Скачать 277.35 Kb.
|
![]() УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Основы творческой деятельности журналиста Часть IV. Аналитическая журналистика Для студентов факультета журналистики, обучающихся по направлению подготовки бакалавров Москва Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова 2009 УТВЕРЖДЕНО кафедрой теории и практики периодической печати А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть IV: Аналитическая журналистика / авт.-сост. М.И. Шостак. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 16 с. Подготовлен на факультете журналистики. Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования © Шостак М.И., 2009 Курс разработан в соответствии с требованиями к уровню подготовки дипломированных специалистов по специальности «Журналистика». В нем рассмотрены особенности работы газетных аналитиков: комментаторов и обозревателей, творческие возможности и перспективы на данном направлении литературной работы. Курс – авторский; он имеет как теоретическое, так и прикладное значение. План курса, по преимуществу, рекомендательный: студенты знакомятся с устоявшимися в профессиональной среде приемами. Предлагаются рекомендации по сбору материала, подготовке и литературному оформлению комментариев, статей, обозрений, рецензий и других литературных форм, в которых воплощается разные направления аналитической журналистики; обсуждаются и закрепляются в контрольных работах соответствующие особенности работа над текстом. Внимание сосредоточено на действенности той или иной литературной формы, прямо зависящей от соответствия применяемых технологических приемов исходному материалу и запросам аудитории.
Цели изучения дисциплины: познакомить студентов с особенностями работы над комментариями, обозрениями, статьями в печатных изданиях, помочь освоить технологии подготовки, создания и коррекции интерпретирующих журналистских текстов, используя литературные формы, распространенные в практике современных СМИ Задачи: помочь студентам уточнить представление о назначении работы журналистов – комментаторов и аналитиков, выработать профессиональные навыки в области интерпретирующей журналистики, развить аналитическое мышление, уточнить направление собственной творческой работы в прессе.
В результате освоения дисциплины студент должен знать: – о задачах комментирующего и аналитического направлений в современной прессе, о их роли в осуществлении главной функции журналистики как профессии: всесторонне информировать аудиторию ради оказания помощи в социальном ориентировании; – о ведущих методах и приемах, необходимых для создания газетно-журнальных текстов аналитического (интерпретирующего) направления; понимать: – специфику и возможности разных жанровых форм аналитической журналистики; – смысл основных рекомендаций по структуре произведений и приемам поиска, организации и литературного оформления фактов; – смысл категорий теории и практики аналитической журналистики; осознавать: – опасности возможного искажения сути факта при его интерпретации; – степень ответственности работы газетного аналитика с цифрой, статистикой, ссылками; уметь: – профессионально точно и ответственно выступать в разных жанрах аналитической журналистики; – распознавать разные уровни качества труда комментаторов и обозревателей; – самообучаться, ориентируясь на современную практику.
Все темы лекций прорабатываются затем на семинарских и практических занятиях. Изучение дисциплины предполагает необходимость активной самостоятельной работы студентов: составления «досье» из фрагментов текущей периодики, иллюстрирующих формы и методы труда современных журналистов, подготовки контрольных работ по всем разделам программы. Аудиторные занятия: лекции, семинары, практические занятия, включающие и работу над текстами, опубликованными в прессе (творческое редактирование: изменение композиции, коррекция «лидов», заголовков и пр.), и упражнения в создании собственных текстов. Среди аудиторных занятий также – разбор материалов, отредактированных и написанных студентами, их обсуждение в группе. Самостоятельная работа предполагает участие в обсуждениях газетно-журнальных публикаций, выполнение практических заданий, подготовку контрольных работ по всем разделам программы, составление «досье» и его постоянное пополнение («досье» – вырезки из текущей прессы, иллюстрирующие формы и методы труда современных журналистов). Вид промежуточного контроля. Формы отчетности – промежуточный зачет (с оценкой) в течение семестра (аттестация), и завершающий курс экзамен. Обе формы отчетности включают в себя собеседование по предложенным темам, проверку «досье», составленного студентом из публикаций текущей прессы и обсуждение выполненных контрольных работ.
Раздел I. Комментарии журналиста Раздел II. Расследования, колонки, рецензии Раздел III. Статья в газете Раздел IV. Прогностическая журналистика В каждом из разделов по три темы; представлены группы жанров: оперативного комментирования (отчет с комментариями, реплика, комментарий, колонка комментатора), жанры интерпретации и исследования проблем (расследование-панорама, статья, рецензия), прогностические жанры (обозрение, колонка обозревателя, политический портрет). Рассматриваются специфичные для каждой группы приемы сбора и оформления материала. В каждом из разделов подробно обсуждаются технологические рекомендации, рассматриваются творческие проблемы и творческие находки современных журналистов, работающих в этих жанровых формах, высказываются необходимые предостережения, связанные со специфическими ошибками того или иного направления комментирующей и интерпретирующей журналистики, которые могут привести к дезинформации читателя. Акцент сделан на действенности литературных форм, которые использует журналист, на прямой зависимости результативности выступления от точности выбора исходного материала и соответствия качества его обработки запросам аудитории.
Введение Комментарий, оценка, позиция, прогноз в качестве новостей современной прессы. Задачи и возможности «жанров интерпретации». Научное мышление и журналистика. Сходство и различие научных текстов и журналистских произведений. Проблемы объективности и субъективности суждений. Задачи популяризации. Ориентиры читательского интереса, забота о «читабельности» и увлекательности журналистского рассуждения. Рациональное и эмоциональное в комментарии и исследовании журналиста. Разные масштабы исследования и его аргументационного подкрепления в разных жанрах газетно-журнальной аналитики. Раздел I. КОММЕНТАРИИ ЖУРНАЛИСТА Оперативное комментирование как прояснение смысла и как поддержка читательского размышления по следам события. Выступления прессы, продлевающие внимание к фактам и, кроме того, включающие в круг читательского интереса дополнительные факты, не замеченные новостной журналистикой ввиду их недостаточной «самоочевидности». Тема 1. Формы и направления оперативного комментирования Специфика работы комментатора «по горячим следам»: оправдание некоторой неполноты суждений, приблизительности первоначального суждения о факте ввиду повышенной оперативности откликов. Задачи комментатора: сосредоточить внимание аудитории на значимых событиях, заявлениях; успеть во время «вбросить» версии, стимулирующие обсуждение перспектив завтрашнего дня в свете текущих событий. Основные направления и жанры комментирующей журналистики: попутное комментирование (отчеты и репортажи с комментарием и авторскими ремарками; жанр «реплика»), комментарий как самостоятельный жанр, авторские колонки комментатора («расширенные реплики»). Тема 2. Комментарий как жанр Задачи журналиста, пишущего комментарий по факту. Разные основания для публикации комментария (необходимость подчеркнуть важное обстоятельство, проливающее свет на событие; опасность, что важный факт пройдет незамеченным, появление новых, дополнительных сведений, корректирующих факт, стремление переиграть уже сложившееся мнение, вмешаться в дискуссию о событии и др.). Комментирование развивающегося события: особенности исходного материала, средства аргументации. Комментарий по высказанным суждениям (объединяющий, расширенный комментарий). Проблема доказательности авторской позиции. Предварительный прогноз в комментарии. Тема 3. Работа над комментарием Представление авторской версии по поводу факта в качестве темы комментария: разные варианты оформления «комментарийного повода». Возможные структуры жанра «комментарий». Основные композиционные блоки; лиды и заголовки. Работа над концовкой (закрывающей или открывающей обсуждаемую тему). Варианты концовок-прогнозов, концовок-«напоминаний» и интригующих концовок. Формы попутного и скрытого комментирования: авторские «реплики» и «ремарки». Интонация и эффект «эмоционального внушения» в комментирующих выступлениях современных журналистов (А. Колесников и др.). Возможности «завершающей реплики» в комментарии; сплетение приемов двух вариантов оперативного комментирования. Учебные задания к семинарскому занятию по темам 1–3 Вопросы для обсуждения
Раздел II. РАССЛЕДОВАНИЯ, КОЛОНКИ, РЕЦЕНЗИИ Интерпретация в качестве журналистской новости. «Версия в процессе становления» как главный эффект литературных форм, в которые воплощается журналистское расследование; авторские размышления «колонок комментатора» и публицистических рецензий. Тема 4. Авторская позиция и авторский аргумент Журналистское расследование. Действия журналиста, собирающего факты и мнения в качестве «инструмента, вскрывающего ситуацию». Сбор информации как сюжет; наглядное воссоздание этапов поиска разоблачительных фактов. «Полоса препятствий», преодолеваемая журналистом: техника и этика. Экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов»). Конфиденциальные сведения; анонимный источник. Расследование-панорама. Предъявление и сопоставление обнаруженных фактов (обзор собранного материала). Рассказ не о процессе сбора «компромата», но об истории складывания версии. Авторское «“я” размышляющее» в сюжете расследования-панорамы. Тема 5. Колонка комментатора Поводы для выступлений. «Жесткий» и «мягкий» варианты авторских колонок как «личностные» формы интерпретации фактов и мнений. Субъективизм оперативной колонки комментатора. Выстраивание «статьи от первого лица»: композиция, расстановка логических и эмоциональных акцентов. Эффект общения. Комментатор и его аудитория. Индивидуальный стиль комментирования. Узнаваемость автора традиционных колонок. К проблеме «имиджа» публициста – влияние запросов аудитории на стиль и характер аргументации в колонке комментатора. Повторные выступления по теме. Коррекция позиции комментатора. Тема 6. Рецензия в массовой прессе Газетная рецензия как жанр «вторичного отображения», рассуждающая о произведении искусства как о факте, и о той сфере действительности (фактах и проблемах), которые были отображены художником. Существенные различия между рецензией «специальной» (для специализированных изданий) и массовой; разные адресаты. Рекламная функция рецензии, необходимая сбалансированность с точностью информирования о масштабах художественного явления. Публицистичность газетно-журнальной рецензии, соотносящей факт художественной жизни (контакт со зрителем) с широким спектром злободневных общественных проблем. Рецензия в свете коммуникативных задач: приобщение читателя к впечатлениям автора (не специалиста, но рядового зрителя), помощь в понимании языка художника; стимулирование «соразмышления» читателя и журналиста о проблемах, навеянных художественным произведением, или обстоятельствами его появления. Учебное задание к семинарскому занятию по темам 4–6 Вопросы для обсуждения
Упражнения в аудитории и самостоятельная работа
Раздел III. СТАТЬЯ В ГАЗЕТЕ Сходство статьи научной и журналистской и существенные различия между ними: в соотношении субъективного и объективного, в тоне и форме рассуждений; главная задача журналиста дать «проекцию» проблемы на фон общественной жизни, подчеркнуть ее тревожную злободневность. Тема 7. Постановочная статья Автор – инициатор темы обсуждения в постановочной статье. Обязательность оригинальной либо кардинально обновленной концепции. Сбор фактов проявления проблемы, их обзор, систематизация (установление «родства по проблеме») и классификация (установление связей соподчинения). Анкетирование и опрос. Обзор существующих мнений по проблеме. Тезисы и контртезисы, работа с ними. Аргументация. Композиция статьи, подчиненная логике авторских рассуждений. Иной вариант, представляющий рассуждение как увлекательное чтение («приключения мысли»), способствующий со-рассуждению. Включение элементов полемики, обманные «логические тупики», создающие эффект конфликта в авторском рассуждении. Прием «открытых переходов». Оформление статьи подзаголовками, «врезами», отступлениями и пр. Тема 8. Полемическая и дискуссионная статья Метод доказательства от противного. Особенности композиции и стиля «статьи двух авторов». Представление мнений, их сопоставление. Спорная проблема в раскладе «на голоса». Этапы подготовки материала: удостоверенность в важности и характерности противоречия, поиск его источника, наглядная реконструкция связей. Раздвижение вокруг проблемной ситуации горизонта связей, путь авторской мысли через противоречие – к новому взгляду на события. Роль автора – непонятливого собеседника или «противника» для обострения конфликта. Общие принципы ведения полемики. Опровержение противника: возможные ошибки на этом пути, деструктивное и конструктивное. Требования к творческой личности полемиста. Тема 9. Научно-популярная статья Научная журналистика в российской прессе. Ведущие публицисты – популяризаторы научных проблем. Три варианта представления научной проблемы в жанре журналистской статьи: автор-«эксперт» (популярная статья ученого), «любознательный» автор (освоение проблемы как бы в процессе «знакомства постороннего»), автор-публицист (возвышающий научную проблему до общественных проблем, тревожных прогнозов: «Что там завиделось с мачты?»). Проблема специальной подготовки журналиста-популяризатора. Особенности «перевода с научного». Активное использование в научно-популярной статье элементов новостной наглядной журналистики. Двойной план научно-популярных статей. Ведущие приемы аргументации, преобразование темы. Образность как условие популяризации. Стиль и композиция научно-популярных статей. Учебное задание к семинарскому занятию по темам 7–9 Вопросы для обсуждения
Упражнения в аудитории и самостоятельная работа
Раздел IV. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА Выявление тенденций, нацеленность на прогноз в текстах журналистов-аналитиков. Авторская мысль в форме догадки; опыт, направленный на формирование новых комбинаций, гипотетичность текста. Создание прогностической модели как творческая задача. Тема 10. Обозрение Роль обозрения в современной прессе. Политическое, экономическое, спортивное, литературное обозрение: общее и особенное. Цикличность обозрений. Оперативные обозрения. Особенности работы обозревателя. Сфера интересов как постоянное поле деятельности. Регулярный сбор материала, пополнение «досье» («коллекции» фактов и мнений), их предварительная классификация. Панорамирование как главный метод создания материала. Возвышение над фактами («полет на воздушном шаре») ради выявления их связей, сплетений, взаимодействий. Уточнение тенденций как главная задача жанра. Прогноз, основанный на ассоциациях особого уровня. Журналист Е. Бовин о характерных ошибках обозревателей и «сверхзадаче» жанра обозрения Тема 11. Политический портрет Портрет функционера: соотнесение личных качеств с общественными обязанностями. Изучение политической биографии. Сопоставительная характеристика слов и поступков. Суждение по имиджу политика; уточнение и критическое исследование его «личного мифа». Подчеркивание характерных моментов деятельности, достижений и промахов, примет подлинной личности. Отличие журналистского произведения от политического портрета как жанра рекламы. Исследовательские задачи журналиста-обозревателя: анализ реальных дел и поступков функционера, нацеленный на прогноз, определение возможных перспектив карьеры, политических шагов. Тема 12. Границы и возможности прогнозирования в журналистике Интерпретация фактов как элементов обширного целого в их связях и взаимовлияниях. Приподнятость над фактом, достаточная свобода в обращении с обширным фактографическим материалом, установление объединяющих моментов и ответвлений. Исследование для выявления и уточнения социальных, экономических, творческих и иных тенденций. Актуальность обозрений и политических портретов, их ценность как «системы координат» для последующих суждений. Методики социологических исследований в помощь журналистам, работающим в качестве ответственных интерпретаторов социальных проблем, нацеленным на прогнозирование. Публицистическое прогнозирование как важнейший результат социально-ориентирующей деятельности журналистики. Учебное задание к семинарскому занятию по темам 10–12 Вопросы для обсуждения
Упражнения в аудитории и самостоятельная работа
Содержание экзамена: 1. Представление полного досье (вырезки из текущей прессы по всем темам – надписанные, со всеми необходимыми пометками, подчеркиванием). 2. Представление всех контрольных (расширенный комментарий, колонка обозревателя, окончательный вариант статьи). 3. Ответ по билету (два вопроса). ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
«ДОСЬЕ» К ЭКЗАМЕНУ В досье (подборке вырезок) должны быть представлены: По темам I раздела
По темам II раздела
По темам III раздела
По темам IV раздела
ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Примечание: Задание 3 выполняется в четыре этапа: Этап 1. Предложить идею постановочной статьи, собрать фактический материал (собственные наблюдения, публикации прессы, Интернет), систематизировать его, разработать черновик плана. Этап 2. Собрать материал для подкрепления аргументов (мнения экспертов), обращая особое внимание на «контрдоводы». По результатам первых двух этапов проходит промежуточная аттестация (в конце марта – начале апреля). Должны быть представлены: собранный фактический материал (распечатки), собранные мнения экспертов (распечатки) и набросок плана статьи. Этап 3. Логически связный и достаточно аргументированный предварительный текст статьи. Срок представления – начало мая. Этап 4. Сюжетно продуманный, популярно изложенный, занимательный и наглядно представленный (лид, заголовки, подзаголовки, врезы) текст статьи. Срок представления черновика – третья декада мая, окончательный текст – к экзамену (начало июня). 7. Памятки для студентов Памятка 1Комментарии журналиста Контрольные вопросы
Задания по составлению досье
Контрольная работаПодготовить расширенный комментарий, рассмотрев ряд чужих мнений по факту. Это должен быть материал – ответный комментарий на выступления других журналистов, «открывающий проблему». Объем – не менее 150 строк. Памятка 2Проблемная статья журналиста Контрольные вопросы
Задания для составления «досье»
Контрольная работаНаписать собственную проблемную статью (объем – не менее 250 строк). Необходим ряд этапов: Собрать и систематизировать материал. Сформулировать ведущий тезис. Составить план статьи. Разработать систему аргументации и «контрдоводов», отталкиваясь от проблемных выступлений, опубликованных в прессе, близких вашей теме. Оформить первый («научный») вариант статьи, следуя строгой логике доказательств. В результате: Создать журналистский вариант статьи (сюжетный) с представлением события – первотолчка к исследованию проблемы, конфликтностью повествования, с фрагментами полемики и «приключение мысли», для эффекта «соразмышления» автора и читателя. Памятка 3Полемическая статья Контрольные вопросы
Задания для составления «досье»
Контрольные работы
Памятка 4Обозрение и политический портрет Контрольные вопросы
Задания для составления «досье»
Контрольные работы
ЛИТЕРАТУРА Библер В. Мышление как творчество. – М., 1975. Ивин А. Искусство правильно мыслить. – М., 1990. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. – Гл. 5. Масарский Н. Убеждающее слово. – М., 1979. Мезенцев М. Суждение о будущем в публицистическом тексте. – Ростов н/Д, 1983. Павлова К. Психология споров – Владивосток, 1988. Тертычный А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М, 1998. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2001. Тертычный А. Расследовательская журналистика. – М., 2002. Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. – М., 1998. Фоминых Д. Публицистический факт. – Красноярск, 1987. Шостак М. Аналитическая публицистика. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 1999. Шостак М. Диалог и полемика // Журналист. – 1998. – № 2. Шостак М. Жанры газеты. – М., 2000. Шостак М. Журналистское расследование // Журналист. – 1998. – № 10. Шостак М. Оперативное комментирование // Журналист. – 1997. – № 12. Шостак М. Работа обозревателя. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. Шум Ю. Журналистское расследование. – М., 2000. |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть III журналистика новостей Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста. Часть III: Журналистика новостей» / авт сост.... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть V художественная публицистика Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста». Часть V: Художественная публицистика. – М.:... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А.... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины Основы творческой деятельности журналиста Часть II литературная работа журналиста Для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Литературная работа журналиста. Часть II: Художественная публицистика». – М.: Импэ им. А.... | ![]() | Пособие по дисциплине основы творческой деятельности журналиста для студентов факультета журналистики Ш 79 Оперативная журналистика: пособие по дисциплине «Основы творческой деятельности журналиста» / М. И. Шостак. – М. Импэ им. А.... |
![]() | Основы творческой деятельности журналиста Жуковская Е. Е. программа курса Пояснительная записка Учебный курс «Основы творческой деятельности журналиста» адресован студентам кафедры журналистики и pr историко-филологического факультета... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... | ![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины профессиональная этика журналиста для студентов факультета журналистики Учебно-методический комплекс дисциплины «Профессиональная этика журналиста» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,... |