А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент




Скачать 379.02 Kb.
НазваниеА. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
страница1/2
Дата24.11.2012
Размер379.02 Kb.
ТипПрограмма
  1   2




СоставителИ:

А.И.Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С.И.Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

М.В.Горецкая, доцент кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С.И.Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат биологических наук, доцент

Рецензенты:

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»;

И.И.Генералов, заведующий кафедрой клинической микробиологии Учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

Рекомендована к утверждению в качестве типовой:

Кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 13 октября 2008 г.);

Центральным научно-методическим советом Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 3 марта 2009 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело Учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по медицинскому образованию (протокол № 1 от 10 марта 2009 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для изучения микробиологии с вирусологией и иммунологией студентами по специальности медико-диагностическое дело высших медицинских учебных заведений.

Микробиология с вирусологией и иммунологией являются важным и обязательным звеном в системе, обеспечивая фундаментальные теоретические знания для усвоения и понимания сущности инфекционного процесса, а также определенные практические навыки, на базе которых строится подготовка будущего специалиста, развитие основ клинического мышления.

Микробиология с вирусологией и иммунологией находится в тесной связи с медицинской биологией и общей генетикой, общей и биоорганической химией, гистологией, цитологией и эмбриологией, фармакологией, инфекционными болезнями с эпидемиологией, дерматовенерологией и в медицинских вузах является важной составной частью учебного процесса при подготовке высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи, находящиеся на стыке нескольких разделов медицины.

Типовая программа по дисциплине «Микробиология с вирусологией и иммунологией» разработана в соответствии с:

образовательным стандартом по специальности 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело (регистрационный № ОС РБ 1-79 01 04-2007), утвержденным Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 40 от 02.05.2008 г.

типовым учебным планом по специальности 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 12.02.2008 г. (регистрационный № L 79-001/тип).

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель: познание закономерностей строения и функционирования микробной клетки и вирусной частицы, принципиальных основ их взаимодействия с организмом человека, принципиальных алгоритмов микробиологических, вирусологических и иммунологических методов диагностики микробных заболеваний.

Задачи предмета:

изучить закономерности строения и функционирования микробной клетки и вирусной частицы;

рассмотреть общие закономерности взаимодействия микроорганизмов с организмом человека;

раскрыть взаимосвязь основных понятий микробиологии, вирусологии, иммунологии и их значение для теоретической, диагностической и клинической медицины;

обучить студентов основным микробиологическим, иммунологическим и вирусологическим методам исследований в диагностике микробных болезней;

раскрыть понимание роли знаний по предмету в последующей общемедицинской и профессиональной подготовке специалиста.


Требования к освоению дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Микробиология с вирусологией и иммунологией» определены образовательным стандартом по специальности 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело. Данный стандарт включает минимум содержания по дисциплине в виде обобщенных микробиологических знаний и умений, составляющих микробиологическую компетентность выпускника вуза:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

морфологию, физиологию, антигенную структуру, генетику, экологию, устойчивость к факторам внешней среды основных групп микроорганизмов;

общие закономерности возникновения и развития бактериальных, вирусных, грибковых и протозойных инфекций и инвазий;

принципы проведения бактериологических, иммунологических методов диагностики инфекционных заболеваний, основы иммуно-химиотерапии и профилактики инфекционных заболеваний.

Студент должен уметь:

забирать инфекционный материал от людей, проводить бактериологическую, иммунологическую, молекулярно-биологическую диагностику бактериальных, вирусных, грибковых, протозойных инфекций;

выполнять методики выделения и идентификации микроорганизмов;

выполнять и оценивать результаты иммунологических методов диагностики.

Методы обучения

При изучении дисциплины используются традиционные методы обучения, отвечающие поставленным целям:

лекции;

практические занятия;

активные формы обучения: дискуссия, учебные дебаты;

опрос по микробиологическим препаратам;

тренировка навыков и умений, необходимых для осуществления микробиологических, иммунологических и вирусологических методов диагностики;

учебно-исследовательская работа студентов (УИРС);

научно-исследовательская работа студентов.

На изучение дисциплины «Микробиология с вирусологией и иммунологией» образовательным стандартом по специальности 1-79 01 04 Медико-диагностическое дело определено: всего 324 часов, из которых аудиторных – 197, в том числе лекции - 54 часов и практические занятия – 143.

Формы текущей аттестации: зачет - 3 семестр, экзамен - 4 семестр.

Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)

Количество аудиторных

часов

лекций

практических

1

2

3

1. Введение в дисциплину. Методы исследования

2

4

1.1. Микробиология как наука. Бактериоскопический метод исследования. Простые методы окраски

2

4

2. Общая микробиология

8

28

2.1. Морфология и ультраструктура бактериальной клетки. Окраска по Граму. Окраска по Цилю-Нильсену

2

8

2.2. Физиология прокариот. Культуральный метод исследования. Бактериофаги

2

8

2.3. Генетика бактерий. Экология микроорганизмов

2

8

2.4. Основы учения об инфекции. Микробиологические основы химиотерапии бактериальных инфекций

2

4

3. Иммунология

14

32

3.1. Иммунология как наука. Естественный иммунитет. Оценка функционального состояния фагоцитов. Определение активности системы комплемента

2

4

3.2. Иммунная система организма человека

2

4

3.3. Антигены. Клеточный иммунный ответ. Пластинчатая реакция агглютинации

2

4

3.4. Гуморальный иммунный ответ. Иммуноглобулины. Объемная реакция агглютинации

2

4

3.5. Аллергия (гиперчувствительность). Реакция преципитации

2

4

3.6. Иммунопатология. Основы клинической иммунологии. Особенности трансплантационного и противоопухолевого иммунитета. Реакция связывания комплемента

2

4

1

2

3

3.7. Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней. Возрастные особенности иммунитета. Серологические реакции с использованием метки

2

8

4. Медицинская бактериология

14

44

4.1. Кокки

2

4

4.2. Энтеробактерии

2

8

4.3. Грамотрицательные палочки

2

8

4.4. Грамположительные палочки

2

8

4.5. Анаэробные бактерии

2

4

4.6. Изогнутые бактерии. Спирохеты и другие спиральные бактерии

2

4

4.7. Риккетсии. Ориенции. Эрлихии. Хламидии. Микоплазмы

2

8

5. Вирусология

14

28

5.1. Общая вирусология

2

4

5.2. Ортомиксовирусы. Парамиксовирусы. Коронавирусы. Вирус краснухи

2

4

5.3. Ретровирусы

2

4

5.4. Пикорнавирусы. Калицивирусы. Реовирусы

2

4

5.5. Экологическая группа арбо- и робовирусов. Рабдовирусы

2

4

5.6. ДНК-геномные вирусы

2

4

5.7. Вирусы гепатитов. Онкогенные вирусы. Медленные инфекции

2

4

6. Основы медицинской микологии и протозоологии

2

7

6.1. Патогенные для человека грибы и простейшие

2

7

Всего:

54

143



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Введение в дисциплину. Методы исследования

1.1. Микробиология как наука. Бактериоскопический метод исследования. Простые методы окраски

Определение терминов «микробиология» и «микроорганизм». Классификация микробиологических наук по объекту исследования и по прикладным целям. Задачи медицинской микробиологии.

Микробиологические методы исследования (диагностики) и алгоритмы их проведения: микроскопический, культуральный, экспериментальный (биологический), иммунологический (иммунобиологический).

История развития микробиологии: описательный, физиологический (пастеровский), иммунологический, современный периоды. Заслуги Пастера и Коха. Развитие микробиологии в Беларуси.

Типы таксономии биологических объектов. Признаки, лежащие в основе современной таксономии микроорганизмов и их применение в бактериологии и вирусологии. Иерархическая система таксонов, применяемых в бактериологии и в вирусологии.

Методы микроскопии: электронная, световая – обычная, иммерсионная, тёмнопольная, фазово-контрастная, люминесцентная (флуоресцентная) микроскопия.

Методы окраски микроскопических препаратов.

  1. Общая микробиология

2.1. Морфология и ультраструктура бактериальной клетки. Окраска по Граму. Окраска по Цилю-Нильсену

Различия эу- и прокариотической клетки. Органеллы бактериальной клетки. Строение клеточной стенки бактерий. Дефектные формы бактерий. Окраска по Граму, грамположительные и грамотрицательные бактерии.

Морфологические признаки бактерий. Форма бактерий. Размер бактерий. Расположение бактерий в мазке: кокки, палочки.

Микро- и макрокапсула бактерий: определение, состав, функция, место образование, бактерии ими обладающие, выявление.

Органы движения бактерий. Жгутики: тип движения жгутиков, классификация бактерий по числу и расположению жгутиков, выявление жгутиков.

Эндоспора: определение, функция, строение, место образования, факторы, обуславливающие её термоустойчивость, спорообразующие бактерии, выявление эндоспоры. Экзоспора: определение, отличия от эндоспоры. Окраска по Цилю-Нильсену: цели применения, механизм.

Особенности морфологии и ультраструктуры актиномицетов: классификация, медицинское значение, морфология, образование экзоспор, особенности ультраструктуры. Особенности морфологии и ультраструктуры спирохет: классификация, особенности морфологии, особенности ультраструктуры, окраска по Романовскому-Гимзе, преимущественно используемый для обнаружения вид микроскопии. Особенности морфологии и ультраструктуры риккетсий и хламидий: принципиальное отличие от других прокариот, классификация, форма бактериальной клетки, локализация в клетке-хозяине, окраска. Особенности морфологии и ультраструктуры микоплазм: принципиальные отличия от других прокариот, классификация, методы изучения.

2.2. Физиология прокариот. Культуральный метод исследования. Бактериофаги

Обмен веществ и энергии у прокариот: особенности метаболизма микроорганизмов, пути проникновения питательных веществ в бактериальную клетку, классификация бактерий по источнику углерода, по потребностям в факторах роста, по особенностям энергетического метаболизма, по отношению к кислороду воздуха.

Особенности метаболизма риккетсий, хламидий, микоплазм.

Классификация бактериальных ферментов.

Размножение бактерий: способы размножения бактерий, цикл развития хламидий.

Принципы культивирования бактерий: методы культивирования микроорганизмов, классификация искусственных питательных сред, требования к условиям культивирования бактерий, характер роста бактерий на искусственных питательных средах.

Методика приготовления искусственных питательных сред.

Стадии роста периодической бактериальной культуры.

Методы создания анаэробных условий для культивирования бактерий: физические, химические, биологические, метод Кита-Тароцци. Изучение методов культивирования микроаэрофильных и капнофильных микроорганизмов.

Культуральный метод исследования: принципиальная схема и содержание этапов.

Культуральные признаки бактерий.

Изучение биохимических свойств бактерий (на примере энтеробактерий): во время I этапа культурального метода исследования, во время II этапа культурального метода исследования, во время III этапа культурального метода исследования (изучение сахаролитических, протеолитических свойств, определение наличия отдельных ферментов).

Принцип работы и особенности применения приборов автоматической идентификации бактериальных культур (гемокультиватор, автоматический анализатор).

Бактериофаг (фаг): определение термина, открытие, номенклатура, структура. Морфологические типы бактериофагов. Классификация бактериофагов по спектру действия. Классификация бактериофагов в зависимости от эффекта действия на бактериальную клетку (вирулентный, умеренный фаг). Взаимодействие фага с бактериальной клеткой (вирулентного, умеренного). Практическое применение бактериофагов. Выделение бактериофага. Метод фагоиндикации «стекающая капля». Титрование фага (по Аппельману, по Грациа). Фаготипирование бактерий.

2.3. Генетика бактерий. Экология микроорганизмов

Организация генетического материала у бактерий. Внехромосомные факторы наследственности (автономные и неавтономные, их встраивание в нуклеоид). Плазмиды (определение, функции, возможное состояние, содержание tra-оперона, контроль над их репликацией со стороны нуклеоида, совместимость друг с другом в одной клетке). Функции tra-оперона. F-плазмиды (определение, состояние, формирование различных состояний). R-плазмиды (определение, состав, пути передачи). Состав r-оперона. Механизмы устойчивости бактерий к антибиотикам, обусловленные наличием R-плазмид. Бактериоциногенные (на примере Col-плазмиды E.coli) плазмиды (определение, состав, особенности, биологическое и медицинское значение). Характеристика колицинов. Транспозоны (определение, состояние в бактериальной клетке, состав). IS-последовательности (определение, отличия от транспозонов, функции). Механизмы фаговой конверсии.

Модификации у бактерий.

Мутации у бактерий (определение, классификация по происхождению, классификация по направленности). SR-диссоциации (определение, механизм, биологическое значение). Мутагены (определение, классификация по механизму действия). Репарации (определение, система фотореактивации, система темновой репарации).

Рекомбинационная изменчивость у бактерий (определение, виды).

Генная инженерия в медицинской микробиологии (алгоритм получения рекомбинантной вакцины для профилактики гепатита В, продукты, получаемые генно-инженерным способом с помощью рекомбинантных штаммов бактерий).

Генетические методы, применяемые в микробиологической диагностике. Метод молекулярной гибридизации (цель, принцип осуществления). Полимеразная цепная реакция (цели, принцип осуществления).

Основы экологической микробиологии: определение понятия «экологическая микробиология», основные понятия экологической микробиологии (популяция, биотоп, микробиоценоз, экосистема, онтосфера, биосфера).

Микрофлора тела человека: общая характеристика. Состав нормальной микрофлоры тела человека: кожа, ротовая полость, желудок, кишечник, дыхательные пути, ухо, конъюнктива, мочеполовая система. Характеристика бифидо- и лактобактерий. Значение нормальной микрофлоры тела человека, нарушение нормальной микрофлоры и подходы к её нормализации.

Влияние экологических факторов на микробы: действие на микроорганизмы физических факторов внешней среды, действие на микроорганизмы химических факторов внешней среды.

Микробная деконтаминация: определение, типы. Стерилизация: определение, виды. Дезинфекция. Антисептика. Асептика: определение, методы.

2.4. Основы учения об инфекции. Микробиологические основы химиотерапии бактериальных инфекций

Инфекционный процесс, эпидемический процесс, механизм передачи, фазы (стадии) механизма передачи, факторы передачи, пути передачи, ворота инфекции. Звенья эпидемического процесса. Эколого-эпидемиологическая классификация инфекционных процессов. Классификация инфекций по механизму, путям передачи и воротам инфекции. Особенности инфекционных болезней.

Понятие о патогенности и вирулентности. Характеристика патогенности. Выявление и измерение вирулентности. Единицы измерения вирулентности. Факторы вирулентности. Характеристика факторов адгезии, агрессии, основных ферментов инвазии и агрессии.

Общая характеристика бактериальных токсинов. Свойства и классификация белковых токсинов. Общая характеристика эндотоксина, его отличия от белковых токсинов.

Химиотерапевтические препараты: определение. Основные характеристики терапевтических средств. Важнейшие группы химиопрепаратов и механизм их действия. Антибиотики: определение. Классификации антибиотиков по источнику получения, по способу получения, по механизму действия, по спектру действия, по типу действия. Механизмы резистентности бактерий к антибиотикам. Определение чувствительности бактерий к антибиотикам.

3. Иммунология

3.1. Иммунология как наука. Естественный иммунитет. Оценка функционального состояния фагоцитов. Определение активности системы комплемента

Причины доминирования иммунологии в современной медицине. Понятие об иммунитете. Разделы современной иммунологии.

Способы (механизмы, уровни) защиты человеческого организма от инфекций. Механизмы защиты внутренней среды человеческого организма, реализуемые в ней самой. Уникальные свойства лимфоцитов. Молекулярное распознавание.

Виды приобретенного иммунитета. Механизм осуществления иммунологической реактивности. Принципиальные отличия иммунологической реактивности от неспецифической резистентности.

Эндогенные пептиды-антибиотики. Пропердин. Лизоцим. b-лизины. Фибронектин. Белки острой фазы. Интерфероны. NK-клетки.

Система комплемента (общее понятие), пути активации. Анафилатоксины. Активаторы системы комплемента. Функции системы комплемента. Определение активности системы комплемента.

Фагоцитоз: определение, стадии (перечислить без характеристики), опсонизация и опсонины. Виды фагоцитоза. Функции фагоцитов. Характеристика стадий фагоцитоза. Механизмы внутриклеточного киллинга (внутриклеточной цитотоксичности) фагоцитов. Способы ухода микробов из-под их действия. Оценка фагоцитоза.

3.2. Иммунная система организма человека

Иммунная система организма человека. Анатомо-физиологический принцип устройства иммунной системы. Состав иммунной системы: общая схема. Органы иммунной системы, иммунокомпетентные клетки, алгоритм взаимодействия лимфоцитов с органами и тканями организма. Сущность дифференцировки Т- и В-лимфоцита. TCR. Функции Т-лимфоцитов. BCR. Функция В-лимфоцитов. Факторы межклеточного взаимодействия иммунной системы и их характеристика. Цитокины: общая характеристика, общие свойства, биологический эффект цитокина, основные функциональные группы; хемокины.

Общая классификация иммунологических методов диагностики. Серологические реакции: цели постановки, общая классификация. Варианты реакции агглютинации и преципитации. Сложные серологические реакции. Реакции с использованием метки. Принцип постановки и учета аллергических проб. Клеточные реакции.

3.3. Антигены. Клеточный иммунный ответ. Пластинчатая реакция агглютинации

Антиген: определение, принцип строения. Эпитоп и его количественный состав. Валентность антигена. Факторы, определяющие степень иммуногенности антигена и их характеристика. Адъюванты. Классификации антигенов. Аутоантигены. Суперантигены.

Антигенпредставляющие молекулы (общая характеристика). Антигенпредставляющие молекулы CD1. Антигены главного комплекса гистосовместимости.

Антигены бактерий. Антигенные свойства грибов.

Клеточный иммунный ответ: основные этапы, процессинг, презентация антигена, механизмы действия ЦТЛ (Т-киллеров).

Реакция агглютинации: основные термины, условия осуществления, этапы (стадии), внешние проявления, способы постановки, принципы осуществления.

3.4. Гуморальный иммунный ответ. Иммуноглобулины. Объемная реакция агглютинации

Активация В-лимфоцитов, отличия плазмоцита от В-лимфоцита. Особенности иммунного ответа на Т-независимые антигены. Общая схема гуморального иммунного ответа. Механизмы эффекторного действия антител и их характеристика.

Общая схема иммунного ответа. Супрессия иммунного ответа. Кооперативный механизм действия и регуляции иммунной системы.

Определение термина «иммуноглобулин». Физическое состояние и формы существования иммуноглобулинов. Структура иммуноглобулинов. Классификация иммуноглобулинов. Иммуноглобулины: дополнительные полипептидные цепи, валентность, прохождение через плаценту, основная функция различных классов, морфофункциональные особенности. Аффинность и авидность антител. Нормальные антитела. Моноклональные антитела и их получение. Неполные антитела и их выявление. Абзимы. Динамика антителообразования и характеристика фаз.

Клонально-селекционная теория антителообразования и объяснение ею феномена естественной иммунологической толерантности, молекулярно-генетическая теория С.Тонегавы.

Диагностические сыворотки: назначение и принцип получения.

3.5. Аллергия (гиперчувствительность). Реакция преципитации

Аллергия – общее понятие, отличительные особенности аллергенов, алгоритм развития, классификация аллергенов. Общая классификация аллергических реакций и их эффекторное звено, современное понимание термина «Т-эффекторы ГЗТ». Фазы протекания аллергических реакций и их характеристика.

Анафилаксия: причинные аллергены, патогенетическая схема развития, грануляция и дегрануляция базофилов и тучных клеток, их медиаторы, клинические проявления, шок-органы; атопия.

Аллергическая реакция II типа: причинные аллергены, патогенетическая схема развития и ее характеристика.

Аллергическая реакция III типа: причинный механизм развития, основные патогенетические механизмы и их характеристика, клинические проявления.

Аллергическая реакция IV типа: причинные аллергены, патогенетическая схема развития, иммунная активация макрофага, активированный макрофаг.

Инфекционная аллергия: общее понятие, роль в инфекционном процессе, преимущественный тип аллергии, микробные заболевания, сопровождающиеся развитием ГЗТ, использование в диагностике.

Лекарственная аллергия: закономерности иммунного ответа на гаптены, особенности иммунного ответа на лекарства – гаптены.

Методы диагностики аллергических реакций.

Реакция преципитации: сущность, основные термины, применение, способы постановки, РП по Асколи (принцип постановки, вычисление титра), РП в геле (основное преимущество по сравнению с пробирочной РП, простая линейная диффузия).

Усовершенствованные методы РП (по Манчини, по Оухтерлони, иммуноэлектрофорез, иммуноблотинг), реакция нейтрализации токсина антитоксином.

3.6. Иммунопатология. Основы клинической иммунологии. Особенности трансплантационного и противоопухолевого иммунитета. Реакция связывания комплемента

Иммунологическая толерантность: определение понятия, толерогены, классификации иммунологической толерантности, причины и механизмы развития иммунологической толерантности, использование феномена иммунологической толерантности для решения медицинских проблем.

Аутоиммунная реакция: определение понятия, механизмы развития.

Общая схема эффекторного звена противоопухолевого иммунитета и ее характеристика.

Трансплантационный иммунитет (ТИ): принцип механизма отторжения трансплантата, виды ТИ, классификация трансплантатов с учетом генетических отношений доноров и реципиентов, реакция «трансплантат против хозяина», методы подавления ТИ.

Иммунодефицитные состояния: определение понятия, классификация, клинические проявления. Характеристика иммунодефицитов.

Определение понятий «клиническая иммунология» и «иммунный статус». Методы оценки иммунного статуса.

Серологические реакции с участием комплемента: определение понятия, реакция иммунного лизиса (принцип, виды), реакция гемолиза (цели постановки), реакция связывания комплемента (фазы, схемы РСК с сывороткой больного и здорового). Реакция Ерне (цель, принцип, оценка), реакция радиального гемолиза (цели постановки, ингредиенты, вносимые в гель и лунку, видимый эффект), реакция иммунного прилипания (фазы), реакция иммобилизации (принцип).

3.7. Иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней. Возрастные особенности иммунитета. Серологические реакции с использованием метки

Иммунопрофилактика: определение понятия, препараты, история. Вакцины: определение термина, общая классификация. Получение и общая характеристика вакцин. Различные варианты вакцинных препаратов. Применение вакцин. Требования к вакцинам, осложнения вакцинации, схема вакцинации; показания для серопрофилактики.

Иммунотерапия: общее понятие, препараты. Вакцинотерапия, лечебные вакцины.

Серотерапия: препараты, их получение, нормальный человеческий иммуноглобулин. Осложнения после применения чужеродного белка (вакцинального, сывороточного).

Правила применения вакцин и лечебно-профилактических сывороток. Иммуномодуляторы.

Характеристика критических периодов формирования иммунной системы. Причины развития в организме матери иммунологической толерантности к тканям плода. Особенности иммунитета новорожденных. Иммунитет при старении.

Особенности иммунитета при микозах.

Серологические реакции с использованием меченых антител или антигенов: общая характеристика. РИФ: два вида. ИФА: наиболее распространенный метод постановки, используемые в качестве метки ферменты, этапы постановки при идентификации антител, алгоритм постановки для идентификации антигена, область применения; РИА: алгоритм постановки, применяемые в качестве метки радионуклиды.

4. Медицинская бактериология

4.1. Кокки

Систематическое положение и классификация патогенных для человека кокков. Виды стафилококков. Морфологические, культуральные, биохимические, серологические свойства стафилококков, их резистентность во внешней среде. Факторы патогенности стафилококков. Стафилококковые инфекции: источник и механизмы передачи, роль стафилококков в патологии человека. Микробиологическая диагностика стафилококковых инфекций. Роль в патологии человека S.epidermidis и S.saprophyticus.

Стрептококки: классификация, виды, морфологические, культуральные, биохимические свойства, резистентность во внешней среде, факторы патогенности. Стрептококковые инфекции: источник и механизмы передачи, взаимодействие стрептококков с организмом человека, общая характеристика болезней, вызываемых стрептококками, микробиологическая диагностика.

Энтерококки (общая характеристика и роль в патологии человека).

Пневмококк: морфологические, культуральные, биохимические, серологические свойства, факторы патогенности, резистентность во внешней среде. Пневмококковые инфекции: источник и механизмы передачи, предрасполагающие факторы, роль пневмококка в патологии человека, взаимодействие пневмококка с организмом человека, микробиологическая диагностика.

Менингококк и гонококк: сравнительная характеристика морфологических, культуральных, биохимических, серологических свойств, факторов патогенности и резистентности во внешней среде. Менингококковая инфекция: источник и механизм передачи, роль менингококка в патологии человека, взаимодействие менингококка с организмом человека, микробиологическая диагностика. Гонококковая инфекция: источник и механизм передачи, роль гонококка в патологии человека, взаимодействие гонококка с организмом человека, микробиологическая диагностика.
  1   2

Похожие:

А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconА. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconА. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
Программа предназначена для изучения микробиологии, вирусологии, иммунологии студентами по специальности сестринское дело высших...
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Т. А. Канашкова, заведующая кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconКандидат медицинских наук, доцент
Г. И. Заборовский, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Гродненский государственный...
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconОбразовательный стандарт по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 03 Медико-профилактическое дело (ос рб 1-79 01 03-2008), утвержденный
Т. А. Канашкова, заведующая кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconЗаведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии с курсами медицинской реабилитации и психиатрии Учреждения образования Гомельский государственный медицинский
С. Д. Кулеш, заведующий кафедрой неврологии Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат...
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат...
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
С. А. Ляликов, заведующий кафедрой педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат...
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconОбразовательный стандарт по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 07 Стоматология, (ос рб 1-79 01 07-2008), утвержденный и введенный в действие Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №40 от 02 мая 2008 г.
Т. А. Канашкова, заведующая кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Учреждения образования «Белорусский государственный...
А. И. Жмакин, заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии имени С. И. Гельберга Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент iconРекомендована к утверждению в качестве типовой
Д. Ф. Хворик, заведующий кафедрой дерматовенерологии с курсом эндокринологии Учреждения образования «Гродненский государственный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница