Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы»




Скачать 162.11 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы»
Дата24.11.2012
Размер162.11 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Томский государственный университет

Философский факультет


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________2011 г.


Рабочая программа дисциплины

«Этические основы социальной работы»


Направление подготовки

«Социальная работа»


Профиль подготовки

Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Томск

2011

  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины являются:

  • Формирование у студентов теоретических знаний о природе социального труда, профессионально-этических основах социальной работы, категориях профессиональной этики, нормах этики взаимоотношений специалиста по социальной работе и клиента;

  • Формирование умений понимать этические дилеммы в социальной работе и принимать адекватные этические решения в ситуации дилеммы;

  • Овладение студентами основными коммуникативными навыками взаимодействия с клиентом, техниками активного слушания, эмпатийного общения;

  • Социальное воспитание студентов, создание условий для принятия студентами этических принципов социальной работы в качестве этических императив, регуляторов профессиональной деятельности, личностных ценностей; формирование этического сознания.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Дисциплина «Этика социальной работы» преподается студентам, обучающимся по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению «Социальная работа» в Томском государственном университете в весеннем семестре на первом году обучения. Он входит в базовую часть профессионального цикла. Предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано с другими учебными курсами гуманитарно-социального блока и профессионального цикла, такими как «Философия», «Этика», «Деонтология в социальной работе».

Для успешного освоения курса студенты должны владеть следующими компетенциями, приобретенными в результате обучения предшествующим дисциплинам:

  • владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

Изучение этой дисциплины закладывает основы для успешного освоения студентами некоторых профессиональных дисциплин, таких как «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы» и «Деонтология социальной работы», а также ознакомительной и учебной практик.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В ходе изучения данной дисциплины у студентов формируются как общекультурные, так и профессиональные компетенции, обозначенные в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров по социальной работе:

  • быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

  • уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

  • быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

  • быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12);

  • быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия (ПК-23);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные профессионально-этические требования к специалисту по социальной работе, базовые ценности социальной работы, нравственно-этические принципы и нормы взаимодействия с клиентом, особенности их реализации с различными категориями клиентов.

    Уметь: квалифицированно анализировать сложные этические ситуации, вычленять этические дилеммы в социальной работе и принимать адекватные этические решения в ситуации дилеммы;

Владеть: основными коммуникативными навыками взаимодействия с клиентом, техниками активного слушания, эмпатийного общения, вовлечения клиентов в совместную работу, снижения сопротивления клиентов.


4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.






п/п



Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)


лек.

сем.

конс.

СРС







1

Этика социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина.

2




2

2




6

Самостоятельная работа со словарями.

2

История формирования этических представлений о социальной помощи

2




2

2




6

Подготовка и презентация докладов на 4-ой неделе семестра.

3

Природа социального труда. Специфика и характер профессии социальной работы.

2




2

2




6

Творческая работа в группах.

4

Профессионально-этические кодексы социального работника.

2




2

2




8

Составление конспектов этических кодексов на 7-ой неделе семестра.

5

Профессионально-этические ценности и принципы социальной работы

2




2

2




6

на 9-ой неделе семестра.

6

Этические дилеммы и принятие этического решения в ситуации дилеммы.

2




2

4




6

Практикум по решению этических дилемм на 10-ой неделе семестра.

7

Коммуникативные основы социальной работы. Активное слушание.

2




2

4




6

Практикум активного слушания.

8

Эмпатийное общение знаки внимания в социальной работе.

2




2

2




6

Практикум

9

Методы и формы вовлечения клиента в совместную работу.

2




2

4




6

Практикум

10

Работа с сопротивлением клиента.

2




2

2




4

Практикум.

11

Антидискриминационный подход в деятельности социального работника

2







2




6

Самостоятельное изучение лекционного материала

12

Особенности этики взаимодействия с различными категориями клиентов.

2




2

4




6

Контрольная работа




ИТОГО:

2

1-18

22

32




72

Экзамен во 2-м семестре


5. Образовательные технологии

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров социальной работы и реализации компетентностного подхода в учебном процессе предусматриваются активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как:

    работа в малых группах (групповое обсуждение, подготовка кластеров и схем);

    ролевые игры и разыгрывание ситуаций;

    разбор ситуаций;

    презентации докладов;

    подготовка творческих работ;

    дебаты;

    приемы развития критического мышления через чтение и письмо.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется как в интерактивной форме, так и на основе технологии «Портфолио», что позволяет актуализировать процессы самообучения и рефлексии.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Основными этапами контроля самостоятельной работы студентов по изучению модуля являются:

1. Практические занятия по всем темам курса;

2. Презентация докладов

3. Конспектирование текстов и документов;

4. Творческая работа, отчет;

5. Портфолио

6. Экзамен.


Порядок выполнения и контроля самостоятельной работы обучающихся.


К теме 1: Самостоятельное изучение основных категорий этики социальной работы, работа со словарями и энциклопедиями по этике и социальной работе, выписка определений основных категорий.

К теме 2: Изучение первоисточников, отражающих эволюцию представлений о социальной помощи в России. Подготовка в парах и презентация докладов о вкладе ученых и общественных деятелей в учение об этике социальной работы.

К теме 3: Работа в микрогруппах – моделирование и составление кластеров (схем), отражающих взаимосвязь понятий «профессионализм» и «компетентность». Презентация кластеров и групповое обсуждение.

К теме 4: Работа с текстами зарубежного (1994 г.) и отечественными (1994 и 2003 гг.) этическими кодексами социальной работы. Анализ их основных положений. Составление кратких конспектов этических кодексов в таблице, выполнение сравнительного анализа положений, а также выявление в российских кодексах специфичных положений, отражающих особенности российского менталитета и социального взаимодействия личности и институциональных структур.

К теме 5: Чтение дополнительной литературы. Составление сводной таблицы этических ценностей, принципов и норм в социальной работе.

К теме 6: Практикум по решению этических дилемм. Работа студентов в малых группах: обсуждение ситуаций, определение этических норм и принципов, вступающих в противоречие, составление пошагового алгоритма принятия этического решения, разработка вариантов решения дилеммы с помощью экрана этических принципов. Примеры ситуаций:

Ситуация 1. Наталья К., не замужем, 42 года, живет вдвоем с больной престарелой матерью. Дочь оставила прежнюю работу, чтобы быть рядом с матерью, нашла надомную работу и практически все свое время посвятила уходу за матерью. Постепенно отношения между ними стали портиться, мать стала очень раздражительной, состояние здоровья ее ухудшилось. Обстановка в доме стала невыносимой. Мать была ветераном войны и состояла на учете в центре социального обслуживания. Наталья обратилась за помощью к специалисту по социальной работе, чтобы посоветоваться, что ей делать, как помочь матери и ей самой. Наталья считает, что, очевидно, будет лучше для обеих, если они будут жить отдельно, и она, наконец, займется устройством своей личной жизни, найдет себе хорошую работу, друзей, то есть будет жить нормальной, полноценной жизнью и склоняется к устройству матери в дом престарелых.

Ситуация 2. Сергей Николаевич, 48 лет, женат. Серьезно болен и его состояние в последнее время постоянно ухудшается. Чтобы остановить прогрессирующую болезнь, врачи прописали ему сильнодействующие препараты. Предупредив его, что они могут отрицательно сказаться на его привычном укладе жизни. Вскоре Сергей Николаевич обнаружил у себя расстройство сексуальной функции, наступившее в результате приема этих препаратов. После очередного визита к врачу он принял решение отказаться принимать данные препараты, мотивируя тем, что хочет прожить остаток дней счастливым и полноценным мужчиной. Врач обратился за помощью к социальному работнику больницы.

К теме 7: Изучение невербальных знаков общения и их значения, техник активного слушания по дополнительной литературе и раздаточному материалу.

К теме 8: Изучение различных вариантов эмпатийного ответа. Подготовка эмпатийных ответов на конкретные текстовые сообщения клиентов в разных вариантах.

К теме 9-10: Чтение основной и дополнительной литературы, подготовка к семинарским занятиям.

К теме 11: Самостоятельная работа с текстом лекции («Лекция без преподавателя»). Структурирование текста, формулировка целей и задач лекции, постановка вопросов преподавателю, приведение требуемых примеров, комментирование острых вопросов, поднимаемых в тексте. Обсуждение результатов работы после проверки преподавателем в группе.

К теме 12. Контрольная работа – описание особенностей социальной работы с определенной категорией населения (по случайному выбору) – неблагополучными семьями, подростками, инвалидами, пожилыми, обслуживаемыми на дому, осужденными.


Контрольные вопросы для проведения текущего контроля и итоговой аттестации:


  1. Актуальность и значение этических проблем социальной работы.

  2. Предмет, цели и задачи этики социальной работы. Основные категории.

  3. История формирования этических представлений о помощи в России.

  4. Представления о социальной помощи и благоденствии русских ученых, мыслителей и общественных деятелей.

  5. Формирование этических основ социальной работы за рубежом.

  6. Профессия и профессионализм: основные понятия, критерии, этапы профессионализации.

  7. Особенности профессионализма и компетентности в социальной работе.

  8. Гуманизм как основополагающий принцип профессии и профессиональной этики.

  9. Нравственно-этические ценности в социальной работе.

  10. Этические принципы социальной работы.

  11. Этические дилеммы в социальной работе.

  12. Выработка этических решений в ситуации этической дилеммы.

  13. Этический кодекс социального работника: понятие и значение

  14. Зарубежный и отечественный кодексы социального работника

  15. Основы общения с клиентом. Активное слушание.

  16. Эмпатийное общение.

  17. Знаки внимания к клиенту.

  18. Вовлечение клиента в совместную работу.

  19. Работа с сопротивлением клиента.

  20. Дискриминация: понятие и виды. Антидискриминационный подход.

  21. Эйджизм и инвалидизм как формы дискриминации.

  22. Расизм и сексизм как формы дискриминации.

  23. Семейно-ориентированный подход в работе с семьей.

  24. Особенности этики социального обслуживания на дому.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)


А) основная литература:


  1. Холстова Е.И. Профессионализм в социальной работе. – М., 2008.

  2. Медведева Г.П. Этика социальной работы. М., 2009.

  3. Сухарев В. Этика и психология делового человека. М 1997.

  4. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. – М., 2006.

  5. Ярская – Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы. М. 1998.


Б) дополнительная литература:


  1. Шипунова Т.В. Миссия и цели системы социальной работы // Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы: Феноменология и социальные технологии. Барнаул, 1999.

  2. Замараева З. П. Профессионализм, компетентность социальных работников в современной России // Ученые записки МГСУ. – 2003. - № 5.

  3. Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника) // Российский журнал социальной работы. – № 1, 1995.

  4. Митрошенков О.А. Духовно-нравственные детерминанты и ценностные ориентиры социальной работы // Философия и общество. 1997. № 6. С. 153-159.

  5. Подвойский В. Преодоление социальной деформации руководителей социальных учреждений // Социальная работа. – 2003. - № 3.

  6. Савинов Л. И. Толерантность как ценность социального института помощи // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - № 1.

  7. Сахарчук Е. С. Искусство общения как составная часть культуры обслуживания в социальной сфере // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - № 3.

  8. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М.: РГСИ, 1992, с.210-216. (Бербешкина З.А. Этика социального работника.)

  9. Топчий Л. В. Концептуальный подход к разработке этического кодекса профессионального социального работника // Ученые записки МГСУ. – 2003. - № 5.

  10. Топчий Л.В. Профессионально-этические требования к социальному работнику. - Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка. М.: Департамент проблем семьи, женщин и детей Минсоцзащиты России, 1994, с.6-10.

  11. Трушкова Е., Салтыкова И. Синдром эмоционального сгорания – пути преодоления // Социальная работа. – 2004. - № 1.

  12. Филиппова Г. П. Личностно-профессиональные особенности социальных работников // Работник социальной службы. – 2001. – № 1.

  13. Филиппова Г. П. Правила общения с клиентом // Социальная защита. – 2003. - № 4.

  14. Шмелева Н. Б., Косова М. А. Рефлексивная подготовка социальных работников (профессионально-личностный аспект) // Отечественный журнал социальной работы. – 2003. - № 3.

  15. Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск, 1994.

  16. Шмелева Н. Б. Ценностные ориентиры, мотивации психологические установки в профессиональной подготовке социального работника // Отечественный журнал социальной работы. – 1997. - № 1/5.

  17. Шмелева Н.Б. Этический кодекс социального педагога и социального работника // Социальная работа. – 2002. - № 2.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


Лицензионные пакеты программ Microsoft Windows 7, Power Point 7.

Сетевые ресурсы:


г) перечень международных документов, этических кодексов и нормативных актов РФ:


1. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights)

  1. Международная декларация этических принципов социальной работы. Международные этические стандарты социальных работников, 1994 г.

  2. Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г. (The International Covenant on Civil and Political Rights).

  3. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г.

  4. «Конвенция о правах ребенка» Принята 20.11.1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН.

  5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Новосибирск, 2004.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


Кафедра социальной работы ТГУ располагает всем необходимым материально-техническим обеспечением для выполнения настоящей программы. Оно включает в себя:

- наличие компьютерного класса;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет;

- наличие специально оборудованных кабинетов и аудиторий для мультимедийных презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки «Социальная работа».


Автор: к.и.н., доцент Пучкина Ю.А.

Рецензент (ы)


Программа одобрена на заседании на заседании методической комиссии философского факультета ТГУ от ___________ года, протокол № ________.

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» iconПрофессионально-этические основы социальной работы
Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр...
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» iconПрофессионально-этические основы социальной работы
Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Сост. Е. В. Жижко. Краснояр...
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» iconПрограмма дисциплины Профессионально-этические основы социальной работы переподготовка по программе «Теория и практика социальной работы»
Социальная работа относится к видам деятельности, в которых профессионально-этическая компетентность специалиста является существенной...
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» iconРабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы»
Рабочая программа дисциплины «Экономические основы социальной работы» федерального компонента цикла опд составлена в соответствии...
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» iconПрофессионально-этические основы социальной работы курс лекций
Лекция Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» iconМедведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: учебник/ Г. П.
Бадя Л. В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) \\ Российский журнал социальной работы. 1995. №1
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» icon«Профессионально-этические основы в социальной работе»
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» icon«Профессионально-этические основы социальной работы»
Роль морали и нравственности в становлении социального обслуживания в современной России
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы социального образования»
...
Рабочая программа дисциплины «Этические основы социальной работы» iconРабочая программа учебной дисциплины «Основы социальной медицины»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 040400....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница