Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара




Скачать 113.25 Kb.
НазваниеОтветы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара
Дата24.11.2012
Размер113.25 Kb.
ТипДокументы
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания – семинара

ответственных секретарей приемных комиссий вузов,

состоявшегося 30-31 марта 2006 г. в г.Москве

(продолжение)


Вопрос. Правомерно ли введение вступительного экзамена по иностранным языкам в форме собеседования дополнительно к другим формам?


Ответ. В соответствии с действующим Порядком приема в вузы количество и перечень вступительных испытаний определяется высшим учебным заведением самостоятельно. Все вступительные испытания при приеме на первый курс (кроме испытаний по специальности при приеме на подготовку в области культуры и искусства, физической культуры, лингвистики, а также других, определяемых Министерством) проводятся в письменной форме, в том числе с использованием бланкового и компьютерного тестирования.

Собеседование в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено только для обладателей медалей после окончания общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, а также для обладателей дипломов с отличием после окончания средних специальных учебных заведений. Вуз также может устанавливать в качестве формы проведения вступительного испытания собеседование для обладателей дипломов с отличием после окончания учреждений НПО (п.16 Порядка приема).


Вопрос. Каков перечень вступительных испытаний для поступающих на базе среднего (полного) общего образования для юридических вузов?


Ответ. Перечень вступительных испытаний устанавливается вузом самостоятельно из перечисленных в п.12 Порядка приема общеобразовательных предметов. Рекомендуемый перечень для поступающих на гуманитарно-социальный профиль подготовки: русский язык/русский язык и литература; обществознание; история России/география (письмо Минобрнауки России от 31.03.2005 № АС-327/03 «Рекомендуемый перечень вступительных испытаний в зависимости от профиля подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием»).


Вопрос. Вступительные испытания (три экзамена) проводятся в три дня или возможно объединение, например, русского языка и литературы в один день?


Ответ. Существующая нормативно-правовая база не регламентирует периодичность проведения вступительных испытаний. При формировании расписания вступительных испытаний следует, все-таки, руководствоваться здравым смыслом. Абитуриенты – 16-17-летние дети и вступительные экзамены в вуз – первое серьезное жизненное испытание. В Рособрнадзор поступали жалобы от родителей абитуриентов, которые во время проведения вступительных экзаменов в один день теряли сознание от перенапряжения. Кроме того, при сдаче трех экзаменов по разным предметам в один день значительно снижается качество ответов абитуриентов.


Вопрос. При большом объеме льготных категорий абитуриентов (сирот, инвалидов) вуз сам может пересмотреть проходной балл (минимальный порог оценки)?


Ответ. Нет. В соответствии с Порядком приема вуз до начала приема документов (не позднее 20 мая) обязан определить и объявить систему оценки знаний поступающих (в том числе, количество баллов, соответствующих положительной оценке).


Вопрос. Университет ведет подготовку по программам как ВПО, так и СПО (в составе имеется техникум). Можно ли выпускников СПО, окончивших их с отличием, перевести на программу ВПО без вступительных испытаний (по аналогии с бакалаврами-магистрами)?


Ответ. Нет. Перевод выпускников средних специальных учебных заведений в высшие не предусмотрен российским законодательством и нормативными правовыми актами в области образования. Для обладателей дипломов с отличием об окончании учреждений СПО вуз может предусмотреть собеседование или профильный экзамен, или и то и другое (п.16 Порядка приема). При этом выпускники средних специальных учебных заведений принимаются на первый курс.


Вопрос. Порядок проведения вступительных испытаний для абитуриентов, заключивших договор с полной компенсацией затрат на обучение, может ли устанавливаться вузом самостоятельно?


Ответ. В соответствии с Порядком приема в вузы (п.18) высшее учебное заведение самостоятельно определяет порядок организации приема на места с оплатой стоимости обучения. При наличии конкурса на эти места устанавливается тот же набор вступительных испытаний, что и для поступающих на ту же специальность на бюджет.


Вопрос. Имеет ли право вуз устанавливать на одну и ту же специальность разный набор вступительных испытаний по выбору абитуриента? Например, математика, физика и русский язык или математика, информатика и русский язык.


Ответ. В предложенном Вами варианте – да. Порядком приема предусмотрено, что вузы могут предоставить право абитуриентам по их выбору сдавать вступительные экзамены по информатике в качестве альтернативного одному из вступительных испытаний. В любом другом варианте – нет, т.к. для поступающих на места, финансируемые из государственного бюджета на определенное направление подготовки или специальность, проводятся одинаковые вступительные испытания (п.15 Порядка приема).


Вопрос. Является ли основанием для предъявления медицинской справки распоряжение главного санитарного врача по региону?


Ответ. Нет. Главный санитарный врач также обязан руководствоваться федеральным законодательством. Но такое распоряжение может служить дополнительным основанием для того, чтобы порекомендовать абитуриентам представить медицинскую справку.


Вопрос. Должна ли быть выдана академическая справка студенту, не окончившему первый семестр и переводящемуся в другой вуз? Если нет, то каким документом подтверждается факт сдачи и результаты вступительных экзаменов в вуз?


Ответ. В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденной приказом Минобрнауки России от 10.03.2005 № 65, зарегистрированным Минюстом России (п.1.4.), студентам (слушателям), отчисленным из вуза до окончания первого семестра и/или не аттестованным ни по одной дисциплине при промежуточной аттестации после первого семестра, выдается справка установленного вузом образца с указанием перечня и итогов вступительных испытаний в вуз и наименования направления подготовки (специальности), на которое поступал студент (слушатель).


Вопрос. При приеме документов и принятии решения о зачислении нужно ли приложение к диплому?


Ответ. Приложение к диплому принципиально важно для тех, кто претендует на получение высшего профессионального образования в сокращенные сроки. Иначе, как же Вы будете переаттестовывать знания, умения и навыки студентов, окончивших средние специальные учебные заведения, или производить перезачет дисциплин (разделов) и практик для тех, кто имеет высшее профессиональное образование? Смотрите приказ Минобразования России от 13.05.2002 № 1725.


Вопрос. В соответствии с письмом Минобразования России от 03 августа 2000 г. № 14-52-485 ин/13 (п.2.1) не рассматривается как получение второго высшего образования продолжение обучения лиц, имеющих диплом бакалавра по направлениям подготовки дипломированных специалистов или специальностям ВПО. Действует ли в настоящее время указанный документ?


Ответ. Нет. С выходом приказа Минобразования России от 13.05.2002 № 1725, зарегистрированного Минюстом России, указанное в Вашем вопросе письмо отменено. При реализации программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки следует руководствоваться упомянутым приказом, утвердившим Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки.


Вопрос. Просьба, еще раз! Льготы и преимущества для военнослужащих – срочников и военнослужащих – контрактников, уволенных в запас?


Ответ. Наиболее полно льготы для различных категорий военнослужащих представлены в Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст.19).

Кроме того, для отдельных категорий военнослужащих льготы предоставляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5481-1 (в редакции от 19.11.1997 № 146-ФЗ) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Федеральным законом от 16.05.1995 № 75-ФЗ действие ранее указанного Закона распространено на военнослужащих системы МВД России, а Федеральным законом от 25.07.2002 № 116-ФЗ – на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России.

Льготы ветеранам боевых действий и инвалидам войн предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Более подробно льготы (в том числе, военнослужащим) расписаны в письме Минобразования России от 17.04.2003 (есть в поисковой системе «КонсультантПлюс»).


Вопрос. Имеется ли единая база данных о выданных вузами дипломах? Где можно получить информацию о том, выдавался ли данному человеку диплом?


Ответ. Единой базы данных нет. В соответствии с инструкциями о выдаче, хранении и заполнении документов о высшем профессиональном образовании (предыдущей и действующей) учет выдаваемых документов (дипломов, академических справок) – компетенция вуза. Для регистрации выдаваемых документов и приложений к ним в каждом вузе ведутся специальные книги (книги регистрации). Поэтому, установить факт выдачи документа конкретному гражданину можно только запросив вуз, диплом об окончании которого он представил.

Вопрос. Документы об образовании, выданные на территории Республики Беларусь, принимаются в вузы без свидетельства об установлении эквивалентности. А надо ли переводить и заверять эти документы?


Ответ. Да, обязательно. Документы представляются в учебные заведения в подлиннике с нотариально заверенным переводом на русский язык, который является государственным языком Российской Федерации. Текст перевода должен быть заверен российской нотариальной конторой или консульством Российской Федерации в стране выдачи документа.


Вопрос. Где можно выяснить подлинность аттестатов прошлых лет? Конкретный вопрос: может ли быть подлинным аттестат 1991 года, выданный на бланке Министерства образования РФ в 1990 году с печатью Министерства просвещения РФ?


Ответ. Подтверждение подлинности аттестата, предъявленного абитуриентом, следует запрашивать в органе управления образованием субъекта РФ, на территории которого находится школа, выдавшая аттестат. Документы об окончании школы с указанием номеров бланков аттестатов, полученных выпускниками, хранятся в течение 75 лет.

В начале 80-х годов до 1988 года (включительно) Московская типография ГОЗНАКа выпускала аттестаты на бланке Министерства просвещения РСФСР; в 1989 и 1990 годах – на бланке Министерства народного образования РСФСР; в 1991 году – на бланках Министерства образования РСФСР. Таким образом, выпускники 1991 года могли получить аттестат, выпущенный Московской типографией ГОЗНАКа в 1990 году.

Однако вызывает сомнение печать Министерства просвещения, т.к. к 1991 году название Министерства поменялось дважды, и школы, соответственно, также должны были поменять печати.


Вопрос. Сформулируйте, пожалуйста, четко, при каких нарушениях правил оформления документов об образовании (аттестатов) они не должны приниматься приемными комиссиями вузов? Чему верить, если в аттестате в фамилии или имени буква «ё», а в паспорте «е»? Считается ли он действительным? Перечислите, пожалуйста, перечень недочетов, при которых аттестат нельзя принимать.


Ответ. Бланки аттестатов и приложений к ним заполняются чернилами, тушью и пастой черного цвета, а также с помощью печатающих устройств. В аттестатах и приложениях к ним не допускаются исправления, подчистки, незаполненные строчки.

Не должны приниматься аттестаты, имеющие следующие недостатки при оформлении:

расхождение с паспортными данными: допущены ошибки в записях имени, фамилии (в том числе буквы «е» и «ё»), даты и места рождения;

отсутствие подписи директора, печати, серии и номера бланка на приложении;

документ заверен плохо читаемой печатью, или печатью без изображения Государственного герба Российской Федерации;

допущены сокращения МОУ; ГОУ; ЦА0, ЗАТО;

имеются расхождения с датой получения среднего (полного) общего образования и датой выдачи аттестата без записи «дубликат».

При обнаружении указанных недостатков за подтверждением подлинности аттестата следует обратиться в орган управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена школа, выдавшая аттестат.

Кроме того, следует иметь в виду, что архивные справки, полученные абитуриентами в случае утери аттестата, не являются документами о соответствующем уровне образования и не могут служить основанием для приема в учреждения среднего и высшего профессионального образования, они являются основанием для получения дубликата документа о соответствующем уровне образования.


Вопрос. Золотая медаль получена в Казахстане, при этом абитуриент - гражданин России. Есть ли льгота при поступлении?


Ответ. Льготами при поступлении в вузы пользуются абитуриенты, предъявившие аттестат о среднем (полном) общем образовании Российского образца и награжденные золотой или серебряной медалью.

Абитуриенты, предъявившие аттестат с медалью, полученный в странах СНГ, льготами при поступлении в российские вузы не пользуются и сдают вступительные экзамены на общих основаниях.


Вопрос. Скажите, пожалуйста, какую информацию должна нести печать в аттестате?


Ответ. Технические требования к изготовлению печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации изложены в Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 2002, 2003 и 2004 гг. В п. 3.5 вышеназванного документа указывается та информация, которую должна нести печать с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.

Печать, которой заверяется аттестат о среднем (полном) общем образовании, подтверждает, что выпускник получил документ об образовании в общеобразовательном учреждении, указанном в бланке аттестата.


Вопрос. Есть разночтения в перечне вступительных испытаний по предметам:

- История России. Отечественная история. История Отечества.

- Обществоведение. Обществознание.

Как предусмотрено это в стандартах среднего (полного) общего образования?


Ответ. При определении перечня вступительных испытаний следует руководствоваться положениями п.12 Порядка приема в вузы. Указанный документ устанавливает перечень общеобразовательных предметов, из числа которых вуз устанавливает свой перечень вступительных испытаний: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки.


Вопрос. Мы получили список N~-ов аттестатов, признанных недействительными в этом году. В 2005 году мы тоже имеем подобное письмо. Сохраняются ли за прошлые годы номера недействительных аттестатов?


Ответ. Минобразование России регулярно, начиная с 1995 года, направляло письма в учреждения высшего и среднего профессионального образования с указанием номеров бланков аттестатов о среднем (полном) общем образовании, которые признаны недействительными. Номера недействительных аттестатов сохраняются постоянно.


Вопрос. Есть ли перечень предметов и их минимальное количество, которые должны быть в аттестате? В аттестатах, полученных экстерном, очень мало предметов. Если в аттестате отсутствует физика, а в перечне вступительных испытаний она присутствует как профильный экзамен, что делать?


Ответ. Аттестат, полученный выпускником, удостоверяет, что его обладатель в указанном общеобразовательном учреждении получил среднее (полное) общее образование. Этот документ дает право для продолжения обучения на следующей ступени образования. Отсутствие в приложении к аттестату о среднем (полном) общем образовании какого-либо предмета означает, что в данной школе выпускник его не изучал. Изучение предмета вне школы, выдавшей документ об образовании (через самообразование, на курсах, в другом общеобразовательном учреждении и т.д.) не является основанием для записи его в аттестат. Однако отсутствие в аттестате какого-либо предмета не может служить основанием для отказа абитуриенту в приеме у него документов и проведении вступительных испытаний.

В случае, если в перечне вступительных экзаменов (или профильных испытаний), определяемом вузом, имеется предмет, отсутствующий в аттестате, абитуриент может выбрать другую специальность или готовиться по этому предмету самостоятельно.


Вопрос. Где можно получить консультацию по аттестатам о среднем (полном) общем образовании?


Ответ. В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки по адресу: Москва, ул. Садовая-Сухаревская, 16 (метро «Сухаревская»); телефон: 208-62-59, Маркова Светлана Николаевна.

Похожие:

Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconИнформационный бюллетень №1 материалы семинара-совещания «актуальные вопросы взаимодействия работодателей отрасли в области регулирования социально-трудовых отношений на железнодорожном транспорте»
Материалы семинара-совещания актуальные вопросы взаимодействия работодателей отрасли
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconПрограмма семинара 10. 30 11. 00. Регистрация участников семинара. 11. 00 11. 15. Искусство быть уникальным. Директор зао нпп «спектр»
Актуальные вопросы применения органосиликатных и кремнийорганических покрытий, клеев, герметиков: Материалы научно-практического...
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconГоу спо «Курганский технологический колледж» Материалы Всероссийского совещания семинара
Роль информационных технологий в разработке и внедрении системы качества образовательного учреждения среднего
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconРезолюция всероссийского семинара-совещания руководителей национальных парков
Минприроды России совместно с Прибайкальским национальным парком проведен всероссийский семинар-совещание руководителей национальных...
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconПрограмма семинара-совещания
«Актуальные вопросы деятельности муниципальных методических служб в 2012–2013 учебном году»
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconПрограмма Всероссийского установочного семинара-совещания по проекту Поддержка профессионального уровня педагогических кадров
Мокрушина Елена Ивановна, начальник учебно-методического отдела учебно-методического центра по информационно-аналитической работе...
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconОсновные задачи сохранения книжных памятников: создание Единого распределенного фонда и Свода книжных памятников России
Материалы Всероссийского совещания-семинара «Книжные памятники России: проблемы и пути создания Единого фонда»
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconЗанятий
Открытие семинара. Представление гостей семинара и лекторов. Организационные вопросы по распорядку учебного семинара
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconО проведении Республиканского семинара-совещания с руководителями служб медицинской статистики 12
О проведении семинара “Медицинское обеспечение подготовки юношей допризывного возраста к военной службе” 16
Ответы на вопросы участников Всероссийского совещания семинара iconВопрос-ответ о егэ ответы на многочисленные вопросы о егэ, которые поступили в Рособрнадзор
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница