Скачать 205.25 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины «Стратегические выборы организационного дизайна» для специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Авторы: к. соц. н., доцент А.В. Климова (aklimova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры Теории организаций «21» сентября 2009 г. Зав. кафедрой Н.Л. Иванова Рекомендована секцией УМС факультета государственного и и муниципального управления «24» сентября 2009 г. Председатель В.В. Киселева Утверждена УС факультета государственного и муниципального управления « 24» сентября 2009 г. Ученый секретарь Л.М. Симонова ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста, изучающих дисциплину «Стратегические выборы организационного дизайна» как дисциплину по выбору. Программа разработана в соответствии с:
2. Цели освоения дисциплиныЦель учебной дисциплины «Стратегические выборы организационного дизайна»: - передать студентам знания и привить практические навыки решения стратегических и организационных задач в соответствие с изменяющимися требованиями внешней среды и обеспечивающие конкурентоспособность организаций. - развитие аналитического мышления студентов и формирование комплексного подхода к рассмотрению современных организаций, что позволит самостоятельно ставить и решать практические задачи по проектированию и изменению организаций в соответствие с требованиями стратегии и изменениями внешней среды. Задачи учебной дисциплины. В процессе изучения учебной дисциплины:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.По итогам изучения учебного курса студенты должны обладать набором ключевых компетенций, позволяющих: - проводить анализ процессов разработки системы организационных решений в соответствие с изменениями целей, стратегий и требований внешней среды; - разрабатывать системы принятия управленческих решений в организации, уменьшающих степень неуверенности; - анализировать систему норм и правил, реализованных в конкретных предприятиях с целью их упрощения и повышения уровня мотивации. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы.Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория организации», «Организационное поведение», «Стратегический менеджмент». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
6.1. Критерии оценки знаний, навыковНа экзамене студент должен продемонстрировать знания: - основных положений и особенностей организационного дизайна; - технологий выработки решений, уменьшающих степень неуверенности при создании различных структур организации; - процедуры организационного дизайна и ключевых организационных управленческих процессов; - способов формулировки целей конкретной организации и методы их формулирования (на конкретных примерах). 7. Содержание дисциплины Тема 1. Введение в проблему и постановка задачи стратегических выборов организационного дизайна- 4 часа. Общие положения. Ведущая роль команды менеджеров в выборах организационного дизайна (далее – ОД). Понятие и признаки индивидуальной организации. Ключевые слова: риск, инновация, полезность обществу. Современное определение организации. Параметры организации. Понятие ОД и его стратегические выборы. Основная литература 1. Лаунс Г., Лирманн Ф. Основы организации. – М.: «Дело и Сервис», 2006. 2. Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления.- М.: Дело, 2003. 3. Дафт Р. Теория организации. – М.: ЮНИТИ, 2006. 4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. Дополнительная литература 1. Гибсон Дж.Л., Иванцевич ДЖ., Донелли Дж. Х. (мл.) Организации: поведение, структура, процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. 2. Дафт Р.Л. Организации. – М.: Прайм-EВРОЗНАК, 2003. 3. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – Спб.: Питер, 2001. 4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпарк, 1995. 5. Burke W.W. Organizational change - Sage Publications, 2002. 6. Galbraith J.R. Designing organizations- San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995. 7. Jones G.R. Organizational theory, design and change - Pearson Prentice Hall, 2007. Тема 2. Теоретические подходы к ОД - 4 часа. Общие положения. Подходы, используемые в ОД. Постановка задачи ОД. Формула ОД. Два подхода к ОД: 1)организация как система принятия решений. Решение как процесс. Пределы точности рекомендаций ОД. Постановка задачи снижения уровня сложности процесса принятия решений. Второй подход - рассмотрение и конструирование организации с точки зрения снижение неуверенности при решении управленческих задач. Связь информации и структуры организации. Стратегии контроля. Механизмы снижения неуверенности (иерархия авторитетов, правила, нормы, процедуры и др.) Альтернативные организационные модели. Создание «свободных» ресурсов, замкнутых задач, развитие «боковых» (горизонтальных) отношений. Основная литература
Дополнительная литература
Тема 3. Избранная стратегия организации и организационный дизайн – 4 часа. Общие положения. Организация как открытая система и ее подсистемы. Миссия организации и ОД. Влияние результатов анализа внешней среды и SWAT-анализа на выборы ОД. Требования ОД к системе показателей анализа. Учет изменений среды в выборах ОД. Конкурентная среда и ОД. Учет ключевых факторов успеха в проектах ОД. ОД как основа реализации стратегии. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Определение стратегически значимых видов деятельности. Адаптация стратегии и выборов ОД к внешней среде. Влияние стратегии на выборы ОД. Основная литература
2. Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления.- М.: Дело, 2003. 3. Лаунс Г., Лирманн Ф. Основы организации. – М.: «Дело и Сервис», 2006. 4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. 5. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – Спб.: Питер, 2001. Дополнительная литература 1. Дафт Р.Л. Организации. – М.: Прайм-EВРОЗНАК, 2003. 3. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпарк, 1995. 4. Galbraith J.R. Designing organizations- San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995. 5. Jones G.R. Organizational theory, design and change - Pearson Prentice Hall, 2007. Тема 4. Принятие решений в иерархических системах: возможности и ограничения – 4 часа. Постановка задачи. Принятие решения индивидуальным ЛПР. Выбор альтернативных решений, критерии выбора. Постановка задачи принятия решения групповым ЛПР. Понятие иерархии. Решения о форме координации. Асимметрия информации и конфликт целей. Иерархия как система принятия решений. Решения объектные и организационные. Коммуникационные решения. Основная литература 1. Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления.- М.: Дело, 2003. 2. Дафт Р. Теория организации. – М.: ЮНИТИ, 2006. 3. Лаунс Г., Лирманн Ф. Основы организации. – М.: «Дело и Сервис», 2006. 4. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. 5. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – Спб.: Питер, 2001. Дополнительная литература 1. Дафт Р.Л. Организации. – М.: Прайм-EВРОЗНАК, 2003. 2. Galbraith J.R. Designing organizations- San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995. Тема 5. Проблемы неуверенности в практике ОД. Концепции организационных структур – 8 часов. Классические теории ОД. Взаимосвязь неуверенности с другими переменными ОД. Концепция ОД. Альтернативные стратегии выборов ОД: свободные ресурсы; самодостаточные группы по задачам; инвестирование в вертикальную информационную систему; создание «боковых» отношений. Управление знаниями. Создание связующих ролей. Эффективность «боковых» отношений. Проблема совмещения полной и частичной занятости в выборах ОД. Лидерство и силовое давление. Основная литература 1. Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления.- М.: Дело, 2003. 2. Дафт Р. Теория организации. – М.: ЮНИТИ, 2006. 3. Лаунс Г., Лирманн Ф. Основы организации. – М.: «Дело и Сервис», 2006. Дополнительная литература 1. Дафт Р.Л. Организации. – М.: Прайм-EВРОЗНАК, 2003. 2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – Спб.: Питер, 2001. 3. Galbraith J.R. Designing organizations- San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995. Тема 6. Базовые переменные проектирования организации (ресурсы, нормы, правила, альтернативы и др.) – 6 часов. Доступ к ресурсам. Нормы поведения и их соподчиненность. Формулировка норм поведения – одна из основных проблем ОД. Виды норм поведения. Критерии эффективности, используемые для оценки организационных мероприятий. Выбор организационных стратегий. Основная литература 1. Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления.- М.: Дело, 2003. 2. Дафт Р. Теория организации. – М.: ЮНИТИ, 2006. Дополнительная литература 1. Дафт Р.Л. Организации. – М.: Прайм-EВРОЗНАК, 2003. 2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – Спб.: Питер, 2001. 3. Galbraith J.R. Designing organizations- San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995. Тема 7. Организационный дизайн и критерии совместимости (информационная совместимость и совместимость стимулов) – 4 часа. Совместимость требований и стимулов как критерии оценки выборов ОД. Определение основных понятий. Проблема практического применения критериев. Характеристики исполнителей (какими знаниями должен обладать ЛПР). Критерии совместимости в организационных процессах. Возможности и последствия улучшения параметров совместимости. Увеличение ресурсов автономии отдельных подразделений. Группировка видов деятельности организации. Совместимость стимулов при формулировании задач. Постановка задачи улучшения параметров совместимости при формировании подразделений. Основная литература 1. Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления.- М.: Дело, 2003. 2. Дафт Р. Теория организации. – М.: ЮНИТИ, 2006. Дополнительная литература 1. Дафт Р.Л. Организации. – М.: Прайм-EВРОЗНАК, 2003. 2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – Спб.: Питер, 2001. 3. Galbraith J.R. Designing organizations- San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995 Тема 8. Организационный дизайн и процесс контроля за организационными решениями – 4 часа. Координация принятия организационных решений как предмет планирования организации. Необходимость снижения уровня сложности при организационном планировании и проектировании. Реализация организационных решений. Контроль за решениями – выборы ОД. Контроль в иерархических структурах. Существенные факторы при контроле решений. Основная литература 1. Борисова Л.Г. Организационный дизайн. Современные концепции управления.- М.: Дело, 2003. 2. Дафт Р. Теория организации. – М.: ЮНИТИ, 2006. Дополнительная литература 1. Дафт Р.Л. Организации. – М.: Прайм-EВРОЗНАК, 2003. 2. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – Спб.: Питер, 2001. 3. Galbraith J.R. Designing organizations- San-Francisco, Jossey-Bass Publishers, 1995 8. Образовательные технологииПри чтении учебного курса используются различные виды учебной работы: лекционные и семинарские занятия, кейс-стади, анализ ситуаций, презентации студентов с последующим обсуждением. 9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.Требования к написанию письменной работы (эссе): В эссе должны быть сформулированы: актуальность выбранной темы, цели и задачи работы. Не допускается прямое переписывание текстов из первоисточников без цитирования и соответствующих ссылок. В работе должны использоваться обороты «Я считаю…», «По моему мнению, …» и т.д. Содержание работы оценивается по следующим основным критериям: самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников, логика в изложении материала работы, критический анализ предлагаемого материала, наличие выводов, которые должны содержаться в заключении работы. Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок. Работа должна быть представлена в машинописном виде объемом не более 5-8 страниц (кегль Times New Roman 12 через 1,5 интервала). Титульный лист работы должен содержать название дисциплины, ФИО автора, курс и номер группы. В списке литературы приводятся данные об авторах и названия работ, которые стали объектом рассмотрения в эссе. Список литературы должен содержать как минимум 5 источников. Постраничные ссылки на литературу обязательны. Тему эссе студенты определяют из предоставляемого им примерного списка или самостоятельно. Если студент самостоятельно выбирает тему эссе, то она предварительно согласуется с преподавателем. По согласованию с преподавателем студенты, выбравшие одинаковые темы, могут видоизменить тему или выбрать другую. Эссе оценивается максимально в 10 баллов. Проверяются работы, представленные в установленный срок сдачи эссе в письменном виде. В исключительных случаях по согласованию с преподавателем работу можно прислать по электронной почте с последующим представлением письменной формы. Примерные темы письменных работ (эссе)
12. Критерии совместимости и организационные процессы. 13. Принятие организационных решений как предмет планирования. 14. Организационные решения и сложности при их реализации в практике ОД. 15. Важность контроля за организационными решениями в ОД. Требования к написанию реферата: В письменной работе (реферате) обязательно должны быть сформулированы: актуальность выбранной темы, цель и задачи работы. Содержание реферата оценивается по следующим основным критериям: логика в изложении материала работы, критический анализ предлагаемого материала, наличие выводов, которые должны содержаться в заключении работы, самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников. Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок. Работа должна быть представлена в машинописном виде, объемом не более 15-18 страниц (кегль Times New Roman 12 через 1,5 интервала). Титульный лист работы должен содержать название дисциплины, название темы, Ф.И.О. автора, курс и номер группы. Список литературы должен содержать как минимум 5-7 источников. Постраничные ссылки на литературу обязательны. Ссылки оформляются следующим образом: в тексте по ходу изложения в круглых скобках указывается фамилия автора и год издания в соответствии со списком литературы в конце работы. Тему реферата студенты определяют из предоставляемого им примерного списка или самостоятельно. Если студент самостоятельно выбирает тему реферата, то она предварительно согласуется с преподавателем. Примерные темы письменных работ (рефератов).
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Текущий контроль осуществляется в ходе семинарских занятий на основе оценки активности работы студентов (доклады и обсуждение кейсов) и на основе выполнения реферата и эссе. Итоговый контроль: зачет. Итоговая оценка складывается на основании работы студентов на семинарских занятиях, выполнения эссе, реферата и ответа на зачете по 10-ти балльной системе как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности: Wакт. сз.=0,2, Wэ.=0,2, Wр.=0,2, Wзач.=0,4. Расчет итоговой (результирующей) оценки: Оср(окр)=Оакт*Wакт(0,2) + Оэ*Wэ(0,2) + Ор*Wр(0,2) + Озач.* Wзач.(0,4) Студент имеет возможность пересдать предмет. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
Базовый учебник
Основная литература
Дополнительная литература
Во время занятий используются ноутбук и проектор для демонстрации слайдов по курсу, презентаций студентов во время семинарских занятий. Автор программы: А.В. Климова |