Школьной программы химии "Окислительно-восстановительные реакции " изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде,




Скачать 151.35 Kb.
НазваниеШкольной программы химии "Окислительно-восстановительные реакции " изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде,
Дата24.11.2012
Размер151.35 Kb.
ТипПояснительная записка
Ваульчикова 218 10 класс 36 часов

Окислительно-восстановительные реакции и их практическое значение


Пояснительная записка

Важная тема школьной программы химии "Окислительно-восстановительные реакции " изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, прослеженной системы, да и время не всегда позволяет более глубоко раскрыть эту тему и, особенно, обратить внимание на огромное значение окислительно-восстановительных реакций на практике. Поэтому хотелось бы в данном курсе максимально собрать воедино ключевые вопросы данной темы и осветить теоретические факты и практическое значение, чтобы отразить современное состояние химической науки и химической промышленности, что может привести и способствовать развитию устойчивого интерьера к химии, выбору профессии, содействовать формированию научного мировоззрения учащихся. Цель курса - расширение, углубление, выработка умений и навыков, знакомство с новыми направлениями в химической науке в рамках данного профиля.

В данной программе можно выделить основные учебно-воспитательные задачи:

1. Изучение о/в процессов в тесной связи и на основе химических знаний учащихся.

2. Демонстрация на конкретной теме значения проходящих химических процессов.

3. Продолжать формировать умение работать с веществами, простейшими приборами, оборудованием.

4. Развитие исследовательских умений: общехимических, логических, общенаучных.

5. Развитие познавательного интереса, направленного на химию и сложные науки.

6. Показ тенденции интеграции в науке и промышленности.

На занятиях планируется использовать лекции, семинары, практикумы, проведение экспериментальных исследований, работы с литературой, в том числе справочной. Будут использованы таблицы, схемы, видеофильмы, планируется экскурсия в гальванический цех предприятия.

Особое внимание будет уделено не только изучение темы на более глубоком теоретическом уровне, но и значении данных процессов. Это, например, реакции биологических процессов: дыхания, гниения, фотосинтеза; промышленных: сжигание топлива для получения энергии, электрохимические и химические способы получения металлов, щелочей, хлора, антикоррозийные гальванические покрытия металлов и сплавов. На процессах окисления - восстановления основаны распознавание и количественные определения веществ (пермангаметрия, йодометрия, бреиометрия), контроль производственных и научных исследований.

Особенность рассматриваемых вопросов даст возможность учащимся лучше ориентироваться в других темах химической науки. Будет прослежен историзм изучения окислительно - восстановительных реакций, более глубже рассмотрен ряд напряжения с учетом стандартных электронных потенциалов, определение направлений реакций. Креме метода электронного баланса при составлении реакций будет обращено внимание на ионно-электронный метод, более глубоко будет изучен процесс электролиза, его законы и умение решать задачи. Особое внимание будет обращено на переход химической энергии в электрическую, т.е. гальванические элементы, аккумуляторы.

Каждый ученик сможет проявить свои способности, показать свои знания при проведении семинарских занятий, исследований, ответов по ключевым темам.


Содержание

Тема 1.

Характерные особенности окислительно-восстановительных реакций. Типы окислительно-восстановительных реакций (7-часов).

Развитие понятий окислительно-восстановительных реакций. Присоединение кислорода, отнятие водорода. Реакции без участия кислорода. Повышение и понижение степени окисления.

Признаки окислительно-восстановительных реакций. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Ряд напряжений. Электродный потенциал. Электродвижущая сила гальванического элемента. Стандартный водородный электрод. Стандартный водородный потенциал.

Изменение окислительно-восстановительных свойств элементов в зависимости от строения атомов. Атомы металлов и неметаллов, водорода, ионы металлов и неметаллов.

Группы и периоды. Важнейшие окислители и восстановители.

Типы окислительно-восстановительных реакций:

♦ Межмолекулярные;

♦ Внутримолекулярные;

♦ Реакции самоокисления- самовосстановления.

Определение направления окислительно-восстановительных реакций. Решение задач на определение направления окислительно-восстановительного процесса по окислительно-восстановительным потенциалам. Демонстрации:

1. Восстановление меди водородом из оксида.

2. Взаимодействие алюминия с йодом.

3. Взаимодействие натрия с водой.

4. Получение хлора.

5.Взаимодействие воды с хлором.

Лабораторные опыты.

1. Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

2. Горения магния.

3. Взаимодействие железа с серой.

4. Восстановление перманганата калия водородом.

5. Деление веществ на окислители и восстановители.

6. Разложение перманганата калия.

Тема 2. Составление окислительно-восстановительных реакций (7 часов).

Метод электронного баланса. Прогнозирование продуктов реакций. Метод полуреакций. Преимущества метода полуреакций - учитываются реально существующие ионы, а также характер среды окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ.

Демонстрации:

1. Вулкан на столе;

2. Получение дымного пороха;

3. Окисление спирта перманганатом калия в кислой среде.

Лабораторные опыты

1 .Взаимодействие йодида калия с хлоридом железа (III);

2.Взаимодействие меди с разбавленной азотной кислотой;

3.Горение этилового спирта.

Тема 3.

Протекание реакций в зависимости от среды, условий, активности веществ. (5-часов).

Влияние среды на прохождение окислительно-восстановительных реакций. Кислая, щелочная, нейтральная. Активность металлов. Концентрация кислот: серной, азотной. Продукты реакций в разных условиях.

Практическая работа

«Взаимодействие сульфита натрия с перманганатом калия в нейтральной, кислой и щелочной среде».

Тема 4.

Значение окислительно-восстановительных реакций. (17 часов).

Значение в жизни и технике. Дыхание, фотосинтез, гниение. Получение аммиака, щелочей, кислот, хлора, водорода. Выделение энергии, необходимой для жизнедеятельности:

♦ Сгорание топлива;

♦ Коррозия металлов;

♦ Электролиз. Получение металлов из руд.

Превращение химической энергии в электрическую в гальванических элементах и аккумуляторах. Механизм электролиза. Решение задач с применением законов электролиза. Гальванопластика, Гальваностегия. Значение этих процессов. Роль Якоби Б.С. Отличие щелочных и кислотных аккумуляторов. Влияние на экологию.

Демонстрация:

1. Сгорание водорода;

2. Сгорание этилена;

3. Сгорание бензина;

4. Сгорание парафина;

5. Демонстрация электролиза.

Лабораторные опыты

1. Никелирование без использования электрического тока;

2. «Контакты.. .(Составление гальванических пар);

3. Влияние ингибиторов на замедление коррозии;

4. Получение меди из соли, оксида;

5. Отбеливающие свойства перекиси водорода.

Демонстрация видеофильма «Электролиз»

Экскурсия в гальванический цех завода «Буревестник»


Литература

1. Гаврусейко Н.П. Рафальский М.Г. «Изучение окислительно-восстановительных реакций и электролиза». Минск, 1998г.

2. Петров М.М. Михилев Л.А. Кукушкин Ю.Н. «Неорганическая химия» Ленинград «Химия» 1991г.

3. Дорофеев А.И. Федотов М.И. Практикум по неорганической химии. Ленинград «Химия» 1991 г

4. Рэмсдэн Э.Н. Начала современной химии М-1999г.

5. Зданчук Г.А. Химический кружок. Учпедгиз. 1959г.

Литераура для учащихся

1. Школьная энциклопедия. Химия М-1998г.

2. Энциклопедия химических элементов. Смолеговский A.M. Дрофа-2000

3. Химия справочник школьника. Дрофа-2000

4. Занимательные опыты по химии. Алексинский В.Н. Москва 1995г.


Учебно-тематический план.



Тема занятия

Форма проведения

Практическая часть

Форма контроля

1

История развития понятий о/в реакций. Характерные особенности о/в реакций.

Лекция, лабораторная работа.

Демонстрация

1. Восстановление меди водородом из оксида.

2. Взаимодействие алюминия с иодом.

Лабораторная работа

1. Взаимодействие цинка с соляной кислотой.

2. Горение магния.

Проверка техники безопасности в работе, умений работать с веществами.

2

Ряд напряжений. Стандартный электродный потенциал.

Лекция с элементами беседы.

Работа с таблицей "Стандартные электродные потенциалы"




3

Изменение о/в свойств элементов в зависимости от строения их атомов.

Лекция с элементами беседы. Лаб. Опыты.

Демонстрация

1 .Взаимодействие натрия с водой.

Лабораторные опыты

1 .Взаимодействие железа с серой.

2. Восстановление перманганата калия водородом.

Отчёт "Экскурсия по периодической системе"

4

Важнейшие окислители и восстановители.

Беседа, лаб. работа.

Лабораторная работа "Деление веществ на окислители и восстановители".

Демонстрация "Вытеснение газа из солей хлором".

Тестирование.




5

Типы окислительно-восстановительных реакций.

Лекция. Лаб. Работа.

Лабораторные работы: 1 .Разложение перманганата калия. Демонстрация. 1. Получение хлора 2. Взаимодействие хлора с водой.




6

Окислительно — восстанровительные потенциалы и определения направления реакции.

Лекция, работа с таблицами.

Работа с таблицей стандартных потенциалов.




7

Решение задач на определение направлений о/в реакций.

Семинар.

Работа с таблицей.

Решение задач по карточкам.

8

Составление уравнений о\в реакций. Метод электронного баланса.

Беседа.

Лаб. Опыт. «Взаимодействие иодида калия с хлоридом железа(III)




9

Упражнения в составлении уравнений реакций.

Работа учащихся у доски.

Опыты: 1. Вулкан на столе.

2. Получение дымного пороха.

Работа по карточкам. Закончи уравнение, определи продукты.

10

Ионно- электронный метод (Полуреакций)

Лекция с элементами беседы.

Опыт.

Взаимодействие меди с азотной кислотой (разб.)




11

Упражнения в составлении уравнений.

Работа у доски.




Работа по карточкам.

12

«Я умею составлять о\в реакции...»

Зачет




Работы с заданиями дифференцировано.

13

Реакции с участиями органических веществ.

Лекция.

Опыты.

1. Горение этилового спирта.

2. Окисление спирта перманганатом калия в кислой среде.







14

Упражнения в составлениии уравнений реакций.

Работа у доски.







15

Протекание реакций в зависимости от среды.

Лекция.







16

17

Практическая работа. «Взаимодействие сульфита натрия с перманганатом калия в нейтральной, кислой и щелочной среде.»










18

Протекание о/в реакций в зависимости от концентрации кислот и активности металлов.

Исследовательская работа по группам.

Задание по карточкам.




19

Подведение итогов групповой работы.

Семинар.




Отчеты. Составление таблицы.

20

Значение о/в реакций. Реакции промышленности.

Защита мини-реферата по теме.




Отчеты.

21

Окислительно-восстановительные реакции в природе: дыхание, фотосинтез, гниение.

(Лекции читают учащиеся)




Составление таблицы «Что общего в этих процессах».

22

Сгорание топлива. Топливные элементы.

Лекция.

Демонстрация: 1. Сгорание водорода; 2. Сгорание этилена; 3. Сгорание бензина, парафина.




23

Электролиз. Электролиз расплавов.

Лекция.

Демонстрация электролиза.




24

Электролиз растворов.

Лекция с элементами беседы.

Демонстрация видеофильма.







25

Законы электролиза.




Демонстрация видеофильма.

Вопросы по видеофильму.

26

Решение задач с применением законов электролиза.

Работа у доски.







27

Значение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия. Б.С. Якоби.

«Я узнал об этом сам». Сообщения.

Опыт «Никелирование без использования электрического тока».

Отчет.

28 29

Экскурсия в гальванический цех завода.

Экскурсия.




Составление видеофильма

30

Химические источники электрического тока. Гальванические элементы.

Лекция.

Опыт «Контакты, контакты...»




31

Аккумуляторы. Свинцовый (кислотный)

Лекция







32

Аккумуляторы. Щелочной.

Лекция







33

Коррозия металлов. Защита от коррозии.

Беседа

Опыт «Влияние дангиби-торов на замедление коррозии»




34

Получение металлов. Выделение из РУД-

Беседа

Опыты «Получение металлов»

Отчёты по групповым работам

35

Реакции с участием перекиси водорода.

В защиту перекиси водорода. «Я знаю что...»

Опыты: 1. Отбеливание ткани. 2. Осветление картин. 3. Разложение перекиси.

Отчёты

36

Круглый стол. «Что я ещё мы сказать в пользу О/В реакций».










Похожие:

Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconОбразовательная программа по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
Рецензиат: кандидат педагогических наук, доцент кафедры неорганической химии агу матвеева Э. Ф
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconУрока химии в 11 классе в контексте подготовки к егэ по теме «окислительно-восстановительные реакции»
Овр и реакции без изменения степени окисления; расставлять коэффициенты в овр, пользуясь методом электронного и электронно-ионного...
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconСроки Прак
Тема Химические реакции (13ч) Классификация химических реакций в органической и неорганической химии
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconТема: Подготовка к егэ по химии
На примере одного элективного курса «Окислительно-восстановительные реакции» рассматривается подготовка выполнению заданий С1, С2,С3,...
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconПояснительная записка факультативный курс «Общая химия»
Предлагается изучение данного курса параллельно с изучением курса органической и неорганической химии, что позволит учащимся 11-х...
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconТема «Окислительно-восстановительные реакции в растворах»
Направление протекания окислительно-восстановительных реакций. Решение задач
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconРеферат по химии на тему: «Явления изомерии в органической и неорганической химии. Зависимость свойств веществ от их строения»
«Явления изомерии в органической и неорганической химии. Зависимость свойств веществ от их строения»
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconI. теоретические основы химии
Для успешной сдачи вступительного экзамена необходимо хорошо знать теоретические основы химии (раздел I) и применять их для изложения...
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, iconСборник основных формул по химии Краткий
В пособии приведены все основные формулы, уравнения реакций, а также даны определения по общей, неорганической, аналитической, органической...
Школьной программы химии \"Окислительно-восстановительные реакции \" изучается в курсе неорганической и органической химии. Но данные вопросы рассматриваются в разбросанном виде, icon«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
«Организация обучения органической химии в школьном курсе химии с использованием цор»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница