Учебно-исследовательская работа обучающихся




Скачать 400.22 Kb.
НазваниеУчебно-исследовательская работа обучающихся
страница1/3
Дата07.09.2012
Размер400.22 Kb.
ТипИсследовательская работа
  1   2   3
Муниципальное учреждение «Методический центр» Романовского муниципального района Саратовской области





УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ


(Методические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся к научно-практической конференции)





р.п.Романовка

2010 год

«Поиск способных и способностей –

это поиск самых больших богатств.

Надо создать такую надёжную систему,

которая не давала бы возможности проглядеть

ни одного способного человека»

М.А.Лаврентьев.

Введение

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА» является поддержка талантливых детей. Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал Российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.

С целью создания благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и района, научно-методического обеспечения педагогической деятельности в системе работы с одаренными детьми, систематизации работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей в Романовском районе с 2009 года реализуется программа «Одаренные дети».

В рамках данной программы ежегодно проводится научно-практическая конференция «За страницами учебника», предметные олимпиады, интеллектуальные конкурсы и другие мероприятия. Обучающиеся общеобразовательных учреждений района принимают активное участие в областных научно-практических конференциях «Русский язык в XXI веке», «Политика вокруг нас», в региональном соревновании юных исследователей «Шаг в будущее Юниор-Саратов», но призовых мест пока не занимают. Из этого следует, что необходимо повысить профессиональный уровень педагогов по вопросу организации исследовательской работы обучающихся, а затем и школьников обучить основам исследовательской работы.

Анализ работы районных конференций показывает, что не всегда исследовательские работы учащихся соответствуют традиционно-установленным требованиям.

Перечислим лишь наиболее типичные из ошибок:

  • замена исследовательской работы рефератом;

  • замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;

  • отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы, иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «форсирования»;

  • неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения на школьном уровне.

Большинство затруднений, особенно в начале исследовательской деятельности, обусловлено, прежде всего, непониманием природы как исследовательского, так и реферативного сочинения. Для выявления отличий двух рассматриваемых понятий лучше всего обратиться к этимологии обозначающих их слов.

Говоря об этимологии слова «исследование», заметим, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.

Этимология слова «реферат», напротив связана с понятием «референция», т.е. реально существующих, уже готовых для деятельности объектов.

Напомним, что при исследовательской деятельности определяющим является подход, а не состав источников, на основании которых выполнена работа. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках можно выполнить и реферативную, и исследовательскую работу. Только суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

Суть реферативной работы — в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок. Реферат ни в коем случае не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Цель реферата состоит в том, чтобы акцентировать внимание на новых сведениях и определить целесообразность обращения к изначальному тексту.

Написание реферата может рассматриваться как один из этапов научно-исследовательской работы, но ни в коем случае не ее заместитель. Этот тип работы решает, прежде всего, учебные задачи: такие, как обучить навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме. К сожалению, эта роль реферата зачастую забывается.

Следующая необходимая дифференциация касается уточнения понятий «научно-исследовательская» и «учебно-исследовательская деятельность».

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1) методы исследования;

2) наличный экспериментальный материал;

3) интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

При этом если под научно-исследовательской деятельностью понимают вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний, то учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат.

Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное здесь не овладение новыми, доселе не известными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть, затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более, если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста. Однако основным все же остается выполнение обучающей задачи.

В настоящих рекомендациях сделана попытка рассмотреть весь процесс подготовки учебной исследовательской работы, начиная с выбора темы исследования до его публичной защиты.

Несмотря на разнообразие научных дисциплин и их, казалось бы, совершенно разных (например, физика и литература), при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика построения. Поэтому приводимые рекомендации, естественно, с учетом специфики предмета, соотносимы с проведением исследования по любой из школьных дисциплин.

Излагаемый материал поделен на разделы:

Первый раздел «Подготовка к проведению научного исследования»;

Второй раздел «Проведение научного исследования»;

Третий раздел «Оформление исследовательской работы»;

Последний раздел «Защита результатов исследования» .

Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки, как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника. Однако, при всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо также помнить, что исследовательская работа, как никакая другая, требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации — методологиях, литературе, научной проблематике.

Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.

I. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов. Специалисты предлагают различные варианты методических рекомендаций.

В предлагаемых методических рекомендациях этапы проведения исследования, включают в себя все элементы, признанные наукой как необходимые составляющие исследовательской деятельности. Хотя имеют немного отличную от прочих рекомендаций их последовательность, которая представляется наиболее удобной для практического применения. В предварительной схеме предложена последовательность действий и далее подробно рассматриваете каждый из ее этапов (см. схему 1).

1. Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности — ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования.

Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов «системы».

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например: математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

С понятием «объекта» тесно связано понятие «предмета» исследования.

Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

Тема — еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения, в определенном аспекте, характерном для данной работы.

От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересной и при этом нести в себе познавательный заряд.

Правила выбора темы

1.Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

3.Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам!

4.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, эвристичности, неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто новое, необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека - сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгие годы.

6. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы) исследования, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.

7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Кроме вышеперечисленных, необходимо учесть следующие рекомендации при выборе темы исследования:

* ознакомиться с тематикой научных проектов предыдущих лет;

* выбрать тему исследования, учитывая, что она должна быть оригинальной, не повторять тематику работ, написанных ранее;

* ограничить тему рамками строго конкретного объекта;

* утвердить тему исследования на заседании ШМО;

* информировать о тематике научных работ МУ «МЦ» Романовского муниципального района в установленные сроки, с указанием секции, в которой будет представлен доклад по теме исследования.

ТЕМА - отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.

Тема исследования может быть сформулирована следующим образом:

  1. «Пути оптимизации рекламного бюджета для получения максимальной прибыли фирмы»;

  2. «Отходы в доходы, доходы в бюджет школы»;

  3. «Исследование свойств и возможностей акриловьих красок в росписи по коже»;

  4. «Экологическое мышление в действии или вторая жизнь моей тетрадки».

Далее очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования — обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она, и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Достаточно несколько предложений, чтобы показать главное.

Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.

Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.

Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны, Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.

На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

3. Изучение научной литературы и уточнение темы

Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме — это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие-либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если учащийся (исследователь) выберет верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит ему в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. Здесь должна быть полная самостоятельность. Зачастую руководитель дает учащемуся готовый перечень дежурных изданий, чем лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы: знакомства с системой библиотечных, в том числе электронных, каталогов, с приемами правильного оформления библиографических данных. А ведь с этой системой вчерашнему школьнику придется работать на протяжении всех студенческих лет. Гораздо проще это делать, имея предварительные навыки работы. Как же лучше ее организовать?

Сначала можно привести ряд общих рекомендаций.

  1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ общего характера, т.е. таких работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециального материала.

Этапы работы с литературными источниками.


Этап работы

Содержание работы

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника.

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитаты + ее библиографическое описание)

Составление и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений

Данные каждого издания следует заносить на отдельные карточки с точной фиксацией всей информации, указанной в библиотечной карточке.

Образец составления картотеки.

карточки

Раздел

Ключевые слова

Адрес

Примечания

10

Лови ошибку, удивляй

Заявка, отказ, точка Кюри

П 2/5

Использовать в качестве примера во 2 главе проекта

















карточки - заполняется последовательно.

Раздел - включает основные разделы исследования, (но могут быть и разделы: цитаты, интересные научные факты, интересные цифры, статистика и т.д.).

Ключевые слова - помогут восстановить в памяти содержание карточки при быстром просмотре.

Графа «Адрес» - местонахождение карточки. П. 2/5 – это 2 папка и 5 лист в ней; или можно указать № журнала, статьи, страницу, название книги, информации из Интернета и т.д.

Примечание – указывает, где можно использовать в работе.

Знакомство с литературой в первую очередь следует начать с традиционных вузовских учебников по соответствующей теме работы. Здесь собрана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может помочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной теме. Кроме этого в учебниках указываются основные монографии по вопросу, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы.

При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на него.


4. Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.

В переводе с древнегреческого гипотеза значит «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

- быть проверяемой;

- содержать предположение;

- быть логически непротиворечивой;

- соответствовать фактам.

При формулировки гипотезы обычно используются словесные конструкции типа «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант — как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, т.к. выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. Вообще заметим, что любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. Тем не менее, это деление необходимо в чисто учебных, объяснительных целях для того, чтобы максимально ясно обозначить все составляющие той или иной деятельности. На практике же названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности. Именно этим оправдывается предпринятое нами структурирование. Но вернемся к определению понятий целей и задач в контексте подготовки к исследованию.

5. Цель и задачи исследования

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь в завершении своей работы.

Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть:

  • определение характеристики явлений, не изученных ранее;

  • выявление взаимосвязи неких явлений;

  • изучение развития явлений;

  • описание нового явления;

  • обобщение, выявление общих закономерностей;

  • создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — т.е. традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

выявить...

установить...

обосновать...

уточнить...

разработать...

Цель — идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

6. Определение методов исследования

Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания и применении традиционных для научной практики логических законов и правил.

Что заключает в себе понятие метода?

МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение) - путь познания; способ достижения цели исследования.

Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования его проведение и получение определенного результата.

Метод, таким образом, есть производное от общей концепции и стратегии исследования. Вот почему совершенно недостаточно, как это нередко делают начинающие исследователи, представить только номенклатуру методов. Необходимо обосновать выбор методов, способы их сочетания на каждом этапе поиска, а также обосновать системы методов и приемов - методику исследования. На основе классификации методов педагогического исследования В.И. Смирнова составлена классификация методов научного исследования.


КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Общенаучные


Конкретно-научные


теоретические


эмпирические


общетеоретические

• абстракция и

конкретизация

• анализ и синтез

• сравнение

• противопоставле­ние

• индукция и дедукция

социологические:

• анкетирование

• интервьюирова­ние

• экспертные оп­росы

• рейтинг

социально - психологические:

• социометрия

• тестирование

• рейтинг

математические:

• ранжирование

• шкалирование

• индексирование

• корреляция

- анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности;

- анализ понятийно- терминологической системы;

- аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы;

- построение гипотез;

- построение мысленного эксперимента;

- прогнозирование;

- моделирование.

• наблюдения (по­левые и

лабора­торные; форма­лизованные (по жесткой про­грамме) и не­ формализован­ные; включенные; прямые и косвенные;

сплошные и вы­борочные;

-само­наблюдения

• беседа

• эксперимент (глобальный, ло­кальный и микроэксперимент,

естественный и лабораторный)





  1   2   3

Похожие:

Учебно-исследовательская работа обучающихся iconНаучно-исследовательская работа 29 Учебно-воспитательная работа 44 Международная деятельность 54 Международные учебно-научные семинары 5 лет 58 Учебно-организационная работа 60 Государственная аккредитация специальности «Финансы и кредит»
Список преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры в 2006/2007 учебном году 68
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconРабочая программа Научно-исследовательская работа в семестре направление ооп
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconУчебно- исследовательская работа Рекомендации для учащихся
Задачи, решаемые при организации и проведении учебно-исследовательской деятельности ли­цеистов 6
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconУчебно-методический комплекс (умк) дисциплины «Учебно-исследовательская работа» для специальности кафедры ту
Развитие навыков и умения творческой работы исследовательского характера, включающих
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconУчастие в конференциях 34 Выступления студентов кафедры на конкурсах 35
Научно-исследовательская и учебно-методическая работа кафедры и студенческая научная работа 26
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа проводилась с участием ппс и увп окю по договорам подряда на базе ООО «Электромехатронные системы»
Подготовка и защита диссертаций (технические и экономические науки)
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconАрцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. 2005. №6
Абрамова С. В. Создание текста учебно-исследовательской работы и ее представление // Русский язык (ПС). – 2006. №23
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconИсследовательская работа Компьютер в нашей жизни
Исследовательская часть. Комплектующие и цены на них в магазинах г. Балаково
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconПоложение об организации учебно-исследовательской работы студентов в гбоу спо со «Красноуфимский педагогический колледж» Общие положения
Учебно-исследовательская работа является важнейшим средством совершенствования профессиональной подготовки студентов как теоретической,...
Учебно-исследовательская работа обучающихся iconИсследовательская работа на тему: “ Удивительная симметрия”
Районная научно-практическая конференция учебно-исследовательских работ старшеклассников
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница