О работе конституционного суда республики татарстан




НазваниеО работе конституционного суда республики татарстан
страница1/4
Дата24.11.2012
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
ИНФОРМАЦИЯ

О РАБОТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

за 2010 год


Итоговые решения

Конституционного суда Республики Татарстан


Конституционный суд Республики Татарстан осуществляет судебную власть в форме конституционного судопроизводства в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории.

29 июня 2010 года исполнилось 10 лет со дня образования Конституционного суда в Республике Татарстан. За эти годы он прошел серьезный путь становления как судебный орган конституционного контроля и внес свой вклад в утверждение в Республике Татарстан основ правового государства.

С 1 января 2001 года по 31 декабря 2010 года Конституционным судом Республики Татарстан вынесено 87 итоговых решений, в том числе 40 постановлений и 47 определений. Статистика принятия итоговых решений Конституционного суда Республики Татарстан по годам выглядит следующим образом: в 2001 году – 8 (1 постановление, 7 определений), в 2002 году – 9 (6 постановлений, 3 определения), в 2003 году – 7 (5 постановлений, 2 определения), в 2004 году – 6 (2 постановления, 4 определения), в 2005 году – 7 (4 постановления, 3 определения), в 2006 году – 6 (4 постановления, 2 определения), в 2007 году – 11 (5 постановлений, 6 определений), в 2008 году – 8 (5 постановлений, 3 определения), в 2009 году – 13 (5 постановлений, 8 определений), в 2010 году – 12 (3 постановления, 9 определений).

30 июня 2010 года четверо из шести судей Конституционного суда Республики Татарстан – Д.А. Алкаева, А.Л. Васин, А.Г. Гатауллин и Л.А. Гусева – вышли в отставку в связи с истечением срока полномочий, установленного статьей 12 Закона Республики Татарстан «О Конституционном суде Республики Татарстан». 8 июля 2010 года на заседании Государственного Совета Республики Татарстан избраны новые судьи Конституционного суда Республики Татарстан: Л.В. Кузьмина, Р.А. Сахиева, А.А. Хамматова, А.Р. Шакараев. Заместителем Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначена Сахиева Раиса Абдулловна.

Непосредственно в 2010 году Конституционным судом Республики Татарстан вынесено 12 итоговых решений, в том числе 3 постановления по делам о проверке конституционности законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов и 9 определений по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. По своему содержанию данные итоговые решения касались следующих вопросов.

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 25 февраля 2010 г. № 38-П по делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в связи с жалобой гражданки В.Н. Колчериной.

В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка В.Н. Колчерина с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», регулирующих перечень мер социальной поддержки для ветеранов труда и условия их предоставления.

Заявительница, получающая пенсию за выслугу лет согласно Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», награжденная в период прохождения службы ведомственными знаками отличия в службе – медалями МВД Российской Федерации «За отличие в службе» II и III степеней, полагала, что Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городе Набережные Челны неправомерно отказало ей в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что статус ветерана труда и соответствующие меры социальной поддержки могут быть установлены только при достижении ею возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Гражданка В.Н. Колчерина считала, что, являясь пенсионером по выслуге лет и имея соответствующие ведомственные знаки отличия в службе, с учетом статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», она имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» и пользование соответствующими мерами социальной поддержки. Однако пункты 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», по ее мнению, необоснованно ограничивают, по сравнению с федеральным законодательством, условия присвоения звания ветерана труда, а также основания предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда.

Рассмотрев данное дело, Конституционный суд Республики Татарстан установил, что принятие оспариваемых положений, регулирующих перечень мер социальной поддержки для ветеранов труда и условия их предоставления, входит в компетенцию Государственного Совета Республики Татарстан.

Конституционный суд Республики Татарстан также отметил, что согласно пунктам 2 и 4 статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, лицам, имевшим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставлялись соответствующие права и льготы; ветеранам труда, получавшим пенсии по иным основаниям либо получавшим пожизненное содержание за работу (службу), такие льготы предоставлялись при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», если законодательными актами Российской Федерации не устанавливалось иное.

С 1 января 2005 года статья 22 указанного Закона действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанные меры являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ).

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. В случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года, субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Конституционный суд Республики Татарстан, рассматривая нормы Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», регламентирующие предоставление мер социальной поддержки для различных категорий ветеранов, установил, что Республика Татарстан обеспечила соблюдение условий и требований, установленных при передаче правового регулирования с федерального уровня на уровень субъекта Российской Федерации, в том числе и требования о введении эффективных правовых механизмов, обеспечивающих не только сохранение, но и возможное повышение уровня социальной защиты ветеранов.

Данный подход корреспондирует с положениями статьи 12 Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года о том, что государства для осуществления эффективной реализации права на социальное обеспечение обязуются установить и поддерживать, последовательно совершенствовать систему социального обеспечения.

Конституционный суд Республики Татарстан подчеркнул, что положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ устанавливают перечень мер адресной социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам, которым присвоено звание «Ветеран труда», а также закрепляют условия предоставления данных мер, а именно: назначение ветерану труда пенсии по Федеральным законам «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а в случае назначения пенсии по иному основанию – достижение возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». По своему целевому назначению данные положения Закона направлены на обеспечение мерами социальной поддержки тех пенсионеров, которые относятся к категории ветеранов труда.

Конституционный суд республики отметил, что оспариваемые гражданкой В.Н. Колчериной нормы в части, определяющей условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки, по своему буквальному содержанию и правовому смыслу не сужают, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, круг ветеранов труда, имеющих право на социальную поддержку, и обеспечивают гарантированный базовый уровень мер социальной поддержки указанных категорий граждан.

Данные нормы также не нарушают принцип равенства прав и свобод в отношении ветеранов труда, гарантированный в соответствии со статьей 28 Конституции Республики Татарстан, так как они в равной мере распространяются на всех ветеранов труда независимо от оснований приобретения ими статуса ветерана труда.

Перечень категорий лиц, которым присваивается звание ветерана труда, установлен пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», при этом данная норма связывает приобретение статуса ветерана труда, в частности, с таким условием, как наличие у лица соответствующего трудового стажа, и не содержит указания на необходимость достижения лицом пенсионного возраста. Согласно пункту 4 статьи 7 указанного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Оспариваемые положения статьи 5 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» распространяются только на перечень и условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и не регулируют порядок и условия присвоения данного звания. Тем самым доводы заявительницы о том, что оспариваемые нормы ограничивают ее право на присвоение звания «Ветеран труда», являются необоснованными. Конституционный суд Республики Татарстан на основании данной правовой позиции признал обжалуемые положения соответствующими Конституции Республики Татарстан.

Постановление Конституционного суда Республики Татарстан от 8 апреля 2010 г. № 39-П по делу о проверке конституционности пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан», в связи с жалобой гражданки Т.И. Порфирьевой.

В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Т.И. Порфирьева с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод нормами пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан».

В 2001 году семья гражданки Т.И. Порфирьевой, проживающая в жилом помещении с частичными удобствами общей площадью 37,5 квадратного метра, расположенном в малосемейном общежитии, администрацией Советского района города Казани была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а в 2008 году ее сын – Д.Н. Порфирьев, инвалид II группы по заболеванию, которое включено в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью.

Впоследствии ее сына как инвалида II группы, включив на основании пункта 4 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан», в сводный список граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, который формируется Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани сняла с учета по месту жительства в качестве нуждающегося в жилом помещении. В результате очередь на улучшение жилищных условий ее сына была передвинута с порядкового номера 7 в списке администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на порядковый номер 4511 в сводном списке получателей субсидий Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

На этом основании гражданка Т.И. Порфирьева полагала, что нормы Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан в части формирования Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков Исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан сводного республиканского списка граждан-получателей указанных субсидий нарушают конституционные права и свободы как ее, так и сына-инвалида, вытекающие из положений статей 54 (часть 1), 55 (часть 1) и 58 (часть 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которым в Республике Татарстан каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности; каждый имеет право на жилище; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Конституционный суд Республики Татарстан, рассмотрев данное дело, указал, что Кабинет Министров Республики Татарстан, утверждая Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, руководствовался нормами федерального законодательства и правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 102 (пункт 4) и 103 Конституции Республики Татарстан.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым социальная защита инвалидов − система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть 1 статьи 2). Статья 17 (части 1 и 2) данного Федерального закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) предусматривала, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 и пунктом 3 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались в том числе граждане, проживавшие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имелись больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Данным категориям граждан жилые помещения предоставлялись в первую очередь. Тем самым лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, в том числе и сын заявительницы, по законодательству, действовавшему до 1 марта 2005 года, имели право на первоочередное улучшение жилищных условий.

Жилищный кодекс Российской Федерации установил иной по сравнению с Жилищным кодексом РСФСР порядок предоставления жилых помещений гражданам, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

В силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6). При этом согласно пункту 3 части второй статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 № 378, жилые помещения предоставляются вне очереди.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 28.2 (части 1 и 2) вышеназванного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации (части 3 и 5 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).

Следовательно, действующее законодательство устанавливает две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, в том числе и сына заявительницы Д.Н. Порфирьева: это предоставление субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. При этом право выбора одной из указанных мер социальной поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самому инвалиду.

В целях реализации статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление от 7 июня 2006 года № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан», в котором определил, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.

Пункт 4 оспариваемого Положения устанавливает, что предоставление субсидий на приобретение жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии из числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков Исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане-получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом, как подчеркнул Конституционный суд Республики Татарстан, оспариваемое Положение не содержит норм о снятии лиц, находящихся в сводном списке получателей субсидий, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (в порядке очереди либо во внеочередном порядке), который ведется по месту жительства граждан. Иное означало бы нарушение предписаний Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статьи 55 и 56), и могло бы повлечь необоснованное ограничение права граждан, включая инвалидов, на обеспечение жильем.

Конституционный суд республики отметил, что оспариваемые положения не отменяют и не умаляют конституционное право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе и заявительницы Т.И. Порфирьевой, на улучшение жилищных условий, не преследуют цели умаления достоинства инвалидов, согласуются с положениями статей 28 (часть 2) и 30 Конституции Республики Татарстан о том, что граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, и не могут рассматриваться как препятствующие обеспечению принципа равенства прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, признав оспариваемое положение соответствующим Конституции Республики Татарстан, Конституционный суд республики указал, что администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани неправильно истолковала оспариваемую норму и неправомерно сняла сына заявительницы Д.Н. Порфирьева с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с включением его в сводный список получателей субсидий.

  1   2   3   4

Похожие:

О работе конституционного суда республики татарстан iconО работе конституционного суда республики татарстан за 2009 год
Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан...
О работе конституционного суда республики татарстан iconОпределение конституционного суда республики татарстан
С. М. Гусева на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными положениями Концепции развития жилищного строительства в Республике...
О работе конституционного суда республики татарстан iconКонституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания №7 владикавказ 2011
I. Обзор практики Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания (постановления, определения, заключения) 8
О работе конституционного суда республики татарстан iconУставного суда свердловской области
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 05. 02. 02. №2-п
О работе конституционного суда республики татарстан iconНа решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31 августа 2009 года по делу n а65
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании
О работе конституционного суда республики татарстан iconЧрезвычайным ситуациям республики татарстан министерство образования и науки республики татарстан
Республики Татарстан от 21. 02. 2011 №129, в городских округах и муниципальных районах республики в апреле-мае т г был проведен смотр-конкурс...
О работе конституционного суда республики татарстан iconОт 6 июля 2005 г. N 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан"
В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 28. 04. 2005 г. N уп-147 "О структуре исполнительных органов государственной...
О работе конституционного суда республики татарстан iconРеспублики татарстан информационный
Заключение на проект закона Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2004 год»
О работе конституционного суда республики татарстан iconВысшего профессионального образования «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Рецензент: Слепнев Е. Л., канд юрид наук, доцент, судья Конституционного Суда Республики Башкортостан
О работе конституционного суда республики татарстан iconГ. А. Василевич Белорусское государство
Василевич Г. А., доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница