Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»




НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование»
страница1/17
Дата24.11.2012
Размер2.28 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Кемеровский государственный университет культуры и искусства

Кафедра теории и истории музыки


ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКИ

Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной

форм обучения факультета музыкального искусства

по специальностям: 070105 «Дирижирование»,

071301 «Народное художественное творчество»,

направлению 070100 «Музыкальное искусство»


Кемерово

2005


Утвержден на заседании кафедры теории и истории музыки

27 мая 2005г., протокол №9.


История современной отечественной музыки: Уч.-метод. комплекс для студентов факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 (051100) «Дирижирование»; 071301 (053000) "Народное художественное творчество"; направлению 070100 (522501) "Музыкальное искусство".

/ сост. И.Г. Умнова. - Кемерово: КемГУКИ, 2005. - 98с.


Составитель:

кандидат искусствоведения,

доцент

И.Г. Умнова


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………с.3

Тематический план………………………………………………………………………...с.4

Содержание курса………………………………………………………………………………..…с.6

Планы проведения лекционных занятий……………………………………………………….…с.37

Планы проведения семинарских занятий…………………………………………………………с.47

Темы рефератов………………………………………………………………………………….….с.55

Список музыкальных произведений для викторины………………………………………….….с.57

Контрольные вопросы к зачету…………………………………………………………………….с.57

Тесты…………………………………………………………………………………………………с.59

Перечень ключевых слов………………………………………………………………………..….с.65

Список литературы……………………………………………………………………………….…с.66


Введение


Изучение истории современной отечественной музыки имеет важное значение в подготовке как музыканта-педагога, так и музыканта-руководителя коллектива, артиста оркестра или ансамбля. Не случайно дисциплина «История современной музыки» в Государственном образовательном стандарте направления «Музыкальное искусство» включена в общепрофессиональный блок ОПД.Ф.09, в стандарте «Народное художественное творчество» в блок общеспециальных дисциплин (федеральный компонент) СД.Ф.02.06. Музыка ХХ века представляет собой одну из наиболее объемных, но в то же время и одну из наименее изученных сфер истории искусства. К тому же в образовательных стандартах средних специальных учебных заведений (откуда в основном в вуз приходят студенты) ей отведен небольшой объем часов. Необходимо не только осмыслить огромный и разноплановый массив материала, включающий как уже прошедшие, так и существующие в современной музыке явления, в контексте стилевых тенденций ХХ века. Актуальной потребностью является и объективное, лишенное тенденциозных оценок рассмотрение наследия отечественных композиторов, во многом определявших авангардные позиции искусства ХХ века.

Курс «Истории современной отечественной музыки», будучи взаимосвязанным с «Историей зарубежной музыки» и «Историей русской музыки», ставит своей целью многоаспектное изучение развернутой панорамы развития современной (прежде всего русской) музыки ХХ века в соответствующем стандартам ГОС ВПО объеме.

Задачи курса:

  • выработать понимание специфики музыкального искусства ХХ века, определить значение наследия отечественных композиторов в общем культурно-историческом процессе;

  • изучить основные этапы эволюции современного музыкального искусства; раскрыть преемственность общего музыкально-исторического процесса с эволюцией музыкального искусства в России;

  • сформировать знания об эстетических, жанрово-стилевых особенностях творчества композиторов ХХ века;

  • привить навык выявления многочисленных взаимодействий и аналогий в истории мировой и отечественной музыкальных культур.

Для успешного освоения студентами курса «История современной отечественной музыки» разработан данный учебно-методический комплекс (УМК), объединяющий тематический план курса, программу-конспект лекций, характеризующих его содержание, описание лекционных и семинарских занятий, темы рефератов, тестовые задания, список произведений для викторин, вопросы для подготовки к экзамену и зачету, список литературы и перечень ключевых слов.

В содержании лекционного курса, представленного в разделах, обзорная характеристика стилевых тенденций и важнейших явлений в современной отечественной музыке предваряет изучение эволюции жанров в рамках ХХ столетия. В содержании второго и третьего разделов рассматривается ряд монографических тем, посвященных характеристике художественных исканий крупнейших композиторов: А. Скрябина, С. Рахманинова, И. Стравинского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке, Р. Щедрина, С. Слонимского. Систематическое пополнение лекционного курса новыми материалами является предметом постоянного внимания педагогов.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета музыкального искусства, поэтому содержание курса по возможности максимально расширено. Основу курса составляют лекции (17 лекций), в содержании которых характеризуются не только музыкальные, но и другие художественные явления ХХ века. Поскольку важной задачей курса является развитие у студентов умения анализировать и делать выводы об особенностях эстетической системы современных отечественных композиторов, при прохождении курса планируются семинары (17 семинаров), викторины, рефераты, посвященные проработке отдельных разделов и тем курса. Для студентов заочной формы обучения курс лекционных и семинарских занятий формируется по усмотрению преподавателя. Формы проведения семинарских занятий ориентируются на опрос студентов по пунктам плана семинара, а также на прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов. Студенты самостоятельно готовятся к музыкальным викторинам.

Курс «История современной отечественной музыки» общим объемом 68 часов изучается в течение 6-7-го семестров. К зачету в 6-м семестре студент должен продемонстрировать не только знание музыкальной части, осваиваемой самостоятельно, но также показать знание теоретического материала, фактологии, владение терминологией. Возможны доклады студентов на семинарах по отдельным темам. Предусмотрено написание реферата по теме, предложенной педагогом или выбранной самим студентом. Промежуточной формой контроля также являются музыкальные викторины, тестовые задания и устные ответы на контрольные вопросы. Итоговая проверка – экзамен в 7-м семестре по билетам, включающим два вопроса, отражающих разные аспекты разделов курса. Допуск к экзамену обусловлен выполнением студентом всех заданий промежуточных форм контроля.

В результате изучения курса студент должен ориентироваться в стилистических тенденциях отечественного музыкального искусства ХХ века, понимать их взаимодействие с различными жанрами, с конкретными композиторскими стилевыми системами, а также знать музыкальные произведения, имеющие выдающееся, этапное значение.


Тематический план

курса «История современной отечественной музыки»


Наименование разделов и тем курса

Всего часов




Лекции

Семинар. Занятия

Раздел 1. Основные тенденции развития отечественного музыкального искусства в ХХ веке










1.1. Периодизация отечественной музыки ХХ века

2

2

-

1.2. Визуальные искусства и музыка. Основные жанровые группы

2

2

-

1.3. Полистилистика как метод композиторского мышления. "Новое фольклорное движение"

2

2

-

Итого по разделу:

6

6




Раздел 2. Отечественное музыкальное искусство первой половины ХХ века










2.1. Музыкальный театр в культуре «Серебряного века»

2

2

-

2.2. Симфония и инструментальный концерт в дооктябрьский период

2

2

-

2.3. Развитие кантатно-ораториального творчества до 1917 года

2

2

-

2.4. Художественное содержание в жанрах камерной музыки первых десятилетий ХХ века

2

2

-

2.5. Особенности дореволюционных массовых музыкальных жанров

2

-

2

2.6. Проявление символического мирочувствования в музыке А. Скрябина

2

-

2

2.7. Преломление романтических традиций в творчестве С. Рахманинова

2

-

2

2.8. "Русский музыкальный театр" И. Стравинского

2

-

2

2.9. Новые тенденции в советском музыкальном театре

2

2

-

2.10. Становление советской симфонической музыки

2

2

-

2.11. Обновление монументальных жанров кантаты и оратории

2

2

-

2.12. Новые эстетические нормы в жанрах камерной музыки

2

2

-

2.13. Советские массовые музыкальные жанры

2

-

2

2.14. Инструментальные жанры в творчестве Н. Мясковского

2

-

2

2.15. Оперное наследие С. Прокофьева

2

-

2

2.16. Балетный жанр в творчестве С. Прокофьева

2

-

2

2.17. Самобытность стиля симфоний С. Прокофьева

2

-

2

2.18. Музыкальный театр Д. Шостаковича

2

-

2

2.19. Утверждение художественной позиции Д. Шостаковича в симфоническом жанре

2

-

2

Итого по разделу:

38

16

22

Раздел 3. Отечественное музыкальное искусство во второй половине ХХ века










3.1. Обновление жанров и форм отечественной оперы

2

2

-

3.2. Поиски и открытия в балетном жанре

2

2

-

3.3. Свободное толкование жанров симфонической музыки

2

2

-

3.4. Новаторское преобразование кантатно-ораториальных и хоровых форм

2

2

-

3.5. Индивидуально-звуковой мир камерных сочинений композиторов

2

2

-

3.6. Жанровое расширение массовой музыкальной культуры

1

-

1

3.7. Своеобразие образно-драматургического содержания поздних симфоний Д. Шостаковича

2

-

2

3.8. Хоровой космос Г. Свиридова

2

-

2

3.9. Полижанровость в творчестве А. Шнитке

2

-

2

3.10. Художественный мир Р. Щедрина

2

-

2

3.11. Преломление образов мировой истории и культуры в творчестве С. Слонимского

2

-

2

3.12. Музыкальный театр и концертно-филармонические жанры в постсоветский период истории отечественной музыки ХХ века

2

2

-

3.13. Массовые музыкальные жанры и музыка кино в последние десятилетия ХХ века

1

-

1

Итого по разделу:

24

12

12

Всего по курсу:

68

34

34


Примерный тематический план

курса «История современной отечественной музыки»

для студентов заочной формы обучения


Наименование разделов и тем курса

Всего часов




Лекции

Семинар. Занятия

Раздел 1. Основные тенденции развития отечественного музыкального искусства в ХХ веке










1.1. Периодизация отечественной музыки ХХ века

2

2

-

1.2. Визуальные искусства и музыка. Основные жанровые группы

1

1

-

1.3. Полистилистика как метод композиторского мышления. "Новое фольклорное движение"

1

1

-

Итого по разделу:

4

4




Раздел 2. Эволюция основных жанров отечественного музыкального искусства ХХ века










2.1. Музыкальный театр в контексте отечественной культуры ХХ века

2

2

-

2.2. Основные тенденции в развитии крупных и циклических оркестровых жанров симфонии, концерта и сюиты

2

2

-

2.3. Развитие хорового творчества в отечественной музыке ХХ века

1

1

-

2.4. Особенности камерного творчества отечественных композиторов ХХ века

1

1

-

2.5. "Русский музыкальный театр" И. Стравинского

1

-

1

2.6. Оперное наследие С. Прокофьева

1

-

1

2.7. Балетный жанр в творчестве С. Прокофьева

1

-

1

2.8. Самобытность стиля симфоний С. Прокофьева

1

-

1

2.9. Музыкальный театр Д. Шостаковича

1

-

1

2.10. Жанр симфонии в творчестве Д. Шостаковича

1

-

1

2.11. Обновление монументальных жанров кантаты и оратории в творчестве Г. Свиридова

1

-

1

2.12. Отечественные массовые музыкальные жанры

1

-

1

Итого по разделу:

18

6

8

Всего по курсу:

18

10

8


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Основные тенденции развития отечественного музыкального искусства в ХХ веке

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Технологии регулирования рынка труда»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения социально-экономического факультета
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для специальности: №080505 Управление персоналом Для дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения. Основная задача курса сориентировать...
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 070105. 65 «Дирижирование академическим хором»
Старший преподаватель кафедры теории музыки и музыкального образования тгакист лилия Шайхулловна Таштамирова
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «информатика»
...
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения по специальностям: 080105. 65 «Финансы и кредит»
Деловой иностранный (английский) язык: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета...
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс гендерный подход в истории отечественного
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения психолого-педагогического факультета педагогического...
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов)»
Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 070105 «Дирижирование...
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов)»
Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности: 070105 «Дирижирование...
Учебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм обучения факультета музыкального искусства по специальностям: 070105 «Дирижирование» iconУчебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов)»
Профессиональной образовательной программой по специальности, Примерной программой по дисциплине по специальности 070105 «Дирижирование...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница