С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка»




Скачать 187.76 Kb.
НазваниеС. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка»
Дата24.11.2012
Размер187.76 Kb.
ТипОбразовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр г. Петрозаводска.


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ДЮЦ_____________

С.Э.Воздвиженский


Образовательная программа

«Мягкая игрушка»

Для детей 7-12 лет


Срок реализации программы-3 года

Учебная нагрузка:

1 год обучения – 144

2 год обучения – 144

3 год обучения – 216

Педагог дополнительного образования: Лери О.С.


Утверждена на методическом совете________2009

Пояснительная записка

Программа «Мягкая игрушка» является модифицированной программой, составленной на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ по мягкой игрушке, на основе изучения методической литературы: « Кружок изготовления игрушек-сувениров», В.М. Петуховой « Мягкая игрушка». А также 25-летнего практического опыта работы педагога Детско-юношеского центра г. Петрозаводска.

В объединение « Мягкая игрушка» занимаются дети с 7-12 лет микрорайона « Ключевая», среди них много детей из неполных, многодетных, малообеспеченных семей.

В годы ранней юности молодые люди «поворачиваются» к себе, думают, кем они станут, какие у них есть возможности для того, чтобы занять достойное место в обществе. Это время, когда наиболее выпукло проявляется способность человека « выполнить» себя, т.е. усовершенствовать и развить свои задатки, сформировать себя как личность.

Моя задача как педагога, помочь детям найти ключик для собственного развития, помочь в реализации их интересов и способностей, чтобы в будущем они могли находить радость в труде, профессии, создать счастливую семью и тем самым создавать процветающее государство.

Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей, и потребность в этом будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Поэтому особо заметное может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе – трудовое обучение, а в условиях дополнительного образования программа « Мягкая игрушка» Лежащая в основе этой программы предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития ребенка.

Программа « Мягкая игрушка» направлена на развитие в ребенке способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.

Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:

- радость общения

-удовлетворение результатами своего труда

-исключение боязни неудачи (любой результат положителен)

- создание обстановки взаимопомощи.


Воспитательная система социальной ориентации

В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, семья, совместный труд. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.

Вид воспитательной системы:

  1. Воспитательная система – коллектив

  2. Воспитательная система уюта и комфорта

  3. Воспитательная система социального творчества

Цель воспитания – воспитание личности успешно выполняющей весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, члена детского коллектива;

Педагогические технологии:

-коллективные творческие дела

- общественно полезные акции

- экскурсии

Ключевым направлением работы является социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.

Компоненты воспитательной системы:

- система обучения социальным навыкам

- работа с родителями – включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей.

- участие в различных социальных акциях.

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной системы являются:

- сплоченность коллектива

- творческие работы учащихся

- достижение учащихся в различных социальных сферах


Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов

- набор достижений воспитанника

- тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентации.

- оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения


Программа рассчитана на 3 года обучения и включает в себя следующие разделы (курсы по годам обучения)

  1. Курс « Умелые руки» 1 год обучения.

« Учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными»:

Дети получают общие представления о многообразии форм и цвета материалов в окружающей действительности, радость познания и созидания.

  1. Курс « Первые шаги мастерства» 2 год обучения.

« Учусь наблюдать, размышлять и действовать»

Обучение детей основам декоративно-художественного отражения мира.

  1. Курс «Секреты мастерства» 3 год обучения

Изучение мира вещей как источник историко-культурной информации, изучение традиций, их роли в жизни и искусстве.

При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы в объединении, не регламентированный обязательствами и стандартами. Кроме того: возможность сочетать различные формы занятий с учетом свободного времени, возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).


Принципы работы в объединении « Мягкая игрушка»

- Добровольность

- Индивидуальный подход к каждой личности ребенка.

- Осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»

- Право на свободный творческий поиск.


Одна из применяемых форм занятий – коллективная. Дети работают сообща, чтобы выполнить общее задание. Таким образом, они получают не только знания, но и опыт общения в сообществе ровесников, что особенно важно для детей. Большое внимание также уделяется подготовке инструкторов для младшего школьного возраста («Научился сам – научи младшего»)

Вышеизложенное показывает, что программа действительно актуальна и привлекательна для детей.

Цели и задачи программы.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию увлечений и мастерства у детей в прикладном творчестве, в частности « Мягкой игрушке»

Задачи:

  1. Раскрыть истоки народного творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества.

  2. Дать специальные знания и практические умения, и навыки, необходимые для работы в « Мягкой игрушке»

  3. Развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.

  4. Развитие художественного вкуса и формирование эстетических потребностей



Формы и методы проведения занятий.


Формы:

  1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;

  2. Беседы

  3. Экскурсии

  4. Творческая мастерская

  5. Игровые программы

  6. Праздники

  7. Занятия-исследования

  8. Викторины

  9. Выставки

  10. Общественно-полезные акции

Способы усвоения содержания:

- занимательный способ

- репродуктивный способ (« делай как я»)

- креативный способ (поисково-исследовательский)

Методы:

1 Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой. Дискуссия

2 Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин. Схем, рисунков.

3 Практические методы: практические занятия. Занятие-исследование.

4 Методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

Содержание программы

Курс « Умелые руки»

( 1 год обучения)

Возраст детей от 7 до 9 лет

Цель курса:

Дать представление многообразие форм и цвета материалов в окружающей действительности, радости познания и созидания (« учусь смотреть и видеть, учу руки быть послушными и умными).

В эту группу входят дети, у которых недостаточная степень развития технических умений, а также дети с нарушением речи и неразвитостью линии ладони, недостаточно развита мелкая моторика рук. Это тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов.

Поэтому для данной группы ставятся следующие задачи:

  1. Научить правильно, пользоваться необходимыми инструментами (ножницами, иглой)

  2. Ознакомить с различными видами бумаги и приемами изготовления аппликаций.

  3. Дать знания и практические умения через изготовление простейших игрушек и сувениров.

  4. Учить наблюдательности, аккуратности, настойчивости при выполнении работы.

  5. Научить работать с книгой.

  6. Формировать желание приносить радость своим трудом окружающим.

  7. Познакомить с различными видами тканей.

Темы курса:

  1. Вводное занятие. История возникновения мягкой игрушки. Правила безопасного труда на занятиях. Правила пользования необходимыми инструментами.

  2. Аппликация – один из видов прикладного искусства. Виды аппликаций из бумаги: предметная, декоративная, сюжетная. Работа с книгой.

Цветовая гамма. Различные виды бумаги и приемы изготовления аппликаций.

  1. Аппликация из ткани. Технология выполнения аппликации Виды тканей (гладкий и набивной ситец, трикотаж, драп, шелк) и другие используемые материалы (меховой лоскут; синтетический, натуральный)

  2. Зимнее рукоделие. Новогодние подарки и елочные украшения. Основные виды швов «вперед иголку», «через край»

  3. Комбинированные работы с использованием бумаги и ткани. Плоские игрушки.

  4. Бытовая игрушка (первые шаги в «мягкой игрушке»). Правила пользования шаблонами, выкройками. Правила раскроя. Изготовление изделий по выкройке и образцу, по эскизу и выкройке, по выкройке (шаблону) Игольницы, прихватки, сумочки, кошельки. Украшение для мамы. Футляр для очков. Салфетки.

  5. Музейное пространство: экскурсии- Дом кукол, Краеведческий музей, Выставочный зал, Центр карельских мастеров. Знакомство с различными видами прикладного творчества. Проведение русских народных праздников, знакомящих с историей и традициями России.

  6. Заключительное занятие. Подведение итогов.



В результате освоения курса дети должны знать:

    1. Уметь определять вид ткани и других используемых материалов.

    2. Выполнять основные виды швов («вперед иголку», « через край», « петельный»).

    3. Уметь правильно пользоваться шаблонами, выкройками. Уметь изготавливать изделие: - по образцу и выкройке

- по эскизу и выкройке

- по выкройке

4. Знать виды и особенности прикладного искусства.

5. Знать правила безопасного труда на занятиях « мягкая игрушка «.

6. Участвовать в выставке « Моя первая игрушка».


Курс «Первые шаги мастерства » (2 год обучения)

Возраст детей от 8 до 10 лет.


Цель курса: Дать основы декоративно-художественного отражения мира (учусь наблюдать, размышлять и действовать).


Задачи: 1. Ознакомить с более сложными приемами изготовления изделий.

2. Развивать фантазию и воображение через конструирование игрушек

3. Познакомить с общими принципами, роднящими народную и современную

игрушку.

Дети в этой группе хорошо владеют различными приемами пошива плоских и объемных игрушек из ткани и мехового лоскута. Самостоятельно создают и перерабатывают готовые образцы. Творчески работают с методической литературой.


Темы курса:

  1. Вводное занятие. Содержание работы в мастерской мягкой игрушки в учебном году. Правила безопасности. Дежурство и порядок работы в помещении.

  2. Бытовая игрушка. Демонстрация образцов игрушек. Особенности бытовой игрушки, ее назначении. Эскиз. Выполнение эскизов и выкроек по ним. Настенное панно (для кухни и прихожей). Карандашница настенная и настольная. Игольницы.

  3. Объемная аппликация. Особенности изготовления. Используемые материалы: бумага, ткань, мех. Правила раскроя из меха. Сюжетная аппликация (индивидуальная работа).

  4. Новогодние сувениры. Декоративные швы («тамбурный», «гладь») в изготовлении сувениров. Творческое использование известных и новых способов работы.

  5. «Все для дома, все для семьи» Разработка бытовых вещей, применяя в работе формулу « красота + польза». Декоративные подушки. Тапочки для гостей. Грелки на чайник. Коврики. Прихватки-рукавицы.

  6. Кукла. Рукоделие в духе народных традиций. Тряпичная кукла в народном быту. Особенности художественного оформления национальной одежды (русской и карельской). Ручной женский труд в народных традициях. Кукла - эталон мастерства юной рукодельницы.

  7. Музейное пространство: экскурсии - Дом кукол, Центр ремесел, выставочный зал. Экскурсии в природу. Игровые программы, праздники. Знакомство с русскими и карельскими играми. Особенности народных праздников.

8. Заключительное занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.

К концу второго года обучения дети должны:

1. Уметь изготавливать сложные изделия по образцу.

2. Уметь делать самостоятельные эскизы и выкройки по ним.

3. Эстетически оформить изделие в творческом решении.

4. Самостоятельно работать с методической литературой.

5. Знать особенности художественного оформления национальной одежды.

6. Выполнять декоративные швы («тамбурный», «гладь»).

7. Участвовать в формировании сувенирного фонда.

8. Подготовить коллекцию изделий к итоговой выставке.


Курс « Секреты мастерства»

(3 год обучения)

Возраст (9-11 лет)

Цель курса: Мир вещей как источник историко-культурной информации, традиции и их роль в жизни искусстве.

Задачи: 1. Совершенствовать навыки обработки различных материалов.

2.Развивать фантазию через конструирование игрушек.

3. Научить передавать свои знания и умения младшим.

4. Развивать интерес к народному творчеству.

Это смешанная возрастная группа. В данной группе также занимаются девочки, закончившие работу по программе, но продолжающие заниматься в объединение в качестве инструкторов. Работа проходит по подгруппам, занятия носят индивидуальный характер. Качественно новый и более подробный уровень раскрытия ранее изученных тем.

Темы курса:

  1. Вводное занятие. План работы в учебном году. Правила техники безопасности.

  2. Бытовая игрушка. Обучение приемам переработки готовых образцов, подготовка к конструированию игрушек. Объемные картины, особенности их изготовления. Настенное панно для кухни, украшение для спальни, украшение для прихожей.

  3. Русские народные игрушки Персонажи русских народных сказок.

  4. Новогодний сувенир. Игрушки « Знака зодиака» Елочные украшения.

  5. Вышивка. Техника выполнения декоративных швов, используемых в « мягкой игрушке»

  6. Аппликация из ткани: плоскостная, рельефная. Сюжетная аппликация (выбор сюжета по индивидуальным эскизам). Лоскутная техника.

  7. Работа с методической литературой по изготовлению игрушек.

  8. Разработка новых видов сувениров. Коллективная работа.

  9. Русские народные праздники. Игровые программы, знакомящие с русскими и карельскими играми. История и традиция праздников.

  10. Я и природа. Культурно-экологическое поведение в естественной природе. Походы. Экскурсии в природу (времена года) Работа в интернет классе («Заповедники Карелии», «Профилактика здорового образа жизни»)

  11. «Умелые руки – не знают скуки» Коллективная творческая деятельность:

- реставрация старых работ

- выполнение работ на заказ

- изготовление наглядных пособий

- организация досуга младшим школьникам

- общественно-полезные акции

12. Музейное пространство: экскурсии. Знакомство с различными видами прикладного . творчества. Дом кукол. Центр ремесел. Краеведческий музей. Выставочный зал. Центр карельских мастеров.

13. Заключительное занятие. Выпускной.

К концу 3 года обучения дети должны знать:

    1. Вести поиск необходимой информации по изготовлению игрушек и работать творчески с литературой.

    2. Уменьшать и увеличивать выкройки. Уметь перерабатывать образцы и новые элементы.

    3. Создать одну или несколько творческих работ.

    4. Уметь работать с младшими группами.

    5. Помогать педагогу в проведении занятий и праздников.

    6. Выполнять работу по индивидуальному заказу.



Ожидаемые результаты.

В результате освоения образовательной программы « Мягкая игрушка» воспитанники:

    1. Научаться самостоятельно, выполнять все работы по изготовлению мягкой игрушки, а также оказывать помощь другим при необходимости.

    2. Вести поиск необходимой информации для изготовления игрушек и работать творчески с литературой.

    3. Познакомятся с истоками народного творчества и ролью декоративно-прикладного искусства в жизни общества.

    4. Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.

    5. Ожидается также, что освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей ребенка, его творческой активности. Фантазии, изобретательности.

Система отслеживание результатов.

( апробированные способы)

  1. Проведение конкурсов после пройденных тем в программе.

  2. Контрольный срез в начале и в конце учебного года

  3. Алгоритмизация действий воспитанников (наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении задании по определенному алгоритму).

  4. Беседы с детьми и их родителями

  5. Наблюдение за воспитанниками в процессе работы.

  6. Коллективные творческие дела, ролевые игры.



Условия реализации программы.

  1. Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.

  2. Наличие материалов и инструментов для изготовления игрушек.

  3. Одно из важных требований – соблюдение правил охраны труда воспитанников, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах. Правила противопожарной безопасности.



Учебно-тематический план

Курс « Умелые руки» (1 год обучения)

144 часа (4 часа в неделю)



Тема

Общее количество часов

Теоретические

Практические

1. Вводное занятие

2

1

1

    1. Аппликация

22

3

19

    1. Аппликация из ткани

20

3

18

    1. Зимнее рукоделие

26

3

23

5. Комбинированные работы

18

2

16

6. Бытовая игрушка

20

3

17

7. Музейное пространство

34

-

34

8. Заключительное занятие

2

1

1

Итого

144

15

129

Курс «Первые шаги мастерства»

2 год обучения 144 часа (4 часа в неделю)

Тема

Общее кол-во часов

Теоретические

Практические

  1. Вводное занятие

2

1

1

  1. Бытовая игрушка

22

4

18

  1. Объемная аппликация

16

2

14

  1. Новогодние сувениры

32

6

26

  1. Все для дома, все для семьи.

24

4

20

  1. Кукла

12

2

10

  1. Музейное пространство

34

-

34

  1. Заключительное занятие

2

1

1

Итого

144

20

124



Курс « Секреты мастерства»

3 год обучения 216 ч. 6 ч. В неделю.

Тема

Общее количество часов

теоретические

практические

  1. Вводное занятие

2

1

1

  1. Бытовая игрушка

26

6

20

  1. Русские народные игрушки




28

4

24

  1. Новогодний сувенир

24

4

20

  1. Вышивка

6

1

5

  1. Аппликация из ткани

20

2

18

  1. Работа с методической литературой

24

2

22

  1. Разработка новых видов сувениров

12

2

10

  1. Русские народные праздники

20

4

16

  1. Я и природа

16

4

12

  1. Умелые руки – не знают скуки

16

4

12

  1. Музейное пространство

20

2

18

  1. Заключительное занятие. Подведение итогов

2

1

1

итого

216

37

179




Похожие:

С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» iconКуклы, мягкая игрушка
М. Медина, А. Яковлева. Путь к творчеству (о кукольном театре), // Юный художник. 2003. №10 С. 44
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Дымковская игрушка»
Во все времена и на каждой стадии развития общества, в народном творчестве искусство всегда тесно связано с ремеслом
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» iconПроек массового мероприятия по противопожарной безопасности для обучающихся начальных классов «спички детям не игрушка» Подготовила: учитель начальных классов
Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для...
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» icon«Судный день американских финансов: мягкая депрессия XXI в.»: Социум; Челябинск; 2005 isbn 5-90I901-34-7
«Судный день американских финансов: мягкая депрессия XXI в.»: Социум; Челябинск; 2005
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Воздвиженский Вячеслав Геннадиевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики...
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» iconМинистерство российской федерации по связи и информатизации с анкт-петербургский
Безопасность жизнедеятельности. Методические указания и варианты контрольных работ. Ю. М. Воздвиженский. Спбгут – Спб,2001
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» iconОбразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения (нормативный срок освоения 5 лет), в дальнейшем...
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» icon«Мягкая власть» как способ воздействия в мировой политике
Специальность 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» iconКашникова А. Г.; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Рекомендации для учителей физики; Издательство коиуу; 1974; Мягкая; 30; В
Кашникова А. Г.; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Рекомендации для учителей физики; Издательство...
С. Э. Воздвиженский Образовательная программа «Мягкая игрушка» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка»
Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы классный коллектив. Состав постоянный. Срок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница