знаний.

- Ребята, а из чего сложена Земная кора? (из твердых минералов и горных пород)


IV – изучение новой темы.

- Ребята, и мы сегодня продолжим ознакомление строением Земли и поговорим о том, чем же сложена земная кора.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов


Hу вот и остыла земная кора,
Ее разделять научиться пора.
По свойствам: по твеpдости, массе, кpисталлам,
По цвету, его забывать не пpистало,
Все это, скажу с уважением,
Зависит от пpоисхождения…


В начале, возникли поpоды из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные.


- А магматические породы, как вы уже сами видели, бывают глубинные и излившиеся. К глубинным мы относим гранит, диорит, габбро и др. (показываются породы из коллекции). Эти породы плотные, тяжелые, а к излившимся относят – базальт, андезит, липарит. Они тоже тяжелые, но среди них есть и такие, которые хотя и легкие, но достаточно плотные, это пемза.


Hо пpочность - не вечность,
И вот что случается:
Поpоды выветpиванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.


- Таких пород мы называем обломочными породами (показывается породы из коллекции). К ним относятся - галька, гравий.


А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpятся.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.


- А этих пород мы уже называем химическими (показывается породы из коллекции). К ним относятся такие породы, как соли - каменные, калийный и т д.

- И обломочные, и химические породы образуются благодаря воздействию внешних сил на любые горные породы. Поэтому таких пород мы называем неорганическими.


А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.


- В морской толще обитают так называемые одноклеточные ракушечные организмы – фораминиферы. После гибели этих организмов, их ракушки образуют слои на дне моря - ракушечный известняк, а под действием силы тяжести известняк уплотняется, цементируется, и образуется всем нам знакомый мел (показываются породы из коллекции).


- А из остатков одноклеточных животных - радиолярии или лучевиков, образуются слои кремнезема, а их используют для изготовления наждачных бумаг (показывается порода из коллекции и разные виды наждачных бумаг).


- На болотах растет сфагнумовый мох (показывается гербарий сфагнума), она все время растет в верх, а из его остаточных частей образуется порода – торф. (показывается порода из коллекции).

- Ребята, что вы видите на этом рисунке (показывает рисунок – изображение динозавра). Давно – давно, когда на Земле обитали такие животные, на поверхности земли преобладало папоротникообразная растительность – деревья, кустарники. Из-за резкого изменения климата погибли и животные и растительность, но из остатков этих растений образовались полезные ископаемые – каменный и бурый уголь (показывается порода из коллекции).

Этим породам присуща слоистость, легкость. И в их пластах можно найти отпечатки растении и животных тех времен (показывается именно такие породы, на которых имеются опечатки).

- Ну, каких пород по происхождению мы с вами узнали (слушается ответы). Давайте же попробуем все это показать в виде схемы. (на доске и сразу в тетрадях чертится схема)





Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий , вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.


-Слово «метаморфоз» в переводе с греческого означает «превращение», и знакомые нам магматические, осадочные породы, подвергаясь к высокому давлению и температуре изменяют свои свойства и становятся совершенно другими породами ( показывается породы из коллекции). Обратите внимание, эти породы имеют расплавленный вид, разноцветны, плотны.


V – закрепление.

- А что мы с вами пропустили в наших схемах (слово- метаморфоз). Да, правильно. И какие же породы по происхождению бывают? По каким свойствам они отличаются друг от друга?


VI – домашнее задание.

Заполнить таблицу 3, в конце параграфа.

Похожие:

Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. icon«Минералы и горные породы»
Но прежде, чем мы перейдём к этой теме, проверим, как вы запомнили уже изученные темы
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. iconУрока
Оборудование: компьютер, видеопроектор, коллекция “Минералы и горные породы”, прибор для получения газов, лабораторный штатив, пробирки,...
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. iconНаправление: Физика Тема: «Волшебный мир кристаллов» Научно
Окружающий нас мир состоит из кристаллов, можно сказать, что мы живем в мире кристаллов. Жилые здания и промышленные сооружения,...
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. icon"Общие способы получения металлов"
Оборудование: компьютер, видеопроектор, коллекция “Минералы и горные породы”, прибор для получения газов, лабораторный штатив, пробирки,...
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. iconКоллекция Минералы и горные породы (42 вида)
Перечень учебно-наглядных и методических пособий, для проведения лабораторных работ по физике, химии, географии для моу сош №23 городского...
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. iconТематический план по курсу «Экология человеческого организма». Класс: 9 класс
Автор-составитель: Вагизова Ф. Г. учитель биологии II квалификационной категории
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. iconТемы семинарских занятий по курсу «Введение в геологию»
Строение Земли (земная кора, мантия, ядро). Структура земной коры. Главнейшие минералы. Горные породы (магматические, осадочные,...
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. iconОбразовательная программа дополнительного образования «Юный геолог» (для учащихся 5-8 классов)
Солнечной системы, рассказать, чем сложена Земля и её верхняя тонкая оболочка – земная кора, что представляют собой минералы и горные...
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. iconСписок литературы для 6 класса
Герасимова Т. П. и Неклюкова Н. П. ”География. Начальный курс. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2001. (библиотека)
Предмет: География Класс: 6 Учебник: Герасимова Т. П., Неклюков Н. П. Учитель: Вагизова Ф. Г. Тема: Горные породы и минералы. iconСписок литературы для 6 класса
Герасимова Т. П. и Неклюкова Н. П. ”География. Начальный курс. 6 класс”, М., ”Дрофа”, 2001. (библиотека)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница