Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии




Скачать 262.8 Kb.
НазваниеОсобенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии
страница1/2
Дата24.11.2012
Размер262.8 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


На правах рукописи




ГУРСКАЯ НИНА ВАЛЕНТИНОВНА


Особенности традиционной культуры уральского

казачьего войска в xix столетии


Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры


АВТОРЕФЕРАТ

на соискание учёной степени

кандидата исторических наук


Тольятти – 2012

Диссертация выполнена в ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» (ФГБОУ ВПО «ПВГУС»)


Научный руководитель: доктор исторических наук, доцент

Дубовиков Александр Маратович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Иванов Владимир Александрович;

доктор исторических наук, профессор.

Лобачева Галина Викторовна


Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Государственный университет

управления» (ГУУ).


Защита состоится «15» февраля 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.242.12 при Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054, Саратов, ул. Политехническая, 77, Саратовский государственный технический университет, корп. I, ауд.414.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке Саратовского государственного технического университета.


Автореферат разослан « » января 2012 г.

Автореферат размещен на сайте Саратовского государственного технического университета www.sstu.ru « » января 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Н.М. Ососкова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется современной социокультурной ситуацией, которая имеет тенденцию к глобальной культурной унификации. В последние годы подавляющее большинство государств, а также культурная и научная общественность мира стали проявлять тревогу в связи с возрастающим негативным воздействием глобализации на национальные культуры. Вызывает опасение в сохранности культурных особенностей определенных социальных групп в рамках отдельно взятых культур и субкультур.

На смену традиционным, устоявшимся, иногда устаревшим культурным ценностям, приходят альтернативные формы культуры и постоянно продолжается поиск в этом направлении, что является процессом закономерным и, в целом, положительным. Вместе с тем, очевидно и то, что преемственность традиций, сохранение и передача культурных особенностей от поколения к поколению способствует духовному совершенствованию человека и общества. Профилактика и решение многих психологических и социальных проблем, таких как одиночество, либо отсутствие желания или неумение создать крепкую семью, борьба с курением и алкоголизмом и т. д., возможны при обращении к культурному опыту прошлого. Человечество из культурных традиций черпает важные знания, но вместе с ними и духовные силы.

Необходимость сохранения культурных особенностей исторических общностей, таких как казачество, можно проследить на примере Уральского казачьего Войска. В настоящее время серьёзное внимание учёных привлекает одна из общих проблем для отдельно взятого казачьего войска – это определение культурной самоидентичности.

Актуальность выбранной темы определяется также состоянием историографии рассматриваемой проблемы. Следует отметить, что культурологического анализа культурных особенностей уральского казачества не предпринималось.

Степень научной разработанности проблемы. Источники по теме многоплановы по жанрам и включают работы по культурологии, истории, этнографии, философии и психологии.

Общие сведения об условиях существования уральской казачьей общины и прилегающих к ней территорий, с населяющими её соседними племенами, содержатся в работах П. С. Палласа, П. И. Рычкова, С. Г. Гмелина, И. Георги и К. Миллер, А. И. Левшина, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьёва, К. К. Абазы.

Своеобразию языка уральского казачества посвящены исследования В. И. Даля, А. Б. Карпова, Н. М. Малечи. К этой группе исследователей следует отнести Н. И. Назарова, который акцентировал внимание на культурно-исторической характеристике фамилий уральских казаков. Здесь же использовались работы по лингвистике В. Гумбольдта, А. Григорьева, С. Неретиной.

Определение роли и характера участия уральских казаков в волнениях 1772-1775 гг. нашло отражение в исследованиях П. Щебальского, А. Труворова, П. Юдина, Е. П. Савельева.

Особенности традиционной культуры уральского казачества, культурный синтез, предметные и телесные коды, рассматривались через призму теоретических положений К. Леви-Строса, Г. Спенсера, Э. Маркаряна, А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Н. Я. Данилевского, Н. А. Бердяева, Ю. Б. Гиппенрейтер и Т. Б. Щепанской.

Исследования ключевых составляющих традиционной культуры уральского казачества таких, как особенности рыболовства, «наёмка», общинное управление, образование и просвещение и т. д. нашли отражение в работах М. П. Хорошхина, А. Б. Карпова, Н. А. Бородина, А. Д. Рябинина, В. И. Витевского, К. В. Данилевского и Е. В. Рудницкого.

Следует отметить труды С. А. Судакова, С. С. Сагнаевой, посвящённые быту и повседневной культуре казачества.

Большой пласт научной литературы, особенно советского периода, касается освоения Сибири казаками и народных выступлений под предводительством казачьих атаманов С. Разина и Е. Пугачева. В этом направлении писали Р. Г. Скрынников, А. А. Савич, А. Е. Радик, И. Г. Рознер, В. Н. Дариенко, Х. И. Муратов, В. И. Буганов, Ю. А. Лимонов.

Жизнь и деятельность уральских казаков нашла отражение в краеведческих исследованиях А. А. Чибилёва, Н. Г. Чеснокова, Н. М. Щербанова, Н. И. Фокина, А. А. Трегубова, А. Курлапова.

Вопросам старообрядчества в Уральском казачьем Войске посвящены работы Н. Н. Покровского и Р. Г. Пихои.

Информацию об участии уральских казаков в военных кампаниях российского государства и их службе по охране границ России можно найти в работах Ю. Симченко, А. Гордеева, Ю. Галушко и А. Колесникова.

Наиболее полно история Уральского казачьего Войска отражена в работах современных исследователей А. И. Изюмова, A. М. Дубовикова.

Следует отметить работы казахских ученых М. Ж. Абдирова, К. Даниярова и М. Н. Сдыкова и представителей дальнего зарубежья В. П. Крисона (W. P. Cresson), Роберта МакНила (H. McNeal Robert) и Джудит Корнблат (D. Kornblatt), которые исследовали культурные особенности традиционной культуры Уральского казачьего Войска.

Значительное количество исторических, этнографических, философских и филологических исследований Уральского казачьего Войска позволили автору выйти на новый уровень понимания и интерпретации региональной истории.

Объектом диссертационного исследования является традиционная культура Урало-Поволжья.

Предметом диссертационного исследования стали особенности культуры и механизмы сохранения своеобразия Уральского казачьего Войска, менталитет и традиции уральского казачества.

Цель исследования состоит в анализе сложных и противоречивых процессов, связанных с формированием характерных черт и культурных особенностей уральского казачества в контексте традиционной культуры XIX столетия.

Это предполагает решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

– собрать архивный материал, связанный с культурными традициями уральского казачества;

– выявить качественные характеристики и место уральского казачества в культурном пространстве России;

– установить влияние природно-климатических условий на повседневную культуру и традиции уральского казачества;

– проанализировать социокультурные стереотипы, патриархальные устои в традиционной культуре уральского казачества;

– раскрыть специфику и предметное содержание культурного взаимодействия уральских казаков с народами Урало-Поволжья;

– определить степень влияния русской культуры на процессы формирования и трансформации культурных особенностей уральского казачества;

– исследовать системный характер и доминанты развития казачьей культуры в Урало-Поволжском регионе;

– выявить механизм передачи культурных ценностей уральского казачества.

Гипотеза исследования заключается в том, что культурные ценности, обряды и традиции уральских казаков представляют собой феномен культуры. Культурное своеобразие уральского казачества – это синтез различных культурных элементов народов Урало-Поволжского региона при доминировании русской традиционной культуры. Уральское казачье Войско способно предотвращать и разрешать различные проблемы современного общества через механизм передачи культурных ценностей, который, в основном, сформировался в XIX веке.

Хронологические рамки исследования охватывают XIX столетие, когда сложились ключевые элементы мировоззрения, нравов, традиций и внешнего облика уральского казачества, ярко проявившиеся в их культурных особенностях (говор, костюм, фольклор, общественная организация и управление и др.).

Территориальные рамки исследования включают границы Уральского казачьего Войска как военно-административной единицы.

Источниковая база исследования.

При написании диссертационного исследования был использован широкий спектр источников. Использованные источники подразделяются на несколько групп.

1. Неопубликованные источники (архивные документы различного характера): комплекс материалов Российского государственного архива древних актов (переписка, отчеты, донесения); материалы, отображающие условия и распорядок службы, из фондов Российского государственного военно-исторического архива; сведения о восстании под предводительством Е. Пугачёва в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки; документы о раскольниках, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве; информация о межэтнических взаимоотношениях, экономических проблемах и социокультурная характеристика казаков находится в запасниках Государственного архива Оренбургской области; материалы общественного фонда «Евразийский Союз Ученых» характеризуют процессы возрождения культурного наследия уральского казачества.

2. Опубликованные источники:

Ценность представляют материалы, содержащиеся в сборниках документов по российской истории и культуре (РИО), в исторических актах, собранных и изданных Археографической комиссией (АИ).

Определенная часть сведений представлена документами, которые сохранились только в работах отдельных авторов: А. Д. Рябинина, В. И. Витевского, Н. Ф. Дубровина, А. Б. Карпова, Н. А. Бородина. Этот перечень документов включает: указы, частную переписку, донесения, статистические таблицы.

Фольклорные произведения были собраны Н. Ф. Савичевым и И. И. Железновым, Н. Г. Мякушиным, А. В. и В. Ф. Железновыми,

Е. И. Коротиным, Т. И. Калужниковой.

Мемориальные материалы личного происхождения представлены работами А. А. Бибикова, Г. Т. Хохлова, В. С. Толстова, Л. Л. Масянова, А. Л. Гуляева.

Все вышеуказанные материалы содержат большое количество необходимой информации, помогающей достичь цели диссертационного исследования, решить поставленные задачи, связанные с изучением особенностей традиционной культуры уральского казачества.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методы исследования, используемые автором, основываются на принципе историзма, который позволяет изучить формирование культурных особенностей уральского казачества в контексте истории Урало-Поволжском региона и России. Важное место занимает эмпирическая история культуры: этнический срез, эволюция различных компонентов культуры (приемы трудовой деятельности, категориальный строй языка, нормы и ценности, обычаи и нравы, и т.п.).

В качестве методологической основы исследования были избраны культурологический, системный и синергетический подходы.

В культурологическом подходе особенности традиционной культуры уральского казачества изучаются с точки зрения его гуманистического совершенства.

Социокультурное развитие Уральского казачьего Войска оценивается в исследовании с культурологической точки зрения как показатель создаваемых средств и условий, способных формировать особую среду развития человеческого «Я», его творческих потенций, способных предотвращать и разрешать различные проблемы казачьего сообщества через механизм передачи культурных ценностей.

Применение системного подхода обусловлено тем, что эту проблему нельзя рассматривать обособленно, без взаимодействия со всем комплексом проблем, стоящих перед российским обществом в XIX веке.

Синергетический подход ориентировал автора на выявление переломных моментов в культурном развитии уральского казачества и использовался для исследования взаимосвязи традиций и инноваций в истории Уральского казачьего Войска XIX столетия.

В диссертационном исследовании автор в большинстве своем обращается к испытанным научным методам: сравнительно-историческому, логическому, ретроспективному, проблемно-хронологическому, син­хронному и др.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем Уральское казачье Войско рассмотрено как новое явление в культуре XIX веке, выявлены особенности традиционной культуры уральского казачества, а также определены ее доминанты развития в Урало-Поволжском регионе.

В данном диссертационном исследовании, в отличие от предыдущих работ, впервые в отечественной и зарубежной науке целостно и системно реализован культурологический подход к анализу проблем Уральского казачьего Войска в XIX веке.

При этом непосредственная научная новизна работы обусловлена выбором объекта исследования и заключается в том, что впервые:

- выявлены и проанализированы специфические черты и механизмы формирования культурных особенностей традиционной культуры, присущие уральскому казачеству;

- обосновано взаимовлияние и взаимопроникновение культурных форм народов Урало-Поволжского региона,

- дана характеристика и исследован социокультурный портрет уральского казачества с точки зрения отличия их обычаев, нравов и традиций от других народов Урало-Поволжского региона XIX века;

- предложена новая интерпретация социокультурных функций Уральского казачьего Войска как особого, уникального пространства самореализации человеческого «Я»;

- впервые выделены и описаны основные пространственно-временные границы распространения социокультурных стереотипов уральского казачества в XIX веке и обосновано влияние «русской доминанты» на развитие казачьей культуры в Урало-Поволжском регионе;

- расширены представления о значении символов в характере внешнего облика, степени грамотности и просвещения уральского казачества;

- проанализированы позитивные и негативные стороны культурного развития уральских казаков в контексте современной социокультурной ситуации. Предложены и аргументируются варианты решения ряда культурных и социальных, воспитательных и образовательных проблем, которые способны влиять на общий культурный процесс, на рост самосознания общества и его ценностную ориентацию.

В результате всестороннего и комплексного изучения проблемы в научный оборот впервые были введены новые и малоизвестные источники из федеральных и региональных архивов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. В процессе социокультурного развития уральским казачеством были выработаны уникальные культурные ценности, обряды и традиции, которые сложились в самобытное мировоззрение уральских казаков и представляют собой феномен культуры.

  2. Отдаленное и изолированное положение уральского казачества определило особенности основных форм самоидентичности. Культурные особенности уральских казаков выражались в символах и знаках традиционной культуры, а патриархальный уклад способствовал формированию и укреплению особенностей культурного развития.

  3. Генезис культурных особенностей уральского казачества происходил на основе русской традиционной культуры. Доминантой культурного взаимодействия уральских казаков в XIX веке был диалог. Взаимопроникновение культур европейского и азиатского типов касалось хозяйственных видов деятельности, постройки жилищ, одежды, языка и т.д. Эти процессы успешно регулировались самобытными казачьими культурными ценностями.

  4. Уральские казаки обладали уникальной языковой культурой. Полиэтническое своеобразие говора уральских казаков зависело от степени их взаимодействия с соседними народами и отражалось в вариативности толкования слов, художественном колорите и духовной глубине содержания речи.

  5. Фольклор уральских казаков имеет собственных героев, которые представляют собой пример любви к Отечеству, стойкости, отваги и смекалки в трудные моменты, уважения к порядкам и традициям, т.е. качеств, необходимых для выживания народа. Передача этих ценностей происходила в рамках семейного воспитания и обучения на основе глубокой религиозности, напоминающей в некоторых случаях религиозный фанатизм. Преобразование норм и ценностей в образовании и просвещении с середины XIX века имело свои особенности и проходило в условиях своеобразного отношения к этим процессам уральского казачества.

  6. Предметный и телесный коды (внешний облик) уральского казачества воплотили в себе основные самоидентификационные символы - особенности их образа жизни и виды деятельности, культурные нормы и ценности, характер и мировоззрение. Эти символы явились связующим звеном уральского казачества как сообщества с другими народами.

  7. Особенности традиционной культуры уральского казачества имеют социокультурное значение для современной России. Уральское казачье Войско в исследуемый период было способно предотвращать и разрешать различные проблемы, через механизм передачи культурных ценностей, который, в основном, сформировался в XIX веке. Эффективность использования культурного наследия уральского казачества сегодня возрастает при взаимосвязи традиций и инноваций.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления, связанные с взаимодействием культур, объяснить некоторые механизмы межэтнической коммуникации и межпоколенной передачи культурных ценностей.

Практическая значимость исследования определяется стремлением автора представить обобщенный опыт в качестве «культурного ресурса» как основу для дальнейших исследований феномена казачества. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы:

- в качестве инструмента консолидации общества и согласования интересов различных этнических и конфессиональных групп Урало-Поволжского региона;

- в процессе формирования идей модернизации национальной политики в современной России и учитываться в воспитательной работе;

- изучении духовной культуры, реконструкции ее проявлений в Уральском казачьем Войске XIX века;

- построения программ и методов по этнокультурному и патриотическому воспитанию молодежи в РФ;

- в учебном процессе в качестве спецкурсов и отдельных тем в культурологии, истории, философии, этнографии, педагогике. Опубликованные статьи и тезисы по теме диссертационного исследования помогут в практической деятельности преподавателей, студентов вузов и всех специалистов, работающих с молодежью и казачьими объединениями.

Апробация исследования и внедрение результатов исследования. По проблемам исследования автор выступал с докладами на международной (2009 год, г. Тольятти; 2009 год, г. Сызрань; 2009 год, г. Красноярск), Всероссийских (2009, 2010 годы, г. Самара; 2009 год, г. Новосибирск; 2010 год, г. Уфа), межрегиональной (2011 год, г. Самара) научных конференциях.

Результаты исследований были опубликованы в 18 авторских работах общим объемом 6,5 п.л.: в сборнике научных статей «Россия-Запад-Восток: Политическое, экономическое и культурное взаимодействие: История и современность», г. Тольятти, 2009; сборнике научных статей «Платоновские чтения: материалы и доклады XV Всероссийской конференции молодых историков», г. Самара, 2009; сборнике научных статей «Вторые Ермаковские чтения "Сибирь: вчера, сегодня, завтра», г. Новосибирск, 2009; сборнике научных статей «В мире научных открытий», г. Красноярск, 2010; сборнике научных статей «Городская культура в XXI веке: стратегии инновационного развития», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Вестник ПВГУС», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Этносы и культуры Урало-Поволжья: история и современность», г. Уфа, 2010; сборнике научных статей «Вестник гуманитарного института ТГУ», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Современные исследования социальных проблем», г. Красноярск, 2010; сборнике научных статей «Платоновские чтения: материалы и доклады XVI Всероссийской конференции молодых историков», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Просветительская и научная деятельность Н. А. Бородина», г. Тольятти, 2010; сборнике научных статей «Власть и общество в России: жизнь и государственная деятельность П. А. Столыпина», г. Самара, 2011; в научных журналах по списку ВАК «Власть», г. Москва, 2010, «Вестник Военного университета», г. Москва, 2010, «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета», г. Киров, 2010, «Вестник Челябинского государственного университета», г. Челябинск, 2010, «Омский научный вестник», г. Омск, 2010, «Вестник СамГУ», Самара, 2010.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения. Общий объем диссертации – 197 страниц, в том числе 167 страниц основного текста, 21 страница – список литературы и источников, 9 страниц – приложения.

  1   2

Похожие:

Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconК 150-летию Петра Аркадьевича Столыпина
Отец – А. Д. Столыпин, атаман Уральского казачьего войска, достигший впоследствии наивысшего генеральского звания
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconДевиантное поведение кубанского казачества во второй половине XIX начале XX века и способы его преодоления
Охватывают период с 1860 г по 1907 г. Нижняя хронологическая граница нашего исследования продиктована изменениями в российском обществе,...
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconКонкурс проводится гоу дод «Детско-юношеский центр «Школа традиционной народной культуры»
«Школа традиционной народной культуры» с целью организации деятельности обучающихся по изучению традиционной культуры, активизации...
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии icon1. 06. 1843 – На Новую пограничную линию отправлена вторая партия калмыков (390 семей). 1867
Утверждено Положение о военном составе Оренбургского казачьего войска, сроках службы
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconАрхив уральского горного управления в XIX начале XX вв.: Организация, основные направления деятельности
Охватывают период XIX – начала ХХ вв. Однако фактически, начальная грань исследования обусловлена датой создания Уральского горного...
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconПрезентация проекта «Мы, собравшись, постановили»
Потанина и проходящего при оперативном управлении «Ассоциации менеджеров культуры». В результате реализации проекта в музее «Семенково»...
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconСтаршинство оренбургского казачьего войска установлено с 1574 года ăîńóäŕđü Čěďĺđŕňîđ, â 23 äĺíü ńĺíň˙áđ˙ 1912 ăîäŕ, Âűńî÷ŕéřĺ ńîčçâîëčë íŕ ďđčńâîĺíčĺ Îđĺíáóđăńęîěó
В разделе указаны в хронологическом порядке, с указанием дат, приказов и распоряжений высших инстанций следующие сведения, касающиеся...
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconТема: фольклорная традиция коми
Цель: показать этнические особенности традиционной культуры этноса через рассмотрение фольклора коми
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconПрограмма преподавания истории казачества, казачьего фольклора, народного творчества. ( программа дополнительного образования)
Образовательная программа по преподаванию истории казачества, казачьего фольклора, истории культуры и народного творчества, и основ...
Особенности традиционной культуры уральского казачьего войска в XIX столетии iconЮ. Ю. Булычев история русской культуры
Вводные замечания: ХХ век как своеобразная культурно-историческая эпоха, основная проблематика курса истории русской культуры в ХХ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница