О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год




Скачать 451.65 Kb.
НазваниеО работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год
страница1/4
Дата24.11.2012
Размер451.65 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
ИНФОРМАЦИЯ

О РАБОТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗА 2009 ГОД

Конституционный суд Республики Татарстан (далее — Конституционный суд) является судебным органом конституционного контроля, осуществляющим в форме конституционного судопроизводства судебную власть в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории.

Конституционным судом Республики Татарстан за период с 2001 по 2009 год вынесено 75 решений, в том числе 37 постановлений (в 2001 году — 1, в 2002 году — 6, в 2003 году — 5, в 2004 году — 2, в 2005 году — 4, в 2006 году — 4, в 2007 году — 5, в 2008 году — 5, в 2009 году — 5) и 38 определений (в 2001 году — 7, в 2002 году — 3, в 2003 году — 2, в 2004 году — 4, в 2005 году — 3, в 2006 году — 2, в 2007 году — 6, в 2008 году — 3, в 2009 году — 8).

В 2009 году Конституционным судом вынесено 13 итоговых решений, в том числе 5 постановлений по делам о проверке конституционности законов Республики Татарстан, постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных правовых актов органов местного самоуправления Республики Татарстан и 8 определений.

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 18 марта 2009 года № 33-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 6 Порядка информационного обмена между организациями-участниками системы предоставления субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 2005 года № 20 «Об информационном взаимодействии в системе предоставления субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и ежемесячных денежных выплат», в связи с жалобой гражданина Г.Н. Жданова.

В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Г.Н. Жданов, инвалид II группы, ветеран Великой Отечественной войны и труда, с просьбой проверить конституционность отдельных положений пункта 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 мая 2005 года № 245 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 января 2005 года № 20 «Об информационном взаимодействии в системе предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», которые определяют последовательность и сроки осуществления организациями-участниками системы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг расчета, перечисления и зачисления указанных субсидий и ежемесячных денежных выплат гражданам на их лицевые (вкладные) счета.

Заявитель, имея право на получение мер социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям, избрал меры, обеспечивающие социальные гарантии инвалидам, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

По мнению гражданина Г.Н. Жданова, отдел социальной защиты Вахитовского района Управления социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в муниципальном образовании г. Казани и кредитные учреждения согласно обжалуемым нормам производят расчет, перечисление и зачисление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на его лицевой (вкладной) счет на один месяц, а иногда на два-три месяца позднее установленного месяца платежа, хотя субсидии, как полагает заявитель, в соответствии с частью четвертой статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации должны перечисляться на его лицевой (вкладной) счет до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поскольку оплата за жилое помещение и коммунальные услуги должна производиться в том числе и за счет начисленной ему субсидии.

Рассмотрев данное дело, Конституционный суд республики установил, что расходы заявителя на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, не превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, и пришел к выводу, что у заявителя отсутствует право на получение субсидии по малообеспеченности, предусмотренной статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная норма регламентирует исключительно предоставление субсидий по малообеспеченности и не распространяется на заявителя, являющегося пенсионером-инвалидом и получателем субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно Международному пакту от 16 декабря 1966 года «Об экономических, социальных и культурных правах» участвующие в настоящем пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение и достойный жизненный уровень для него, для его семьи, на непрерывное улучшение условий жизни. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7). Условия и порядок такой поддержки определяются законодателем исходя из специфики конкретных правоотношений. Система мер социальной защиты инвалидов, установленная Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», включает в том числе и скидку в размере не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Тем самым законодатель, с целью установления соответствующего возмещения, предусмотрел право инвалидов на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, что согласуется с принципом поддержания доверия граждан к закону и к действиям государства (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2005 года № 246-О и от 5 июля 2005 года № 303-О).

Гражданин Г.Н. Жданов, являющийся инвалидом, наряду с другими мерами социальной защиты имеет право на скидку не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), предусмотренную статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

По смыслу и содержанию данного правового регулирования меры социальной поддержки – скидки не ниже 50 процентов на оплату жилья и коммунальных услуг, которые получают инвалиды, в том числе и заявитель Г.Н. Жданов, являются по своей правовой природе субсидиями-льготами. Как указал Конституционный суд Республики Татарстан в постановлении от 23 октября 2008 года № 31-П, целевым предназначением данных субсидий-льгот является компенсация определенной законом части расходов, произведенных гражданином на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При этом их предоставление не зависит от уровня (размера) совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, поскольку право на субсидию-льготу обусловлено наличием у гражданина определенных заслуг перед государством либо его принадлежностью к указанной в законе социально незащищенной категории граждан.

Предоставление таких субсидий-льгот основано на части первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Как следует из содержания данной нормы, федеральный закон не устанавливает каких-либо сроков предоставления гражданам указанных компенсаций.

Это означает, что гражданин, имеющий право на указанную компенсацию, может нести расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в полном размере, а затем часть его расходов на эти цели компенсируется путем предоставления ему соответствующей денежной выплаты.

Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 24 марта 2006 года № 126 «О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг» утвердил Положение о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан в Республике Татарстан субсидий-льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно которому субсидии-льготы предоставляются заявителю путем перечисления на имеющиеся или открываемые в кредитных учреждениях банковские счета или нарочной доставки заявителю по месту жительства через организацию почтовой связи либо иным способом, который указывается заявителем в заявлении о предоставлении субсидии-льготы (пункт 4.1), при этом финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий-льгот, осуществляется за счет бюджета Республики Татарстан и средств, поступающих из федерального фонда компенсаций (пункт 5.1).

Поскольку в соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года № 126 «О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг» меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются в денежной форме, Кабинет Министров Республики Татарстан, исходя из требований федерального и республиканского законодательства и руководствуясь положениями Конституции Республики Татарстан, предусмотрел последовательность информационного взаимодействия организаций-участников системы предоставления всех видов субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, включая и субсидии-льготы, а также установил сроки расчета, перечисления и зачисления всех видов субсидий на лицевые (вкладные) счета граждан.

Конституционный суд Республики Татарстан признал обжалуемые положения соответствующими Конституции Республики Татарстан, при этом указав, что данное регулирование само по себе не отменяет и не умаляет конституционные права граждан, а, напротив, установление сроков расчета, перечисления и зачисления субсидий на лицевые (вкладные) счета является дополнительной гарантией, обеспечивающей реализацию гражданами их права на своевременное получение субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 6 мая 2009 года № 34-П по делу о проверке конституционности положения абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в связи с жалобой гражданина Н.Ф. Шакирова.

В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Н.Ф. Шакиров с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положением абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».

Являясь пенсионером, ветераном труда, а также лицом, награжденным медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», и имея право на меры социальной поддержки, предусмотренные статьями 4 и 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» по нескольким основаниям, заявитель избрал меры, предусмотренные для ветеранов труда.

Гражданин Н.Ф. Шакиров считает, что оспариваемое положение неправомерно лишает его права на одновременное получение также и мер социальной поддержки, предусмотренных для лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, так как до 1 января 2005 года ветеранам труда и лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки предоставлялись по обоим основаниям, а не по их выбору.

Конституционный суд Республики Татарстан, рассмотрев это дело, указал, что довод заявителя, полагающего, что до 1 января 2005 года ветеранам труда и лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки предоставлялись по обоим основаниям, а не по их выбору, является необоснованным, поскольку статьей 13 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, также устанавливалось, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации норма, устанавливающая право выбора меры социальной поддержки по одному из имеющихся у ветерана оснований, в равной мере распространяется на всех лиц указанной категории, предоставляет право выбора наиболее благоприятного основания их получения и поэтому не может расцениваться как ущемляющая права граждан (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2007 года № 223-О-О и от 25 декабря 2008 года № 966-О-О).

Данному регулированию корреспондирует пункт 3 статьи 8 Конвенции 157 Международной организации труда «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (Женева, 21 июня 1982 года), согласно которому, если Государство — член Организации — должно на основании двух или нескольких актов предоставить одному и тому же лицу пособия одинакового характера, то оно обязано предоставить только пособия, в наибольшей степени отвечающие интересам данного лица.

Конституционный суд республики также отметил, что формы социальной поддержки лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, — ежемесячная денежная выплата, бесплатное зубопротезирование и слухопротезирование, на получение которых претендует гражданин Н.Ф.  Шакиров, совпадают с одноименными формами социальной поддержки ветеранов труда. Исходя из этого заявитель Н.Ф. Шакиров, избравший меры социальной поддержки ветеранов труда, получает ежемесячную денежную выплату и имеет право на бесплатное зубопротезирование и слухопротезирование.

Конституционный суд Республики Татарстан признал соответствующим Конституции Республики Татарстан положение абзаца первого части второй статьи 9 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в части, устанавливающей, что гражданину, имеющему одновременное право на получение мер социальной поддержки по основаниям, предусмотренным статьями 4 и 5 данного Закона для лиц, награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда, меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина.

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 10 июня 2009 года № 35-П по делу о проверке конституционности статьи 3.8. Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (в редакции от 7 ноября 2007 года) в связи с жалобой гражданки Л.В. Кузнецовой.

В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Л.В. Кузнецова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 3.8. Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (в редакции от 7 ноября 2007 года). Заявительница указала, что на первом этаже дома, в котором она проживает, находятся несколько квартир, переведенных в нежилые помещения, где располагаются коммерческие организации, в частности Интернет-салон и магазин по продаже музыкальных дисков, в помещении которых в течение суток, особенно в ночное время, гремит музыка и производится иной шум, что доставляет существенные неудобства ей и другим жильцам дома. Она неоднократно обращалась в различные государственные органы с просьбой принять меры по фактам нарушения тишины и покоя граждан работниками и посетителями Интернет-салона и магазина по продаже музыкальных дисков — в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан и Управление внутренних дел по городу Казани. По мнению гражданки Л.В. Кузнецовой, в государственных органах, в которые она обращалась, нет единого понимания положений статьи 3.8. Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, а сама статья не содержит четких указаний о распространении ответственности за нарушение тишины и покоя граждан на лиц, занимающих нежилые помещения в многоквартирном жилом доме.

Рассмотрев данное дело, Конституционный суд Республики Татарстан пришел к выводу, что субъектами административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, как это следует из буквального толкования оспариваемой статьи, могут быть любые лица, виновные в совершении указанного правонарушения, независимо от их местонахождения. Оспариваемые законодательные положения, закрепленные статьей 3.8 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, не отменяют и не ограничивают личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина, включая право каждого в Республике Татарстан, в том числе и заявительницы Л.В. Кузнецовой, на охрану здоровья, и тем самым не противоречат Конституции Республики Татарстан.

Вместе с тем Конституционный суд отметил, что действующая редакция статьи 3.8 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях не предусматривает дифференциацию видов наказания, минимального и максимального размеров административных штрафов, применяемых за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, в зависимости от того, к какой категории субъектов права относится лицо, совершившее указанное административное правонарушение. Конституционный суд Республики Татарстан также указал, что дифференциация минимального и максимального размеров административного штрафа в зависимости от правового положения лица, виновного в нарушении тишины и покоя граждан в ночное время, основанная на учете повторности совершения указанного правонарушения, отвечала бы требованиям общеправового принципа справедливости и соразмерности мер юридической ответственности, а также явилась бы дополнительной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан в сфере охраны их здоровья и способствовала бы усилению охраны общественного порядка.

Кроме того, Конституционный суд республики подчеркнул, что установление на законодательном уровне содержания всех юридически значимых обстоятельств, определяющих применение административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, содействовало бы реализации требования определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 13 декабря 2001 года № 16-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 27 ноября 2008 года № 11-П) и Европейского Суда по правам человека.

  1   2   3   4

Похожие:

О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconО работе конституционного суда республики татарстан
Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан...
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconОпределение конституционного суда республики татарстан
С. М. Гусева на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными положениями Концепции развития жилищного строительства в Республике...
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconНа решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 августа 2009 года по делу n а65
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconКонституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания №7 владикавказ 2011
I. Обзор практики Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания (постановления, определения, заключения) 8
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconУставного суда свердловской области
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 05. 02. 02. №2-п
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconРеспублики татарстан информационный
Заключение на проект закона Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2004 год»
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconЧрезвычайным ситуациям республики татарстан министерство образования и науки республики татарстан
Республики Татарстан от 21. 02. 2011 №129, в городских округах и муниципальных районах республики в апреле-мае т г был проведен смотр-конкурс...
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconОт 6 июля 2005 г. N 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан"
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 28. 04. 2005 г. N уп-147 "О структуре исполнительных органов государственной...
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconОтчет о деятельности органов исполнительной власти Республики Татарстан за 2011 год
Основные итоги социально-экономического развития Республики Татарстан за 2011 год
О работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год iconПравления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 18 декабря 2009 г. N 9-9/нпс
Республики Татарстан на проведение экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница