Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле




Скачать 417.54 Kb.
НазваниеФормирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле
страница1/3
Дата24.11.2012
Размер417.54 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи


АБАШЕВА Элина Сергеевна


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ФОЛЬКЛОРНОМ

МУЗЫКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ


13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания

(музыка; уровень дополнительного образования)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Екатеринбург – 2012

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»


Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Матвеева Лада Викторовна


Официальные оппоненты:


Кашапова Ляля Мухаметдиновна, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», кафедра педагогики, профессор


Трофимова Елена Давидовна, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия», кафедра технологий дошкольного и начального образования, доцент


Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»


Защита состоится 26 октября 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 на базе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26, ауд. 316.


С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале информационно-интеллектуального центра научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».


Автореферат разослан 25 сентября 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Матвеева Лада Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современном обществе настоятельно ощущается необходимость гуманизации человеческих взаимоотношений, возвращения к вековым нравственным ценностям, в числе которых одной из важнейших является взаимопомощь. Приобщение детей к ценностям взаимопомощи и освоение соответствующих способов действий осуществляется последовательно, начиная с самого раннего возраста: в семье, в общении со сверстниками и взрослыми за ее пределами, в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательной школе. Однако в данной последовательности не всегда находят место вариативные занятия детей различными видами деятельности, в том числе в учреждениях дополнительного образования. Акцентуация взаимопомощи представляется особенно актуальной в условиях совместной деятельности детей, ориентированной на конечный результат, на достижение успеха. Такие условия характерны для деятельности творческих коллективов системы дополнительного музыкального образования, в том числе детских фольклорных музыкальных ансамблей.

Детские фольклорные музыкальные ансамбли, призванные сохранять и пропагандировать народное музыкальное искусство, ориентированы на концертное исполнительство, что обусловливает специфику организации музыкально-образовательного процесса: сочетание стационарной учебной и концертной деятельности с выездами на гастроли, фестивали, конкурсы, в фольклорные экспедиции. Объединяя учащихся разного возраста, фольклорный ансамбль становится для них не только школой музыкально-исполнительского мастерства, но и средой, способствующей расширению социального опыта, обогащению жизненных впечатлений.

Однако, как показывает практика, деятельность подобных ансамблей в настоящее время сопряжена с рядом проблем. Младшие школьники, пополняющие контингент ансамбля, как правило, не владеют народной певческой манерой, не знают сути народных обычаев, обрядов, особенностей народного костюма, а также, в подавляющем большинстве, не владеют нотной грамотой, что в значительной степени осложняет процесс освоения базового репертуара и включения в концертно-исполнительскую деятельность ансамбля. В общении друг с другом они нередко допускают грубость, смеются над ошибками, отказываются от сотрудничества с детьми, которых не знают. В сложившихся условиях представляется актуальной постановка вопроса о целенаправленном формировании у младших школьников умений взаимопомощи с учетом реалий фольклорного музыкального ансамбля.

Генетические, историко-культурологические и этические аспекты взаимопомощи нашли осмысление в трудах И. Канта, П.А. Кропоткина и в современных работах Е.М. Березиной, Н.П. Щукиной; традиции взаимопомощи освещаются в исследованиях жизни и быта российского крестьянства (В.С. Бузин, М.М. Громыко), календарных народных праздников (Л.Н. Крючкова, В.Я. Пропп, Ф.А. Ходжаев), деятельности благотворительных учреждений и организаций (Т.Б. Кононова, В.А. Лыткин). Программа социализации ребенка, нашедшая закрепление в народной педагогике, подразумевала усвоение идеи взаимопомощи и последовательное освоение способов оказания помощи друг другу в игре, совместном выполнении трудовых обязанностей, сложных жизненных ситуациях (Н.Г. Баженова, Л.Н. Бережнова, Т.А. Бернштам, Е.В. Борисова, В.С. Бузин, Г.Н. Волков, В.Н. Дружинин, А.Б. Измайлова, Е.В. Марковичева, К.А. Мехнецова, А.Ф. Некрылова, В.А. Николаев, М.В. Осорина, М.С. Стельмахович, Е.А. Улымжиева, С.С. Щекина, Л.Б. Шнейдер и др.). В работах Е.Б. Макушиной и С.Б. Рыжих обосновываются пути реализации потенциала народной педагогики, однако речь идет об этнографических объединениях, воспроизводящих народные обычаи и обряды, а не о музыкально-исполнительских фольклорных коллективах.

Задача усвоения ребенком нравственных норм, обусловливающих построение отношений между людьми на основе взаимопомощи, и освоения соответствующих способов взаимодействия являются приоритетными и в современной отечественной педагогике. Проблемы формирования у детей готовности к взаимопомощи в единстве эмоционально-нравственного и деятельностно-практического компонентов, освоения посильных способов оказания помощи друг другу исследованы применительно к дошкольному возрасту (В.В. Абраменкова, П.В. Андреев, А.В. Запорожец, Е.А. Кудрявцева, С.И. Семенака, Л.П. Стрелкова и др.). Различные содержательные аспекты взаимопомощи у младших школьников, подростков, старшеклассников (в процессе учебной и внеучебной деятельности, выполнения коллективных творческих дел и социально значимых проектов) нашли многообразное осмысление в контексте изучения особенностей детского коллектива (Н.П. Аникеева, В.А. Бухвалов, Н.С. Дежникова, И.П. Иванов, Ю.Л. Касторский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Я.Г. Плинер, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн и др.). Однако в данных работах не затрагиваются вопросы реализации сформированных представлений о взаимопомощи и освоенных способов оказания помощи друг другу в иных условиях, в том числе в условиях деятельности детских фольклорных музыкально-исполнительских коллективов системы дополнительного образования.

Задача освоения детьми народного музыкального искусства в современной педагогике музыкального образования является одной из приоритетных и находит различные способы решения в программах общего (Д.Б. Кабалевский, Е.Д. Критская, Л.Л. Куприянова, Г.С. Сергеева, Л.В. Школяр) и дополнительного (Е.И. Алешко, А.В. Артемкин, Т.Е. Артемкина, О.И. Максимова, Т.А. Ситько, Н.Г. Родионова и др.) музыкального образования, а также в рамках целостной национально-региональной образовательной системы (Л.М. Кашапова). Разработана методика обучения искусству народного пения (Н.К. Мешко, М.М. Мякишева, А.В. Руднева, Л.В. Шамина). Вниманию педагогов-практиков предлагаются многочисленные методические рекомендации по проведению фольклорных праздников и театрализованных постановок (М.И. Алдошина, Е.Ю. Комалькова, С.И. Мерзлякова, Г.М. Науменко, С.И. Пушкина и др.).

Тем не менее, методические пути, предложенные различными авторами, нуждаются в конкретизации непосредственно в контексте формирования умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле.

Сказанное позволяет выявить следующие противоречия:

– между потребностью общества в личностях, взаимодействующих на основе взаимопомощи, и недостаточной подготовленностью школьников к подобному взаимодействию в вариативных условиях;

– между разработанностью проблемы формирования готовности дошкольников и младших школьников к взаимопомощи в педагогике и недостаточной разработанностью проблемы формирования умений взаимопомощи применительно к условиям деятельности детских фольклорных музыкально-исполнительских коллективов системы дополнительного образования;

– между разработанностью методических путей приобщения детей к народному музыкальному искусству и отсутствием методики формирования умений взаимопомощи у школьников в фольклорном музыкальном ансамбле.

Анализ выявленных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, суть которой заключается в выявлении эффективных методических путей формирования умений взаимопомощи у младших школьников в условиях детского фольклорного музыкального ансамбля.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная разработанность обозначенной проблемы определили тему диссертационного исследования «Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле».

Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и проверка опытно-поисковым путем методики формирования умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле.

Объект исследования: процесс музыкального образования в детском фольклорном музыкальном ансамбле.

Предмет исследования: методика формирования умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле.

Гипотеза исследования. Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле будет эффективным, если:

− идеи взаимопомощи найдут отражение в содержании и организации музыкально-образовательного процесса, концертно-исполнительской деятельности, фольклорных праздников, в бытовом общении;

− будут определены направления взаимопомощи, актуальные для деятельности детского фольклорного ансамбля, и разработана специальная методика, обеспечивающая перенос имеющихся у младших школьников умений взаимопомощи в новые условия деятельности и формирование новых умений, непосредственно отражающих специфику музыкально-образовательного процесса;

− в процесс жизнедеятельности ансамбля будут введены народные обычаи и ритуалы, способствующие установлению позитивных взаимоотношений между его участниками, а репертуар ансамбля пополнится фрагментами фольклорных действ по оказанию помощи друг другу.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Сформулировать рабочее определение понятия «умения взаимопомощи» применительно к условиям детского фольклорного музыкального ансамбля.

2. Выделить организационно-содержательные направления взаимопомощи, обусловленные спецификой музыкально-образовательного процесса в детском фольклорном музыкальном ансамбле.

3. Определить последовательность, обосновать методы и средства формирования у младших школьников умений взаимопомощи в детском фольклорном музыкальном ансамбле.

4. Проверить эффективность разработанной методики в процессе опытно-поисковой работы.

Методологическую основу исследования составили: концептуальные положения социологических и историко-культурологических исследований о сущности, генезисе и народных традициях взаимопомощи (Е.М. Березина, В.С. Бузин, М.М. Громыко, П.А. Кропоткин, Л.Н. Крючкова, В.Я. Пропп, Ф.А. Ходжаев, Н.П. Щукина); теоретические положения исследований системы воспитания ребенка в народной педагогике (Н.Г. Баженова, Т.А. Бернштам, Е.В. Борисова, В.С. Бузин, Г.Н. Волков, В.Н. Дружинин, А.Б. Измайлова, Е.В. Марковичева, К.А. Мехнецова, А.Ф. Некрылова, В.А. Николаев, М.С. Стельмахович, Е.А. Улымжиева, С.С. Щекина, Л.Б. Шнейдер); теоретические положения психолого-педагогических исследований о готовности дошкольников к взаимопомощи и видах помощи у детей (П.В. Андреев, Е.А. Кудрявцева), взаимодействии детей в коллективе (Н.П. Аникеева, В.А. Бухвалов, Н.С. Дежникова, И.П. Иванов, Ю.Л. Касторский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, Я.Г. Плинер, В.А. Сухомлинский, Д.И. Фельдштейн); идея реализации воспитательного потенциала народной педагогики в деятельности фольклорно-этнографических коллективов и объединений (Е.Б. Макушина, С.Б. Рыжих); концепции реализации фольклорного направления в воспитании и музыкальном образовании детей (М.Н. Зыкова, Л.М. Кашапова, Н.Г. Куприна, Л.Л. Куприянова, П.А. Сергеева, Л.В. Шамина); концепции освоения народного певческого искусства (Н.К. Мешко, М.М. Мякишева, А.В. Руднева); теоретические положения исследований народной музыкальной педагогики (Л.С. Беляева, М.К. Бурьяк, В.В. Васильева, Е.В. Николаева); теоретические положения о формировании умений (Б.М. Бим-Бад, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, Е.И. Милерян, Н.Ф. Талызина); концепция педагогического взаимодействия (Е.В. Коротаева, В.А. Сластенин).

В исследовании использовались следующие методы: теоретические – изучение, обобщение и анализ литературы по проблеме и теме исследования, сравнение, сопоставление, систематизация, ретроспективный анализ опыта детства, моделирование; эмпирические – наблюдение (включенное и невключенное), беседа, интервьюирование, анкетирование, опытно-поисковая работа.

Базой исследования явились детские фольклорные музыкальные ансамбли г. Перми и Пермского края.

Исследование проводилось с 2005 по 2011 гг. в условиях естественного педагогического процесса и включало три этапа.

На первом этапе (2005–2007 гг.) изучалась проблема диссертационного исследования, формулировались его цель, задачи, объект, предмет и гипотеза, определялась методологическая основа; осуществлялся анализ литературных источников по проблеме и теме исследования; определялись и проверялись в ходе пилотного эксперимента элементы методики формирования умений взаимопомощи; разрабатывалась целостная методика.

На втором этапе (2008–2010 гг.) проводилась опытно-поисковая работа с целью проверки гипотезы и выявления эффективности разработанной методики формирования умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле; собиралась, обрабатывалась и систематизировалась информация; осуществлялась количественная и качественная обработка результатов опытно-поисковой работы.

На третьем этапе (2011 г.) завершалась опытно-поисковая работа по проверке эффективности разработанной методики и обобщались ее результаты; формулировались выводы и оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Установлено, что специфические особенности музыкально-образовательного процесса в детском фольклорном ансамбле (ориентация на концертное исполнительство; репертуар, являющийся носителем норм человеческих взаимоотношений, традиций воспитания и образования; сочетание стационарной учебной и концертной деятельности с выездом на гастроли и конкурсы; участие в фольклорных праздниках, воспроизведении народных обычаев и обрядов) способствуют созданию широкого спектра ситуаций, благоприятных для формирования у его участников умений взаимопомощи, и позволяют устанавливать связи между способами взаимопомощи, практиковавшимися в народной жизни, и способами, бытующими в настоящее время.

2. Разработана методика формирования умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле, предусматривающая поэтапный переход от актуализации имеющихся умений взаимопомощи к формированию новых умений, отражающих специфику музыкально-образовательного процесса и концертно-исполнительской деятельности, от умений оказать поддержку к умениям передать способ действия; включающая репертуар (детский игровой фольклор, музыкальный материал подростковых и юношеских вечёрок и посиделок, обычая «Помочи» с сопутствующими элементами танца и театрализации), методы общей педагогики (рассказ, этическая беседа, создание воспитывающих ситуаций, поручение, игровое моделирование), народной педагогики (воспитание примером, косвенное воздействие, намек, укор, запреты-табу, наставничество), народной музыкальной педагогики (вслушивание, подлаживание), ритуалы приветствия (ручкание) и расставания (хоровод-единение, кумление), правила, регулирующие взаимоотношения между участниками ансамбля, традиции (поздравления новичков и старожилов, передача репертуара, проведение вечёрок, посиделок, фольклорных праздников, ведение летописи ансамбля).

3. Определено содержание этапов реализации данной методики: на начальном этапе умения взаимопомощи, освоенные младшими школьниками в быту, игре, труде, учебе актуализируются в новых условиях деятельности фольклорного музыкального ансамбля при доминировании задач освоения новичками народной певческой манеры, базового и нового репертуара. На основном этапе формируются умения взаимопомощи, непосредственно отражающие специфику репетиционного процесса и концертно-исполнительской деятельности, при доминировании задач демонстрации музыкально-исполнительского мастерства в стационарных и выездных условиях. На завершающем этапе происходит закрепление умений взаимопомощи в процессе подготовки и проведения фольклорного праздника «Помочи» при доминировании задач достижения стабильности в концертных выступлениях, повышения уровня исполнительского мастерства, подготовки к летним выездам на фестивали и конкурсы.

Теоретическая значимость исследования:

1. Дано рабочее определение умений взаимопомощи применительно к условиям детского фольклорного музыкального ансамбля: это освоенные участниками фольклорного музыкального ансамбля способы выполнения действий, владение которыми обеспечивает возможность оказания посильной помощи друг другу в совместном решении музыкально-образовательных, музыкально-исполнительских, хозяйственно-бытовых задач.

2. Обоснованы организационно-содержательные направления взаимопомощи в детском фольклорном музыкальном ансамбле, в русле каждого из которых могут быть реализованы различные виды помощи (информационная, психологическая, помощь-содействие, помощь-вмешательство, участие, поддержка, выполнение действия за кого-то, оснащение способом действия): 1) взаимопомощь в освоении музыкального репертуара; 2) взаимопомощь в концертных выступлениях; 3) взаимопомощь в поддержании распорядка и традиций коллектива; 4) взаимопомощь в быту при выездах.

3. Разработан алгоритм действий участников ансамбля (педагогов и учащихся) в ситуациях взаимопомощи, создаваемых на фольклорном или реальном материале: пробуждение сопереживания герою фольклорного произведения, персонажу рассказанной истории, участнику ансамбля; совместный поиск аналогов и ассоциаций (для ситуации из фольклорного произведения – в современной жизни, для реальной ситуации – в народных обычаях и обрядах); определение сути требуемой помощи и последовательности действий по ее оказанию; оказание требуемой помощи (реальной или моделируемой); повторение и закрепление действий в аналогичных ситуациях.

Практическая значимость исследования:

1. Существующие методики диагностирования у детей эмоционально-нравственных и коммуникативных аспектов взаимопомощи дополнены вопросами и педагогическими ситуациями, отражающими реалии фольклорного музыкального ансамбля.

2. Разработаны сценарии вечёрок, посиделок, фольклорного праздника на основе обычая «Помочи», спектакля по мотивам русских народных сказок, где персонажи помогают друг другу.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 2007), всероссийских (Уфа, 2005, Челябинск, 2006, Екатеринбург, 2007, 2008, 2009, Пермь, 2008), межрегиональной (Орел, 2008), региональных (Екатеринбург, 2006, Пермь, 2008) конференциях, на заседаниях кафедры музыкального образования Уральского государственного педагогического университета и кафедры хорового дирижирования Пермского государственного института искусства и культуры; нашли отражение в статьях, опубликованных в рецензируемых научных журналах (Москва, Новосибирск, Челябинск). Результаты творческой деятельности учащихся презентовались на Международных фестивалях-конкурсах в Чехии (Прага, 2008, звание лауреата), Украине (Судак, 2007, диплом I степени), общенациональном конкурсе-фестивале «Невские созвездия» (Санкт-Петербург, 2006), краевых конкурсах исполнителей народной песни (2008, 2010, 2011, звания лауреата 1, 2, 3 степени).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось лично автором в фольклорном ансамбле «Воскресение» (МОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества, г. Пермь), а также другими педагогами в фольклорных ансамблях «Колоски» (МОУ Гимназия № 2, г. Пермь), «Горенка» (МОУ ДОД Центр дополнительного образования детей «Мотовилиха», г. Пермь), ансамблях народной песни «Исток» (МОУ ДОД Центр детского творчества «Шанс», г. Пермь), «Потешки» (Очерская школа искусств, г. Очер, Пермский край), в студии народного пения (Осинский центр культуры и досуга, г. Оса, Пермский край). Материалы исследования используются в учебном процессе Пермского государственного института искусства и культуры.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, аргументированностью основных положений исследования, использованием методов, адекватных специфике каждого этапа исследования, результатами опытно-поисковой работы, сопоставлением полученных результатов с данными, полученными в аналогичных детских фольклорных музыкальных ансамблях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под умениями взаимопомощи в детском фольклорном музыкальном ансамбле понимаются освоенные участниками фольклорного музыкального ансамбля способы выполнения действий, владение которыми обеспечивает возможность оказания посильной помощи друг другу в совместном решении музыкально-образовательных, музыкально-исполнительских, хозяйственно-бытовых задач. Специфические особенности музыкально-образовательного процесса в детском фольклорном ансамбле (ориентация на концертное исполнительство; репертуар, являющийся носителем норм человеческих взаимоотношений, традиций воспитания и образования; сочетание стационарной учебной и концертной деятельности с выездом на гастроли и конкурсы; участие в фольклорных праздниках, воспроизведении народных обычаев и обрядов) способствуют созданию широкого спектра ситуаций, благоприятных для формирования у его участников умений взаимопомощи, и позволяют устанавливать связи между способами взаимопомощи, практиковавшимися в народной жизни, и способами, бытующими в настоящее время.

2. Актуальными для детского фольклорного музыкального ансамбля являются следующие направления взаимопомощи, в русле каждого из которых могут быть реализованы различные виды помощи (информационная, психологическая, помощь-содействие, помощь-вмешательство, участие, поддержка, выполнение действия за кого-то, оснащение способом действия): 1) взаимопомощь в освоении музыкального репертуара; 2) взаимопомощь в концертных выступлениях; 3) взаимопомощь в поддержании распорядка и традиций коллектива; 4) взаимопомощь в быту при выездах.

3. Методика формирования умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле предусматривает поэтапный переход от актуализации имеющихся умений взаимопомощи к формированию новых умений, отражающих специфику музыкально-образовательного процесса и концертно-исполнительской деятельности, от умений оказать поддержку к умениям передать способ действия; включает репертуар (детский игровой фольклор, музыкальный материал подростковых и юношеских вечёрок и посиделок, обычая «Помочи» с сопутствующими элементами танца и театрализации), методы общей педагогики (рассказ, этическая беседа, создание воспитывающих ситуаций, поручение, игровое моделирование), народной педагогики (воспитание примером, косвенное воздействие, намек, укор, запреты-табу, наставничество), народной музыкальной педагогики (вслушивание, подлаживание), ритуалы приветствия (ручкание) и расставания (хоровод-единение, кумление), правила, регулирующие взаимоотношения между участниками ансамбля, традиции (поздравления новичков и старожилов, передача репертуара, проведение вечёрок, посиделок, фольклорных праздников, ведение летописи ансамбля).

4. На начальном этапе реализации методики умения взаимопомощи, освоенные младшими школьниками в быту, игре, труде, учебе актуализируются в новых условиях деятельности фольклорного музыкального ансамбля при доминировании задач освоения новичками народной певческой манеры, базового и нового репертуара. На основном этапе формируются умения взаимопомощи, непосредственно отражающие специфику репетиционного процесса и концертно-исполнительской деятельности, при доминировании задач демонстрации музыкально-исполнительского мастерства в стационарных и выездных условиях. На завершающем этапе происходит закрепление умений взаимопомощи в процессе подготовки и проведения фольклорного праздника «Помочи» при доминировании задач достижения стабильности в концертных выступлениях, повышения уровня исполнительского мастерства, подготовки к летним выездам на фестивали и конкурсы.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

  1   2   3

Похожие:

Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconФормирование контрольно-оценочных умений у младших школьников как фактор повышения их обученности
Фгбоу впо «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconФормирование общеучебных умений у младших школьников «группы риска»
Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный...
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconМоисеева Елена Владимировна учитель начальных классов моу сош №10 с уиоп города Щелкова
Формирование у младших школьников умений невербального общения как условие совершенствования толерантных отношений
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconТемы вашего учебного проекта
Обозначенные задания проекта помогут студентам найти ответ на общение с природой, заставят задуматься о роли идей природы и их влиянии...
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconО системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие перенос акцента с предметных знаний, умений...
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconУчет возрастных особенностей младших школьников при проведении занятий по пдд
Обучая младших школьников безопасному поведению, необ­ходимо учитывать возрастные особенности восприятия ими учебного материала....
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconСистема работы над формированием грамотного письма младших школьников
Основные условия, способствующие формированию орфографической зоркости младших школьников
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconРабочая программа дисциплины методика преподавания технологии
Целями освоения дисциплины (модуля) «Методика преподавания технологии» являются: формирование у студентов профессиональных знаний,...
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconМетодические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Материалы подготовлены на основании брошюры Савенкова А. И. «Методические рекомендации участникам конкурса исследовательских и творческих...
Формирование умений взаимопомощи у младших школьников в фольклорном музыкальном ансамбле iconПрограмма "формирование толерантного отношения младших школьников к медицинским процедурам"
Основной целью предлагаемой программы является формирование у детей навыков адекватного эмоционального реагирования на медицинские...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница