Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»




Скачать 171.13 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Дата24.11.2012
Размер171.13 Kb.
ТипПримерная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


УТВЕРЖДАЮ:

Директор Департамента

государственной политики

в образовании

_______________ И. И. Калина

«____» ______________ 2005 г.


Примерная программа дисциплины

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго

поколения по специальности 030601 «Журналистика»


Рекомендовано:

Учебно-методическим советом по журналистике

УМО по классическому университетскому образованию


Председатель Учебно-методического совета по журналистике

профессор Я. Н. Засурский


Москва

2005


Автор:

Богомолов Николай Алексеевич, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.


Рецензенты:

Есин Борис Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова;

Красовский Вячеслав Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.


Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.

Примерная программа дисциплины «Основы теории литературы» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».



I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ КУРСА


Поскольку курс читается студентам факультета журналистики, он значительно отличается от читаемых на филологических факультетах курсов «Введение в литературоведение» и «Теория литературы». В собственно филологических категориях он мог бы быть назван «Введение в поэтику», так как ориентирован на пробуждение живого интереса к пониманию произведения (и не только литературного, но и вообще произведения искусства) как особого художественного мира, в котором выявлены черты личности художника. Разрушение стереотипа восприятия произведения как реальной действительности, в которой действуют «живые люди», демонстрация сложной организации художественного текста должны дать студентам навыки общения с чужим сознанием, что является одной из насущных задач журналистики.


ЗАДАЧИ КУРСА


Дать студентам I курса факультета журналистики представление об основных категориях теории литературы в контексте мировой культуры. Привить навыки анализа литературного произведения. Сформировать представление о необходимости целостного анализа литературного произведения, соединить имеющиеся у студентов знания о теоретических понятиях с новыми представлениями, ознакомить с классическими работами по теории литературы.

Дать представления о месте теории литературы в литературной работе журналиста.


МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА


Теория литературы является методологической базой для всех дисциплин филологического цикла факультета журналистики. Одновременно в курсе затрагиваются вопросы философского порядка, осмысление которых необходимо в повседневной работе журналиста (место категории «другого» в литературе и журналистике, философия слова, история эстетических категорий и пр.).


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Студент, прослушавший курс и посетивший семинарские занятия, должен иметь представления на современном уровне о теоретических проблемах, а также обладать практическими навыками анализа художественного текста.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Курс состоит из трех основных разделов:

а) общие понятия теории литературы;

б) анализ отдельного литературного произведения;

в) воздействие контекста на восприятие произведения.


Раздел 1. Основные понятия теории литературы


1.1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве

Культура как система. Структура научного знания. Филология как наука. Система наук об искусстве. Соотношение истории литературы, литературной критики, теории литературы и вспомогательных литературоведческих дисциплин. Взаимосвязь отдельных литературоведческих дисциплин.


1.2. Понятие о художественном мире

Соотношение мира реального и мира художественного: отдельность и взаимосвязь. Осуществление мира в тексте. Понятие о тексте. Основные характеристики художественного текста. Литературный и журналистский текст.


1.3. Место литературы в ряду других искусств

Временные и пространственные искусства. Искусства изобразительные и экспрессивные. Синтетические искусства. Литература как искусство слова. Соотношение литературы с другими видами искусства. Литература и журналистика.


1.4. Понятие об интерпретации

Смысл термина «интерпретация». Интерпретация как трансформирование одного искусства в другое. Литературоведческая интерпретация. Комментарий как интерпретация. Понятие об интертекстуальности. Опыт толкования художественного текста.


1.5. Литературоведение и литературная критика

Опровержение традиционных представлений о разграничении понятий. Возможности литературоведения в сфере изучения современной литературы. Литературно-критический подход к явлениям литературы прошлого. Литературоведение как наука. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Связь литературной критики с журналистикой.


Раздел 2. Принципы анализа литературного произведения


2.1. Материал и прием. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения

Значение русской формальной школы для мирового литературоведения. Категории материала и приема (материала и формы) в концепции В.Б. Шкловского и современное их понимание. Автоматизация и отстранение. Соотношение понятий «сюжет» и «фабула» в структуре художественного мира. Значение разграничения этих понятий для интерпретации произведения. Язык и речь. Язык как материал и речь как форма произведения. Литературный язык и язык литературного произведения. Понятие о литературном стиле.


2.2. Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза

Типы предметной изобразительности. Понятие о художественном образе. Лингвистическое и литературоведческое понимание тропов. Анализ примеров метафорического и метонимического видения мира. Проза и поэзия как типы организации словесного ряда произведения.


2.3. Пространство и время в литературе. Реализм и условность

Напоминание о специфичности художественного мира. Пространство и время как фундаментальные категории мира реального. Их трансформация в художественном мире. Возможные подходы к анализу пространственно-временной структуры произведения (лингвистический, философский, собственно литературоведческий). Понятие о хронотопе. Анализ пространственно-временной структуры двух текстов. Принципы трансформации как критерий оценки степени условности произведения. Первичная и вторичная условность. Условность понятия «реализм».


2.4. Автор – повествователь – персонаж

Автор как творец художественного мира. Формы его присутствия в произведении. Фигура повествователя. Понятие о сказе. Соотношение автора и персонажа. Структурирование художественного мира при помощи субъектной организации повествования.


2.5. Форма и содержание произведения. Предметный мир

Принципы подхода к анализу произведения. Эмоциональное начало. Дорефлективное и аналитическое отношение к произведению. Рационализация первоначальных ощущений. Понимание текста как сложной системы смысла. Содержательное значение формы. Понятие о предметном мире произведения. Связь формальных и содержательных характеристик при анализе структуры предметного мира.


Раздел 3. Произведения литературы

в историко-культурном контексте


3.1. Роды и жанры литературы. «Память жанра»

Традиционная классификация литературных родов. Определения Аристотеля, Платона, Гегеля. Отношение автора к миру как основание разграничения литературных родов. Традиционная классификация жанров. Жанровая теория Г. Н. Поспелова, изложенная в базовом учебнике. Категория «памяти жанра» М. М. Бахтина как основа для создания новой классификации литературных жанров.


3.2. Культурная и литературная традиция. Пародия

Русская культура в контексте мировой (краткая характеристика). Традиция как накопление опыта предшествующих культур и этапов культуры. Соотношение «старого» и «нового» в отдельном произведении. Новаторство как закономерный элемент традиционности. Пародия нового времени как арена борьбы традиционных и новаторских подходов к тенденциям литературы. Суть пародии. Ее двуплановость.


3.3. Литература и мифология

Специфика мифа как формы познания действительности. Формы существования мифа в современной литературе: а) использование традиционных мифологических персонажей и сюжетов; б) создание нового мифа при помощи искусства; в) мифологические архетипы. Определение архетипа по К.-Г. Юнгу. Анализ проявления мифологического сознания в литературных текстах ХХ века.


3.4. Литература – беллетристика – паралитература

Аксиологический подход к искусству. Историческая изменчивость системы ценностей. Анализ трех уровней литературы с точки зрения степени завершенности художественного мира. Взаимопроникаемость сфер литературы, беллетристики и паралитературы (тривиальной литературы). Понятие о специфике массовой культуры. Роль журналистики в массовой культуре.


3.5. Историческое развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения

Теоретическое осмысление истории литературы. Литературный процесс как сложно организованная система. Отсутствие литературного процесса в античный период, Средневековье и Возрождении. Изменение исторической перспективы при анализе литературного процесса. Художественные направления и течения как фактор исторического движения литературы и литературного процесса.


3.6. Современная литература как предмет изучения

Литература эпохи тоталитаризма как теоретический конструкт и реальная система. Реликты литературы советского времени в новой исторической ситуации. Смещение системы ценностей: «возвращенная литература», обсуждение прежде запретных тем (литература и религия, национальные аспекты культуры, массовая культура в России и др.), новая перспектива восприятия мировой литературы. Постмодернизм в русском варианте и его отличия от мирового. Изменения в структуре литературного процесса (уменьшение влияния «толстых» журналов, возрастание роли газет и телевидения, появление Интернет-литературы и литературной критики). Утрата логоцентричности в русской литературе. Возможные перспективы дальнейшего развития.


3.7. Стиховедение


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Для самостоятельного изучения отводятся разделы курса, изложение которых в базовом учебнике и других пособиях является удовлетворительным. К ним относятся:

1. Происхождение искусства. Искусство как способ познания мира. Различие между научным и художественным мышлением.

2. Структура содержания произведения.

3. Подробная характеристика литературных родов и жанров.

4. Классификация тропов.

5. Основы стиховедения.

6. Отдельные работы классиков литературоведения (Г. Лессинга, А. А. Потебни, А. Н. Веселовского).


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

И КУРСОВЫХ РАБОТ


Курсовые работы по предмету не пишутся. Рефераты студенты пишут в рамках семинарских занятий, если в том есть необходимость, т.е. преподаватель считает, что какой-то раздел курса усвоен недостаточно. Впрочем, это бывает нечасто.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ


Раздел 1. Основные понятия теории литературы

1. Различие между научным и художественным мышлением.

2. Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств.

3. Г. Лессинг о специфике литературы как искусства.

4. Понятие о художественном мире.

5. Понятие об интерпретации.

6. Ирония и юмор, их роль в литературе.

7. Происхождение искусства. Искусство как способ познания мира.

8. Литература в системе культуры.

9. Сатира, ее место в литературе.

10. Литературоведение и литературная критика.


Раздел 2. Принципы анализа литературного произведения

1. Материал и прием в литературе.

2. Понятие о целостности художественного текста. Внутренний мир литературного произведения.

3. Язык литературного произведения.

4. Художественный образ. Многозначность образа.

5. Предметный мир произведения.

6. Художественное время и художественное пространство в произведении. Понятие о хронотопе.

7. Содержание литературного произведения.

8. Авторская и объективная идея в литературном произведении.

9. Реализм и условность в литературе.

10. Сюжет, фабула, композиция в литературном произведении.

11. Автор, повествователь, персонаж в литературном произведении.

12. Формы присутствия автора в произведении.

13. Сказ и его функции в произведении. Сказ и проблема автора.

14. Основные особенности художественной речи.

15. Образы-эмблемы. Их происхождение, отличие от символа и аллегории.

16. Художественная деталь, ее функции в тексте. Различие между подробностью и художественной деталью.

17. Многозначность слова в художественном произведении, его иносказательное значение. А. А. Потебня о внешней и внутренней форме слова.

18. Сатирическая и психологическая гипербола. Понятие о гротеске.

19. Метонимия как вид образности и средство художественного видения. Синекдоха.

20. Простое и развернутое сравнение.

21. Художественный эпитет. А. Н. Веселовский о роли эпитета в литературном произведении.

22. Метафора и ее разновидности. Метафорическое мышление в литературе.

23. Сравнение и метафора: сходство и различие.

24. Гипербола и литота как виды образности.

25. Инверсия как одно из средств художественной выразительности.

26. Олицетворение и образный параллелизм. Их место в системе литературы.

27. Образы-символы и образы-аллегории. Различие между аллегорией и символом.

28. Ритмичность художественной речи.

29. Силлабическая система стихосложения.

30. Силлабо-тоническая система русского стиха. Двусложные размеры.

31. Силлабо-тоническая система стихосложения. Трехсложные размеры.

32. Белый стих, вольный стих, свободный стих. Соотношение в употреблении терминов.

33. Логаэды, дольник, тактовик в русском стихосложении.

34. Основные принципы классификации рифмы.

35. Строфика. Различные виды строф в русском стихосложении.


Раздел 3. Произведения литературы

в историко-культурном контексте

1. Литературные роды. Принципы классификации литературных родов.

2. Эпос как литературный род.

3. Лирика как литературный род. Понятие о лирическом герое.

4. Особенности драмы как литературного рода.

5. Литературные жанры, их классификация. «Память жанра».

6. Функции мифа в культуре. Понятие архетипа.

7. Литература и мифология.

8. Понятие о культурной и литературной традиции.

9. Понятие о литературном процессе.

10. Пародия, ее сущность, ее роль в литературном процессе.

11. Литература, беллетристика, паралитература. Их соотношение в литературном процессе.

12. Литературные направления. Понятие о литературном манифесте.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ



п/п

№№


Наименование

тем и разделов


Всего

(часов)

Аудиторные

занятия

(часы)

Самостоятельная работа

лекции

семинары

1


1.1


1.2


1.3


1.4


1.5


2


2.1


2.2


2.3


2.4


2.5


3


3.1


3.2


3.3


3.4


3.5


3.6


3.7


Основные понятия теории литературы


Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве


Понятие о художественном мире


Место литературы в ряду других искусств


Понятие об интерпретации


Литературоведение и литературная критика


Принципы анализа литературного произведения


Материал и прием. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения


Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза


Пространство и время в литературе. Реализм и условность


Автор – повествователь – персонаж


Форма и содержание произведения. Предметный мир


Произведения литературы в историко-культурном контексте


Роды и жанры литературы. «Память жанра»


Культурная и литературная традиция. Пародия


Литература и мифология


Литература – беллетристика – паралитература


Историческое развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения


Современная литература как предмет изучения


Стиховедение

20


4


4


4


4


4


20


4


4


4


4


4


28


4


4


4


4


4


4


4

10


2


2


2


2


2


10


2


2


2


2


2


14


2


2


2


2


2


2


2




10


2


2


2


2


2


10


2


2


2


2


2


14


2


2


2


2


2


2


2

ИТОГО:

68

34




34


IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Форма итогового контроля – экзамен.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная рекомендуемая литература


Богомолов Н. А. Стихотворная речь. – М., 1988.

Введение в литературоведение / под ред. Г. Н. Поспелова (Любое издание).

Введение в литературоведение: хрестоматия / под ред. П. А. Николаева. – М., 1988.


Дополнительная рекомендуемая литература


Введение в литературоведение: Литературное произведение. Основные понятия и термины / под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999.

Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. – М., 1966.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1996, 2001, 2002.

Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999.

Утверждено на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г.


ПРЕДСТАВЛЕНО:


Председатель Учебно-методического совета

по образованию в области журналистики

(по специальности 030601) Я. Н. Засурский


Зам. председателя УМО по классическому

университетскому образованию А. М. Салецкий


СОГЛАСОВАНО:


Начальник отдела

нормативно-методического

обеспечения развития структуры,

содержания, технологий

и кадров высшего образования ____________ Н. М. Розина

(подпись)


Ведущий специалист отдела нормативно-

методического обеспечения развития

структуры, содержания, технологий

и кадров высшего образования,

курирующий направление ____________ А. В. Минаев

(подпись)


Похожие:

Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Татаринова Людмила Евдокимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы творческой деятельности журналиста федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Лазутина Галина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики Московского...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Воздвиженский Вячеслав Геннадиевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературно-художественной критики и публицистики...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Прохорова Елена Евгеньевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры истории русской литературы и журналистики...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины основы журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Прохоров Евгений Павлович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии журналистики факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины международное гуманитарное право и сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Раскин Андрей Вадимович, кандидат исторических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины психология журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины история отечественной журналистики федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Есин Борис Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета...
Примерная программа дисциплины основы теории литературы федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика» iconПримерная программа дисциплины экономика и менеджмент сми федерального компонента цикла опд гос впо второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Гуревич Семен Моисеевич, доктор исторических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики Московского государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница