Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры»




Скачать 439.09 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры»
страница1/4
Дата23.11.2012
Размер439.09 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
Министерство образования и науки Российской Федерации



Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего профессионального образования


«ТАМБОВСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»



Рассмотрен и утвержден на заседании

кафедры социально-гуманитарных наук

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____


Зав. кафедрой ____________



Утвержден на заседании Учебно-методического

совета АНОО ВПО «ТИСТ»

«___» ________________ 201__г.

протокол № ____


Председатель _____ Воротникова А.И.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


«История отечественной культуры»

Автор: к., п., н., доцент Алпацкий И.И.


Направление: 080500.62 «Менеджмент»

Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР

Форма обучения: заочная


Тамбов 2010 г.

Раздел 1. Организационно-методическое описание учебного курса «История отечественной культуры»


    1. Назначение и цели учебного курса

Предметом курса является отечественная культура со времени ее зарождения и до наших дней.

Главная цель курса – актуализировать у студентов познавательную и духовную потребность понимать человека иной (и, конечно же, своей) ментальности, “вживаясь” в его социальный и культурный опыт и понимая смысловое поле повседневной жизни разных эпох, а также "вооружить" эту потребность необходимым для ее реализации гуманитарным инструментарием.

Основные задачи курса вытекают из целевой установки. Образовательная задача состоит в формировании у студентов исторически конкретного представления об отечественной культуре как динамичной и целостной системе, разворачивающейся во времени. Познавательно-исследовательская задача состоит в овладении навыками работы с ценностно-смысловыми структурами, создании представления о разнообразии методологических подходов к культурным явлениям, раскрытии многоуровневых культурных рефлексий, а также расширение интеллектуального и духовного багажа студентов. Педагогическая стратегия состоит в преодолении поверхностных представлений о культуре и осознании современных установок «главенства культуры», «опасной культуры», «глобализации культуры», «конфликта культур», овладении языком «культурной истории»


    1. Обязательный минимум содержание учебного курса

Хронологические рамки 1-й части курса охватывают культурную модель Древней Руси, Московского царства и переходные структуры XVII века. 2-я часть курса включает такие культурно-исторические системы, как Просвещение, классическую русскую культуру XIX века, Серебряный век и культуру русской эмиграции, советскую культуру и современный культурный процесс.

Общие проблемы теории и истории культуры представлены в курсе в минимальном объеме, поскольку в соответствии с учебным планом студенты ранее слушают отдельный курс по культурологии. Содержание курса соответствует государственному стандарту по направлению «История».

Основными методами изучения содержания курса являются: работа с источниками различного типа, в т.ч. аудио и визуальными, медийными; работа с исследовательской литературой; анализ конкретных памятников культуры, в том числе во время экскурсий, посещения выставок и др.

Во время прохождения курса студенты выполняют несколько устных и письменных аттестационных заданий. Курс завершается экзаменом по всему материалу. По желанию студента возможно написание курсовой работы по истории отечественной культуры.

Представленный в конце программы Список информационных и исследовательских ресурсов включает лишь основные документальные публикации, научные труды, учебники, справочно-энциклопедические и медийные материалы, отражающие современное состояние истории отечественной культуры как области научных знаний.


    1. Структура учебного курса

Структурно и хронологически курс делится на две части. В первую входят проблемы становления национальной культуры в России от древних времен до эпохи Просвещения. Вторая часть курса посвящена культуре императорского периода российской истории, а также советского и постсоветского времени.


    1. Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Студентам рекомендуется познакомиться с обязательной и, желательно, с дополнительной литературой. Выбрав интересующую тему, выполнить контрольную работу и защитить ее. На основе полученных знаний подготовиться к зачету по предложенным вопросам.


    1. Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению изучения учебного курса

В ходе изучения курса предполагается приобщить студентов как к «золотому фонду» исследований по отечественной культуре, так и к новейшим разработкам в данной области.

Структурно и хронологически курс делится на две части. В первую входят проблемы становления национальной культуры в России от древних времен до эпохи Просвещения. Вторая часть курса посвящена культуре императорского периода российской истории, а также советского и постсоветского времени.


1.6. Критерий оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса

Студент может претендовать на положительную (хорошую, высокую) оценку, если он: показал на экзамене хорошее знание предмета, осведомленность и эрудицию, владеет знанием карты, умеет логически построить ответ, грамотно выражает свои мысли.


Раздел 2. Тематическое содержание учебного курса «История отечественной культуры»


Название тем и разделов

Всего часов

Аудиторные занятия (час), в том числе:

Самостоя-тельная работа (час)

лекции

семинары

Часть 1.

Тема 1. Структура культурного наследия.

3







3

Тема 2. Динамика историко- культурного процесса.

3







3

Тема 3. Культура восточных славян.

3







3

Тема 4. Выбор веры» и христианизация древнерусской культуры

3







3

Тема 5. Материальная и духовная культура Киевской Руси

3







3

Тема 6. Альтернативы развития культуры в начале «удельного периода»

3







3

Тема 7. Культура русских земель в эпоху борьбы за независимость и единство.

3

1




4

Тема 8. Становление единой общерусской культуры

3







3

Тема 9. «Московское царство»: апогей официальной древнерусской культуры

3







3

Тема 10. Структурно- динамическая перестройка культуры

3







3

Тема 11. Новые тенденции в духовной культуре

3

1




4

Часть 2.

Тема 1. Петровский культурный переворот

3







3

Тема 2. Просвещение и просветители в России

3







3

Тема 3. "Пушкинская" модель русской культуры и проблема русского Ренессанса

3







3

Тема 4. Интегративные и инверсионные процессы в русской культуре на пути к "русской идее"

3

1




4

Тема 5. Ценностный мир традиционной культуры. Семиотика традиции

3







3

Тема 6. Формирование русской культуры на основе литературоцентризма и эстетики реализма

3







3

Тема 7. Ценностный диапазон классической русской культуры во второй половине XIX века

3







3

Тема 8. Смысл трансформации передвижнической живописной школы

3







3

Тема 9. Ментальные, духовные и художественные истоки ренессансного устремления Серебряного века

3

1




4

Тема 10. Символизм как миропонимание и художественное творчество

3







3

Тема 11. Художественная стилистика модерна и творческие объединения художников

3







3

Тема 12. Кризис самосознания интеллигенции начала ХХ века в культуре и художественном творчестве.

3







3

Тема 13. Феномен культуры пореволюционной русской эмиграции. (1910 – 1930 годы)

3







3

Тема 14. Проект «пролетарской культуры» как реализация философии авангарда

3

1




4

Тема 15.Формирование культурного облика тоталитарного общества. 1930-1950 годы: институциональный аспект: от контроля к конструированию.

3







3

Тема 16. Сюжеты, герои и мифология советской культуры

3







3

Тема 17. Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов

3

1




4

Тема 18. Слом советской ценностной основы культуры

3







3

Тема 19. Альтернативные тенденции и явления новой культуры постсоветской России. Заключение

3







3

ИТОГО

90

6




84



Вопросы для подготовки к зачету (экзамену) по учебному курсу «История мировых цивилизаций»


  1. Условия формирования, структурные элементы и ключевые характеристики русской культуры нового времени.

  2. Становление европейского просветительства в России XVIII - начала XIX веков: школа, книга, университет.

  3. Содержание и культурологический смысл “культурного переворота” Петра I.

  4. Характер адаптации европейской художественной традиции в архитектуре русского барокко и живописи XVIII века.

  5. Становление стилевого единства русской культуры на основе классической парадигмы.

  6. “Пушкинский” вариант русской культуры.

  7. Ментальные основы и художественный язык русского ампира. Облик российских столиц в первой четверти XIX века.

  8. Условия формирования, специфика и мир идей русского интеллектуализма 30-50-х годов XIX века.

  9. Феномен русской интеллигенции, дискуссии о ее происхождении, социокультурный облик.

  10. Формирование литературоцентризма русской культуры и роль литературной критики.

  11. Традиционность и европеизм, столичность и провинциальность в культуре дворянской усадьбы конца XVIII - начала XIX века.

  12. Мир русского крестьянства в XIX веке: эволюция традиционных смыслов и художественных символов.

  13. Воплощение вариантов “русской идеи” первой половины XIX века в живописи, архитектуре, литературе.

  14. Изменение форм и содержания духовной жизни общества в эпоху “великих реформ”. Новая волна просветительства.

  15. Передвижничество как художественное явление, тип мировоззрения: его творческие достижения в 60-70-е годы XIX века.

  16. Новое осмысление национальных и общечеловеческих основ культуры в творчестве Ф.М.Достоевского и В.С.Соловьева.

  17. Изменение приоритетов художественного творчества: “сюжет души” и “законстрадания” Ф.М.Достоевского.

  18. Формирование светского религиозного сознания в духовной жизни конца XIX века (В.С.Соловьев, религиозная тема в живописи, литературе).

  19. Расцвет и закат русского романа ( от Тургенева до Чехова).

  20. Ментальные, духовные и художественные истоки “Серебряного века” русской культуры.

  21. Художественный язык, интеллектуальный текст и философский смысл русского модерна.

  22. Смысловые доминанты и образы мира в живописном творчестве начала ХХ века ( “ Мир искусства”, “Голубая роза”, “Союз русских художников”).

  23. Символизм как миропонимание и образы России в поэзии символистов.

  24. Русский авангард начала ХХ века: мировоззренческий и эстетические основы, эволюция художественного языка.

  25. Осмысление судьбы русской культуры в философской мысли начала ХХ века.

  26. Революция 1917 года как социокультурное явление. Причины и формы культурного разлома.

  27. Идея новой культуры в 10-20-е годы: организационные формы, творческое воплощение.

  28. Культурная миссия русской эмиграции.

  29. Формирование государственной политики в области просвещения и культуры в первой половине ХХ века.

  30. Феномен советской литературы 1930-1950-х годов: герои и идеалы.

  31. Художественный образ нового человека в искусстве 1930-1950-х годов.

  32. Формы культурного сопротивления тоталитаризму.

  33. Тема и образы Отечественной войны в художественной литературе и искусстве.

  34. Деревенская тема в литературе и искусстве, ее философский потенциал.

  35. Кризисные явления в тоталитарной культуре 60-80-х годов.

  36. Основные проблемы культурного обновления нации



Раздел 3. Лекционный материал


Раздел 1. Общая характеристика древнерусской культуры

  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л. В. Овчинникова. – М. Импэ им....
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс по курсу «История мировой и отечественной культуры» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
Ббк дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (зарная культура) Урюпинск 2009 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации гоу впо «Волгоградский государственный университет»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история отечественной культуры»
России и проследить его связь с объективными факторами становления и развития цивилизации и культуры русского народа; проследить...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история культуры и искусства»
Учебно-методического комплекса (умк) Учебной дисциплины “история культуры и искусства”
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconИстория культуры башкортостана учебно-методический комплекс для всех специальностей всех форм обучения
История культуры Башкортостана: Учебно-методический комплекс / Авт сост.: С. А. Халфин. – Уфа: Уфимск гос академия экономики и сервиса,...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечества для студентов
Учебно-методический комплекс дисциплины «История Отечества». М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница